Античная эстетика (5-6 век до Н. Э. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античная эстетика (5-6 век до Н. Э. )



АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА (5-6 век до н. э.)

Возникает философия и эстетика в её рамках.

 

Философия (филео – любовь, софия – мудрость) – любовь к мудрости.

 

 Для мировоззрения древних греков характерны:

 

- космоцентризм (космос – что-то ограиченное в пространстве, имеет

центр, симметрию; гармонично устроенный).

 

- Демократия (Город – полис, свое народное собрание, свои законы)

 

- Двойственное отношение к искусству: восторгаются произведениями,

недолюбливают художника (физический труд удел рабов).

               

Космологизм – мир это космос, ограниченный в пространстве, гармонично устроенный (есть середина, есть границы и гармония). Мир – макрокосм, человек – микрокосм; человек должен быть устроен гармонично, как и космос.

Пифагор

Пифагор – первый философ, который открыл свою школу - пифагорийскую.

Пифагорейцы:

· Связывают понятие прекрасного с общей картиной мира (гармоничный космос)

· Выявляют пары противоречий: добро и зло, единство и множество. Прекрасное и безобразное – отсутствует, так как это понятие входит в пару добро и зло.

· Развивают учение о гармонии сфер: каждая планета окружена воздухом и прикреплена к прозрачной сфере. При движении планета издаёт характерный звук, который зависит от скорости движения. Вселенная – гармонично отстроенный оркестр.

Был культовой личностью и ему приписывали волшебные свойства. Чтобы попасть в его школу, надо было пройти пятилетнее молчание. Школа – группа единомышленников. Считал, что музыка очень важна и может влиять на здоровье и душевное состояние. Говорил, что космос звучит (каждая планета – определённая нота, каждый звучит и важно не сфальшивить).

Гераклит Эфесский (из Эфеса)

Самая прекрасная обезьяна безобразна в сравнении с родом людей (относительность красоты).

Демокрит

Пытается объяснить происхождение искусства естественными причинами

Искусство возникло из подражания человека природе (от паука ткачеству,

от ласточек домостроению и т.д.). Музыка не от нужды, а от излишества благ.

Мимесис – искусство как подражание природе. Прекрасное в человеке – это гармоничная жизнь, равновесие физических и душевных сил, равновесие и надлежащая мера во всем. 

Искусству, как и мудрости, нужно учиться, но высокие достижения возможны лишь при наличии таланта, душевного огня и вдохновения.

Сократ (469 -399 г. до н. э.)

Самый известный Афинский философ. Ничего не писал, считал, что тексты безличны и предпочитал личное общение.

Категорически отказывался брать деньги за обучение (в отличие от софистов).

 

Взгляды на красоту связаны со временем, в котором он жил. Во времена Сократа искусство не отделилось от ремесла.  Сократ говорил: «Прекрасно то, что полезно».

 

Эстетика Сократа: 

Майовтик а - метод философствования Сократа: Сократ помогает родиться знаниям.

 Пытался знания из практического уровня перенести в теоритический: вопрос о красоте для скульпторов, о мужестве военному. Они дают конкретные примеры красоты, а Сократ провоцирует их на общее определение. 

“Прекрасна только та вещь, которая пригодна для чего-либо. И навозная

корзина сделана прекрасно, если ее можно использовать, а золотой щит –

безобразный”.

 

Скульптуру он выдвигает на первое место: она может показать не только прекрасное тело, но и состояние души.

 

Разделяет позицию мимесиса, но подражание – это не простое

копирование, так как нелегко встретить человека, у которого одного все было

бы безупречно. Идеальных людей нет, художник должен творчески

воспроизводить природу, отбирать лучшие признаки и соединять их в идеал.

 

“Какие люди достойны быть изображенными в искусстве? Достойны

изображения те, у кого присутствуют прекрасные, благородные черты

характера, высокие нравственные качества” – Сократ объединяет этику и

эстетику, добра и красоты, что называется калокагатия (калос – прекрасный, агатос – хороший) – идея воспитания человека Совершенного, сочетающего в себе совершенство телесной красоты и духовно-нравственного склада.

Сократ выдвигает человека в качестве главного объекта искусства.

