Глава 1. Сущность товарного знака и особенности правового регулирования его использования в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Сущность товарного знака и особенности правового регулирования его использования в Российской Федерации



Введение

 

Преступления и правонарушения, связанные с незаконным использованием товарного знака, создают реальную угрозу экономической безопасности общества, жизни и здоровью граждан.

Уголовно-правовую защиту объектов интеллектуальной собственности обеспечивает ст. 146 Уголовного кодекса РФ (нарушение авторских и смежных прав).

На самом же деле этот вопрос крайне серьезен, т.к. бьет по главному — по престижу нашей страны в мировом сообществе и по морали каждого гражданина, желающего жить в правовом государстве, в цивилизованной стране.

Переход России к рыночной экономике потребовал реформирования законодательства, регулирующего конкурентные отношения. Нормальное и эффективное развитие хозяйственного механизма возможно лишь при условии соблюдения конкурирующими субъектами предпринимательства определенных рамок, границ поведения на рынке. В качестве одного из важнейших инструментов обеспечения здоровой конкуренции выступают средства индивидуализации, в том числе и товарный знак. Кроме того, необходимость защиты средств индивидуализации обусловлена процессом вхождения российской экономики в мировой рынок. Незащищенность иностранных товарных знаков на российском рынке значительно снижает его привлекательность для иностранных инвестиций, направленных на развитие производства. Вместе с тем недостаточный уровень борьбы с посягательствами на исключительные права владельцев товарных знаков позволяет импортировать в Россию огромное количество низкокачественных товаров, незаконно маркированных чужими знаками.

Все это определяет актуальность данной работы.

Вопросами уголовно-правовой защиты средств индивидуализации в той или иной мере занимались такие авторы, как В.Н. Бондарев, А.Ф. Быкодорова, Б.В. Волженкин, А.В. Галахова, Л.Д. Гаухман, Ю.Т. Гульбин, Е.В. Демьяненко, М.В. Евдокимова, О.Г. Карпович, А.А. Козлов, В.А. Кондрашина, О.А. Дворянкин, Л.Г. Кравец, В.Н. Лопатин, Н.А. Лопашенко, В.М. Мельников, Т.В. Пинкевич, М.Ю. Прокш, С.А. Склярук, Н.С. Таганцев, Ю.В. Трунцевский, П.А. Филиппов, И.В. Шишко, П.С. Яни и др.

Впервые на монографическом уровне комплексное научное исследование, посвященное вопросам уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака, было осуществлено в 1999 г. С.А. Скляруком. Содержание его диссертационной работы "Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака" явилось теоретической основой для последующих работ. Практически одновременно (в 2000 г.) А.Ф. Быкодорова в своем исследовании "Уголовно-правовое значение незаконного использования товарного знака" разработала самостоятельное направление исследования, отличавшееся, на наш взгляд, большей практической направленностью. Также в 2000 г. увидела свет работа Т.В. Пинкевич "Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака". Важным вкладом в изучение проблем уголовно-правовой защиты средств индивидуализации явились работы Ю.В. Трунцевского, в особенности исследование вопросов имплементации норм международного права, направленных на охрану интеллектуальной собственности.

В 2003 г. исследования данной темы были продолжены. Е.В. Демьяненко в своей работе "Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака" предлагала ввести в диспозицию статьи 180 УК РФ такой признак, как цель сбыта. М.Ю. Прокш в своем исследовании "Уголовно-правовая охрана товарного знака в случае недобросовестной конкуренции" обосновывал целесообразность декриминализации нормы об уголовной ответственности за незаконное использование предупредительной маркировки, а также о введении такой санкции, как конфискация контрафактной продукции.

Последней работой по данной теме является диссертационное исследование В.А. Кондрашиной "Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака по законодательству России и зарубежных стран". В работе В.А. Кондрашиной, как видно из названия, акцент сделан на сравнительно-правовой анализ законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное использование товарного знака, разных стран.

