Понятие экономического выбора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие экономического выбора



Экономический выбор – это "выбор наилучшего среди альтернативных решений, при которых достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат. Проблема экономического выбора ставит множественность экономических целей при ограниченности ресурсов".

Одним из понятий, определяющих сущность экономического выбора является "свобода экономического выбора".

Свобода экономического выбор означает, что владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым трудом, на который они способны. Наконец, она означает, что потребители свободны в пределах своих денежных доходов покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают наиболее подходящими для удовлетворения своих потребностей. Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель занимает в экономике особое стратегическое положение: в определённом смысле потребитель обладает суверенитетом. Приделы свободы выбора поставщиков людских и материальных ресурсов обслуживаются потребительским выбором. В конечном счете, потребители решают, что должна производить экономика, а в установленных тем самым рамках поставщики ресурсов могут делать свой собственный выбор. Таким образом, в действительности поставщики ресурсов и предприятия вовсе не "свободны" производить товары и услуги, которые потребители не желают.

Следующим важным понятием, раскрывающим сущность экономического выбора является "диапазон потребительского выбора". "Экономика в условиях частичной конкуренции может и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Это критическое замечание имеет и статистический и динамический аспект. Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры, – например, олигополия и монополистическая конкуренция – порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукции расширяет диапазон свободы выбора потребителя и одновременно наиболее полно удовлетворить предпочтение покупателя". Критики чистой конкуренции также указывают, что, поскольку конкуренция не является прогрессивной в отношении развития новой производственной техники, поскольку эта рыночная структура не благоприятствует в совершении имеющихся продуктов и созданию новых.

Очевидно, также то, что потребитель обладает ограниченным количеством долларов, а продукты, которые мы можем купить, имеют определённую ценность, то потребитель сможет приобрести лишь ограниченное количество товаров. Потребитель не может купить всё, что ему хочется, если каждая покупка приводит к истощению его ограниченного дохода. Это как раз тот самый случай, когда отдельный потребитель непосредственно сталкивается с экономическим фактором редкости.

Оптимальный выбор. Если бы ограниченность ресурсов была абсолютной, то выбор был бы не возможен. Если бы ограниченность ресурсов отсутствовала, то выбор был бы не нужен. Выбор становиться необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов

В рамках анализа экономического выбора необходимо рассмотреть кривую производственных возможностей. График производственных возможностей показывает максимальное (эффективное) использование ресурсов, при котором увеличение производства одного товара невозможно без уменьшения производства товара другого (и наоборот). Иначе говоря, полное использование ресурсов – ситуация, когда рост одного результата может идти только за счёт уменьшения другого результата. А это превышает теряемую величину "другого результата" в своего рода неизбежную плату за прирост первого результата. Кривая интересна тем, что она наглядно показывает эту обязательную плату в каждой точке. Такая плата, потеря получила название "альтернативная цена" ("альтернативная стоимость").

Альтернативная стоимость прироста какого-либо товара определяется сокращением выпуска другого товара. Таким образом, альтернативная стоимость товара определяется количеством другого товара, от которого приходиться отказаться, чтобы приобрести, получить дополнительную единицу данного. Эта цена отброшенной, упущенной альтернативы, которую пришлось обменять на более предпочтительную, цену потери.

Поэтому когда экономика находиться на грани производственных возможностей, то выбор всякий раз происходит между максимум объёма производства одного и другого товаров.

Однако чаще производитель пребывает в некой точке Х, тогда имеется резерв ресурсов для одновременного увеличения сопряженных результатов обеих товаров. В подобной ситуации число альтернатив необозримо возрастает, причем здесь альтернативы не связаны, как на границе производственных возможностей, с ростом одного продукта за счёт абсолютной потери другого.

Действительно, на границе производственных возможностей выбор регулируется только допустимой величиной "альтернативной цены". Внутри же сферы производственных возможностей (точка "Х") возникает ситуация:

А.) имеется резерв ресурсов для расширения производства;

В.) наличие резерва снимает ограничение, накладываемое альтернативной ценой, позволяет одновременно наращивать производство и А и В.