Не всем нравились вопросы, которые он задавал, и на него подали в суд – развращение молодёжи. Сначала его оправдали, но Сократ не признал вину, и его признали виновным.

 

Платон (ученик Сократа)

 

Был качком, но мечтал стать драматургом. Платон имя не настоящее. Подробно описал суд над Сократом. Тяжело пережил смерть Сократа. Открыл свою философскую школу. Так получилось, что его гимнасий находился рядом с памятником греческому герою Академу – гимнасий стали называть академией, а учеников академиками.

 

В идеальном государстве должно быть разделение труда: философы – ум; воины – мужество; крестьяне и ремесленники – мера.

 

Платон первый известный идеалист: первична идея, она была всегда. Искусство это копия с копий, подражание подражаний, тень теней (первична идея, мир – копия идеи, а художник копирует мир). Платон ставит искусство не высоко, т.к. оно что-то третье. Искусство – чувственное познание мира, примитивное, неточное. Искусство, по его мнению, должно нести только позитив.

 

Аристотель (384-322 г до н.э.)

 

Ученик Платона, пробыл в академии Платона 20 лет. Был сыном врача. Родился недалеко от столицы Македонии, отец был лекарем царя.

 

Аристотель был учителем Александра Македонского с 14 лет (4 года). Потом Аристотель вернулся в Афины и открыл свою школу рядом с храмом Аполлона Ликейского, поэтому его школу начали называть – ликей. Перипатетическая школа (прогуливающихся) – занятия часто проходили во время прогулки.

 

Эзотерическая – для посвящённых (утром), экзотерическая – для всех (вечером). Аристотель собрал большую библиотеку в ликее. После смерти Александра началась борьба за власть (закат Античности), на Аристотеля подали в суд (сомнения в богах), но он уехал из Афин до суда.

 

Аристотель – вершина античной мысли, великий систематизатор. Поэтика – искусство поэзии. Искусство это воспроизведение прекрасного бытия, которое характеризуется мерой, порядком и гармонией. Бытие – весь окружающий нас мир. Основные виды прекрасного: слаженность, соразмерность, определённость и ограниченность величины. Чрезмерно малое или большое не может быть прекрасным, только соразмерное взгляду человека. Самым прекрасным является человек, и именно он является предметом искусства.

 

Искусство это подражание природе.

· Подражая человек обучается.

· Человек обладает естественной склонностью подражать всему, что попадает в поле его зрения.

· От подражания человек получает удовольствие.

Если сравнивать искусство и науку, то искусство определённо выше науки. Поэзия выше истории, потому что наука нам рассказывает о том, что было (факты), а искусство рассказывает, как это могло бы быть.

 

Аристотель обращается к литературе как виду искусства. И выделяет три рода литературы:

· Эпос (объективный рассказ о событиях)

· Лирика (субъективные переживания, «антипод» эпоса)

· Драма (сочетание эпоса и лирики, все произведения относящиеся к театру). Делится на комедию, трагедию и драму в узком смысле слова.

 

Трагедия всегда завершается смертью (принципиальное отличие от драмы).

Греческая трагедия отличается от Шекспира: тема фатума (судьбы; фатум сильнее – выбора нет). У Шекспира в трагедии всегда есть выбор (быть или не быть).

 

Катарсис – очищение души, цель искусства (при восприятии трагедии, встрече со смертью происходит катарсис – очищение души).

 

Аристотель поддерживает идею калакагатии.

 

 Эстетика средних веков (4-14 века)

Период упадка греческой культуры (период эллинизма). Существовало много философских школ. Эпоха средневековья эпоха распространения христианства.

Фундаментальные мировоззренческие принципы средневековья:

 

1. Принцип теоцентризма  (источник всякого бытия, блага и красоты – бог, теос);

 

2. Принцип креационизма (принцип творения - все сотворено Богом из ничего и стремится к

ничему);

 

3. Принцип провиденциализма (бог правит созданным им миром,

человеческой историей и поведением каждого человека; заложена идея осмысленности всего происходящего, принцип стрелы – мир развивается);

 

4. Принцип персонализма (человек понимается как персона, личность.)

 

5. Принцип ревиляционизма (самый надежный способ постижения истины – постижение смысла священного писания).  Этот принцип сводил науку на нет.

