Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Театральное и музыкальное искусство
В первой половине XIX в. значительных успехов достигло русское театральное искусство. Несмотря на монополию императорских театров, начало которой было положено в 1803 г., жесткую цензуру театральных пьес и драм, существенно влиявшую на сценический репертуар всех театров, они стали играть все более значимую роль в общественно-культурной жизни страны. Русский репертуарный театр стал не только частью светской жизни и центром светского общения столичной и провинциальной публики, но и важным фактором общественной жизни и своеобразной формой выражения общественного сознания. Центром театральной жизни Москвы стал Малый Императорский театр, который возник в 1824 г. в результате раздела труппы бывшего Петровского театра на драматическую и балетную труппы. Балетная труппа обосновалась в Большом театре, где стали давать только оперные и балетные спектакли, а драматическая труппа — в Малом театре, который находился по соседству с ним на знаменитой Театральной площади. И тот, и другой театр расположились в новых зданиях, построенных для них знаменитым московским архитектором О.И. Бове. В северной столице центром театральной жизни был Александринский Императорский театр, открытый в 1832 г. исторической драмой М.В. Крюковского «Князь Пожарский». В отличие от московского Малого театра, где изначально были сильны демократические традиции, Александринский театр отличался значительно большим официозом и парадностью. Тот же официоз и парадность были присущи и двум ведущим музыкальным театрам страны — Мариинскому театру в Петербурге (1783) и Большому театру в Москве (1776), на сцене которых, в основном, шли спектакли, поставленные по произведениям европейских авторов. В первой четверти XIX в. на театральных подмостках процветали классицизм и сентиментализм, а самыми популярными постановками были комедийно-сатирические спектакли по пьесам А.А. Шаховского, И.А. Крылова, М.Н. Загоскина, Н.И. Хмельницкого и других авторов. В этот же период все большей популярностью стали пользоваться произведения, написанные в жанре сентиментальной драмы и классической трагедии, в частности «Андромаха» П.А. Катенина, «Лиза, или Торжество благодарности» Н.И. Ильина, «Ярополк и Олег» и «Дмитрий Донской» В.А. Озерова и «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» В.М. Федорова. Во второй четверти XIX в., невзирая жесткую цензуру Верховного цензурного комитета, на театральной сцене тенденции романтического и особенно реалистического направлений в искусстве стали развиваться значительно быстрее, чем в других сферах художественного творчества.
Официальные структуры всячески поощряли легкие сценические жанры — романтические драмы и водевили, горячим поклонником которых был сам император Николай I. В годы его правления огромным успехом у публики пользовались патриотические пьесы Н.В. Кукольника «Рука всевышнего Отечество спасла» (1834), «Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский» (1836), «Князь Даниил Холмский» (1839), а также знаменитый водевиль Д.Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» (1840). Становление и развитие романтического и критического направлений в русском театральном искусстве было связано с творчеством многих артистов, в том числе великого актера Малого Императорского театра Павла Степановича Мочалова и ведущих актеров Александринского Императорского театра Александра Семеновича Яковлева, Василия Андреевича Каратыгина, Александра Евстафьевича Мартынова и выдающейся трагической актрисы Екатерины Семеновной Семеновой, которую современники называли «царицей русской сцены». Окончательное торжество реалистического направления в русском театральном искусстве было связано с творчеством великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина (1788―1863), создавшего на сцене Малого Императорского театра замечательные образы Фамусова в грибоедовском «Горе от ума», городничего в гоголевском «Ревизоре», Муромского в сухово-кобылинской «Свадьбе Кречинского» и Кузовкина в тургеневском «Нахлебнике». Первая половина XIX в. стала временем нового этапа в развитии русской музыкальной культуры, где особое место заняло камерно-вокальное искусство, развитие которого было связано с именами А.А. Алябьева, П.П. Булахова, А.Н. Верстовского, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева, братьев М.А. и Н.А. Титовых и других. Александр Александрович Алябьев (1787–1851), которого по праву считают родоначальником жанра городского романса, был автором многих знаменитых романсов, написанных на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, И.И. Козлова и П.Ж. Беранже — «Соловей», «Нищая», «Черкесская песня», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Я вас любил» и других.
