При выполнении строевых упражнений для четкого управления учащимися учитель использует команды и распоряжения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При выполнении строевых упражнений для четкого управления учащимися учитель использует команды и распоряжения.



Выполнение строевых упражнений по команде требуется от учащихся строго регламентированных двигательных действий. Например, по команде "Равняйсь!" учащиеся в соответствии с требованиями строевого устава Вооруженных Сил РФ должны выполнить комплекс двигательных действий: выровняться по носкам ног, встать в строевую стойку, повернуть голову направо, чтобы видеть грудь четвертого человека, считая себя первым.

Обучение строевым упражнениям осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах их показ сочетается с обучением "по разделениям", например, повороты на месте изучаются "преступлением"; при изучении ходьбы сначала отрабатываются движения руками (при ходьбе на месте), затем постановка ног (с фиксированным положением рук). При разучивании и совершенствовании различных видов ходьбы меняются темп, способы постановки ног, положение головы, туловища. Перед учащимися ставятся конкретные посильные двигательные задачи. Так, при изучении ходьбы можно на двух-трех уроках учить сохранению заданной дистанции, применяя при этом различные виды ходьбы: на носках, в полуприседе, на пятках и т.д., после выполнения задачи изучаются другие компоненты ходьбы.

Эти методические приемы обучения позволяют как бы нанизывать более сложные двигательные умения на простые, облегчают управление движениями, их координирование.

Обучение строевым упражнениям начинается с самых доступных упражнений. Сначала ученики обучаются построению, где от них требуется быстро и безошибочно находить свое место в строю. Для этого применяется игровой метод: изменение места построения, построение в круг, перестроение по ориентирам, размыкание по точкам и др. Учителю не следует увлекаться частой сменой способов размыкания, так как это может привести к небрежности и как следствие - к утрате организующей и дисциплинирующей роли строевых упражнений.

Опыт свидетельствует, что к успеху в обучении приводит сочетание показа с выполнением отдельных компонентов движения по разделениям с попутным объяснением способа действий. Учитель при этом имеет возможность конкретизировать действия учащихся, исправлять их.

По распоряжению, как и по команде, выполняется комплекс двигательных действий, однако без строгой обусловленности. Например, "Сомкнитесь вправо!", "Повернитесь направо!" и т. д. Учащиеся выполняют распоряжение под свой внутренний счет. Исходя из конкретной ситуации, учитель использует в уроке как команды, так и распоряжения.

Злоупотребление командами может привести к их обесцениванию, а частое и неуместное применение распоряжений - к утрате навыка в выполнении строевых приемов.

Структурно команда подразделяется на три части: предварительную и паузу между ними. Каждая часть выполняет свою специфическую, присущую только ей функцию или несет определенную смысловую нагрузку.

Предварительная часть команды указывает на предстоящее действие, она организует внимание учащихся и поэтому произносится громко, отчетливо, несколько нараспев. При выполнении строевых приемов она заменяет команду "смирно".

Затем следует пауза (1,5-2 с), которая позволяет сосредоточить внимание на предстоящем действии. Паузу учитель может удлинить или сократить в зависимости от конкретной педагогической ситуации. Удлинение паузы дает возможность учащимся понять, что строй не готов к выполнению действия, и заставит их без специальных замечаний исправить свое поведение.

Исполнительная часть команды подается отрывисто, энергично-повелительным тоном. От умения учителя модулировать голосом при подаче команд во многом зависит успех в обучении. Учителю не следует применять однословные команды, также как "равняйсь", "смирно", "прямо" и др. Целесообразнее перед их подачей употреблять как предварительную часть команды слова "класс", "колонна", "внимание" и т.п. Это позволит учащимся более четко выполнять требуемые действия.

Успеху в обучении способствует сочетание показа с выполнением отдельных компонентов движения по разделениям с попутным объяснением способа действия. Учитель при этом может корректировать ошибки учащихся, а они, в свою очередь, должны осознавать и запоминать правильность выполнения требуемых действий. Так, например, при перестроении из одной шеренги в две (после предварительного расчета на первый, второй) вторые номера по команде "делай раз" выполняют шаг левой назад, по команде "делай два" - шаг правой в сторону, по команде "делай три" приставляют левую к правой. При перестроении из двух шереножного строя в одношереножный эти же действия выполняются в обратной последовательности. При нескольких повторений, когда вторые номера заучат движения, учащиеся меняются местами.

