Как эффективная формаорганизацииурока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как эффективная формаорганизацииурока



ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

 

«Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление» Л.С. Выготский

 

«Мотивация — главная движущая сила дидактического процесса. Мотивы занимают первое место среди факторов, определяющих его производительность»(И. Подласый). Компонентами мотивационной сферы обучения являются его мотивы, цели, эмоции, а также его умение учиться, что в значитель­ной мере влияет на мотивацию.

В ситуации обучения ученые выделяют три группы мотивов.

1. Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у
школьников за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя
интерес к данному предмету. Эти внешние факторы, которые формируют
заинтересованность школьников к изучаемому предмету. К приемам,
которые наиболее часто используются для мотивации, Н.М. Зверева относит:

1) связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники;

2) показ недостаточности имеющихся знаний;

3) создание проблемной ситуации;

4) использование художественной и научно-популярной литературы,
произведения искусства;

5) экскурсы в историю:

6) использование сравнений;

7) привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов;

8) использование игровых ситуаций и др.

Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и ученика. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействия на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих.

2. Перспективно-побуждающие мотивы. Учитель объясняет
школьникам, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить
следующий раздел. У учащихся формируется мотив к обучению. В этом
случае они ориентируются не на оценки, и познавательная деятельность
является лишь средством достижения цели, которая находится вне самой
познавательной деятельности.

При активных формах обучения и, в частности, проблемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов: познавательно-побуждающих.

3. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска
знаний.
Интерес к обучению возникает в процессе умственного труда по
решению проблемы, поиска новых знаний и новых способов решения
проблемной задачи или группы задач. В этом случае возникает внутренняя
заинтересованность ученика, которая формирует мотивационную среду на
учебном занятии. Мотивационная среда воздействует на поведение и
действия школьника в интересах саморазвития и самосовершенствования, а
не просто стимулирует их на выполнение некой обязательной работы.

Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения», все больше и больше привлекающие внимание учителей.

Как начать урок? Как вызвать интерес к уроку, к конкретной теме? Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов.

Кумир

На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

Автор

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

Оратор

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Линия времени

Начертите на доске линию, на которой обозначьте этапы изучения темы, формы контроля; проговорите самые важныемоменты темы, вместе с учащимися определите уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет ученикам увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Этот приемпозволяет увидеть тему целостно и изучать ее от общего к частному.

Приём «З-Х-У»

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Формирует:

· умение определять уровень собственных знаний;

· умение анализировать информацию;

· умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

В начале урока, заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.

После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Пример:

"Знаю" Первые люди жили стаей, затем общинами.

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

"Хочу узнать"

Где появились первые люди?

Как люди заселили нашу Землю?

Почему сейчас люди не кочуют?

"Узнал"

Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.

Текстовые задачи

учитель математики кадетской школы г. Хабаровска Тюмейко И.К.

Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Обыденные и повсеместные явления, события,предметы могут стать странными, если на них поглядеть с другой точки зрения.Удивление — начальная фаза развития познавательного интереса.

Пример. Естествознание

На уроке по теме «Вода» учитель рассказывает: «Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в кото­рой люди ходят по воде! И самое удивительное, что этот рассказ был правдивым! А мы с вами ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что ча­сто не замечаем ее свойств» (по А. Гину).

К этому же методическому приему можно отнести следующие варианты: «Что произойдет, если...?» В этих вопросах рассматривают парадок­сальные ситуации. Ученики сами могут найти и предложить подобные ситуации для обсуж­дения.

  Пример. География

· Как изменился бы климат России, если бы Уральские горы «выросли» на один километр?

· Как изменилась бы территория России, если бы уровень Мирового океана повысился на 100 метров?

Фантастическая добавка

В этом приеме учитель дополняет реальную си­туацию элементами фантастики.