Несмотря на то, что данная тема привлекает внимание научного сообщества, она все еще является малоисследованной. Это обусловлено не низким качеством проводимых исследований, а большим количеством требующих изучения вопросов.

Целью данной работы является выявление и документирование правонарушений и преступлений, связанных с незаконным использованием товарного знака.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность товарного знака и особенности правового регулирования его использования в Российской Федерации

- дать характеристика правонарушений, связанных с незаконным использованием товарного знака

- дать характеристика сведений, которые подлежат доказыванию в ходе выявления правонарушений, связанных с незаконным использованием товарного знака.

 


Виды товарных знаков

Различают следующие основные виды товарных знаков (типы товарных знаков):

Пример товарного знака:

Дадим краткую характеристику товарных знаков:

 

Cловесный товарный знак Комбинированный товарный знак
обозначение, состоящее из слова или словосочетания представляет собой комбинацию словесных и графических (изобразительных) элементов
Графический товарный знак Объемный товарный знак
включает только графические (изобразительные) элементы представляет собой объемное изображение, которое может содержать слова

 

Кроме того, товарные знаки могут быть музыкальными и обонятельными.

Где можно посмотреть образцы товарных знаков? Регистрацией товарных знаков в нашей стране занимается Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Реестр товарных знаков (перечень товарных знаков) на сайте ФИПС содержит образцы товарных знаков. База данных зарегистрированных товарных знаков или информация о зарегистрированных товарных знаках и знаках обслуживания является общедоступной.

В каком виде лучше регистрировать товарный знак? Регистрировать нужно в том виде, в котором планируется дальнейшее использование товарного знака. Но бывают ситуации, когда для более широкой защиты необходимо регистрировать обозначение одновременно в различных видах.

Предварительная проверка товарного знака

Получение свидетельства о регистрации – процесс долгий. Чтобы исключить вероятность получения через год или 1,5 года решения об отказе в регистрации товарного знака по причине наличия похожего обозначения у другой компании, прежде чем начать регистрацию нужно проверить товарный знак, в чем поможет база данных товарных знаков.

Существует два вида предварительной экспертизы: экспресс-поиск и глубокий (полный) поиск. Во время экспресс-поиска в течение 1-2 рабочих дней просматривается база товарных знаков (государственный реестр товарных знаков), зарегистрированных в РФ, и международных товарных знаков, действующих на территории РФ. При проведении глубокого поиска, помимо базы зарегистрированных товарных знаков, поиск товарных знаков осуществляется также по базе заявок на регистрацию

Международный товарный знак

Российские товарные знаки, т.е. зарегистрированные на территории России, действуют только в России. Если Вы экспортируете свой товар или услугу, Вам требуется международный товарный знак.

Международная процедура регистрации по Мадридской системе такова, что для регистрации международного товарного знака необходимо сначала зарегистрировать товарный знак в РФ или подать российскую заявку.

Использование товарного знака

Свидетельство о регистрации – это, по сути, разрешение на использование товарного знака. Однако после регистрации товарный знак нуждается в "обслуживании".

Срок действия товарного знака 10 лет, поэтому по истечении этого срока необходимо осуществлять продление товарного знака.

Если знак начинает использоваться не в том виде, в каком зарегистрирован – необходимо внесение изменений в товарный знак.

При изменении реквизитов владельца товарного знака, правообладатели товарных знаков обязаны сообщать об этих изменениях в ФИПС. Для чего это нужно? Для того чтобы через определенный срок не узнать, что Ваш товарный знак не действует, или его нельзя использовать или что наступило прекращение правовой охраны товарного знака. Правовая охрана товарного знака так же может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации.

Как можно использовать товарный знак?

Во-первых, товарный знак, как и любую собственность, можно продавать (уступка прав на товарный знак). Продажа товарного знака (уступка торговой марки, уступка товарного знака) осуществляется по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договор купли-продажи товарного знака). В этом случае заключается договор отчуждения товарного знака (договор уступки товарного знака)

Во-вторых, можно оформить использование товарного знака на определенных условиях – для этих целей существует договор на использование товарного знака (лицензионный договор на товарный знак или договор коммерческой концессии). Можно передавать в залог исключительное право на товарный знак (договор залога).

