Раздел 4. Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих комплексные нарушения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих комплексные нарушения.



Задача 1.

 

На заседании психолого-медико-педагогической комиссии решается вопрос о направлении ребенка 7 лет с III-IV степенью тугоухости и сопутствующим нарушением опорно-двигательного аппарата в специальную (коррекционную) школу. Ребенок самостоятельно передвигается, навыки самообслуживания соответствуют возрасту.

1. Определите вид школы, который члены комиссии могут рекомендовать данному будущему первокласснику. Обоснуйте свой выбор.

2.   Подберите пакет методик, позволяющих составить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха и сопутствующими нарушениями, но сохранным интеллектом; отграничить их от группы детей с нарушениями интеллекта.

3. В чем отличие учебных планов школ I и II видов для вспомогательных классов (для детей с нарушениями слуха и интеллекта) от учебных планов для глухих и слабослышащих детей с сохранным интеллектом?

4. Подберите комплекс диагностических методик для отграничения детей с нарушенным слухом и сохранным интеллектом от детей, имеющих слуховую недостаточность и задержку психического развития.

Задача 2.

  Учитель 2-го класса для слабослышащих детей обнаруживает, что один из учеников не осваивает программный материал по математике, имеет низкий уровень речевого развития, не принимает участие в дидактических играх со сверстниками.

1. Простройте ход дальнейших действий учителя.

2. Укажите возможные причины такой картины.

3. При возможном выявлении у данного слабослышащего ребенка стойкого нарушения в интеллектуальном развитии определите его дальнейший образовательный маршрут. На основании каких нормативно-правовых документов возможны предложенные образовательные маршруты.  

 4. Определите роль психолога при составлении и осуществлении возможных образовательных маршрутов.

Раздел 5. Особенности восприятия при нарушении слуха.

Задача 1.

 

Известно, что роль слуха в познании окружающего мира,  в овладении речью имеет одно из важных значений. В связи с этим обязательным разделом Программ для специальных (коррекционных) учреждений I, II видов является раздел «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению».

1. Опишите последовательно возможности слухового восприятия детей с II - III степени тугоухости, III - IV степени тугоухости, глухотой.

2. Каким образом ведется учёт особенностей восприятия детей с нарушенным слухом при организации дошкольного и школьного коррекционного обучения?

3. Дайте психологическую характеристику этапов развития слухового восприятия глухих.

4. Неслышащие родители глухих детей считают, что владение учителем жестовой речью и применение её наряду с дактильной речью также имеет важное значение для речевого и умственного развития. Дайте психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дактильной речи в разных системах обучения глухих словесной речи.

  Задача 2.

   

Ведущим видом восприятия для глухих выступает зрительное восприятие.

1. Существуют ли основания для утверждения, что у глухого зрительное восприятие является сверхкомпенсаторным?

2. Какими показателями определяется своеобразие зрительного восприятия глухих?

3. Назовите приемы психологической коррекции восприятия лиц с нарушениями слуха.

4. Каковы оптические возможности зрительного анализатора глухих в восприятии фонетических элементов речи? Как эти возможности должен использовать психолог в своей работе?

Задача 3.

 

Общая готовность слабослышащих детей к школьному обучению определяется по следующим критериям (по Е. Г. Речицкой, Е. В. Пархалиной): эмоционально-волевая, умственная и мотивационная готовность к школе.

1. К какому из трех критериев относится диагностика различных видов восприятия слабослышащих детей?

2. В каких видах восприятия глухие дети заметно отстают от слышащих сверстников? С чем это связано?

3. Определите, какой вид восприятия действительно может быть развит у глухих и слабослышащих лучше, чем у слышащих?

4. Подберите комплекс заданий и упражнений, которые возможно использовать на специальных занятиях психолога с детьми с нарушениями слуха предшкольного возраста по развитию  различных видов восприятия при подготовке к школьному обучению (кроме слухового).

Раздел 6.   Особенности  памяти у детей с нарушением слуха.

Задача 1.

 

Сурдопедагоги отмечают, что глухие дети плохо запоминают словесный материал, предъявляемый в устной и письменной форме. Гораздо лучше они запоминают «жестовые» слова, фразы, тексты.

  1. С какими особенностями развития разных видов памяти у детей с нарушениями слуха (образной, словесной, непроизвольной, произвольной, кратковременной, долговременной) это связано?

2. Назовите факторы, влияющие на качество запоминания и воспроизведения информации.

3. Составьте сопоставительную таблицу динамики развития качеств памяти в разные возрастные периоды онтогенеза глухих детей.

4. Покажите механизм влияния уровня развития мышления на мнемический процесс у глухих детей.

Задача 2.

 

В России действует авторская школа Г. Л. Зайцевой, в которой обучение во всех классах для глухих детей ведется на жестовом языке.

1. Учитывая факт того, что глухие лучше запоминают материал в жестовом эквиваленте, «соберите» «плюсы» данного подхода к обучению.

2. Прав ли учитель, который в условиях традиционной школы I вида использует жесты на уроках? В каких случаях это оправданно?

3. Определите роль жестовой и словесной речи в развитии мнемического процесса.

4. Подберите методики диагностики памяти с учетом её отличительных черт у детей с нарушенным слухом.  Составьте комплекс заданий и упражнений, направленных на повышение эффективности запоминания различного наглядного и словесного материала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.008 с.)