Роль педагогического анализа урока в системе управления школой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль педагогического анализа урока в системе управления школой.



Бланк посещения урока

Ф. И. О., должность посетившего урок___________________________________________

Сведения о посещённом уроке:

а) учитель________________________предмет______________________________

б) дата_________ группа № _____, курс _____, специальность______________________

в) тема урока_________________________________________________________________

Цель посещения______________________________________________________________

СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ

Анализ урока Оценка деятельности преподавателя Замечания, предложения
1. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.    
2. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.    
3. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.    
4. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.    
5. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.    
6. Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщения.    
7. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.    
8. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.    
9. Научно – теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность    

                                                                             ____________________________________

                                                                                                    (Подпись, посетившего урок)

 

В помощь руководителям

Методических комиссий

Как делать анализ урока

Наблюдение и анализ урока – творческий процесс в такой же мере, как его подготовка и проведение.

Наблюдение и анализ урока составляет наиболее трудную часть наших должностных обязанностей.

Цель анализа – выявить методы и приёмы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Типы анализа: 1) полный (для администратора), 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный.

Виды анализа: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Структура наблюдения и анализа урока:

- научно – теоретический уровень урока. Его роль и место в формировании  мировоззрения;

правильность и полнота определения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока;

определение содержания учебного материала и методов его изучения;

- пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей учащегося: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение учащимися гипотез и проверка их правильности, обоснование правильности найдённого способа решения. В связи с этим выявляется педагогическая целесообразность, соотношение самостоятельной и коллективной работы учащихся на уроке:

- использование на уроке разнообразных источников знаний (лекция преподавателя, объяснение, беседа, учебное кино, учебник, дополнительная литература, наблюдения в природе и т. д.);

актуализация ранее приобретённых учащимися знаний, связь обучения с жизнью;

- организация самостоятельной работы учащихся. Следует проанализировать образовательный и развивающий характер предложенной учащимся самостоятельной работы, объём, характер, последовательность и виды самостоятельной деятельности учащихся (установить, с какой целью она даётся: для изучения нового материала, первичного закрепления полученных на уроке знаний, с целью выработки практических знаний и умений);

методы и приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, которые применяет преподаватель в зависимости от используемых на уроке источников знаний;

- методика получения обратной информации. Элементы программированного обучения, сигнальные карточки. Письменное или устное выполнение небольшого по объёму контрольного задания;

- система учёта и оценки знаний учащихся. Мотивированность и объективность выставленных на уроке отметок. Целесообразность индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний:

             осуществление на уроке индивидуального подхода к учащимся, приёмы индивидуализации обучения. Сочетания коллективной и индивидуальной работы на уроке;

- учебная деятельность учащихся на уроке. Усвоение ими предусмотренных теоретических знаний, формирование практических навыков и умений. Выявление умений учащимися наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать необходимые выводы. Обобщения. Логичность, доказательность, самостоятельность, проявляемая учащимися при выполнении разнообразных письменных заданий и в устных ответах;

- объём и характер домашнего задания. Подготовка учащихся в ходе урока к его выполнению. Наличие задания, цель которого – подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Индивидуализация домашнего задания;

- структура урока, её педагогическая целесообразность.

           

 

Рекомендации составлены методистом ПТУ № 107 Шевченко Н. Н. на основе книги М. И. Махмутова «Современный урок», М., «Педагогика», 1985.

Возможные цели посещения уроков:

  1. Управление успехом в процессе урока.
  2. Определение уровня толерантности в отношениях ученик – учитель, ученик – класс.
  3. Дифференцированный подход в процессе обучения.
  4. Положительная эмоциональная составляющая урока.
  5. Продуктивная значимость урока.
  6. Методы, приёмы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.
  7. Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.
  8. Индивидуальный подход на уроке.
  9. Нравственное приращение, получаемое учащимися в ходе урока.
  10.  Стимулы и психолого – педагогическая поддержка учащихся в учебном процессе.
  11.  Оценка знаний как психологический инструмент.
  12.  Творческая деятельность на уроке.
  13.  Выход на послеурочную предметную деятельность.
  14.  Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.
  15.  Включённость учащихся и их интерес к происходящему на уроке.
  16.  Анализ успешности организационно – психологического момента на уроке.
  17.  Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.
  18.  Характер, система и формы домашнего задания.
  19.  Использование различных активизаторов в процессе урока.
  20.  Игровые моменты на уроке.
  21.  Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.
  22.  Практико – ориентированный характер получаемых знаний.
  23.  Количество заданий, выполняемых на уроке.
  24.  Усталость, тревожность и удовлетворённость на уроке.
  25.  Экспромт и тщательная подготовка как элементы урока.

