Радикальное (революционно-демократическое) направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Радикальное (революционно-демократическое) направление



а) Кружковский период рубежа 1820―1830-х гг.

 

Первые годы после восстания декабристов были временем деятельности нескольких кружков радикально настроенной студенческой молодежи, которые были малочисленны по своему составу и не представляли никакой реальной угрозы самодержавию. Этот кружковый период в освободительном движении не оставил заметного следа в истории общественной мысли России, хотя ряд современных авторов (Н. Троицкий) по-прежнему утверждает, что он знаменовал собой не упадок освободительной борьбы, а ее вступление в новую, более опасную для царизма фазу.

Наиболее известными студенческими кружками конца 1820-х — начала 1830-х гг. были кружки, возникшие в недрах Московского университета: «Кружок братьев Критских» (1827), «Кружок В.Г. Белинского», получивший название «Литературное общество 11-го нумера» (1830–1832), «Кружок Н.П. Сунгурова» (1831) и «Кружок А.И. Герцена―Н.П. Огарева» (1831–1834).

Для второй половины 1830-х гг. был характерен спад революционно-демократического движения, связанный как с разгромом всех студенческих кружков, так и с закрытием ряда либеральных периодических изданий антиправительственного толка, в частности «Московского телеграфа» Н.А. Полевого (1834) и «Телескопа» Н.И. Надеждина (1836). В этот период многие деятели радикального направления, разочаровавшись в успехах своей революционной деятельности, увлеклись известным гегелевским постулатом «все разумное действительно и все действительное разумно», и попытались примириться с «гнусной и пошлой» российской действительностью. В частности, известный литературный критик В.Г. Белинский в 1839–1840 гг. опубликовал ряд своих статей («Бородинская годовщина», «Горе от ума»), в которых полностью поддержал взгляды теоретиков «официальной народности» и теперь всячески превозносил российское самодержавие, как «высшую поэзию жизни» и «нашу народность».

 

б) Развитие радикального направления в 1840-х гг.

 

Новый этап в развитии радикального движения, наиболее яркими представителями которого стали Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен и Николай Платонович Огарёв, наступил в 1840-х гг. В этот период начинается разработка революционно-демократической теории, в основу которой легли новейшие философские доктрины выдающихся европейских мыслителей И. Канта, Л. Фейербаха, И. Фихте, В. Шиллинга и особенно диалектика Г. Гегеля, которую они высокопарно называли «алгеброй революции». Тогда же в России стали распространятся социалистические теории Ш. Фурье, А. Сен-Симона и Р. Оуэна, ярыми поклонниками которых станут многие представители радикального направления, в частности сам В.Г. Белинский и петрашевцы.

По мнению большинства историков, повальное увлечение социализмом было продиктовано двумя основными причинами:

1) осознанием слабости декабристского движения в силу его оторванности от широких народных масс;

2) разочарованием в европейских революциях 1830–1831 гг., которые так и не смогли решить самых насущных проблем общественного и социального развития западных держав.

Для пропаганды своих идей представители радикального направления использовали, главным образом, литературные журналы либерального толка — «Отечественные записки», «Современник» и ряд других, в которых были опубликованы философские трактаты А.И. Герцена «Дилетантизм в науке» (1842–1843) и «Письма об изучении природы» (1844–1845), а также знаменитое «Письмо к Гоголю», написанное В.Г. Белинским в 1847 г.

По мнению советских и ряда современных историков (В. Лейкина-Свирская, Н. Троицкий, Б. Егоров), которое нам представляется преувеличенным, видное место в истории революционного движения России занимал «Кружок петрашевцев» (1845―1849), который знаменовал собой процесс перехода от дворянского этапа освободительного движения к разночинскому этапу. В нем раньше всего обозначились признаки зарождения революционной идеологии, а именно:

• обоснование роли народа как главного субъекта революции;

• восприятие идей утопического социализма.

Деятельность кружка петрашевцев, лидером которого стал рядовой чиновник министерства иностранных дел Михаил Васильевич Петрашевский, прошла в своем развитии два основных этапа. В 1845–1847 гг. он не имел ни определенного состава, ни программы, ни даже общности взглядов. Его участники изучали идеи утопического социализма Ш. Фурье и наладили издание «Карманного словаря иностранных слов», в котором под видом разъяснения таких понятий, как «демократия», «деспотизм», «обскурантизм» и других пропагандировались революционные идеи. Затем петрашевцы создали библиотеку запрещенной литературы, где были собраны почти все сочинения Ш. Фурье, Ж. Руссо, А. Смита, Л. Фейербаха, Ж. Сисмонди, К. Маркса, Ф. Энгельса, Л. Бланка, П. Прудона и других европейских авторов.