Это осложняет выбор оптимального решения, однако, каждый избранный вариант по-прежнему делает невозможным другие варианты. Различие лишь в том, что если на границе производственных возможностей речь шла – о потере, которой могло не быть! Количество товаров, которое приходиться терять при максимизации производства в условиях неполного (неэффективного) использования ресурсов, в экономической теории получило название "альтернативная затрата".

Таким образом, в условиях неполного применения ресурсов максимизация возможна в любом направлении, в том числе и одновременного увеличения обоих результатов. И тем не менее уже выбраны: направление делает всевозможными другие варианты, которые, однако, были возможны. Вот эта несостоявшаяся возможность, а с ней – и упущенная выгода, – постоянно "кровоточит" в сердце производителя, заставляет его бесконечно взвешивать выгоды всех возможных альтернативных затрат.

Но, несмотря на это, без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Увеличивая его, можно свести зону экономической свободы к нулю, а расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающих хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость.

Почти все годы радикальных рыночных реформ политика российского правительства опиралась на неоклассические представления о хозяйственных процессах и в том числе об экономическом выборе. Подход этой школы к проблемам экономического выбора основан на концепции общего равновесия. Согласно последней, свободная рыночная саморегуляция обеспечивает формирование равновесных цен, ориентируясь на которые предприниматели осуществляют эффективные инвестиции и максимизируют рост экономики. Эта логика воплощена в программе реформ, главными элементами которой стали приватизация общественной собственности, уменьшение регулирования цен, доходов и внешней торговли, ограничительная денежная политика и т.д. Императив данной политики можно кратко выразить формулой "либерализация плюс стабилизация". Разрушительные последствия проведенных преобразований поставили под сомнение адекватность ей неоклассических постулатов.

Некоторые положения данной теории будут рассмотрены в рамках данного исследования.

Основные вопросы экономики

К основным вопросам экономики можно отнести следующие:

- экономическая стратегия развития государства,

- социально-экономическая политика и приоритеты,

- факторы и условия экономического роста,

- анализ качества динамики экономического роста,

- инновационность экономического развития,

- динамика и эффективность решения социальных проблем

- экономический цикл;

- секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

- условия накопления капитала;

- занятость;

- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

- условия конкуренции;

- социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

- внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами – условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом экономического выбора является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Очевидно, что экономические цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Таким образом, вопросы экономического выбора достаточно тесно взаимосвязаны с общеэкономическими государственными вопросами, сущность которых, на примере России, будет рассмотрена в следующей главе.

Основные вопросы экономики с позиции экономического выбора России. Экономический рост: сущность и проблемы

Экономический выбор России тесно связан с проблемами экономического роста. Современные экономисты характеризуют экономический рост России как экспортно-ориентированный. В связи с эти целесообразно рассмотреть основные структурные связи модели экспортно-ориентированного роста:

- снижение ставок налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (уже реализовано),

- отмена экспортных и сокращение импортных пошлин (частично реализовано и получит новый импульс при вступлении России в ВТО),

- снижение социальной нагрузки на экспортные предприятия. Речь идет не столько об их собственных расходах (хотя и о них тоже), сколько об "общей" социальной нагрузке, создаваемой налогами,

- реструктуризация инфраструктурных монополий, расчленение их на конкурирующие звенья (как путь к снижению тарифов на услуги для предприятий-экспортеров),

- ускоренное банкротство "неконкурентоспособных" предприятий (что уменьшит внутреннее потребление энергоносителей и позволит направить высвобожденные ресурсы на экспорт),

- поддержание низкого валютного курса (для стимулирования экспорта). Это возможно только в условиях низкой инфляции, а значит, на весь период до 2010 г. должна сохраняться жесткая денежная политика,

- ограничение заработной платы и потребления (чтобы увеличить доходы предприятий),

- привлечение иностранных инвестиций,

- реструктуризация внешнего долга, обслуживание которого также мешает снизить налоговую нагрузку на экспортеров.

Основные проблемы экономического роста России.

