Приобретенные формы поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приобретенные формы поведения



Безусловные рефлексы:

•пищевые -отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, со­сательные движения у новорожденного., 

•оборонительные - отдергивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету, кашель, чихание, мигание, 

•половые

•ориентиро­вочные рефлексы - обеспечи­вает восприятие незнакомого раздражителя -Павлов назвал его рефлексом «что такое?». Он появляется в ответ на новый раздражитель.

Рефлексы, как условные, так и безусловные, затормажива­ются при действии любого незнакомого раздражителя. Новый раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс. В результате происходит прекращение деятельности и оценка того, каким является для организма новый раздражитель: полезным, вред­ным или просто безразличным. Различные раздражители вызы­вают торможение одних и образование новых условные рефлексов.

 

Дуги безусловных рефлексов проходят через ствол голов­ного мозга или через ствол головного мозга,- для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий.

 

Значение Безусловных рефлексов: благодаря им сохраняется целостность, организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение.

Инстинкты - более сложная форма врожденного поведения: - это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов.

 

Инстинкты связаны с /вызваны  биологическими /внутренними потребностями, например гормональными перестройками, зависят от возраста и пола (могут с возрастом изменятся)

Различают Инстинкты:

-самосохране­ния (потребность в пище, безопасности),

- продолжения рода

 

 

У только что родившегося ребенка легкие еще не действуют. Когда связь с материнским организмом прерывается, в крови новорожденного начинает накапливаться углекислый газ. Он гуморально воздействует на дыхательный центр продолговатого мозга и вызывает инстинктивный вдох. Ребенок начи­нает дышать самостоятельно. О начале дыхания говорит первый крик ребен­ка.

Проявилась такая цепочка врожденных рефлексов: рождение → С02 → вдох → крик.

 

У животных, рождающих детенышей в воде, эта цепочка несколько иная:

рождение → уход под воду → накопление С02 → всплытие на поверхность водоема → вдох.

 

Если такому животному, например новорожденному бегемоту, не дать возможности всплыть, он погибнет, так как вдох может последовать только после всплытия, иначе он вдохнет воду.

                                           

Безусловные Рефлексы и Инстинкты у человека и животных делят на:

1) Побудительные - Положи­тельные, т.к. вызывают активные действия

2) Тор­мозные - Отрицательные, т.к. они прекращают действие … мы замираем от резкого звука, неожиданного прикосновения… Когда цыплята начи­нают вылупляться из яйца, курица-наседка квохчет. Этим она вызывает поло­жительный безусловный рефлекс, побуждает цыплят к активности. Но вот вблизи появляется кот, курица издает короткий звук, и цыплята замирают:

проявляется отрицательный, тормозной рефлекс. Птенцы в яйце не видели ни курицы, ни кота, но они повинуются сигналам курицы, которые стимули­руют или прекращают действия цыплят.

 

И первые и вторые позволяют организму приспо­собиться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира.

Запечатление (Импринтинг) - это врожденная способность к запоминанию в ран­нем возрасте; всего того, что детеныш может увидеть (или услышать) вокруг себя в определенный период своей жизни..

 

-первые дни, месяцы, иногда годы жизни существует период, когда в мозгу как бы отпечатывается вся обстанов­ка окружающая ребенка или детеныша животного. Вспомним, с каким трудом мы постигаем иностранный язык в школе и как без затраты больших усилий овладеваем речью в ясельном возрасте.

 

Благодаря запечатлению мы помним своих родителей, отличаем особей одного вида от особей других видов, нако­нец, овладеваем речью.

 

Оно было открыто Конрадом Лоренцом.- он поставил следующий опыт:

спустя несколько часов после того, как в инкубаторе вывелись утята, исследователь предъявлял им самые разные предметы, и птенцы неуклонно следовали за ним, как за матерью-уткой. Это были спичечные коробки, ботинки, даже он сам. Они несколько дней следовали за ним по пятам, как за матерью.

 

Люди давно заметили эту особенность и использовали ее в своих целях: подкладывали утиные (или гусиные) яйца под кур-наседок, и те добросовест­но пасли утят до поры, пока инстинкт не загонял приемышей в воду.

 

 

Открытие Сеченовым И.М. Центрального Торможения

В Нейронах нервной системы действуют 2а основных противополож­но направленных процесса:

1. Возбуждение сти­мулирует орган к работе, как бы включает его в нее;

2. Торможение замедляет или останавливает эту работу.