 

                                                                                                                  

 

 

Цели урока

1.1. Направленность на личностное развитие учащихся

1.2. Участие самих учеников в определении целей урока

1.3. Самоопределение школьников на результат урока

1.4. Определение учителем целей через соответствующие условия и ситуации

1.5. Использование целей в качестве показателей оценки деятельности на уроке

Учащиеся

2.1. Уровень мотивации и познавательная активность

2.2. Степень влияния учащихся на цели, содержание и методы работы

2.3. Наличие оценочной деятельности самих учеников

2.4. Участие учеников в диалоге, дискуссиях

2.5. Создание школьниками собственных образовательных продуктов

Учитель

3.1. Направленность на стратегию сотрудничества на уроке

3.2. Владение знаниями по предмету, умение пробудить интерес к теме урока

3.3. Умение создавать образовательные ситуации развивающего типа

3.4. Умение гибко реагировать на изменение ситуации в классе

3.5. Речь (темп, дикция, образность, эмоциональность, грамотность

Содержание урока

4.1. Научность и доступность для учащихся, связь с жизнью

4.2. Наличие проблемных ситуаций

4.3. Учет субъективного опыта учащихся

4.4. Наличие деятельностного содержания урока

4.5. Наличие образовательных продуктов учащихся

Результат урока

6.1. Степень оригинальности образовательных продуктов учащихся

6.2. Участие учеников в оценке деятельности и результатов уроков

6.3. Обнаружение школьниками нерешенных ими проблем

6.4. Наличие самоопределения учащихся на дальнейшую работу по теме

6.5. Степень удовлетворенности уроком учащихся и самого учителя

 

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2001 – 71 с.

Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ урока. М., 1999.

Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2000. – 180 с.

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА

I. Анализ цели урока:

Вопросы для анализа:

1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

a) Программных требований

b) Содержания материала

c) Необходимого уровня знаний и умений учащихся

d) Места урока в системе уроков по данной теме

e) Подготовленности класса

f) Возможностей самого учителя

g) Прогнозов на конечный результат обучения.

       2.Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

           3. Степень достижения поставленной цели.

II. Анализ структуры и организации урока:

1. Соответствие структуры урока его цели и типу.

2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.

4. Рациональность использования оборудования кабинета.

5. Научная организация труда учителя и учащихся.

6. Организация начала и конца урока.

7. Оптимальный темп ведения урока.

8. Наличие плана и степень его выполнения.

Анализ урока

 

Подготовка учителя к уроку.

Определение целей

 

Методы обучения

· Объяснительно-иллюстративный

· Репродуктивный

· Проблемный

· Частично-поисковый (эвристический)

· Исследовательский

 

Практическое занятие

Посетите урок в одном из классов и дайте педагогический анализ урока, используя следующую примерную схему:

Дата, школа, класс, фамилия, имя, отчество учителя.

Тема урока. Его место в системе уроков.

Образовательные цели урока (какие новые знания, навыки и умения должны приобрести учащиеся, какие – расширить, углубить, закрепить).

Воспитательные и развивающие задачи урока формирование мировоззрения, формирование нравственных понятий и отношений, идеалов и интересов, развитие способностей и т. д.).

Тип, структура урока, её целесообразность.

Содержание урока:

· гуманистическая направленность;

· системность, связь с предыдущими и последующими уроками;

· связь с практикой, с жизнью и опытом учащихся;

· связь с другими предметами;

· полнота и доступность по содержанию и объёму;

· соответствие материала образовательным и воспитательным задачам урока, его научно – теоретический уровень.

Методы учебной работы:

· адекватность методов и приёмов, которые использовал учитель для изучения нового материала, закрепления, контроля и оценки знаний, навыков и умений;

· эффективность использования наглядных пособий и ТСО;

· сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;

· разнообразие форм работы на уроке;

· соотношение воспроизводящей и творческой мыслительной деятельности школьников;

· что побуждало учащихся на уроке к активной мыслительной деятельности (создание проблемных ситуаций, дискуссия, эвристическая беседа и т. д.);

· методы и приёмы формирования навыков учебной деятельности школьников (обучение приёмам восприятия, организация успешного понимания и запоминания материала, обучение приёмам чтения, ведение записей, самоконтроля и т. д.);

· дифференцированный подход, организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;

· обучающийся и воспитывающий характер контроля и оценки знаний и умений;

· характеристика уровня знаний и умений учащихся;

· умение учителя вызвать познавательный интерес и активность учащихся;

· как учитель стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся;

· характеристика воспитательных отношений учителя с классом по содержанию, форме и стилю (доброжелательность, требовательность, умение доказывать и убеждать, использовать свою эрудицию, эмоциональность, манера держаться, речь, педагогический такт, внешний вид учителя), отношение учащихся к учителю;

· педагогическая культура учителя.

Общая оценка урока. Степень достижения целей. Логическая стройность и законченность урока. Элементы творчества учителя. Рекомендации учителю.