 

Период патристики с 1-4 век. Патристика – творчество отцов церкви, объяснение библии, заповедей. Для раннего средневековья характерен аскетизм - принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью. В это время формируется негативное отношение к искусству.

Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иероним – в своих работах разрабатывали основные эстетические принципы, которые легли в основу средневекового официального искусства. В рамках аскетизма они говорят об искусстве (отказ от чувственных и телесных удовольствий).

Человек искусства высокомерен, своенравен и неверен. Смех – признак человеческой слабости, только посты и молитвы. Раннее христианство разделяет позиции Платона.

Потом понимают, что посредством искусства можно привлечь людей к искусству.

Иконоборцы и иконофилы (иконопочитатели).

Иконоборцы: божество нельзя выразить в физической форме, только знаками или символами. Выступали против икон – нарушение первой заповеди (не сотворяй себе кумира).

Иконофилы: икона – символ, приводящий человека к богу. Воплощение бога в человеке. Они победили и уничтожили всю информацию об иконоборцах.

Как только иконофилы победили, появились каноны, ограничивающие работу художника-иконописца. Они касались

· Цвета (высшее место – пурпурный цвет, цвет божественного и императорского достоинства; красный – цвет пламенности, огня, как карающего так и очищающего, цвет животворного тепла и символ жизни; белый – противостоял красному, как символ божественного цвета, чистота, святость; чёрный – конец, смерть, противоположность белому; зелёный – юность, цветение; синий, голубой – символ сверхъестественного мира, трансцендентного)

· композиции (изображение должно быть только фронтальным; изображение богоматери и апостолов – фас, 3/4; отрицательные образы только в профиль).

В Византии на первое место выходит свет. Свет считался благом (теория света). Есть два вида: видимый (способствует органической жизни), невидимый (обращает душу к истинному бытию, но он не видим, и воспринимается глазами ума, мысленным взором; скрывается под различными образами). Свет – духовная категория. Разработана система духовных упражнений, чтобы видеть внутренний свет.

Августин Аврелий (354-430гг)

Увлекался разными философскими направлениями, но в 30 лет пришёл к христианству. Написал знаменитую «Исповедь» (внутренний мир прозрачен только для бога). Первый, кто начал разрабатывать христианскую философию. Проблема метафизической теодицеи (теодицея) – проблема оправдания существования бога, как бог допускает всё что происходит. «Бог создал наш мир совершенным, но создал из ничего – отсюда его несовершенство или неполнота совершенства, но наш мир – лучший из всех возможных» - говорил Августин Аврелий.

Эстетическая теодицея: наше зрение не совершенно, поэтому мы не можем видеть мир, как его видит бог. Мы видим отдельные фрагменты мира, и поэтому он кажется нам не совершенным. Наше восприятие не совершенно.

Фома Аквинский (1225 -1274гг)

Томизм – учение Аквинского (Фома – Томас с латинского).

Цельность, пропорциональность и яркость. Прекрасным называется то, восприятие чего доставляет наслаждение. Есть чувственные наслаждения (от пищи), эстетические наслаждения (зрительные, слуховые), чувственно-эстетические (от женских украшений и духов). Прекрасное – это объект наслаждения.

В то время любое новаторство – ересь, поэтому ссылка на авторитеты была нормой, плагиат.

Происходит изменение: изобретены часы в 11 веке – ускорение времени, время - деньги. Появляются университеты. Для молодёжи характерно критическое отношение к догмам. Увеличилось количество образованных людей.

1440 г. Йоген Гутенберг изобретает книгопечатание. Начинают печататься книги – они становятся более доступными. Церковь создавала индекс запрещённых книг.

Скульптура Барокко

Лоренцо Бернини 1598 – 1680гг

· 1623г создаёт статую Давид. 100 лет после Давида Микеланджело. История Давида: он идёт на бой с Голиафом. Давид Микеланджело простой, строгий, уверенный, спокойный. Давид Бернини - в движении, гнев, напряжение, открыто передаётся волнение.

· Фонтан Четырёх рек на площади Навона 1648 -1651. Также перекличка с Возрождением.

· Площадь перед собором Святого Петра – сооружение двух округлых галерей.

Представители Барокко: Караваджо, Лондейк, Рембрант, Диего Эласкес.