 

Благодаря этим процессам регулируется работа органов.

 

Эта регуляция многоуровневая.

 

Се­ченов: «Низшие центры работают под контролем Высших центров.

Высшие центры могут затормозить многие безусловные рефлексы (центральное торможение) или усилить их.

Именно центры Коры Больших Полушарий посылают тормозящие сигналы в спинной мозг, и мы не отдергиваем руку, когда у нас берут кровь для анализа».

 

Продолжая исследования Сеченова, Павлов И.П. открыл 2а вида торможения - Безусловное и Условное:  

1.Безусловное /Врожденное торможение - не требует выработки, оно, как и безуслов­ный рефлекс, является врожденным.

Пример: Представьте, что вы за­нимаетесь каким-то делом, например читаете книгу, а вас позвали обедать. Вам предъявили два стимула, из них выбирается наиболее важный. Если книга очень интересная, вы, возможно, и не услышите обращенные к вам слова, так как малозначащие для вас раздражители воздействуют на заторможенные облас­ти коры.

Иной выбор будет, если вы голодны, а книга скучна. Тогда будет заторможена прежняя деятельность и начнется новая.

Благодаря безусловному торможе­нию возможен выбор деятельности: с началом одной деятельности автоматически прекращается (или не начинается) другая.

 

 

2.Условное /Приобретенное торможение - угаса­ние условного рефлекса, если он остался без подкрепления, а при продолжительном неподкреплении может превратиться в отрицательную (тормозную) условную связь.

 

Благодаря этим тормозным связям животные и люди обучаются различать сходные раздражители.

Если собаку кормить после одного звонка и не давать еду после двух; то слюноотделение ста­нет возникать только после одного звонка (после двух его не будет). Конечно, это произойдет не сразу. Вначале слюна будет отделяться на оба раздражителя, и только после долгой тренировки животное научится правильно различать сигналы.

 

Образование тормозных условных рефлексов происходит и при воспи­тании людей:

плач и бурная реакция при различ­ных уколах и др. процедурах взрослыми не одобряютсяэти реакции не подкрепляются и потому затормаживаются.

Контроль со стороны взрослых переходит в самоконтроль → развивается воля направлена на сдерживание нежелательных реакций, в частности бурных эмоций.

 

=> Условное торможение выраба­тывается в случаях, когда условный рефлекс не подкрепляется тем жизненно важным событием, о котором предупреждал условный сигнал. Благодаря условному торможению удается различать важные сигналы от похожих на них раздражителей.

 


Явление Доминанты

Поведение животных и человека во многом определяется /регулируется потребно­стями.

 

Они на некоторое время отступают после их удовлетворения, потом опять появляются.

 

Состояние /Явление Доминанты - возникновение в головном мозге мощного временного очага возбуж­дения, вызываемого какой-то насущной потребностью. – обнаружилось / исследовалось Ухтомским.

/одна из потребностей перерастает в сильное желание и подчиняет все остальное.

 

-в коре больших полушарий и других отделах мозга возникает мощный очаг временного возбуждения, ко­торое затормаживает информацию, поступающую от других раздражителей.

-при этом легко образуется условный рефлекс (условно-рефлекторные связи) между сигнальным раздражителем и безусловным подкреплением (удовлетворение потребности).

 

- у человека может наступить при любой потребно­сти, как биологической, так и социальной. Благодаря доминанте человек целиком «уходит» в работу, ничего его не отвлекает, он не слышит, когда к нему обращаются. Внимание концентрируется на том, что он делает.

 

Закон Взаимной Индукции:

  Закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения   открыт Павловым:

«возбуждение в одном центре вызывает в конкурирующем центре торможение и наоборот».

При Доминанте сильный очаг возбуждения в головном мозге вызывает вокруг себя состояние торможения.

 

Но и сильный очаг торможения может выз­вать процесс возбуждения в других структурах.

 

Например, торможение в коре больших полушарий, вызванное усталостью, у маленьких детей может по за­кону взаимной индукции вызвать резкое возбуждение подкорки: смех, кап­ризы, плач.