При выполнении фигурной маршировки важна роль направляющего, так как все изменения в направлении движения выполняются в первую очередь им. С воспитательной целью учителю целесообразно чаще менять направляющего, с тем чтобы каждый почувствовал себя ответственным за успех всего класса.

Для выполнения упражнений в движении подается команда: "С выполнением задания шагом - марш!" (если в движении - "марш!"), для прекращения выполнения задания подается команда: "Без задания - марш!"

При выполнении общеразвивающих или вольных упражнений команда "стой!" подается вместо того счета, на котором требуется остановка, или вместо счета "четыре" - при окончании выполнения упражнения, или в любом месте для проверки и исправления неточности отдельных движений (как стоп-пауза).

Задание. Разгадайте кроссворд «терминология строевых упражнений».

По горизонтали:

1. Стойка, при которой учащийся стоит прямо, пятки вместе, носки врозь, ноги выпрямлены; плечи развер­нуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со сжатыми и согну­тыми пальцами прижаты к бедру; голову держит прямо; смотрит вперед.

2. Строй, в котором занимающиеся в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервал, равный ширине ладони.

3. Движение направляющего и за ним всей колонны в противоположном направлении вдоль строя.

4. Строй, в котором занимающиеся в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных преподавателем.

5. Команда, подаваемая преподавателем отчетливо, громко и протяжно, чтобы сообщить занимающимся какие действия им придется выполнять.

6. Расстояние между флангами.

7. Действия учащихся по команде или распоряже­нию учителя для принятия определенного строя.

8. Расстояние по фронту между занимающимися.

9. Упражнения, направленные на совместное действие в строю.

10. Занимающийся, двигающийся в колонне первым в указанном направлении.

11. Правая и левая оконечности строя.

12. Размещение занимающихся для совместных действий.

13. Передвижение вдоль границ зала.

14. Уплотнение разомкнутого строя.

15. Передвижение змейкой (петлей, дугой) на половину длины или ширины зала, половину диагонали.

16. Расстояние между занимающимися в глубину строя в колонне.

17. Подается для приемов (действий) не связанных с немедленным и одновременным исполнением.

18. Передвижение змейкой (петлей, дугой) на четверть длины или ширины зала, четверть диагонали.

19. Передвижение колонны от одного угла к другому через центр.

20. Петля, в которой направление передвижения в конце противохода изменяется в одном с противоходом направлении.

По вертикали:

1. Действия учащихся, связанные с увеличением интервала и дистанции.

2. Петля, при которой направление передвижения в конце противохода изменяется в противоположном направлении.

3. Шаг, при котором нога выносится прямая, с оттянутым носком и ставится твердо на всю ступню.

4. Противоход, в конце которого меняется направление движения.

5. Команда, подаваемая преподавателем после паузы, громко, отрывисто и энергично.

6. Расстояние между первой и последней шеренгой или между направляющим и замыкающим в колонне.

7. Деление колонны на две (или более).

8. Занимающийся, двигающийся в колонне последним.

9. Строй, в котором занимающиеся размещены в затылок друг другу.

10. Действия учащихся по команде или распоряжению учителя, связанные с переменой вида строя.

11. Строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

12. Сторона строя, противоположная фронту.

13. Вращательное движение тела вокруг вертикальной оси.

14. Сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

15. Передвижение противоходами попеременно налево и направо.

16. Соединение двух колонн (или больше) в одну.

17. Передвижение, равное половине круга.

18. Фигура, образованная в результате пересечения движения двух встречных колонн в одной из точек зала.

19. Шаг, при котором нога выносится свободно, ставится на пол без акцента, руки производят свободные движения.

20. Передвижение змейкой, (петлей, дугой) на полную длину или ширину зала, полную диагональ.

 

 

                                      1  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.029 с.)