Первая и основная проблема: бедность населения

Более 30% жителей России живет за чертой бедности. Это означает то, что мы не имеем большого и устойчивого внутреннего спроса, в том числе и на товары ежедневного потребления, и те товары, которые могли бы стать двигателями экономики России: бытовая техника, компьютеры, системы интернета. Достаточно сравнить численность владельцев компьютеров и пользователей интернета на 1000 человек в России и других развитых странах. Но это только одна сторона медали. Другая сторона медали бедности заключается в том, что в других странах основным источником инвестиций являются накопления самих граждан, а так же накопления сделанные через пенсионные и страховые фонды, а в России эта система практически не действует. По опросам ВЦИОМа, большинство населения, заявляет, что денег хватает только на самое необходимое, или что пытаются откладывать деньги для необходимых приобретений. То есть вопрос о вкладывании средств в виде инвестиций перед населением в значительной степени не стоит.

Проблема структуры российской экономики

К сожалению надо отметить, что оборотной стороной экономического роста за последнее время оказался возврат к структуре экономики с максимально экспортно-ориентированной системой, образца дореформенного 1997-го года. Хотя в 2000-2001 году намечался структурный сдвиг в сторону увеличения объёмов обрабатывающей промышленности.

Сейчас широко обсуждается план изменения структуры экономики путем изымания ренты за недропользование. На то, как потратить ренту есть две точки зрения.

Первая: просто разделить ренту между населением, что должно поддержать его покупательную способность. Мы считаем этот путь тупиковым, по той причине, что распределение ренты между населением обеспечит прибавку к пенсиям, стипендиям и зарплатам всего лишь в 12 долларов в месяц.

Вторая: постараться сосредоточить эти средства для поддержания обрабатывающей промышленности. Но даже если использовать ренту в виде инвестиций, трудно сказать, что мы имеем те возможности и механизмы, которые могли бы обеспечить эффективное использование ренты для обрабатывающих отраслей.

Развитие топливно-энергетического комплекса России будет продолжаться, несмотря на то, что его капиталоемкость будет увеличиваться с каждым годом и ТЭК становится довольно дорогим удовольствием. Однако это гарантированный сбыт, гарантированные доходы для России на протяжении значительного периода времени. Однако, экономический рост, который могут обеспечить добывающие отрасли в ближайшие годы, не превысит 3-4% в год в силу своих собственных структурных особенностей. Поэтому надо четко понимать, что эти отрасли смогут дать только 3-4% роста, а рост который нам нужен на сегодняшний день это порядка 7-8%. Значит остальные отрасли или часть отраслей, у которых есть возможность развиваться, должны расти на 9-10% ежегодно. И только они могут обеспечить выход на необходимый темп роста.

Можно сказать, что для этого нужны инвестиции. Приводимые расчеты по инвестициям, которые требуются России, показывают фантастически большие цифры. К сожалению, эти цифры говорят о том, что есть утопичное стремление возродить в России производство аналогичное социалистическому времени, когда Россия производила все сама. В этом варианте инвестиции рассматриваются как капиталовложения, которые должны прийти и осчастливить всю Россию. Но было бы рациональным сосредоточиться на развитии только гарантированно успешных отраслей, помня, что прилив поднимет все лодки. Забывается и о том, что инвестиций должно быть ровно столько, сколько может переработать экономика. Получение большего, чем нужно количества инвестиций, приведет к тому, что "лишние" деньги перельются через край и всплывут в виде инвестиций в предметы роскоши в странах развитой экономики. Опасно как недоинвестирование, так и переинвестирование экономики.

Проблема институциональных реформ

Многие противопоставляют институциональные реформы и систему экономического роста. Однако эти проблемы не являются антагонистичными. Экономический рост не может произойти без институциональных реформ, но и институциональные реформы не могут идти за счет экономического роста страны. Основная проблема институциональных реформ сегодня это их несбалансированность, неполная комплектность и отрывочность. Реформы никак не согласованны между собой по времени, глубине и срокам исполнения. Реформы, которые намечались программой Грефа, идут сегодня в режиме "получилось как всегда". Получаются только те реформы, которые возможны для реализации в сегодняшнем положении, и в том виде, в котором они возможны сегодня. То есть становятся предметом компромисса лоббистских сил, что не может дать никакого экономического эффекта, и они всегда будет иметь вид недостроенных зданий.