 

Законом взаимной индукции можно объяснить, почему при рассматри­вании фигуры «ваза - два профиля» мы видим то вазу, то профили (рис.91,Д). Причем восприятие непрерывно меняется: мы видим то одно, то другое. Когда мы видим вазу, изображение профилей заторможено, и оно воспринимается как фон. Но через какое-то время нервные центры, воспринимающие вазу» затормаживаются, и она сама превращается в фон.   Возбуждение перехо­дит к тем нервным центрам, которые воспринимают профили. Затем они устают и затормаживаются, и мы снова видим вазу.

 

 

Существует и последовательная индукция: возбуждение в одном центре через некоторое время сменяется торможением, и наоборот.

 

 


Учение о Высшей Нервной Деятельности создали Сеченов и Павлов

 

в 1863г - книга Сеченова «Рефлексы Голов­ного Мозга»:«в основе психической деятельности человека лежат рефлексы головного мозга, которые включают 3и звена:

 

1. воз­буждение в органах чувств (под внешним воздействием);

2. возбуждение и тормо­жение   в мозге, при этом возникают пси­хические явления (ощущения, представления, чувства и т.д.);

3.действие человека.

 

Продолжателем идей Сеченова был  Павлов.

Павлов создал учение о безусловных ( наследственных) и условных ( приобретенных ) рефлексах – это составные части /компоненты, ВНД, на основе которых строится любое, даже самое сложное поведение человека;

 

Павлов: «ВНД – это физиология поведения. Обеспечивает нормальные отношения целого организма к внешнему миру».

 

Типы Высшей Нервной Деятельности (ВНД)

Люди рождаются с разными типами нервной системы  / Темпераментами.

 

Павлов,в зави­симости от выносливости и силы процессов возбуждения и торможения в нервной с-ме,

разделил всех людей на:

 

 

1.Людей со слабой,   чувствительной   нервной системой (нервными процессами) меланхоликов. -Они обладают сравнительно низким уровнем психической активности, медлительностью, сдержанностью в движениях. Эмоции их глубоки и устойчивы, но внешне слабо выражены.

 

2.Людей с сильной нервной системой различаются по темпераменту:

 

Холерики - люди с сильной, но неуравновешенной психикой и преобладанием процессов возбуждения. - сильный процесс возбуждения, но слабый про­цесс торможения. Это энергичные, но очень несдержанные, нередко агрессивные люди.

 

Сангвиники - сильная и уравновешенная нервная система; процессы возбуждения и торможе­ния подвижны, легко сменяют друг друга.

 

Флегматики - сильная и уравновешенная нервная система;процессы возбуждения и торможе­ния с тру­дом сменяют друг друга, отличаясь большой инертностью.

 

Темпераменты не могут быть плохими или хорошими:

Меланхо­лики - Ч.Дарвин, Н.В.Гоголь, Ф.Шопен.

Холери­ки - Пушкин, Ленин, Суворов.

Сангвиники - Герцен и В.А.Моцарт,

Флегматики — М.И.Кутузов и И.А.Крылов.

Все они стали историческими личностями, и темперамент не помешал им, так как под влиянием воспитания многие не­достатки темперамента можно преодолеть.

Четыре типа Высшей Нервной Деятельности (ВНД) /темперамента в карикатурах датского

(худ. Херлуфа Бидструпа):

1 — холерик;

2 — флегматик;

3 — меланхолик;

4 — сангвиник

Внимание

 

Внимание - сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии.

 

При напряжении внимания у человека возникают движения приспособительного характера: он вслуши­вается, всматривается, стараясь не пропустить ни одной детали, ни одного слова.

 

Внимание может быть сосредоточено и на собственных мыслях.

Различают Внимание Непроизвольное и Произвольное:

 

- Непроизволь­ное внимание (возникающее независимо от воли и сознания), возникает помимо воли человека. Любой яркий, неожиданный раздражитель, вызывающий ориентировочный рефлекс, становится объек­том непроизвольного внимания.

Непроизвольное внимание длится до тех пор, пока объект со­храняет новизну, интерес.

-Произвольное внимание (вни­мание, которое поддерживается волевым усилием и требует от чело­века большой затраты энергии), проявляется при осуществлении сознательно­го намерения человека заняться делом, иногда малоинтересным, но необхо­димым, требующим приложения волевых усилий. Каждый, кто сталкивался с необходимостью выучить сложный и малопривлекательный текст, знает, как трудно усилием воли заставить себя сосредоточиться на нем. Но делу мож­но помочь, если не просто читать текст, а активно работать с ним: составлять план, конспектировать, строить схемы, выявляющие связи между описыва­емыми событиями или процессами. Неважно, по какой программе вы будете работать, важно, чтобы она существовала и выполнялась пункт за пунктом. Тогда внимание будет устойчивым, а работа продуктивной. Проверить наблю­дательность и внимание можно в практической работе.