Новый этап в деятельности «Кружка» наступил в 1848 г., когда собрания петрашевцев стали носить отчетливо политический характер. Наиболее радикально настроенные петрашевцы, среди которых были сам М.В. Петрашевский, Н.А. Спешнев, А.В. Ханыков, Н.А. Момбели, А.Н. Плещеев и Н.Г. Григорьев, вплотную занялись созданием тайного общества и разработкой его программы. Однако ни создать тайной организации, ни разработать четкую программу действий петрашевцы так и не смогли, поскольку в конце апреля 1849 г. были арестованы. Следственная комиссия квалифицировала дело петрашевцев как «заговор идей» и арестовала более 120 человек, из которых 28 самых активных заговорщиков, в том числе М.В. Петрашевский, Н.А. Спешнев, Н.А. Момбели, Н.Г. Григорьев, Ф.М. Достоевский и другие были преданы военно-полевому суду и приговорены к расстрелу. В конце декабря 1849 г. на Семеновском плацу в Петербурге была инсценирована смертная казнь над петрашевцами, которая в самый последний момент была заменена сибирской каторгой.

 

в) Теория «крестьянского социализма» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского

 

На рубеже 1840—1850-х гг. создается оригинальная теория «русского социализма», основные идеи которой были разработаны А.И. Герценом в его работах «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия» и «О развитии революционных идей в России», написанных в 1849―1853 гг.

Первоначально, увлекшись диалектикой Г.Гегеля, в 1842–1845 гг. А.И. Герцен создает два известных философских трактата «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы», в которых одним из первых русских мыслителей попытался подвести теоретическую базу под русское освободительное движение. Он не только усвоил диалектику Г. Гегеля, но отчасти и преодолел ее. В отличие от великого немецкого философа, который «останавливал» общественное развитие на «высшем идеале» в лице прусской конституционной монархии, А.И. Герцен рассматривал общественный прогресс как непрерывное движение и обновление. Кроме того, он впервые обосновал и вооружил русских радикалов мыслью о решающей роли народных масс как в самом революционном движении, так и в историческом процессе в целом.

В 1853 г. А.И. Герцен, тесно связанный с банкирским кланом Ротшильдов, основал в Лондоне «Вольную русскую типографию», в которой выпустил восемь сборников журнала «Полярная звезда» (1855―1859), а затем в 1857―1867 гг. совместно с Н.П. Огаревым выпускал и редактировал газету «Колокол».

Первоначально А.И. Герцен был увлечен классической немецкой философией и французским утопическим социализмом. Поражение европейских революций 1848–1849 гг., а также его знакомство с варварским капитализмом Англии и Франции породили у А.И. Герцена разочарование в идеях европейского утопического социализма и заставили его кардинальным образом пересмотреть свои прежние взгляды.

В этот период он создает оригинальную теорию «русского социализма», основные постулаты которой состояли в следующем:

• опираясь на славянофильскую доктрину самобытного развития России, А.И. Герцен утверждал, что она в состоянии миновать капиталистическую стадию развития;

• социалистический общественный строй изначально утвердится именно в России, поскольку здесь сохранилась крестьянская поземельная община и мирское общинное самоуправление;

• крестьянская община, где отсутствует частная собственность на землю и сохраняется традиционный дух коллективизма, является основной и готовой ячейкой будущего социалистического общества.

Так возник «русский социализм» А.И. Герцена, который до сих пор нередко называют «крестьянским», или «общинным» социализмом, главные цели которого состояли:

• в освобождении крепостных крестьян с землей без какого-либо выкупа за нее и за свою свободу;

• в ликвидации помещичьего землевладения;

• в установлении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей;

• в уничтожении самодержавия и введении республиканского правления в России.

Идеи А.И. Герцена позднее были взяты на вооружение Н.Г. Чернышевским и идеологами народничества, которые истово верили в возможности построения в России «крестьянского социализма». Хотя, как полагают ряд историков (Л. Ляшенко), сам Н.Г. Чернышевский совершенно иначе, нежели А.И. Герцен и народники, оценивал историческую роль крестьянской общины в процессе перехода от феодализма к социализму. Он утверждал, что она должна исполнить роль «общественной формы производства», которая вытеснит капиталистическую систему хозяйства и окончательно утвердит общественное производство и потребление. После чего сама община, как форма производственной ассоциации, исчезнет с исторической арены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.01 с.)