 

 

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЯ

ФОРМЫ

Организации учебных занятий

Классно – урочная система

Лекционная – семинарская система
Основная форма Традиционная форма Лекции
Домашняя работа Семинары
Внеклассная работа Зачёты
Внеурочная работа Консультации
Экскурсия Практикумы
Факультативы Экзамены
Общественно – полезный труд Собеседование

СХЕМА

Методика работы с таблицей

Сначала оценивается организаторская деятельность преподавателя по 10 названным аспектам, при этом за полное соответствие показателей начисляется 2 балла, за частичное – 1 балл, за несоответствие показателей – 0 баллов.

Таким образом, при оптимальном варианте деятельность может быть оценен в 20 баллов. Затем оценивается обучающая деятельность преподавателя по указанным аспектам, а потом воспитательная. В заключение оценивается деятельность учащегося на уроке. Таким образом, наибольшее число баллов – 80. Эффективность урока рассматривается так: суммируем баллы 4 показателей деятельности (организаторская, обучающая, воспитательная деятельность учащегося) и делим на 80 (максимальное число баллов).

Если преподаватель набрал 60 баллов, эффективность его урока в личностно – ориентированном обучении составляет 75%.

Если эффективность урока 75-80% - урок отличный.

Если эффективность 65-75% - урок хороший.

Если эффективность ниже 65% - урок удовлетворительный.

 

Структура повторительно – обобщающего урока:

* организационный момент;

· вступительное слово учителя, в котором он подчёркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

· выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщённые умения формирующих обобщённо – понятийные занятия, на основе обобщения фактов, явлений; проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

· оценка результатов урока;

· подведение итогов;

· задание на дом (не всегда).

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

I. Дидактические требования к современному уроку:

Þ чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

Þ определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

Þ прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированноетм умении и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

Þ выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

Þ реализация на уроке всех дидактических принципов;

Þ создание условий успешного учения учащихся.

II. Психологические требования к уроку

Психологическая цель урока:

1. проектирование развития учащихся в пределах конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2. учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3. предусмотрение отдельных средств психолого – педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся;

 

    Стиль урока:

1. определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

              ®соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

              =?·определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности               учащихся;

    Þ планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из     учебника, пособия и т. п.) и в процессе самостоятельного поиска;

    Þ выполнение учителем и учащимися проблемно – эвристического обучения     (кто ставит проблему, формулирует её, кто решает);

    Þ учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

    Þ соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.);

2. особенности самоорганизации учителя:

    Þ подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению;

    Þ рабочее самочувствие в начале урока и его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

    Þ педагогический такт (случаи проявления);

    Þ психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

 

Организация познавательной деятельности учащихся:

1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

    Þ планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

· использование установок в форме убеждения, внушения;

    Þ планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

    Þ использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

    Þ определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно – чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

    Þ опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

    Þ планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно – эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

    Þ руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

    Þ использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий её выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3. Закрепление результатов работы:

    Þ формирование навыков путём упражнений;

    Þ обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

 

Организованность учащихся:

1. отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

 

Учёт возрастных особенностей учащихся:

1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2. проведение урока с учётом сильных и слабых учеников;

3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

 

III. Гигиенические требования к уроку:

1. температурный режим;

2. физико – химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3. освещение;

4. предупреждение утомления и переутомления;

5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ)

6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8. соответствие классной мебели росту школьника.

 

IV. Требования к технике проведения урока:

1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершёнными;

3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;

6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7. учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

 

ЭТАПЫ

ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение образовательно – воспитательно – развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём.

6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умении учащихся.

7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями.

8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

9. Проверка оборудования и технических средств обучения.

10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

11. Предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности.

12. Определение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.

13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами, методами с учётом уровней их сформированное планирование проверки умений учащихся.

14. Определение содержания, объёма и форм домашнего задания, продумывание методики задав уроков на дом.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Планирование внеклассной работы по данной теме.

17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Общие вопросы плана: 1 – дата; 2 – номер урока по теме; 3 – тема урока; 4 – тип     урока; 5 – триединая задача урока; 6 – методы обучения; 7 – повторяемый     материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 – виды     контроля знаний и обратной связи; 9 – планируемые знания, умения и навыки,     формирование которых будет на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке: 1 – реализация воспитательного потенциала     урока осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3-     дидактические средства урока; 4 – самостоятельная работа учащихся на     уроке; 5 – методы закрепления пройденного на уроке; 6 – домашнее задание     (репродуктивного характера и творческое).

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА

Отличительные особенности функции внутришкольного контроля:

1. Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.

2. Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.

3. Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.