=>Активная работа с объектом позво­ляет без напряжения сохранить внимание на длительный срок.

 

Рассеянным называют невнимательного человека.

 

Причины Рассеянности:

 

1. слабость произвольного внимания - любой посторонний раз­дражитель вызывает ориентировочный рефлексии человек отвлекается от ос­новного дела.

2. глубокая сосредоточенность человека на определенном занятии: постороннее раздражение не замечает­ся им, так как оно воздействует на заторможенные в данный момент участки мозга.

 

 

 

 

Работоспособность

 

 

Работоспособность - это физиологическое состояние человека, со­вершающего какой-либо труд: физический  или  умственный.

 

В процессе труда Работоспособность Изменяется:

 

-вначале она часто повышается,

-затем держится на одном уровне,

-по мере развития утомления, снижается,

- прекращается вовсе.

 

Чтобы восстановить силы необходим отдых.

 

Работоспособность   имеет   3 стадии:

 

1) Врабатывания /Нарастающей работоспособности - человеку, чтоб включиться в работу нужно время для приспособиться к обстановке, к людям.

В период врабатывания рабочие навыки неустойчивы, они не отличаются прочностью, совершается много лишних движений;

2) Устойчи­вой /Оптимальной работоспособности;

3) Истощения - когда вследствие утомления продуктивность работы падает.

 

В состоянии Врабатывания любой отдых противопоказан.

В состоя­нии Устойчивой Работоспособности полезен активный отдых.

В стадии Истощения наиболее целесообразен пассивный отдых, сон.

! - стадия Врабатывания - самая уязвимая. Работу нельзя прерывать, никакие отвлечения в это время недопустимы, а отдых вреден, так как он препятствует наступлению наиболее благоприятной стадии работоспособности.

-Устойчивая /Оптимальная стадия Работоспо­собности - человек целиком и полностью сосредоточивается на деле. Посто­ронние мысли уходят, выработанные навыки четко осуществляются, человек ощущает легкость и испытывает удовольствие от труда. Работа идет споро, и результаты ее ощутимы. Чтобы отодвинуть наступающее утомление, полез­но делать небольшие перерывы и проводить их в режиме активного отды­ха. Выполняя домашнее задание, например по русскому языку, через какое-то время прервитесь: сделайте несколько физкультурных движений, подметите пол, займитесь другим делом. Перерыв не должен длиться более 5-10 мин. Такая непродолжительная смена деятельности поддерживает оптимальную работоспособность и в то же время позволяет не отключиться от главного дела и быстро включиться в работу. Однако стадия оптимальной работоспо­собности рано или поздно кончается.

-стадия Истощения - постепенно человек начинает замечать усталость, появляются ошибки, раз­личные сбои в работе. При физических нагрузках ощущается нехватка воз­духа, учащается сердцебиение.

Обычно в этом состоянии активный отдых не помогает.

Нужен пассивный отдых, сон.

Однако при сильных физических нагрузках переход к отдыху должен быть постепенным. Вначале надо немно­го походить, дождаться, пока успокоятся пульс и дыхание, а потом уж занять­ся спокойной работой или даже прилечь отдохнуть.

После окончания умственной работы также полезно неторопливо погулять на свежем воздухе и только потом лечь спать.

 

Режим дня

Режим дня - это постоянный распорядок труда, отдыха, приема пищи, отхода ко сну.

 

Правильно организованный режим дня обеспечит нормальное развитие организма, сохранит здоровье.

 

Режим дня способствует выработке полезных привычек, развитию воли, организованности.           

 

Соблюдение режима приводит к выработке динамического стереотипа -цепи следующих друг за другом условных и безусловных рефлексов. В результате выполненное дело становится сигналом для начала последующего, а это обращает время, которое обычно тратится на врабатывание.

 

Оптимальный режим дня должен предусматривать чередование умственного и физического труда - это необходимо условие для правильного и гармоничного развития человека.

 

Учащимся после школы рекомендуют сначала отдохнуть, а уже потом садиться за уроки.