Литература Барокко

Поэт Барокко Джанбаттисто Марино: искусство должно стать остроумной игрой с читателем (прим. любовь – пламя).

Эммануэль Тезауро

Подзорная труба Аристотеля – при жизни переиздавалась 8 раз

«Кто не нарушает иногда правила, тот не превосходит его никогда» - говорил Тезауро.

 

Классицизм (классикус – образцовый нач 17века)

 

Философия рационализма: Френсис Бэкон и Рене Дэкарт.

Пантеизм – бог растворён в природе, в каждом листочке..

Ф. Бэкон: говорит о том, что Бог создал природу и создал её разумно, так что нужно с помощью разума знакомиться с природой, чтобы улучшить жизнь.

Декарт: «Я мыслю, значит, я существую (cogito ergo sum лат.)

Начинает развиваться естествознание (начало 17 века)

Бекон предлагал метод эмпиризма: познание с помощью опыта.

Рационализм приходит в искусство и начинается классицизм.

Никола Буало 1636 – 1711гг

Классик классицизма.

Написал трактат Поэтическое искусство: даёт основы театрального искусства – как писать пьесы. Говорит, что любой может это сделать. Не считает, что нужен талант.

1. Подчиняться античности. Мифология – источник нового искусства. Под античными именами и событиями – современные герои, современные характеры. Ориентация не на демократическую Грецию, а на императорский Рим – долг и патриотизм.

2.  Прекрасно то, что разумно, логично, ясно, понятно.

3. Подражание природе, облагороженной, упорядоченной человеком: подрезанные деревья (привёл к моде садов).

4. Для того, чтобы всё было ясно и понятно нужно соблюдать три принципа единства:

· Единство времени (событие не больше 24 часов)

· Единство места (поместье, замок феодала)

· Единство характера (характер не меняется, за сутки он не может измениться)

5. Воспитательная цель: герой выходит как носитель недостатка, ярко выраженного (прим. лицемерие).

Чёткая иерархия жанров: высшие (трагедия и эпос: в них поднимается проблема власти), низшие.

Корнель, Лафонтен, Мольер – классики. Корнель «Цинна или милосердие Августа»
                                        

                            Эстетика эпохи Просвещения 18 век

Основа идеологии – прогресс общества, есть прогресс познания. Эпоха атеизма и бурного развития естественной науки. Разум – высший судья всего существующего. Оптимистичный взгляд на мир.

Два французских деятеля – Франсуа-Мари Аруэ де Вольтер и Жан-Жак Руссо - 1789г. Французская революция.

Вольтер (аристократ) предлагает революцию сверху. Был атеистом, но, как и все, осторожно, об этом говорил, т.к. вера сдерживающий моральный фактор.

Деизм – бог создал мир и отошёл в сторону.

Руссо был из низов и предлагал путь снизу. Он оправдывает любой террор и кровопролитие.

Дени Дидро

Базовая идея – воспитательная функция искусства

«Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок». Дидро стоял у истоков энциклопедии, написанной с точки зрения Просвещения.

 Был сторонником просветительского реализма (пару шагов от классицизма). Эта теория была изложена в трактате «Философское исследование о происхождении и природе прекрасного». Художественное творчество это сознательная деятельность, которая имеет разумную цель, общие правила и законы. Нравственное предназначение искусства. Самой высокой оценки заслуживает демократичное искусство, которое пропагандирует нравственность простых людей, выходцев из неимущих слоёв, потому что именно это искусство выражает гуманистические интересы и идеалы.

Дидро «Парадокс об актёре»

Актёр должен играть не нутром, не спонтанными чувствами, а зажигать зал, с помощью холодной головы – видеть себя со стороны.

Новый жанр в литературе – роман. Большой шаг – можно рассказать историю жизни человека (отход от классицизма 24 часа). Сословные конфликты: Джейн Эйр.

Джеймс Томсон 1700 – 1748гг.

Поэма «Времена года» - природа подаётся как наставница истинности, она знаменует порядок, она спокойна. Идеал уединённой созерцательной жизни.

Эдвард Юнг 1683 -1765гг.

