Программа курса и методические указания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа курса и методические указания



К ЕГО РАЗДЕЛАМ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ТЕРМОДИНАМИКА

 

1.1.1. Основные понятия и определения

 

Предмет технической термодинамики и ее методы. Теплота и работа как формы передачи энергии. Рабочее тело. Термодинамическая система. Основные параметры состояния. Равновесное и неравно­весное состояние. Уравнение состояния. Термическое уравнение состояния. Термодинамический процесс. Равновесные и неравновесные процессы. Обратимые и необратимые процессы. Изображение обратимых процессов в термодинамических диаграммах. Круговой процесс (цикл).

Газовые смеси, способы задания газовых смесей, соотношение между массовыми и объемными долями, вычисления параметров состояния смеси, определение кажущейся молекулярной массы и газовой постоянной смеси, определение парциальных давлений.

Методические указания.

Материалы этой темы, по существу, представляют собой необ­ходимый комплекс определений и понятий, на базе которых излагаются последующие темы. Поэтому студент должен четко усвоить эти понятия и определения.

Вопросы для самопроверки. 1. Что понимается под термодина­мической системой? 2. Каким числом независимых параметров ха­рактеризуется состояние рабочего тела? 3. Какое состояние называется равновесным и какое — неравновесным? 4. Что называется термо­динамическим процессом? 5. Какие процессы называются равно­весными и какие неравновесными? 6. Какие процессы называются обратимыми и какие необратимыми? 7. Каковы условия обратимости процессов?

 

Первый закон термодинамики

 

Сущность первого закона термодинамики. Формулировки первого закона термодинамики. Аналитическое выражение первого закона термодинамики, принцип эквивалентности теплоты и работы. Выра­жение теплоты и работы через термодинамические параметры состояния. Внутренняя энергия. Энтальпия. Энтропия. Первый закон термодинамики для круговых (циклических) процессов. Теплоемкость. Массовая объемная и мольная теплоемкости. Теплоемкость при постоян­ных давлении и объеме. Зависимость теплоемкости от температуры. Средняя и истинная теплоемкости. Формулы и таблицы для опре­деления теплоемкостей. Теплоемкость смеси идеальных газов.

Методические указания.

Изучая эту тему, студент должен обратить внимание на принци­пиальное различие между внутренней энергией как функцией состояния газа и теплотой и работой как функциями процесса. Надо твердо усвоить, что если внутренняя энергия вполне определенна для каждого заданного состояния газа, то работа и теплота вообще не существуют для отдельного состояния, а появляются лишь при наличии процесса (изменения состояния) и, естественно, зависят от характера этого процесса.

Вопросы для самопроверки: 1. Дайте формулировку и аналити­ческое выражение первого закона термодинамики. 2. Что такое «функция состояния» и «функция процесса»? Приведите примеры этих функций. 3. Когда теплота, работа и изменение внутренней энергии считаются положительными и когда отрицательными? 4. По­чему внутренняя энергия и энтальпия идеального газа зависят только от одного параметра — температуры? 5. В чем отличие понятий «истинная теплоемкость» и «средняя теплоемкость»?

Второй закон термодинамики

 

Сущность второго закона термодинамики. Основные формулировки второго закона термодинамики. Термодинамические циклы тепловых машин. Прямые и обратные циклы. Термодинамический к.п.д. и хо­лодильный коэффициент. Цикл Карно и его свойства. Термодина­мическая шкала температур. Аналитическое выражение второго закона термодинамики. Изменение энтропии в необратимых процессах. Статистическое толкование второго закона термодинамики. Философ­ское толкование второго закона термодинамики. Изменение энтропии изолированной термодинамической системы. Понятие об эксергии.

Методические указания.

При изучении этой темы студент должен твердо усвоить следующие вопросы.

1. Так как к.п.д. (ht) цикла Карно всегда меньше единицы, не зависит от рода рабочего тела и имеет наибольшее значение по сравнению с ht любых других циклов, ограниченных тем же интер­валом температур, то: а) никакими новыми конструкциями тепловых двигателей или применением новых рабочих тел нельзя в цикле всю подведенную теплоту превратить в полезную работу; б) для увели­чения ht нужно стремиться к таким процессам, образующим цикл, чтобы средняя температура подвода теплоты была как можно больше, а средняя температура отвода теплоты как можно меньше.