И, наконец, может осуществиться передача прав на товарный знак по наследству (переход исключительного права на товарный знак).


Заключение

 

Товарный знак и знаки обслуживания – это обозначение, которое отличает товары и услуги одного производителя от товаров и услуг других производителей. На практике, товарный знак – это обозначение, которым владелец товарного знака закрепляет за собой определенный сектор рынка, в котором можно играть по своим правилам. Такая монополия дает множество преимуществ в бизнесе.

При этом владелец товарного знака – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или объединение лиц (в последнем случае владельцы получают на выходе коллективный товарный знак).

Товарные знаки действуют не вообще, а в отношении конкретных товаров и услуг (т.е. предварительно проводится классификация товарных знаков). Другими словами, чтобы правильно определить объем правовой охраны Вашего товарного знака, важно правильно проклассифицировать виды деятельности Вашей организации, в отношении которых товарный знак будет использоваться. Делается это в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ).

Товарный знак как средство индивидуализации стимулирует потребителя покупать товары определенных производителей. Будучи связующим звеном между изготовителем и покупателем, он способствует оборотоспособности товаров, обеспечивая функцию рекламы. Поэтому исключительное право на товарный знак является весьма уязвимым и часто нарушаемым.

Защита прав на товарные знаки, которые помогают индивидуализировать товары (работы, услуги) компаний и предпринимателей, может осуществляться как до, так и после регистрации самого знака (логотипа, торговой марки, бренда). Если, например, Роспатент (официальное название - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам) даст вам отказ по заявке о регистрации или признает ее отозванной, то вы вправе подать возражения в Палату по патентным спорам. Срок на обжалование - три месяца со дня получения заявителем такого решения или запрошенных материалов, противопоставленных заявке.

В силу закона (в частности VI части Гражданского Кодекса РФ) несанкционированное правообладателем использование товарного знака другим хозяйствующим субъектом, противоречащее положениям п. 2 ст. 4 этого Закона, является нарушением законодательства по товарным знакам и основанием для применения мер ответственности. Подобные действия являются также актом недобросовестной конкуренции. Поэтому владельцу товарного знака, права и интересы которого нарушены, предоставляется защита от таких нарушений в рамках законодательства о недобросовестной конкуренции. Понятие "недобросовестная конкуренция" определяется как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона о конкуренции).

Использование чужого товарного знака в какой-либо форме независимо от способа такого использования - это активное поведение на рынке. Хозяйствующими субъектами, которые могут быть признаны нарушителями, являются российские и иностранные коммерческие организации (их объединения), некоммерческие организации (за исключением тех, которые не занимаются предпринимательской деятельностью), а также индивидуальные предприниматели. На практике одной из ключевых задач реализации института административной ответственности за незаконное использование товарного знака остается правильное установление признаков объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных ст.14.10 КоАП РФ.

Согласно действующему законодательству, нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на товарах, этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ. Субъективная сторона преступления отражает связь сознания и воли преступника с совершенным им общественно опасным деянием. Она представляет собой единство интеллектуальных и волевых процессов, которые неразрывно связаны между собой и выражаются вовне через физический акт поведения лица, т. е. через конкретный поступок человека, т.е. через объективную сторону преступления. В содержание субъективной стороны преступления большинство авторов включают вину, мотив, цель, а иногда и эмоциональные состояния. Вина является обязательным признаком субъективной стороны любого преступления. Принцип уголовной ответственности лица за содеянное только при наличии вины закреплен в ст.5 УК РФ, в которой указывается, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

С субъективной стороны незаконное использование чужого товарного знака может совершаться только умышленно. Этой точки зрения придерживаются все авторы, занимавшиеся изучением состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 180 УК РФ.

