Строевые упражнения подразделяются на следующие группы: строевые приёмы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строевые упражнения подразделяются на следующие группы: строевые приёмы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.



Основные понятия о строе

Строй - установленное размещение учащихся для совместных действий.

Фланг - правая и левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняется.

Фронт -сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.

Интервал -расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

Дистанция -расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперёд руку.

Направляющий -учащийся, идущий в колонне первым.

Замыкающий -учащийся, двигающийся в колоне последним.

Шеренга -строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна -строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

Строевые упражнения подразделяются на следующие группы: строевые приёмы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.

Строевые приёмы выполняются по следующим командам.

" Становись!" - команда, по которой учащиеся становятся в указанный учителем строй и принимают строевую (основную) стойку. Основная стойка -термин, принятый в физическом воспитании, является синонимом строевой стойки и подразумевает положение, при котором учащийся стоит прямо; пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены; плечи развёрнуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со сжатыми и согнутыми пальцами прижаты к средней линии бедра; голову держит прямо; смотрит вперёд.

" Равняйсь!" - по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову на право (налево) при команде "Направо (налево) - равняйсь!" и видят грудь четвёртого человека, считая себя первым.

По команде " Смирно!" учащиеся быстро принимают строевую стойку.

" Вольно!" - встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. В разомкнутом строю может использоваться команда "Правой (левой) - вольно!" При этом одна нога оставляется на шаг в сторону, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги, руки за спину.

" Отставить!" - команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде.

"Разойдись!" - команда, при которой учащиеся расходятся для самостоятельных действий.

Расчёт группы учащихся может производиться по следующим командам. По команде "По порядку - рассчитайсь!" каждый ученик поворачивает голову налево и называет свой порядковый номер, после завершения расчёта левофланговый делает шаг вперёд и произносит: "Расчёт окончен!" Другие команды для расчёта: "На первый - второй - рассчитайсь!", "По три (четыре и т.д.) - рассчитайсь!", "На шесть, три, на месте - рассчитайсь!" Расчёт колонны на месте и в движении производится с поворотом головы налево; в движении - с постановкой левой ноги.

Повороты на месте и в движении выполняются по командам: "Напра-во!", "Нале-во!", "Полповорота напра-во!", "Полповорота нале-во!", "Кру-гом!" В движении исполнительная команда для поворота налево подаётся под левую, для поворота направо - под правую ногу. Учащийся делает шаг другой ногой и производит поворот в указанную сторону. Для поворота кругом подаётся команда "Кругом (предварительная, подаётся под любую ногу) - марш!" (исполнительная, подаётся под правую ногу), после чего учащийся делает полный шаг левой, полшага правой и, поворачиваясь на носках (налево кругом), переносит тяжесть тела на правую ногу, поднимая левую вперёд для передвижения в противоположном направлении.

Виды построения и перестроения

Способы ходьбы

Виды фигурной маршировки

Методические указания

Опыт свидетельствует, что к успеху в обучении приводит сочетание показа с выполнением отдельных компонентов движения по разделениям с попутным объяснением способа действий. Учитель при этом имеет возможность конкретизировать действия учащихся, исправлять их.

По распоряжению, как и по команде, выполняется комплекс двигательных действий, однако без строгой обусловленности. Например, "Сомкнитесь вправо!", "Повернитесь направо!" и т. д. Учащиеся выполняют распоряжение под свой внутренний счет. Исходя из конкретной ситуации, учитель использует в уроке как команды, так и распоряжения.

Затем следует пауза (1,5-2 с), которая позволяет сосредоточить внимание на предстоящем действии. Паузу учитель может удлинить или сократить в зависимости от конкретной педагогической ситуации. Удлинение паузы дает возможность учащимся понять, что строй не готов к выполнению действия, и заставит их без специальных замечаний исправить свое поведение.

Исполнительная часть команды подается отрывисто, энергично-повелительным тоном. От умения учителя модулировать голосом при подаче команд во многом зависит успех в обучении. Учителю не следует применять однословные команды, также как "равняйсь", "смирно", "прямо" и др. Целесообразнее перед их подачей употреблять как предварительную часть команды слова "класс", "колонна", "внимание" и т.п. Это позволит учащимся более четко выполнять требуемые действия.