2. Нельзя смешивать понятия «энтропия тела» и «энтропия сис­темы». Между этими понятиями существует принципиальная разница. Энтропия как функция состояния определенного тела (например, газа или пара) обладает вполне определенным свойством — изме­нение ее при протекании какого-либо процесса не зависит от характера процесса, а зависит лишь от параметров тела в начальном и ко­нечном состояниях его. Поэтому изменение ее  может быть положительным, отрицательным или равным нулю в за­висимости от того, подводится или отводится теплота от тела или процесс происходит без теплообмена. Энтропия не является функцией состояния системы, состоящей из нескольких тел (рабочее тело, холодильники и источники теплоты), каждое из которых характеризуется своими параметрами. Поэтому на изменение энтропии системы влияет характер процесса теплообмена между рабочим телом и источниками теплоты. При протекании обратимых процессов энтропия системы остается постоянной: при необратимых процессах энтропия системы растет.

3. Теория Клаузиуса «тепловой смерти» Вселенной несостоятельна. Для этого можно привести следующие доводы: а) дифференциальные соотношения термодинамики несправедливы для микромира, в котором расстояния между частицами материи сравнимы с дифференциалом исследуемого объекта; б) решение дифференциальных уравнений в значительной мере зависит от конкретных условий на границе исследуемой области, но на границе бесконечной Вселенной эти условия неизвестны; в) в изложении Больцмана второй закон имеет ста­тистическое толкование, т. е. не является абсолютным законом природы; г) экспериментальные данные (броуновского движения, новые данные астрономии, космических полетов и др.) также не согласуются с «теорией» Клаузиуса.

Вопросы для самопроверки. 1. Какой цикл называется прямым и какой обратным? 2. Чем оценивается эффективность прямого и обратного циклов? 3. Для чего служат тепловые машины, работающие по прямому и обратному циклам? 4. Как связано изменение энтропии с теплотой и абсолютной температурой? 5. В чем сущность второго закона термодинамики? Приведите его основные формули­ровки. 6. Покажите с помощью T s -диаграммы, что при заданных Tмакс и Tмин ht цикла Карно будет наибольшим по сравнению с ht других циклов. 7. Покажите с помощью T s -диаграммы, что ht цикла Карно не может быть равным единице. 8. Как с помощью выражения ds = dq / T показать, что в круговом процессе не вся подведенная теплота превращается в полезную работу, а часть ее отдается холодильнику? 9. Покажите, в чем состоит общность раз­личных формулировок второго закона термодинамики.

Термодинамические процессы

 

Классификация процессов изменения состояния. Общие методы исследования процессов изменения состояния любых рабочих тел.

Политропные процессы. Уравнение политропы. Определение пока­зателя политропы. Анализ процессов на основе сравнения показателей политропы. Процессы в координатах pv и Ts. Основные термодина­мические процессы: изохорный, изобарный, изотермический и адиабат­ный — частные случаи политропного процесса.

Термодинамические процессы в реальных газах и парах. Свойст­ва реальных газов. Фазовые равновесия и фазовые переходы. Теплота фазовых переходов. Фазовые диаграммы. Тройная и крити­ческая точки. Уравнение состояния реальных газов. Коэффициент сжимаемости. Пары. Основные определения. Процессы парообразования в pv- и T s -диаграммах. Водяной пар. Термодина­мические таблицы воды и водяного пара. pv, Ts, hs -диаграммы водяного пара. Расчет термодинамических процессов водяного пара с помощью таблиц и hs (is)- диаграммы.

Методические указания.

Приступая к изучению этой темы, студент должен четко уяснить себе, что расчетные формулы, применявшиеся при изучении идеального газа, здесь, как правило, недействительны. Например, для идеального газа в процессе Т = const изменение внутренней энергии его равнялось нулю, а для пара при Т = const не равно нулю. Линии, изображающие основные термодинамические процессы в pv- и T s -диаграммах, в общем случае различны для газа и пара. При расчете паров мы не имеем такого простого и точного уравнения состояния, как для идеального газа. Поэтому процессы и циклы с паром рассчитываются с помощью таблиц и hs -диаграммы.

При рассмотрении отдельных видов уравнения состояния реаль­ного газа (уравнение Ван-дер-Ваальса, уравнение Вукаловича — Новикова и др.) необходимо ясно представлять,на каком физическом фундаменте строились эти уравнения и как из них получить урав­нение состояния идеального газа.                  