 Пример. История

Перенести учебную ситуацию на фантасти­ческую планету, изменить значение любого параметра, который обычно остается по­стоянным или имеет определенное значение. Биологи могут придумать фантастическое животное или растение и рассмотреть его в реальном биоценозе. Филологи — перенести реального или литературного героя во време­ни. Историки — рассмотреть историческую ситуацию глазами древнего грека или жителя Киевской Руси.

Пример. Задача: исследователи опустили зонд на линию экватора шарообразной планеты Арктур VI. К удивлению ученых, вес зонда оказался равен нулю. Как это могло получиться? Какова продолжительность суток на планете, если ее масса М, а радиус R?

Универсальный подход — написать (прочитать подготовленные дома) фантастические рассказ, эссе, стихи, используя знания по предмету.

«Перепутанные логические цепочки»

На доске или слайде записаны верные и неверные цитаты. Ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, и знак «-» там, где неверное.

 Правильность выполнения работы проверяется после изучения нового материала.

Например, урок в 8 классе по теме «Состав, строение и свойства неметаллов»:

- Неметаллы обладают свойствами металлов.

- Неметаллы могут быть по агрегатному состоянию твердыми, жидкими и газообразными веществами.

 - Газы – водород, кислород, азот и хлор образуют трехатомные молекулы.

- Неметаллы проводят тепло и электрический ток.

- Неметаллы – хрупкие вещества.

 - Неметаллов в периодической системе больше, чем металлов.

(Пример с урока учителя химии кадетской школы Попето И.В.)

Прием «Аргументы»

Например, на уроке в 8 классе по теме «Состав, строение и свойства простых веществ-неметаллов» ученикам по мере изучения нового материала предлагается подтвердить или опровергнуть следующие аргументы:

 

Аргумент Почему «Да» Почему «Нет»
1.Один химический элемент образует только одно простое вещество. Простое вещество образовано атомами одного химического элемента. Один химический элемент может образовывать несколько простых веществ.
2.В простых веществах присутствует ковалентная неполярная связь. Ковалентная неполярная связь присутствует в простых веществах неметаллах. У простых веществ металлов металлическая связь.
3. Простые вещества неметаллы состоят из молекул. Простые вещества кислород, водород имеют молекулярную кристаллическую решетку. Для некоторых неметаллов (углерод, кремний) характерна атомная кристаллическая решетка.

 

(Пример с урока учителя химии кадетской школы Попето И.В.)

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель дает загадку (удивительный или ма­лоизвестный и странный факт), ответ на которую (ключик для понимания) можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Пример. География

Тема «Климат». Христианство пришло в Киев­скую Русь из Византии, поэтому практически все внешние атрибуты (обрядность, архитек­тура храмов) повторяли византийские образ­цы. Но единственным элементом непохожести храмовых сооружений стали крыши. В Византии крыша храма имела форму полусферы, в Киевской Руси — форму луковицы. Как объяснить такое отступление от архитектурных канонов? (По- лусферные крыши не выдерживали давления тол­стого слоя снега зимой, а с крыш-«луковиц» снег соскальзывал, не задерживаясь.)

Пример. Экономика

Тема «Маркетинг и реклама». В 1896 году в Ека­теринбурге один крестьянин построил большой дом из бревен. Затем обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег перед толпой. После этого случая он очень разбогател. К концу за­нятия попробуйте догадаться, что произошло. (Крестьянин изобрел противопожарный рас­твор. Пропитанное им дерево становилось ог­нестойким. Крестьянин построил и поджег дом на торгово-промышленной выставке, сделав прекрасную рекламу своему изобретению).

Вопрос к теме

Перед изучением учебного текста учащимся ставится задача: составить к нему список вопросов.

Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

 

Ассоциации на доске

Этот метод предполагает привлечение собствен­ного опыта учащихся, рассчитан на высокий уровень заинтересованности, применяется фронтально. Его целесообразно использовать при мотивации из­учения теоретического материала (идеи, понятия) и вопросов методологии. В зависимости от содержа­ния имеет три формы проведения.