Поэма «Жалоба, или ночные думы о жизни, смерти и бессмертии». Состоит из 9 частей (книг), каждая описывает 9 бессонных ночей поэта и его размышления. Поэма полна страстных жалоб обращённых к чувствам.

Томас Грей (1716 -1771гг)

«Элегия, написанная на сельском кладбище» - переведена на все европейские языки. Герой – поэт, место – кладбище в Виндзоре. Обращение к чувствам

Роберт Бёрнс

My heart in the highlands

Даниель Дефо

«Робинзон Крузо» - рациональный ум, гармоничная жизнь – чувствует себя счастливее, чем в городе.

Глава

Определение прекрасного: Прекрасно то, что нравится не вызывая интереса своей чистой формой (нет утилитарной заинтересованности; цель искусства нести в мир красоту, а красота это форма).

Свободная игра: Кант впервые сравнивает искусство с игрой. Игра – это деятельность по определённым правилам, но без определённого результата (когда мы играем, мы просто хорошо проводим время). Для того чтобы получить удовольствие от игры нужно уметь пребывать в двух мирах одновременно: мир игры и мир реальности. Мир игры условен.

Красивое – внешнее. Прекрасное – гармоничная характеристика внешнего и внутреннего.

Чистая красота: красота, которую нельзя использовать практически. Кант пришёл к выводу, что к ней относятся цветы. Невозможно придумать идеала красивых цветов, каждый красив по-своему. Восточный орнамент тоже относится к чистой красоте.

Сопутствующая красота: та, которую можно как-то использовать – красота человека, красота здания. Всегда есть идеал.

Ая глава

Возвышенное – для понимая красоты к чувствам нужно подключить разум. Категория возвышенного вызывает восторг и страх одновременно: монументальные формы искусства (средневековые соборы), явления природы (небо, гроза, водопады, наводнение). Возвышенное это всегда нарушение меры.

Не сотвори себе кумира – самое возвышенно место в Библии (кумир принижает силы человека)

Ая глава

Искусство. Определение искусства от противного: искусство это не природа, не наука и не ремесло. Не природа – в природе господствует необходимость, а искусство сфера свободы. Не наука – учёные пользуются рациональностью, разумом; состояние вдохновения не рационально, художник не может логически объяснить, как он это сделал; в науке чтобы достичь успеха, нужно изучить все, что было создано до тебя; в искусстве знание прошлого не гарантирует, что художник сделает что-то гениальное – важен талант. Ремесло – занятие само по себе неприятно, наёмное искусство, работа.

Искусство Кант делит на приятное и изящное.

Приятное – для приятного время препровождения: искусство сервировки стола, искусство молоть всякий вздор.

Изящное – собственно искусство. Изящное делится на три вида: словесное, изобразительное, искусство игры ощущений.

Словесное искусство: литература (высшая форма духовного творчества)

Изобразительное искусство: скульптура, архитектура, прикладное искусство, живопись, искусство изящной компоновки продуктов природы (грядки в огороде).

Искусство игры ощущений: музыка. По силе возбуждения и духовного волнения музыка занимает второе место после литературы – впечатление от музыки мимолётно. Музыке не хватает вежливости – музыку слышит даже тот, кто этого делать не хочет; музыка ущемляет свободу других, каждый имеет право на свободу.

Глава

Рассуждение о гении. Кант говорит что для того чтобы создать произведение искусства человек должен быть гением – «Для того чтобы судить о произведении искусства нужен вкус, а для его создания требуется гений».

 

4 признака, которые характеризуют гения:

1.) Способность создавать то, для чего не может быть дано никакого правила;

2.) Созданное произведение должно быть образцовым;

3.) Автор не может (логически) объяснить другим, как возникают его произведения;

4.) Сфера гения не наука, а искусство.

В науке живут таланты, а в искусстве – гении.

Эстетика Гегеля

Ый этап развития романтизма

Романтическое – авантюрное, духовно-возвышенное, призрачное. Впервые это слово встречается у великого немецкого поэта Навалеса (Генрих Фон Харденберг).

Зарождается в 1796 году. Студенты Йенского университета основывают литературный кружок и выпускают журнал Атенеум. В нём издаётся манифест романтизма. Члены кружка: братья Август и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Навалес, Шеллинг, Людвиг Шлейермахер. Все они были писателями. Они впервые смогли сформулировать программу: видение и понимание мира, задачу художника.