4. Планирование «объектов», целей и задач контроля с учётом мнений педагогического коллектива выводов методических объединений учителей – предметников и учителей начальных классов предложений аттестационных комиссий.

 

Бланк посещения урока

Ф. И. О., должность посетившего урок___________________________________________

Сведения о посещённом уроке:

а) учитель________________________предмет______________________________

б) дата_________ группа № _____, курс _____, специальность______________________

в) тема урока_________________________________________________________________

Цель посещения______________________________________________________________

СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ

Анализ урока Оценка деятельности преподавателя Замечания, предложения
1. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.    
2. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.    
3. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.    
4. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.    
5. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.    
6. Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщения.    
7. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.    
8. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.    
9. Научно – теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность    

                                                                             ____________________________________

                                                                                                    (Подпись, посетившего урок)

 

В помощь руководителям

Методических комиссий

Как делать анализ урока

Наблюдение и анализ урока – творческий процесс в такой же мере, как его подготовка и проведение.

Наблюдение и анализ урока составляет наиболее трудную часть наших должностных обязанностей.

Цель анализа – выявить методы и приёмы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Типы анализа: 1) полный (для администратора), 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный.

Виды анализа: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Структура наблюдения и анализа урока:

- научно – теоретический уровень урока. Его роль и место в формировании  мировоззрения;

правильность и полнота определения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока;

определение содержания учебного материала и методов его изучения;

- пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей учащегося: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение учащимися гипотез и проверка их правильности, обоснование правильности найдённого способа решения. В связи с этим выявляется педагогическая целесообразность, соотношение самостоятельной и коллективной работы учащихся на уроке:

- использование на уроке разнообразных источников знаний (лекция преподавателя, объяснение, беседа, учебное кино, учебник, дополнительная литература, наблюдения в природе и т. д.);

актуализация ранее приобретённых учащимися знаний, связь обучения с жизнью;

- организация самостоятельной работы учащихся. Следует проанализировать образовательный и развивающий характер предложенной учащимся самостоятельной работы, объём, характер, последовательность и виды самостоятельной деятельности учащихся (установить, с какой целью она даётся: для изучения нового материала, первичного закрепления полученных на уроке знаний, с целью выработки практических знаний и умений);

методы и приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, которые применяет преподаватель в зависимости от используемых на уроке источников знаний;

- методика получения обратной информации. Элементы программированного обучения, сигнальные карточки. Письменное или устное выполнение небольшого по объёму контрольного задания;

- система учёта и оценки знаний учащихся. Мотивированность и объективность выставленных на уроке отметок. Целесообразность индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний:

             осуществление на уроке индивидуального подхода к учащимся, приёмы индивидуализации обучения. Сочетания коллективной и индивидуальной работы на уроке;

- учебная деятельность учащихся на уроке. Усвоение ими предусмотренных теоретических знаний, формирование практических навыков и умений. Выявление умений учащимися наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать необходимые выводы. Обобщения. Логичность, доказательность, самостоятельность, проявляемая учащимися при выполнении разнообразных письменных заданий и в устных ответах;

- объём и характер домашнего задания. Подготовка учащихся в ходе урока к его выполнению. Наличие задания, цель которого – подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Индивидуализация домашнего задания;

- структура урока, её педагогическая целесообразность.

           

 

Рекомендации составлены методистом ПТУ № 107 Шевченко Н. Н. на основе книги М. И. Махмутова «Современный урок», М., «Педагогика», 1985.

Возможные цели посещения уроков:

  1. Управление успехом в процессе урока.
  2. Определение уровня толерантности в отношениях ученик – учитель, ученик – класс.
  3. Дифференцированный подход в процессе обучения.
  4. Положительная эмоциональная составляющая урока.
  5. Продуктивная значимость урока.
  6. Методы, приёмы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.
  7. Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.
  8. Индивидуальный подход на уроке.
  9. Нравственное приращение, получаемое учащимися в ходе урока.
  10.  Стимулы и психолого – педагогическая поддержка учащихся в учебном процессе.
  11.  Оценка знаний как психологический инструмент.
  12.  Творческая деятельность на уроке.
  13.  Выход на послеурочную предметную деятельность.
  14.  Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.
  15.  Включённость учащихся и их интерес к происходящему на уроке.
  16.  Анализ успешности организационно – психологического момента на уроке.
  17.  Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.
  18.  Характер, система и формы домашнего задания.
  19.  Использование различных активизаторов в процессе урока.
  20.  Игровые моменты на уроке.
  21.  Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.
  22.  Практико – ориентированный характер получаемых знаний.
  23.  Количество заданий, выполняемых на уроке.
  24.  Усталость, тревожность и удовлетворённость на уроке.
  25.  Экспромт и тщательная подготовка как элементы урока.

 

                                                                                                                  

 

 

Роль педагогического анализа урока в системе управления школой.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.161 с.)