Незаконное использование товарного знака, знака обслуживания и сходных с ними других обозначений виновный действует, как правило, с прямым умыслом. При характеристике прямого умысла (как и косвенного) обычно выделяют его интеллектуальный элемент (сознание, предвидение), и волевой момент (проявление воли при совершении противозаконного деяния). Волевой элемент прямого умысла при незаконном использовании чужого товарного знака заключается в желании виновным использовать чужой товарный знак и сходные с ним обозначения товара неоднократно либо в желании причинения правообладателю товарного знака или потребителям товара крупного ущерба. Желание – это воля, мобилизованная на достижение цели, это стремление к определенному результату. При совершении анализируемых действий неоднократно виновный сознает, что незаконно и неоднократно использует чужой товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходных обозначений для однородных товаров и желает совершить названные действия, которые не повлекли каждый раз крупного ущерба. При этом при наличии у виновного той или иной цели (например, использование чужого товарного знака с целью подорвать репутацию конкурента и устранить его с рынка.) имеет место прямой умысел.

При незаконном использовании чужого товарного знака с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность и противоправность своих действий, предвидит возможность причинения ущерба либо крупного ущерба правообладателю товарного знака или потребителям товара, и хотя не желает этого, но сознательно допускает причинение ущерба либо крупного ущерба.


Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс РФ // СПС "Консультант"

2. Кодекс об административных правонарушениях // СПС ""Консультант"

3. Уголовный кодекс РФ // СПС "Консультант"

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ // СПС "Консультант"

5. ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // СПС "Консультант"

Литература

6. Близнец И.А. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы: канд. юрид. Наук - Москва., 2008 - 70 с.

7. Борисов В.Ю. Информационный век и защита прав на товарные знаки. // Юрист.:2007

8. Быкодорова А.Ф. Уголовно-правовое значение незаконного использования товарного знака. Автореф. дисс... канд. наук. Ставрополь. 2007

9. Волженкин Б.В… Преступления в сфере экономической деятельности. СПб. Юридический пресс Центр.2007.

10. Гаврилов Э.П. Великая российская реформа права интеллектуальной собственности. нормы, которые уже вступили в силу - "Патенты и лицензии", 2008, N 4

11. Гришаев С.П. Правовая охрана товарных знаков - (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

12. Демьяненко Е.В. Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака..Автореф. дисс… канд. наук. Ростов - на -Дону. 2009.

13. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации - М.:Статут, 2008 - 416 с.

14. Зуйкова Л.П. Промышленная собственность предприятий на перекрестке законов. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации - "Экономико-правовой бюллетень", 2008, N 4

15. Истомин А.Ф Уголовно-правовая защита интеллектуальной собственности // Журнал российского права. 2008 №8.

16. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра - М, 2008

17. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2009

18. Корчагина Н.П., Моргунова Е.А., Погуляев В.В. Комментарий к части четвертой гражданского кодекса российской федерации - ЗАО Юстицинформ, 2008

19. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Автореф. дисс… докт. наук. Саратов. 2007.

20. Моисеева Е. Защита от незаконного использования товарных знаков.// "Закон". -2009.-№7

21. Сергеев А. Правовая охрана товарных знаков - "Корпоративный юрист", 2008, N 2

22. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. 2-е изд. / А.П. Сергеев - М.: Проспект, 2008 - 752 с.

23. Суханов Е.А. Гражданское право. Том II. Полутом 2 / Е.А. Суханов - М.: БЕК, 2008. - 216 с.

24. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учеб. пособие. М., Юристъ, 2008

25. Чайков М.Ю., Чайкова А.М. Авторское право на средства индивидуализации - "Реклама и право", 2008, N 2

26. Яни П.С. Уголовный закон и поддельная водка. // Законодательство. 2008. №10.

Введение

 

Преступления и правонарушения, связанные с незаконным использованием товарного знака, создают реальную угрозу экономической безопасности общества, жизни и здоровью граждан.

Уголовно-правовую защиту объектов интеллектуальной собственности обеспечивает ст. 146 Уголовного кодекса РФ (нарушение авторских и смежных прав).

На самом же деле этот вопрос крайне серьезен, т.к. бьет по главному — по престижу нашей страны в мировом сообществе и по морали каждого гражданина, желающего жить в правовом государстве, в цивилизованной стране.