Успеху в обучении способствует сочетание показа с выполнением отдельных компонентов движения по разделениям с попутным объяснением способа действия. Учитель при этом может корректировать ошибки учащихся, а они, в свою очередь, должны осознавать и запоминать правильность выполнения требуемых действий. Так, например, при перестроении из одной шеренги в две (после предварительного расчета на первый, второй) вторые номера по команде "делай раз" выполняют шаг левой назад, по команде "делай два" - шаг правой в сторону, по команде "делай три" приставляют левую к правой. При перестроении из двух шереножного строя в одношереножный эти же действия выполняются в обратной последовательности. При нескольких повторений, когда вторые номера заучат движения, учащиеся меняются местами.

При выполнении фигурной маршировки важна роль направляющего, так как все изменения в направлении движения выполняются в первую очередь им. С воспитательной целью учителю целесообразно чаще менять направляющего, с тем чтобы каждый почувствовал себя ответственным за успех всего класса.

Для выполнения упражнений в движении подается команда: "С выполнением задания шагом - марш!" (если в движении - "марш!"), для прекращения выполнения задания подается команда: "Без задания - марш!"

При выполнении общеразвивающих или вольных упражнений команда "стой!" подается вместо того счета, на котором требуется остановка, или вместо счета "четыре" - при окончании выполнения упражнения, или в любом месте для проверки и исправления неточности отдельных движений (как стоп-пауза).

Задание. Разгадайте кроссворд «терминология строевых упражнений».

По горизонтали:

1. Стойка, при которой учащийся стоит прямо, пятки вместе, носки врозь, ноги выпрямлены; плечи развер­нуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со сжатыми и согну­тыми пальцами прижаты к бедру; голову держит прямо; смотрит вперед.

2. Строй, в котором занимающиеся в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервал, равный ширине ладони.

3. Движение направляющего и за ним всей колонны в противоположном направлении вдоль строя.

4. Строй, в котором занимающиеся в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных преподавателем.

5. Команда, подаваемая преподавателем отчетливо, громко и протяжно, чтобы сообщить занимающимся какие действия им придется выполнять.

6. Расстояние между флангами.

7. Действия учащихся по команде или распоряже­нию учителя для принятия определенного строя.

8. Расстояние по фронту между занимающимися.

9. Упражнения, направленные на совместное действие в строю.

10. Занимающийся, двигающийся в колонне первым в указанном направлении.

11. Правая и левая оконечности строя.

12. Размещение занимающихся для совместных действий.

13. Передвижение вдоль границ зала.

14. Уплотнение разомкнутого строя.

15. Передвижение змейкой (петлей, дугой) на половину длины или ширины зала, половину диагонали.

16. Расстояние между занимающимися в глубину строя в колонне.

17. Подается для приемов (действий) не связанных с немедленным и одновременным исполнением.

18. Передвижение змейкой (петлей, дугой) на четверть длины или ширины зала, четверть диагонали.

19. Передвижение колонны от одного угла к другому через центр.

20. Петля, в которой направление передвижения в конце противохода изменяется в одном с противоходом направлении.

По вертикали:

1. Действия учащихся, связанные с увеличением интервала и дистанции.

2. Петля, при которой направление передвижения в конце противохода изменяется в противоположном направлении.

3. Шаг, при котором нога выносится прямая, с оттянутым носком и ставится твердо на всю ступню.

4. Противоход, в конце которого меняется направление движения.

5. Команда, подаваемая преподавателем после паузы, громко, отрывисто и энергично.

6. Расстояние между первой и последней шеренгой или между направляющим и замыкающим в колонне.

7. Деление колонны на две (или более).

8. Занимающийся, двигающийся в колонне последним.

9. Строй, в котором занимающиеся размещены в затылок друг другу.

10. Действия учащихся по команде или распоряжению учителя, связанные с переменой вида строя.

11. Строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

12. Сторона строя, противоположная фронту.

13. Вращательное движение тела вокруг вертикальной оси.

14. Сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

15. Передвижение противоходами попеременно налево и направо.

16. Соединение двух колонн (или больше) в одну.

17. Передвижение, равное половине круга.

18. Фигура, образованная в результате пересечения движения двух встречных колонн в одной из точек зала.

19. Шаг, при котором нога выносится свободно, ставится на пол без акцента, руки производят свободные движения.

20. Передвижение змейкой, (петлей, дугой) на полную длину или ширину зала, полную диагональ.

 

 

                                      1  

 

Основные понятия о строе

Строй - установленное размещение учащихся для совместных действий.

Фланг - правая и левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняется.

Фронт -сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.

Интервал -расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

Дистанция -расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперёд руку.

Направляющий -учащийся, идущий в колонне первым.

Замыкающий -учащийся, двигающийся в колоне последним.

Шеренга -строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна -строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

Строевые упражнения подразделяются на следующие группы: строевые приёмы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.019 с.)