Вопросы для самопроверки. 1. Как называется процесс, в котором вся подведенная теплота идет на увеличение внутренней энергии? 2. Как называется процесс, в котором вся подведенная теплота идет на совершение работы? 3. Как называется процесс, в котором работа совершается лишь за счет уменьшения внутренней энергии? 4. Как называется процесс, в котором подведенная к рабочему телу теплота численно равна изменению энтальпии? Какая доля подведенной теплоты в этом случае идет на совершение работы? 5. Какой процесс называется политропным? 6. Покажите в pv- диаграмме работу газа в адиабатном процессе. 7. Можно ли уравнение    при  назвать дифференциальным уравнением политропы идеаль­ного газа? 8. При каких значениях показателя политропы п можно получить уравнения основных термодинамических процессов? В чем состоит обобщающее значение политропного процесса? 9. Изобразите схематично в T s -диаграмме процесс сжатия pv 1.2 = const и покажите, какими площадками будут изображаться q, Δ u, l. 10. Почему в Ts -диаграмме изохора идет круче, чем изобара, а в pv- диаграмме адиабата идет круче изотермы? 11. Как в T s -диаграмме по заданной кривой процесса определить знак q и Δ u? 12. Что такое испарение и кипение? 13. Какой пар называется сухим насыщенным? 14. Каков физический смысл пограничных кривых? Какой пар называется перегретым и что такое степень перегрева? 15. Какой пар называется влажным насыщенным и что такое степень сухости? 16. Как опре­делить удельный объем, энтальпию, энтропию влажного пара? 17. Как изменяется теплота парообразования с увеличением давления? 18. Чем характерна критическая точка? 19. Какими параметрами можно охарактеризовать состояние влажного, сухого и перегретого пара? 20. Изобразите pv-, и T s -диаграммы водяного пара и покажите в них характерные области и линии фазовых переходов. 21. Изобразите основные термодинамические процессы с паром в pv- и T s -диаграммах. Приведите формулы для определения работы, теплоты, Δ u.

Термодинамика потока

 Истечение и дросселирование газов и паров. Основные положения. Уравнение первого закона термодинамики для потока, его анализ. Понятие о сопловом и диффузорном течении газа. Адиабатные течения. Скорость адиабатного течения. Связь критической скорости истечения с местной скоростью распространения звука. Критическое отношение давлений. Расчет скорости истечения и секундного массового расхода для критического режима. Условия перехода через критическую скорость. Сопло Лаваля. Расчет процесса истечения водяного пара с помощью hs -диаграммы. Действительный процесс истечения. Дросселирование газов и паров. Сущность процесса. Изме­нение параметров в процессе дросселирования. Понятие об эффекте Джоуля—Томсона. Особенности дросселирования идеального и ре­ального газов. Понятие о температуре инверсии. Практическое исполь­зование процесса дросселирования. Условное изображение процесса дросселирования в hs -диаграмме.

Методические указания.

При изучении этой темы студент должен обратить внимание на те допущения, которые кладутся в основу вывода уравнения энергии газового потока. Следует твердо знать условия перехода от дозву­ковых скоростей потока к сверхзвуковым, уметь рассчитывать сужаю­щееся сопло и сопло Лаваля. Надо знать, как влияет трение на течение газа или пара и уметь изобразить процессы течения с трением в Ts - и hs -диаграммах, уметь объяснить, что такое давление и температура заторможенного потока. Нужно уяснить принципиальную разницу между адиабатным дросселированием, при котором q = 0, a s > 0, и адиабатным обратимым процессом расширения, при котором q = 0, и s = 0. Необходимо понять смысл температуры инверсии и инверсионной кривой, чтобы объяснить возможность сжижения газов в процессе дросселирования.

Вопросы для самопроверки. 1. Напишите уравнение энергии газового потока и дайте объяснение отдельным членам, входящим в него. 2. Что такое работа проталкивания и какой она может иметь знак? 3. Что такое техническая работа? Как показать ее в pv- диаграмме? 4. Каков физический смысл критической скорости? Почему в закритической области расход газа не зависит от перепада давлений? 5. Что такое сопло и диффузор? 6. Как связано изменение площади поперечного сечения канала с изменением скорости и числом М? 7. При каких условиях режим течения в сопле Лаваля стано­вится нерасчетным? 8. Какой процесс называется дросселированием? 9. Как протекает процесс адиабатного дросселирования? 10. Как изменяются параметры влажного пара при дросселировании? Как и в зависимости от чего меняется температура реального газа при дросселировании?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.01 с.)