Отдых после школы должен быть активным: можно за­няться спортом, помочь родителям по дому.

 

Физический труд и спорт не только развивают мышцы, сердце, грудную клетку, но и восстанавливают силы после умственной работы.

 

 

Смена видов деятельности предохраняет от пере­утомления.

 

Режим - облегчает любую деятельность четкий распорядок дня.

При его выполнении образуются условные рефлексы на время. Они выстраиваются в четкий динамический стереотип, который сокра­щает время врабатывания, удлиняет фазу устойчивой работоспособ­ности и дает возможность наиболее рационально сочетать труд, еду, отдых, спорт.

 

 

Биологические Ритмы.

Сон и его значение

Явления природы строго периодичны: сменяются времена года, фазы Луны, день и ночь.

 

…Активное поведение людей преимущественно приурочено к дневным часам.

Ночью наступает сон, и уставшие люди за ночь отдыхают.

Смена бодрствования сном обусловлена суточными ритмами Земли.

 

Во время сна: -работа мозга перестраивается;

-возобновляется ритмичная работа нейронов, которая была нарушена днем,

-восстанавливаются силы человека.

 

Фазы сна (зависят от биотоков мозга, которые регистрируют на специальном приборе - элек­троэнцефалографе):

 

1. Медленная - прибор отмечает редкие волны большой амплитуды. В это время сердце бьется медленнее обычного, обмен веществ понижен, глазные яблоки под веками неподвижны.

2. Быстрая - все меняется: кривая, вычерчиваемая прибором, регистрирует частые ко­лебания небольшой амплитуды. Они напоминают кривую биотоков мозга бодрствующего человека. Происходят и внешние изменения. Усиливается работа сердца, глазные яблоки начинают двигаться под веками, руки сжима­ются в кулаки, иногда спящий меняет позу. Сновидения к человеку чаще приходят в фазе быстрого сна.

 

Обе фазы необходимы человеку для полного восстановления сил.

Сон предохраняет головной мозг и весь организм от переутомления.

 

Сновидения. Все люди видят сны, правда, не все запоминают их и мо­гут о них рассказать.

Это связано с тем, что работа головного мозга полностью не прекращается.

 

Во время сна информация, полученная в дневное время, упорядочивается. Этим объясняют факты, когда во сне решаются зада­ли, которые не удалось решить в состоянии бодрствования.

Обычно человеку видится то, что его волнует, беспокоит, тревожит. Состояние тревоги накладывает свой отпечаток на сновидения: они могут вызвать кошмарные видения.

Тре­вожные сны прекращаются когда человек выздоравливает или его переживания заканчиваются.

У здоровых людей сновидения спокойные.

 

Если люди ложатся спать в одно и то же время, а ритуал отхода ко сну всегда повторя­ется, у человека вырабатывается условно-рефлекторная реакция, и он быстро засыпает.

 

К расстрой­ству сна приводят: нарушения режима сна и бодрствования, отсутствие физического утомления, ночная работа, вечерние развлечения.

 

Перед сном: -совершить прогулку на свежем воздухе; -ужинать за 1-1,5 ч до сна; на ужин употреблять легкую, хорошо ус­вояемую пишу.

 

Гигиенические процедуры: чистку зубов и умывание - про­водить непосредственно перед сном.

 

Постель должна быть: -удобной; вредно спать на слишком мягком матра­це и высокой подушке.

 

Спать при открытой форточке, так как холод­ный воздух содействует глубокому сну.

 

Длительный сон так же вреден, как дли­тельное бодрствование.

Сном невозможно запастись впрок.

 

Соблюдение гигиены сна обеспечивает быстрое засыпание, полноценный отдых и легкое пробуждение.

 

Безусловные рефлексы:

•пищевые -отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, со­сательные движения у новорожденного., 

•оборонительные - отдергивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету, кашель, чихание, мигание, 

•половые

•ориентиро­вочные рефлексы - обеспечи­вает восприятие незнакомого раздражителя -Павлов назвал его рефлексом «что такое?». Он появляется в ответ на новый раздражитель.

Рефлексы, как условные, так и безусловные, затормажива­ются при действии любого незнакомого раздражителя. Новый раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс. В результате происходит прекращение деятельности и оценка того, каким является для организма новый раздражитель: полезным, вред­ным или просто безразличным. Различные раздражители вызы­вают торможение одних и образование новых условные рефлексов.