Понятия

Учитель вертикально на доске записывает ос­новное понятие, которое должны обработать уча­щиеся. Затем он просит учащихся назвать при­знаки этого понятия или ассоциации, которое оно у них вызывает. Обязательным условием является то, чтобы слова имели общие с основным понятием буквы.

Цветок

Учитель рисует на доске цветок (серединка и какое-то количество лепестков). В серединке записывает основное понятие. После этого он просит учащихся назвать проявления и характеристики понятия и записы­вает их на лепестках.

Прямоугольник

Учитель рисует на доске прямоугольник и за­писывает на нем основное понятие. Затем просит учащихся назвать его синонимы, антонимы, при­лагательные, глаголы, которые, по их мнению, свя­заны с этим понятием.Их все записывают на соответствующих сторонах прямоугольника.
Когда ассоциации заканчиваются, учитель предлагает учащимся из каждой группы отобрать по три наиболее характерных. С отобранными ассоциациями ведется дальнейшая работа.

Картинная галерея

Учитель вывешивает на доске 4—5 картин (фотографий), которые со-
держат признаки основного понятия или явления. Объединив учащихся
в группы, он предлагает их представителям через некоторое время на-
звать признаки понятия, изображенные на картинах. После завершения
работы в группах представители называют по одному признаку. Учитель
записывает их на доске.

Источники информации

Для активизации работы и заинтересованности учащихся в начале
урока учитель раздает газеты, журналы или страницы тех изданий, где
размещена информация, касающаяся темы урока. Учитель просит обратить внимание на конкретную информацию, подчеркивая важность ее
использования.Как вариант можно использовать отрывки из художественной из научно-популярной литературы.

Мозговой штурм

Этот прием заключается в коллективной творческой работе с целью решения определенной сложной проблемы. Всех учащихся объединяет совместная работа над поиском истины.

Алгоритм работы:

1. Формулировка проблемы

2. Постановка задач

3. Определение терминов

4. Высказывание суждений, идей

5. Регистрация идей на доске

6. Обоснование идей авторами

7. Общая дискуссия относительно предложенных идей: правильность, целесообразность, оригинальность

8. Выбор лучшей идеи

9. Обоснование окончательного выбора

10.  Подведение итогов

 

Классификация. Альтернатива

Если основным содержанием изучаемого на уро­ке являются моральные ориентации и ценности, тогда целесообразно использовать названные мето­дические приемы. Суть метода «Классификация» заключается в том, что учащиеся получают рабочие карточки, на которых записаны различные призна­ки определенных понятий или явлений. Опираясь на собственный опыт и предпочтения, учащиеся должны сгруппировать их по определенным признакам или критериям.

В методическом приеме «Альтернатива» учащиеся получают рабочую карточку, на которой записана определенная моральная проблема и ряд
альтернативных предложений ее решения. Каждый учащийся должен самостоятельно выбрать только одну из предложенных альтернатив и объяснить свой выбор.

После заслушивания ответов трех-четырех учащихся учитель организует фронтальную беседу, чтобы выйти на основной вопрос урока и перейти
к этапу учебно-познавательной деятельности учащихся. После этого учащихся непосредственно привлекают к занятиям: каждому предлагают в форме творческой работы определить собственные цели.

 

 

Контрольные вопросы для учащихся на этапе мотивации ► Что будем изучать? ► Почему именно этот материал необходимо изучать? ► В чем заключается важность этого материала для вас лично? ► Какой результат вы должны получить в конце работы?  

НОВОГО МАТЕРИАЛА

Можно привести коня водопой,

но нельзязаставить его пить.

Английская поговорка


Задача педагога на этом этапе: создать условия для приобретения обучаемым нового опыта, творческого продукта. Помочь ему перейти через барьер, называемый «зоной ближайшего развития»,  «включить» обучаемого в такую ситуацию, в которой он мог бы переживать событие, совершать умственные действия или моделировать нравственные поступки, приводящие его к новому опыту.