1.) Выступили против рационализма просвещения – бездушная рассудочность.

2.) Впервые поставили на первое место художника, с его фантазией и воображением. Он имеет право творить, так как считает нужным. Обосновали творческий произвол. Самый главный враг художника – филистер в ночном колпаке (обыватель с узким кругозором, мещанин).

3.) Культ чувства, культ творческого экстаза, которые могут раскрыть тайны природы глубже, чем кропотливая работа учёного.

Для романтиков характерна не только критика просветительских идеалов, они со страстью относятся ко времени средневековья. Они его идеализируют. Время, когда жили настоящие мужчины, готовые на подвиг ради женщины. Были только искренние чувства. Романтики большую роль отдают искусству: то, что сложно найти в реальном времени, можно найти в искусстве.

Базовый принцип – принцип романтической иронии (не воспринимать в серьёз любые фантазии).

Людвиг Тик 1793-1853

Писал сказки. Противостоял нормам классицизма. Самая известная сказка «Кот в сапогах».

Она разыгрывается не только актёрами, но и публикой. Доказывает необходимость свободы художника от правил и канонов.

Реализм 19век

Реальные люди в реальной ситуации. Приходят новые литературные герои – рабочий класс и бизнесмен (буржуа). Процесс урбанизации – переселение крестьян в город. Начало формирование массовой культуры – понятная для крестьян, переселившихся в город, культура, которая помогает крестьянам освоиться. Искусство теряет свою сокральность (теперь чтобы увидеть джаконду не надо идти в лувр).

Популярным становится пейзаж (середина 19го века) – город тоскует по деревне.

Декаданс (упадок) – новый этап в искусстве.

Книга «Цветы зла» 1857г. – переданы настроения страха, пессимизма, обращение к эстетике безобразного.

В живописи появляется направление – импрессионизм (в рамках французского реализма). Клод Монэ («Восход Солнца»). Задача непосредственное наблюдение за окружающей действительностью. Они пытались показать не только то, что видишь, но и как видишь. Впервые обращаются к зрительной сущности вещей - как предмет в разном освещении выглядит.

Развитие немецкой философии

Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше

АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА (5-6 век до н. э.)

Возникает философия и эстетика в её рамках.

 

Философия (филео – любовь, софия – мудрость) – любовь к мудрости.

 

 Для мировоззрения древних греков характерны:

 

- космоцентризм (космос – что-то ограиченное в пространстве, имеет

центр, симметрию; гармонично устроенный).

 

- Демократия (Город – полис, свое народное собрание, свои законы)

 

- Двойственное отношение к искусству: восторгаются произведениями,

недолюбливают художника (физический труд удел рабов).

               

Космологизм – мир это космос, ограниченный в пространстве, гармонично устроенный (есть середина, есть границы и гармония). Мир – макрокосм, человек – микрокосм; человек должен быть устроен гармонично, как и космос.

Пифагор

Пифагор – первый философ, который открыл свою школу - пифагорийскую.

Пифагорейцы:

· Связывают понятие прекрасного с общей картиной мира (гармоничный космос)

· Выявляют пары противоречий: добро и зло, единство и множество. Прекрасное и безобразное – отсутствует, так как это понятие входит в пару добро и зло.

· Развивают учение о гармонии сфер: каждая планета окружена воздухом и прикреплена к прозрачной сфере. При движении планета издаёт характерный звук, который зависит от скорости движения. Вселенная – гармонично отстроенный оркестр.

Был культовой личностью и ему приписывали волшебные свойства. Чтобы попасть в его школу, надо было пройти пятилетнее молчание. Школа – группа единомышленников. Считал, что музыка очень важна и может влиять на здоровье и душевное состояние. Говорил, что космос звучит (каждая планета – определённая нота, каждый звучит и важно не сфальшивить).

Гераклит Эфесский (из Эфеса)

Самая прекрасная обезьяна безобразна в сравнении с родом людей (относительность красоты).

Демокрит

Пытается объяснить происхождение искусства естественными причинами

Искусство возникло из подражания человека природе (от паука ткачеству,

от ласточек домостроению и т.д.). Музыка не от нужды, а от излишества благ.