 

Дуги безусловных рефлексов проходят через ствол голов­ного мозга или через ствол головного мозга,- для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий.

 

Значение Безусловных рефлексов: благодаря им сохраняется целостность, организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение.

Инстинкты - более сложная форма врожденного поведения: - это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов.

 

Инстинкты связаны с /вызваны  биологическими /внутренними потребностями, например гормональными перестройками, зависят от возраста и пола (могут с возрастом изменятся)

Различают Инстинкты:

-самосохране­ния (потребность в пище, безопасности),

- продолжения рода

 

 

У только что родившегося ребенка легкие еще не действуют. Когда связь с материнским организмом прерывается, в крови новорожденного начинает накапливаться углекислый газ. Он гуморально воздействует на дыхательный центр продолговатого мозга и вызывает инстинктивный вдох. Ребенок начи­нает дышать самостоятельно. О начале дыхания говорит первый крик ребен­ка.

Проявилась такая цепочка врожденных рефлексов: рождение → С02 → вдох → крик.

 

У животных, рождающих детенышей в воде, эта цепочка несколько иная:

рождение → уход под воду → накопление С02 → всплытие на поверхность водоема → вдох.

 

Если такому животному, например новорожденному бегемоту, не дать возможности всплыть, он погибнет, так как вдох может последовать только после всплытия, иначе он вдохнет воду.

                                           

Безусловные Рефлексы и Инстинкты у человека и животных делят на:

1) Побудительные - Положи­тельные, т.к. вызывают активные действия

2) Тор­мозные - Отрицательные, т.к. они прекращают действие … мы замираем от резкого звука, неожиданного прикосновения… Когда цыплята начи­нают вылупляться из яйца, курица-наседка квохчет. Этим она вызывает поло­жительный безусловный рефлекс, побуждает цыплят к активности. Но вот вблизи появляется кот, курица издает короткий звук, и цыплята замирают:

проявляется отрицательный, тормозной рефлекс. Птенцы в яйце не видели ни курицы, ни кота, но они повинуются сигналам курицы, которые стимули­руют или прекращают действия цыплят.

 

И первые и вторые позволяют организму приспо­собиться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира.

Запечатление (Импринтинг) - это врожденная способность к запоминанию в ран­нем возрасте; всего того, что детеныш может увидеть (или услышать) вокруг себя в определенный период своей жизни..

 

-первые дни, месяцы, иногда годы жизни существует период, когда в мозгу как бы отпечатывается вся обстанов­ка окружающая ребенка или детеныша животного. Вспомним, с каким трудом мы постигаем иностранный язык в школе и как без затраты больших усилий овладеваем речью в ясельном возрасте.

 

Благодаря запечатлению мы помним своих родителей, отличаем особей одного вида от особей других видов, нако­нец, овладеваем речью.

 

Оно было открыто Конрадом Лоренцом.- он поставил следующий опыт:

спустя несколько часов после того, как в инкубаторе вывелись утята, исследователь предъявлял им самые разные предметы, и птенцы неуклонно следовали за ним, как за матерью-уткой. Это были спичечные коробки, ботинки, даже он сам. Они несколько дней следовали за ним по пятам, как за матерью.

 

Люди давно заметили эту особенность и использовали ее в своих целях: подкладывали утиные (или гусиные) яйца под кур-наседок, и те добросовест­но пасли утят до поры, пока инстинкт не загонял приемышей в воду.

 

 

Приобретенные формы поведения

Приобретенные формы поведения формируются у каждого человека в процессе всей жизни.

Условные рефлексыПавлов в опытах на животных (соба­ках): «при определенных условиях вырабатываются новые рефлексы – условные, которые приобретаются организмом в течение жизни и образующиеся в результате многократного сочетания безразличного раздражителя с безусловным (жизненно важным).

/ это реакция на сигнал, предупреждающий о появ­лении значимого события.

/ это самая простая приобретенная форма поведения.

 

Пример: При виде вкусной еды у нас «текут слюнки» задолго до того, как мы начинаем есть. - Вид пищи становится сигналом предстоящей еды.

У того, кто хоть раз пробовал лимон, при одном только его виде обильно выделяется слюна.

 

У млекопитающих животных и человека дуги услов­ных рефлексов проходят через кору больших полушарий голов­ного мозга.