 

Прием «Кластер»

Алгоритм создания кластера:

· В центре чистого листа пишется ключевое слово, название рассматриваемой темы.

· Вокруг пишутся в «окошках» основные свойства, определения, понятия, характеристики, предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (Модель «Планета и ее спутники»).

· По мере записи появившиеся слова соединяются стрелками, показывающими связи с ключевым понятием, образом или чем-то еще. У каждого из «спутников» таким образом, появляются свои «спутники», устанавливаются логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Иногда ключевое слово располагают вверху, и ветви «гроздья» опускаются вниз, как гроздья винограда. Такой вариант хорошо воспринимается обучающимися и представляется более логичным.

Кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. Поэтому в ходе работы над понятием необходимо следовать цели развития темы.

Вот пример кластера по электротехнике, который составили учащиеся преподаватель физики и электротехники агропромышленного техникума р.п. Хор Овчинниковой Е.А.

 

 

Метод «Дерево понятия»

Графическое построение дерева понятия

Чтобы строить и воспроизводить понятия правильно, нужно знать основные требования к логическому определению понятий. К ним относятся:

1. Определение понятия должно быть научным. Это означает, что определяя то или иное понятие, нельзя исказить его научный смысл.

2. Определение понятия должно содержать указание на ближайшее родовое понятие.

3. Определение понятия не должно быть тавтологией, т.е. повторяющейся в иной словесной форме ранее сказанное. Сущность такой ошибки заключается в том, что понятие определяется через само себя.

4. Определение понятия должно быть достаточным. Это означает, что в «дереве» понятия должны быть указаны все признаки, позволяющие однозначно выделить объекты определяемого понятия. Если же это требование нарушается, то под определение понятия можно подвести не только объекты определяемого понятия, но и другие объекты.

5. Определение понятия не должно быть избыточным, в нем не должно быть лишних, являющихся следствием других признаков определяемого понятия.

6. Для составления ДП можно использовать кроме учебника различные дополнительные источники информации: словари, справочники, энциклопедии и пр.

Примеры сконструированных «деревьев» понятий: 

 

ОКРУЖНОСТЬ

замкнутая плоская кривая

 

                     множество точек плоскости, равноудалённых от данной точки

 

 

 


множество точек внутри окружности                                           внешняя часть плоскости

 

 


центр   радиус    хорда      диаметр     касательная общая точка прямой                                                                                                                                                                        и окружности

 

середина расстояние прямая АВ    хорда,

от каждой точки              проходящая через центр

           окружности до центра

 

                                   соединяет 2 точки окружности

Логическая схема «Паучки»

Для работы над понятиями можно использовать небольшие структурно-

логические схемы —«паучки».К обведенному в овал слову подбирают ключевые понятия, которые характеризуют основное слово. Эти слова образовывают « ножки паучка». «Паучки» используют для устнойречи,
характеристики понятий.

Пример. География.

 

 

Понятийные диктанты — учитель диктует или ученики выписывают из словаря необходимые по­нятия или их определения.

Терминологическая разминка — микрогруппам предлагают два-три понятия. Задача учеников «— записать несколько определений каждого понятия и затем защитить свою точку зрения.

«Слабое звено»

Для того чтобы закрепить новую терминологию, можно применить игровой методический прием «Слабое звено». Учитель предлагает припомнить все новые термины урока. Первый ученик назы­вает один термин, второй — предыдущий и свой, третий — два предыдущих и свой и т. д. Порядок слов сохраняется. Если ученик ошибся, то следую­щий не исправляет его, а говорит: «Слабое звено». На уроке тематического повторения и обобщения такие цепочки могут состоять из 20 и более слов.

Пример.

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

 

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ

Методика Ривина

Работа по методике А. Ривина предусматривает или изучение текста абзацами. Под абзацами следует понимать часть текста до 12 строк, содержащего законченную мысль и суть которого можно передать одним предложением (до 10 слов). Для изучения абзаца необходимо сначала выяснить, о чем он. Чтобы суметь выделить главную мысль каждого абзаца, рекомендуем придерживаться такого алгоритма.