Петр Петрович Булахов (1822―1885) вошел в историю русского музыкального искусства как автор многих знаменитых романсов, песен и элегий, в том числе «Не пробуждай воспоминаний», «Гори, гори, моя звезда», «Вот на пути село большое», «Тройка», «Не хочу» и ряда других. Александр Егорович Варламов (1801–1848) был автором более двухсот романсов и песен, написанных на известные стихи А.В. Кольцова, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета и А.Н. Плещеева — «Не шей ты мне, матушка», «На заре ты ее не буди», «Горные вершины», «Белеет парус одинокий», «Река шумит», «Красный сарафан» и «Вдоль по улице метелица метет». Кроме того, он стал автором известного сочинения по вокальной методике — «Полной школы пения» (1840), а также составил очень интересный вокальный сборник обработок русских и малороссийских песен «Русский певец» (1845). Александр Львович Гурилев (1803―1858), который написал такие популярные лирические бытовые романсы, как «Матушка-голубушка», «Однозвучно звенит колокольчик», «И скучно, и грустно», «Разлука» и много других. Другим жанром музыкального искусства, возникшим в начале нового века, стал жанр водевиля, где особую роль сыграли А.А. Алябьев, А.С. Грибоедов и особенно А.Н. Верстовский, которые и по отдельности, и в соавторстве создали множество прекрасных водевилей, которые пользовались огромной популярностью у публики и не сходили с театральных подмостков на протяжении многих лет: «Бабушкины попугаи» (1819) «Новая шалость» (1822), «Хлопотун, или Дело мастера боится» (1824), «Кто брат, кто сестра» (1826) и другие. В первой половине XIX в. дальнейшее развитие получил жанр оперного искусства, основы которого были заложены в конце прошлого века Е.И. Фоминым, В.А. Пашкевичем и Д.С. Бортнянским. Заметную роль в развитии этого музыкального жанра сыграли Алексей и Сергей Николаевичи Титовы, написавшие около двадцати опер, в том числе «Ям, или Почтовая станция» (1805) и «Крестьяне, или Встреча незваных» (1813); Катерино Альбертович Кавос, который был автором таких популярных опер, как «Князь-невидимка» (1805), «Илья-Богатырь» (1807), «Казак-стихотворец» (1812) и «Иван Сусанин» (1815); Александр Александрович Алябьев, автор знаменитых опер «Лунная ночь, или Домовые» (1823) и «Кавказский пленник» (1834) и Алексей Николаевич Верстовский, который разработал новый тип русской оперы и написал музыку к шести оперным либретто: «Пан Твардовский» (1828), «Вадим» (1832), «Аскольдова могила» (1835), «Тоска по родине» (1839) и другим. В начале XIX в. продолжилось становление и другого музыкального жанра — балета, в развитии которого выдающуюся роль сыграл известный французский балетмейстер и танцовщик Шарль Луи Дидло, который более четверти века возглавлял балетную труппу Российских императорских театров и поставил десятки балетных спектаклей, в том числе «Аполлон и Дафна», «Зефир и Флора», «Роланд и Моргана», «Амур и Психея», «Кавказский пленник» и другие. В это же время многие русские композиторы, в том числе А.А. Алябьев, М.Ю. Виельгорский и А.Н. Верстовский, создали десятки крупных симфонических произведений, которые продолжили лучшие традиции этого музыкального жанра, заложенные в прошлом веке: кантаты «Торжество муз» (1825) и «Прощальная увертюра» (1830), симфония «Большой гимн» (1831), увертюра «К открытию Малого театра» (1841) и многие другие.