 

 

Торможение условных рефлексов /Условное торможение /Отрицательный-тормозной рефлекс - возникает в случае неподкрепления  условного рефлекса безуслов­ным. -Если несколько раз не подкреплять условный раздражитель, ответная реакция ослабевает и затем затормаживается. Услов­ный рефлекс при этом не исчезает. При повторении опыта после перерыва он восстанавливается.

 

/постоянное неподкрепление превращает положительный условный в отрицательный-тормозной рефлекс.

Пример: Дресси­рованная служебная собака не возьмет корм от постороннего, так как это дей­ствие систематически не подкреплялось.

 

Благодаря условному торможению происходит различение истинных сигналов от похожих на них.

 

=> Услов­ные рефлексы могут быть как положительными (в случае подкрепле­ния), так и отрицательными (тормозными) в результате системати­ческого неподкрепления.

 

 

Значение Условных рефлексов: с помощью образования условных рефлексов и их торможения осуществляется более гибкое приспособление организма к конкретным условиям существования.

Динамический стереотип - система условно-рефлекторных связей, сложившихся в головном мозге путем многократного повторения одних и тех же действий в одной и той же последовательности.

 

Динамический стереотип вырабатывается в течение жизни, он не вечен, может быть изме­нен, перестроен и даже отвергнут.

 

Вспомним, как нас учили писать. Сначала нам показывали, как пишется и называется та или иная буква, т.е. вырабатывали соответствующие условные рефлексы на звук. Затем буквы соединяли, получались слоги - простейшие цепочки условных рефлексов из двух-трех звеньев. Затем эти цепочки услож­нялись, и теперь мы в состоянии записывать и читать целые фразы.

Каждый человек может привести примеры так называемых привычных действий, формирующихся по типу условных реф­лексов. Например, дома мы, не задумываясь, протягиваем руку к выключателю, чтобы зажечь свет. Это привычное действие сохра­няется какое-то время и в том случае, если выключатель пере­несен в другое место, а затем оно угасает, затормаживается.

 

Подкрепление появляется только после успешного завершения всей цепочки входящих в него действий. Так, не прочитав все буквы слова, мы не поймем его значения. Однако хорошо натренированный читатель по на­чальным буквам может угадать слово, а по отдельным словам - смысл текста: по первым сигналам восстанавливается вся цепочка в целом. Это тоже одно из свойств динамического стереотипа.

Динамический стереотип лежит в основе навыков и привычек, вырабатывается в течение жиз­ни и может быть перестроен или отвергнут.

 

Динамические стереотипы лежат в основе навыков и привычек, в том чис­ле трудовых и спортивных, и, увы, отри­цательных (например, привычка грызть ногти).

 

Так что об их формировании по­лезно знать и не расстраиваться после первых неудач, они закономерны.

 

Ломка динамического стереотипа вызывает отрицательные эмоции.

 

Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы

• Напишите слово психология скорописью. Засеките время, затраченное на на­писание слова, и проставьте его справа.

• Попытайтесь написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Сделайте 10 попыток, каждый раз отмечая затраченное время. Против каж­дой попытки проставьте время. Затем постройте график. На оси абсцисс отло­жите номера попыток, на оси ординат - время. Как правило, если упражнение выполняется первый раз, график не представляет собой плавную кривую с постоянно улучшающимися результатами. У большинства людей наиболее ощутимые сдвиги наблюдаются между первой и второй попытками. Затем нас­тупает момент, когда результаты перестают улучшаться (так называемое пла­то), а вслед за этим, ухудшившись на некоторое время, снова продолжают на­ращиваться. Объясним такую динамику формирования навыка. Первая систе­ма связей далека от совершенства, и человек бессознательно ищет новые способы решения задачи. Часто они дают более скромные результаты, по крайней мере вначале. Затем показатели улучшаются. Такие волны обычно возникают не один раз, пока наконец навык не стабилизируется (рис.90).

 

При анализе попыток обратите внимание, что слаженная система дейст­вий при обычном письме с переходом на зеркальный разрушается.

Действия распадаются на отдельные элементы. Даже одну букву пишут в несколько при­емов, не говоря уж о слове в целом. При затруднении обычно проявляются эмо­ции, чаще смех, реже отказ от опыта, особенно если он проходит при людях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.58.143 (0.254 с.)