Мимесис – искусство как подражание природе. Прекрасное в человеке – это гармоничная жизнь, равновесие физических и душевных сил, равновесие и надлежащая мера во всем. 

Искусству, как и мудрости, нужно учиться, но высокие достижения возможны лишь при наличии таланта, душевного огня и вдохновения.

Сократ (469 -399 г. до н. э.)

Самый известный Афинский философ. Ничего не писал, считал, что тексты безличны и предпочитал личное общение.

Категорически отказывался брать деньги за обучение (в отличие от софистов).

 

Взгляды на красоту связаны со временем, в котором он жил. Во времена Сократа искусство не отделилось от ремесла.  Сократ говорил: «Прекрасно то, что полезно».

 

Эстетика Сократа: 

Майовтик а - метод философствования Сократа: Сократ помогает родиться знаниям.

 Пытался знания из практического уровня перенести в теоритический: вопрос о красоте для скульпторов, о мужестве военному. Они дают конкретные примеры красоты, а Сократ провоцирует их на общее определение. 

“Прекрасна только та вещь, которая пригодна для чего-либо. И навозная

корзина сделана прекрасно, если ее можно использовать, а золотой щит –

безобразный”.

 

Скульптуру он выдвигает на первое место: она может показать не только прекрасное тело, но и состояние души.

 

Разделяет позицию мимесиса, но подражание – это не простое

копирование, так как нелегко встретить человека, у которого одного все было

бы безупречно. Идеальных людей нет, художник должен творчески

воспроизводить природу, отбирать лучшие признаки и соединять их в идеал.

 

“Какие люди достойны быть изображенными в искусстве? Достойны

изображения те, у кого присутствуют прекрасные, благородные черты

характера, высокие нравственные качества” – Сократ объединяет этику и

эстетику, добра и красоты, что называется калокагатия (калос – прекрасный, агатос – хороший) – идея воспитания человека Совершенного, сочетающего в себе совершенство телесной красоты и духовно-нравственного склада.

Сократ выдвигает человека в качестве главного объекта искусства.

Не всем нравились вопросы, которые он задавал, и на него подали в суд – развращение молодёжи. Сначала его оправдали, но Сократ не признал вину, и его признали виновным.

 

Платон (ученик Сократа)

 

Был качком, но мечтал стать драматургом. Платон имя не настоящее. Подробно описал суд над Сократом. Тяжело пережил смерть Сократа. Открыл свою философскую школу. Так получилось, что его гимнасий находился рядом с памятником греческому герою Академу – гимнасий стали называть академией, а учеников академиками.

 

В идеальном государстве должно быть разделение труда: философы – ум; воины – мужество; крестьяне и ремесленники – мера.

 

Платон первый известный идеалист: первична идея, она была всегда. Искусство это копия с копий, подражание подражаний, тень теней (первична идея, мир – копия идеи, а художник копирует мир). Платон ставит искусство не высоко, т.к. оно что-то третье. Искусство – чувственное познание мира, примитивное, неточное. Искусство, по его мнению, должно нести только позитив.

 

Аристотель (384-322 г до н.э.)

 

Ученик Платона, пробыл в академии Платона 20 лет. Был сыном врача. Родился недалеко от столицы Македонии, отец был лекарем царя.

 

Аристотель был учителем Александра Македонского с 14 лет (4 года). Потом Аристотель вернулся в Афины и открыл свою школу рядом с храмом Аполлона Ликейского, поэтому его школу начали называть – ликей. Перипатетическая школа (прогуливающихся) – занятия часто проходили во время прогулки.

 

Эзотерическая – для посвящённых (утром), экзотерическая – для всех (вечером). Аристотель собрал большую библиотеку в ликее. После смерти Александра началась борьба за власть (закат Античности), на Аристотеля подали в суд (сомнения в богах), но он уехал из Афин до суда.

 

Аристотель – вершина античной мысли, великий систематизатор. Поэтика – искусство поэзии. Искусство это воспроизведение прекрасного бытия, которое характеризуется мерой, порядком и гармонией. Бытие – весь окружающий нас мир. Основные виды прекрасного: слаженность, соразмерность, определённость и ограниченность величины. Чрезмерно малое или большое не может быть прекрасным, только соразмерное взгляду человека. Самым прекрасным является человек, и именно он является предметом искусства.