Переход России к рыночной экономике потребовал реформирования законодательства, регулирующего конкурентные отношения. Нормальное и эффективное развитие хозяйственного механизма возможно лишь при условии соблюдения конкурирующими субъектами предпринимательства определенных рамок, границ поведения на рынке. В качестве одного из важнейших инструментов обеспечения здоровой конкуренции выступают средства индивидуализации, в том числе и товарный знак. Кроме того, необходимость защиты средств индивидуализации обусловлена процессом вхождения российской экономики в мировой рынок. Незащищенность иностранных товарных знаков на российском рынке значительно снижает его привлекательность для иностранных инвестиций, направленных на развитие производства. Вместе с тем недостаточный уровень борьбы с посягательствами на исключительные права владельцев товарных знаков позволяет импортировать в Россию огромное количество низкокачественных товаров, незаконно маркированных чужими знаками.

Все это определяет актуальность данной работы.

Вопросами уголовно-правовой защиты средств индивидуализации в той или иной мере занимались такие авторы, как В.Н. Бондарев, А.Ф. Быкодорова, Б.В. Волженкин, А.В. Галахова, Л.Д. Гаухман, Ю.Т. Гульбин, Е.В. Демьяненко, М.В. Евдокимова, О.Г. Карпович, А.А. Козлов, В.А. Кондрашина, О.А. Дворянкин, Л.Г. Кравец, В.Н. Лопатин, Н.А. Лопашенко, В.М. Мельников, Т.В. Пинкевич, М.Ю. Прокш, С.А. Склярук, Н.С. Таганцев, Ю.В. Трунцевский, П.А. Филиппов, И.В. Шишко, П.С. Яни и др.

Впервые на монографическом уровне комплексное научное исследование, посвященное вопросам уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака, было осуществлено в 1999 г. С.А. Скляруком. Содержание его диссертационной работы "Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака" явилось теоретической основой для последующих работ. Практически одновременно (в 2000 г.) А.Ф. Быкодорова в своем исследовании "Уголовно-правовое значение незаконного использования товарного знака" разработала самостоятельное направление исследования, отличавшееся, на наш взгляд, большей практической направленностью. Также в 2000 г. увидела свет работа Т.В. Пинкевич "Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака". Важным вкладом в изучение проблем уголовно-правовой защиты средств индивидуализации явились работы Ю.В. Трунцевского, в особенности исследование вопросов имплементации норм международного права, направленных на охрану интеллектуальной собственности.

В 2003 г. исследования данной темы были продолжены. Е.В. Демьяненко в своей работе "Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака" предлагала ввести в диспозицию статьи 180 УК РФ такой признак, как цель сбыта. М.Ю. Прокш в своем исследовании "Уголовно-правовая охрана товарного знака в случае недобросовестной конкуренции" обосновывал целесообразность декриминализации нормы об уголовной ответственности за незаконное использование предупредительной маркировки, а также о введении такой санкции, как конфискация контрафактной продукции.

Последней работой по данной теме является диссертационное исследование В.А. Кондрашиной "Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака по законодательству России и зарубежных стран". В работе В.А. Кондрашиной, как видно из названия, акцент сделан на сравнительно-правовой анализ законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное использование товарного знака, разных стран.

Несмотря на то, что данная тема привлекает внимание научного сообщества, она все еще является малоисследованной. Это обусловлено не низким качеством проводимых исследований, а большим количеством требующих изучения вопросов.

Целью данной работы является выявление и документирование правонарушений и преступлений, связанных с незаконным использованием товарного знака.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность товарного знака и особенности правового регулирования его использования в Российской Федерации

- дать характеристика правонарушений, связанных с незаконным использованием товарного знака

- дать характеристика сведений, которые подлежат доказыванию в ходе выявления правонарушений, связанных с незаконным использованием товарного знака.

 


Глава 1. Сущность товарного знака и особенности правового регулирования его использования в Российской Федерации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.051 с.)