Вот, к примеру, дебюрократизация – самый большой успех, который пропагандируется сегодня в области регистрации новых предприятий. Несмотря на все принятые законы регистрация "в одно окно" не получилась. Однако не обращается внимание на то, что как до дебюрократизации, так и сейчас, регистрация или приобретение готовой фирмы занимает неделю-полторы, за что нужно заплатить в разных городах от 200 до 1000 долларов.

Сейчас уже понятны и все те недостатки, которые имеет пенсионная реформа. Уже хорошо видно и то, что если реформа РАО ЕС будет обгонять реформу ЖКХ (именно реформу, а не подъем тарифов ЖКХ), то это приведет к астрономическим расходам государства на дотацию ЖКХ, или к тому, что в очередной раз придется забирать деньги у населения для покрытия неотложных нужд и не умения хозяйствовать в ЖКХ, тем самым ослабив внутренний спрос. Сегодня федеральное правительство повесило проблему нейтрализации отрицательных итогов реформ и их несогласованности на субъекты федерации, оставив, правда, за собой, принятие основных решений по финансированию расходов.

Проблема человеческого капитала

В ближайшее время демографическая ситуация начнет отражаться на развитии страны, и заставит общество понять простую истину: идея, что чего-чего, а людей в России хватит, с которой Россия жила весь ХХ век – фикция. Уже сегодня людские ресурсы в России становятся самым значительным дефицитом.

К проблеме человеческого капитала относится так же система его квалификации. Точнее проблема разрушения системы подготовки кадров, которая сложилась сегодня. Подготовка кадров (особенно с высшим образованием) пока не рыночная, а бюджетная, а в тоже время распределение выпускников уже имеет полурыночный характер. Структура и уровень подготовки кадров как высшего, так и среднего профессионального образования не выдерживает никакой критики и не работает на задачу экономического роста страны. Она полностью не учитывает ни потребности государства, ни потребности бизнеса, которые должны обеспечить выполнение поставленной цели.

Третий момент, который можно отнести к человеческому потенциалу. Это вопрос мотивирования и ценностных ориентаций. У наших граждан, как мы уже говорили выше, самоощущение страны и людей "загнанных под плинтус". Мы каемся даже в тех грехах, которые не совершали. Нам всегда объясняли: ну чего вы хотите, вы такая страна. Мы – нормальная страна. Поэтому нам нужна цель, которая могла бы сплотить общество. Цель, которую общество само себе определило. Цель, с помощью которой, мы могли бы сами себе доказать, что россияне отнюдь не ленивые, не тупые. Мы не те люди, которые должны довольствоваться местом, которое им укажут.

Проблема корпоративной культуры

Задача удвоения ВВП должна быть единой задачей для бизнеса, для власти и государства, политических партий и общества. Все, что не работает на эту задачу, все что мешает достижению этой цели, должно быть исключено из оборота общества. Любые системы ценностей, принятые законы, принятые постановления правительства, усилия самого бизнеса должны быть направлены в этом направлении. Поэтому неприемлемо как давление крупного бизнеса, в виде лоббирования тех или иных законов, которые преследуют только "свои" цели, так же и неприемлемы, наезды власти на бизнес. В случае силового давления бизнес тут же в течение 2-3 месяцев начинает работать против роста экономики страны. Резко сокращает внутренние инвестиции. Настораживаются иные инвесторы и предприниматели, которые понимают, что они по одиночке не защищены от любого произвола, как чиновников местного, так и государственного ранга, особенно, если они при погонах. Именно возникновение и становление корпоративной культуры, должно быть одним из тех стержней, которые могут помочь сформировать систему достижения цели.

Можно называть еще много проблем, но по отношению к вышеназванным, они, по нашему мнению, вторичны.

Важно отметить, что возможности роста сырьевого экспорта в России практически исчерпаны. Это признается большинством экспертов, в том числе специалистами Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ). В частности, сценарные условия МЭРТ уже с 2005 года предусматривают резкое замедление экспорта нефти и газа, эквивалентное снижению годовой динамики суммарного экспорта с 12-15% в последние три года до 1-3% в ближайшие два-три года. Такое изменение экспортной динамики, даже при сохранении достаточно высоких темпов потребления домашних хозяйств и накопления основного капитала (на уровне 9-10% в год) и при некотором снижении темпов импорта, приводит к кардинальному замедлению роста ВВП – до 3,5-4,0% в год.