Заметную роль в развитии русского музыкального искусства играли Михаил и Матвей Юрьевичи Виельгорские, которые стали учредителями «Русского музыкального общества». Их дом на протяжении сорока лет был центром музыкальной жизни северной столицы, где устраивались прекрасные музыкально-поэтические вечера, в которых принимали активное участие А. Рубинштейн, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Г. Венявский, Г. Берлиоз и многие другие русские и европейские композиторы. Самое почетное место в развитии русского музыкального искусства первой половины XIX в. принадлежало великому русскому композитору, родоначальнику реалистического направления в русском музыкальном искусстве и основателю национальной композиторской школы Михаилу Ивановичу Глинке (1804–1857). Он родился в родовом имении Новоспасское Смоленской губернии в состоятельной дворянской семье и с юных лет был направлен на учебу в Петербургский благородный пансион при Главном педагогическом училище, где брал уроки игры на фортепиано и скрипке у Д. Филда, Ш. Майера и Ф. Бема. После окончания учебы он был определен на службу в Министерство путей сообщения, но вскоре оставил государственное поприще и полностью отдался игре на фортепьяно, часто посещая музыкальные салоны А.А. Дельвига, В.Ф. Одоевского и братьев Виельгорских. В 1830 г. М.И. Глинка уехал в Италию, а затем в Германию, где познакомился с выдающимися европейскими композиторами В. Беллини, Ф. Мендельсоном, Г. Доницетти, а также знаменитым музыкальным теоретиком З. Дена, у которого в течение целого года брал уроки по теории композиции. Вернувшись в Россию, он начинает работу над первой своей оперой «Жизнь за царя», премьера которой состоялась в Мариинском театре в ноябре 1836 г., и вызвала настоящий восторг у столичной публики. В 1837 г. он становится капельмейстером Придворной певческой капеллы и одновременно начинает работу над новой оперой «Руслан и Людмила». Премьера этой оперы состоялась в ноябре 1842 г., но на сей раз она встретила довольно холодный прием у публики. В 1844 г. М.И. Глинка вновь уезжает за границу и живет сначала в Париже, а затем в Мадриде, где создал несколько прекрасных увертюр, навеянных народными испанскими мотивами, в том числе «Арагонская хота» (1847) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1848). В 1848 г. он вновь возвращается в Россию и пишет здесь несколько знаменитых романсов: «Не искушай», «Сомнения», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Не пой, красавица, при мне», а также симфоническую фантазию «Камаринская», инструментальную пьесу «Вальс-фантазия» и знаменитую «Патриотическую песню», которую, в противовес такой же знаменитой торжественной песне «Боже, Царя храни» А.Ф. Львова, считали неофициальным гимном Российской империи.
Достойным преемником М.И. Глинки, который продолжил традиции реалистического направления в русском музыкальном искусстве, стал его знаменитый ученик, выдающийся русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869). В юные годы, получив первые азы музыкального образования у М.И. Глинки, по мотивам знаменитого романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери» он написал свою первую оперу «Эсмеральда» (1837―1841). Профессиональным сочинительством А.С. Даргомыжский занялся только в 1843 г., когда оставил службу в Министерстве императорского двора и уделов. Практически сразу после отставки он пишет несколько романсов — «Я вас любил», «И скучно, и грустно», «Свадьба» и «Ночной зефир», которые принесли ему первую известность и успех. А затем он уезжает в Германию, где в течение четырех лет берет уроки композиции у двух известных европейских композиторов Д. Мейберга и Д. Обера. Вернувшись в Россию, А. Даргомыжский пишет новую оперу-балет «Торжество Вакха» (1848), а чуть позже создает несколько известных остродраматических и комических романсов, наполненных социальной тематикой и едкой сатирой: «Старый капрал», «Мельник», «Червяк», «Без ума, без разума» и «Титулярный советник». Наконец, в 1855 г. по мотивам известной драмы А.С. Пушкина он написал самую знаменитую свою оперу «Русалка», первая постановка которой оказалась не очень удачной и не принесла ее автору заслуженного успеха.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.012 с.) |