 

Искусство это подражание природе.

· Подражая человек обучается.

· Человек обладает естественной склонностью подражать всему, что попадает в поле его зрения.

· От подражания человек получает удовольствие.

Если сравнивать искусство и науку, то искусство определённо выше науки. Поэзия выше истории, потому что наука нам рассказывает о том, что было (факты), а искусство рассказывает, как это могло бы быть.

 

Аристотель обращается к литературе как виду искусства. И выделяет три рода литературы:

· Эпос (объективный рассказ о событиях)

· Лирика (субъективные переживания, «антипод» эпоса)

· Драма (сочетание эпоса и лирики, все произведения относящиеся к театру). Делится на комедию, трагедию и драму в узком смысле слова.

 

Трагедия всегда завершается смертью (принципиальное отличие от драмы).

Греческая трагедия отличается от Шекспира: тема фатума (судьбы; фатум сильнее – выбора нет). У Шекспира в трагедии всегда есть выбор (быть или не быть).

 

Катарсис – очищение души, цель искусства (при восприятии трагедии, встрече со смертью происходит катарсис – очищение души).

 

Аристотель поддерживает идею калакагатии.

 

 Эстетика средних веков (4-14 века)

Период упадка греческой культуры (период эллинизма). Существовало много философских школ. Эпоха средневековья эпоха распространения христианства.

Фундаментальные мировоззренческие принципы средневековья:

 

1. Принцип теоцентризма  (источник всякого бытия, блага и красоты – бог, теос);

 

2. Принцип креационизма (принцип творения - все сотворено Богом из ничего и стремится к

ничему);

 

3. Принцип провиденциализма (бог правит созданным им миром,

человеческой историей и поведением каждого человека; заложена идея осмысленности всего происходящего, принцип стрелы – мир развивается);

 

4. Принцип персонализма (человек понимается как персона, личность.)

 

5. Принцип ревиляционизма (самый надежный способ постижения истины – постижение смысла священного писания).  Этот принцип сводил науку на нет.

 

Период патристики с 1-4 век. Патристика – творчество отцов церкви, объяснение библии, заповедей. Для раннего средневековья характерен аскетизм - принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью. В это время формируется негативное отношение к искусству.

Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иероним – в своих работах разрабатывали основные эстетические принципы, которые легли в основу средневекового официального искусства. В рамках аскетизма они говорят об искусстве (отказ от чувственных и телесных удовольствий).

Человек искусства высокомерен, своенравен и неверен. Смех – признак человеческой слабости, только посты и молитвы. Раннее христианство разделяет позиции Платона.

Потом понимают, что посредством искусства можно привлечь людей к искусству.

Иконоборцы и иконофилы (иконопочитатели).

Иконоборцы: божество нельзя выразить в физической форме, только знаками или символами. Выступали против икон – нарушение первой заповеди (не сотворяй себе кумира).

Иконофилы: икона – символ, приводящий человека к богу. Воплощение бога в человеке. Они победили и уничтожили всю информацию об иконоборцах.

Как только иконофилы победили, появились каноны, ограничивающие работу художника-иконописца. Они касались

· Цвета (высшее место – пурпурный цвет, цвет божественного и императорского достоинства; красный – цвет пламенности, огня, как карающего так и очищающего, цвет животворного тепла и символ жизни; белый – противостоял красному, как символ божественного цвета, чистота, святость; чёрный – конец, смерть, противоположность белому; зелёный – юность, цветение; синий, голубой – символ сверхъестественного мира, трансцендентного)

· композиции (изображение должно быть только фронтальным; изображение богоматери и апостолов – фас, 3/4; отрицательные образы только в профиль).

В Византии на первое место выходит свет. Свет считался благом (теория света). Есть два вида: видимый (способствует органической жизни), невидимый (обращает душу к истинному бытию, но он не видим, и воспринимается глазами ума, мысленным взором; скрывается под различными образами). Свет – духовная категория. Разработана система духовных упражнений, чтобы видеть внутренний свет.

Августин Аврелий (354-430гг)

Увлекался разными философскими направлениями, но в 30 лет пришёл к хрис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.236 с.)