· Найдите в тексте новые слова и словосоче­тания.

· Объясните их значение (своими словами) или найдите в тексте, при необходимости восполь­зуйтесь дополнительной литературой.

· Составьте предложение с новыми словами, убе­дитесь, что вы их правильно поняли.

· Найдите основное слово или словосочетание аб­заца.

· Устно объясните, почему вы его считаете основ­ным.

· Составьте предложение с основным словом, чтобы передать идею абзаца, придумайте второе пред­ложение, выберите, на ваш взгляд, лучшее.

· Лучшее предложение запишите в тетрадь.

· Основным словом могут быть предметы, явле­ния, персоналии, события, о которых говорится в абзаце.

· Установите связи, зависимость между этими объектами.

· Составьте предложение, которое выражает суть абзаца, придумайте второе, выберите лучшее.

· Подготовьте ответы на вопросы учебника или предложенные учителем, учениками.

· Подготовьте вопрос для товарища.

· Придумайте опоры, чтобы объяснить другому ученику содержание абзаца.

· Определите перспективу развития идеи, проб­лемы, признака, сферу применения новых по­нятий.

· Свяжите усвоенную информацию с ранее изу­ченным или прочитанным материалом.

Как работать с документом

Ответьте на вопросы.

· Назовите автора документа. Кто, кроме автора, принимал участие в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Какую дополнительную информацию смогли бы вы найти об авторе документа?

· Когда был написан или создан документ? Насколько значимым в истории был период, когда был подготовлен документ?

· Где произошли события, о которых говорится в документе? Какое значение имеет место, где произошли упомянутые в документе события?

· Какие факты были упомянуты в документе? Какие выводы можно сделать опираясь на них?

· Почему был создан этот документ? Что стало поводом для его создания?

· Что стало причиной описанных в документе событий?

· Помог ли вам документ больше узнать об историческом событии как предмете изучения?

Приём "Инсерт"

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это:

· I - interactive - самоактивизирующая

· N - noting

· S - system - системнаяразметка

· E - effective - для эффективного

· R - reading - чтения

· T - thinking - и размышления

Приём используется в три этапа:

1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; "? " - не понял, есть вопросы);

2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

3. Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

«Шпаргалки»

Учащимся предлагают прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) ученики отдают учителю. Затем ученики по желанию подходят к учителю и берут шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Учитель отмечает лучшие шпаргалки и докладчиков.

«Шерлок Холмс»

Учащимся предлагают быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть малейшие мелочи. Затем определяют самый длинный список вопросов. Ученики дают ответы на них. Учитель отмечает наиболее

активных игроков.

«Философы»

Любой материал, как утверждают психологи, лучше запоминается, если его разложить по полоч­кам на семь единиц. Этими единицами могут быть такие философские категории:

§ особенности;

§ общее;

§ единичное;

§ содержание;

§ форма;

§ явление;

§ сущность.

Учитель предлагает ученикам (за определенное время) прочитать текст и разложить весь материал по названным категориям, создав таким образом
своеобразную таблицу-конспект. В зависимости отособенностей и сложности материала учитель может выделить другие категории. Побеждает тот, кто полностью справится с заданием. Конспект обсуждается в классе.

(По материалам С. Д. Булавенко)

Пример1.

Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.

У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Д: Это хорошо для червяков, они смогут вырастить больше потомства и т. д.

Пример 2.

Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.

Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.

Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.

Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.

Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...

и т.д.

Пример 3. Игра «суд». Класс делится на три команды: адвокаты, прокуроры, судьи.

У: Объявляем суд над портфелем. Прокуроры, ваше обвинение.

Д (прокуроры): Портфель тяжелый, его трудно носить с собой – это плохо.

Д (адвокаты): Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны – это хорошо.

У: Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники – и его можно было легко носить с собой.

Д (судьи): сделать портфель на колесиках. и т. Д

 

Пример.