Это означает, что фоновый рост, связанный с внутренними факторами экономической динамики, не превышает указанных выше 3,5-4,0% годовых. Таким образом, исходный потенциал роста российской экономики пока весьма скромен. Даже эти 3,5-4,0% в значительной мере обусловлены факторами и условиями, созданными в прошлом, в частности резервными мощностями. В данном расчете не учтен эффект возможного снижения мировых цен на углеводородное топливо, поэтому можно предположить, что снижение экономической динамики может оказаться еще большим.

Для решения задачи удвоения ВВП или еще более содержательной – прорыва России в число наиболее развитых стран мира необходимо ориентироваться не на конъюнктурные, а на фундаментальные факторы экономического роста. С этой точки зрения задача достаточно сложная, требующая, по крайней мере, удвоения внутренней динамики роста. При этом в качестве импульса для обеспечения такой динамики необходимо значительное ускорение роста производства в обрабатывающих отраслях и сфере услуг.

Главным образом, задача состоит не в том, чтобы сохранить достигнутый процентный годовой рост или увеличить его до 7,5%, а в том, чтобы обеспечить ускорение экономической динамики с 3,5-4,05 до 7,5-8,0% в год. Очевидно, что без существенной корректировки экономической политики такого ускорения достигнуть невозможно.

Ограничения достижимости данных показателей экономического роста:

- несоответствие производственного и научно-технического потенциалов высокотехнологичного сектора, унаследованных Россией от СССР, масштабам внутреннего и внешнего спроса на соответствующие виды продукции;

- финансовые дисбалансы (колоссальный разрыв в финансовом состоянии между экспортно-ориентированным сырьевым сектором и большинством отраслей перерабатывающей промышленности);

- высокие системные риски экономического развития в силу чрезмерной зависимости от секторов, которым имманентна неопределенность ценовой конъюнктуры на мировых рынках.

Устранение этих ограничений потребует реализации программы превентивной структурно-технологической и институциональной модернизации и восстановительного экономического роста в ряде деградировавших секторов российской экономики, а также программы "связанной" внешнеэкономической поддержки перспективных секторов российской экономики.

Тем не менее, предстоящее в ближайшие два года замедление динамики экспорта сырьевых ресурсов невозможно компенсировать адекватным ростом экспорта продукции обрабатывающих отраслей и сфера услуг. Разумное ограничение импорта также не позволяет нейтрализовать отрицательные последствия для экономической динамики неизбежного сырьевого экспорта. Это означает, что до момента замещения сырьевого экспорта продукцией более высокого уровня переработки необходимо определенное ускорение динамики всех элементов внутреннего спроса потребления домашних хозяйств, накопления, государственного потребления.

Основной проблемой экономического роста является качество экономического роста.

Оценка темпов экономического роста, требуемых для удвоении ВВП и восстановления позиций России в мировой экономике, достаточно очевидна, учитывая многолетний спад производства в российской экономике и мировую экономическую динамику. Она легко исчисляема, исходя из предположения и равенстве других прочих условий экономического развития, включая условия, определяющие рост качества и конкурентоспособности продукции. В то же время именно последние параметры являются ключевыми для определения относительного уровня экономического развития. Понимание этого приводит к выводу о том, что высокие темпы роста экономического роста (в их традиционном измерении) еще не гарантируют уменьшения разрыва в уровне экономического развития.

Наиболее распространено понимание качества роста, связанное с учетом динамики внутренних факторов в росте производства, либо социальных и экономических аспектов экономического развития. Между тем, качество роста, понимаемое как улучшение пропорций обмена в результате разнообразных качественных изменений в экономике, позволяет дать количественную оценку всей совокупности качественных приращений в экономике, и, таким образом, получить возможность существенно корректировать итоговые количественные характеристики роста. Причем при определенных качественных изменениях в экономике можно добиться существенно больших результатов развития, имея меньшие значения традиционно понимаемых и исчисляемых темпов роста ВВП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.047 с.)