У: Играем в пинг-понг с объектом «глагол». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака.

Д (1): Значениеглагола

Д (2): Действие. Свойства?

Д (1): Вид (совершенный –несовершенный, переходность). Способ изменения?

Д (2): Время, лицо, число, спряжение. и т. д.

Приём  “Лови ошибку”
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

· умение анализировать информацию;

· умение применять знания в нестандартной ситуации;

· умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример.

Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литература. История Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

Приём «Связи»

Универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И. Ивановым, в другой интерпретации подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова (она разработала эту игру для занятий по экологии).

Формирует:

· умение находить связи между объектами в системе;

· умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;

· умение устанавливать связи между любыми объектами.

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.

Пример1.

У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить... Действительно, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это доказать. Назовите два как можно более различных, далеких друг от друга, объекта.

Д: Вулкан – тетрадь.

У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти два объекта.

Д: Слово «вулкан» написали в тетради.

У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не обязательно искать прямую связь, можно связать их через другие объекты, построить длинную цепочку.

Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался к капельке воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда – в Белое море. Потом она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в форточку и попал на тетрадь...

У: Замечательно. Кто предложит другие варианты...?

Пример 2.

У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица.

У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.

Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.

У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.

 

Приём “Целое-часть. Часть- целое”

 Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу

Пример.

1. Автомобиль - колесо;

ружье -

а) стрелять б) курок в) оружие

2. копейка - рубль;

рукав -

а) пришивать б) пуговица в) рубашка

Решение задачи

1. Переформулируем задачу в изобретательскую: Как научить пользователей соблюдать правила работы за монитором и заботиться о своем здоровье?

2. Сформулируем противоречие: Пользователю необходимо много времени проводить за компьютером. Пользователю нельзя долго работать перед монитором без перерыва.

Идеальный Конечный Результат: Пользователи проводят перед монитором столько времени, сколько необходимо, но при этом регулярно делают перерыв и приближаю монитор к глазам ближе 50 см.

3. Ресурсы. Возможны варианты использования следующих ресурсов:

человеческие: в штат введена должность служащего, который будет регулярно напоминать пользователям о необходимости сделать перерыв и следить за правилами посадки перед монитором;

материальные: поставить перед монитором на расстоянии 50 см второй экран из прозрачного материала, чтобы пользователи соблюдали безопасное расстояние;

энергетические: встроить в монитор устройство, которое будет самостоятельно отключать монитор через определенные промежутки времени, делая тем сам принудительный перерыв в работе.

Из указанных ресурсов наиболее эффективным является энергетический ресурс.

4. Способ разрешения противоречия: разрешение в структуре. Встроить в монитор тепловой датчик, который будет отключать монитор, если человек приблизится к монитору ближе 50 см, а так же будет отключать через равные промежутки времени, устраивая, таким образом, перерыв в работе пользователя.

5. Оценка решения: решение требует в любом случае затрат, наиболее эффективно использовать возможности самой системы – монитора.

Конструктор «События»

Универсальный конструктор ТРИЗ для разработки заданий двух типов: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию. Кроме того, конструктор помогает строить задания, позволяющие детям работать с уже известными им закономерностями, т.е. дополнять утверждения известной им информацией.

Опорные слова для синтеза заданий: «что будет, если...», «что следует из того, что...», «какой вывод можно сделать из того, что...», «закончите фразу...» и «при каком условии...».

Конструктор 1 вида

Было Стало Изменилось
+ + ?
+ ? +
? + +

Конструктор 2 вида

 

  событие или состояние 1 (причина)   событие или состояние 2 (следствие)
Если + то ?
  ?   +

 

Пример заданий по математике 1

 

  событие или состояние 1 (причина)   событие или состояние 2 (следствие)
Если В треугольнике есть прямой угол то ?

Задание:

1. Закончите утверждение: «Если в треугольнике есть прямой угол, то...»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.187 с.)