Просвещение и научные знания 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просвещение и научные знания



 

Прежде чем перейти к конкретному анализу истории развития национальной системы образования в петровскую эпоху, необходимо напомнить, что в отечественной исторической науке существует общепринятая периодизация развития системы российского образования эпохи Просвещения, которая была предложена в известной работе профессора Б.И. Краснобаева «Очерки истории русской культуры XVIII века» (1987).

1698―1730 гг. — первый период, ознаменовавшийся массовым открытием первых светских учебных заведений, дававших начальные практические знания представителям всех сословий Российского государства.

1730–1755 гг. — второй период, главным содержанием которого стало создание закрытых сословных дворянских учебных заведений, и значительное усиление сословного начала во всей образовательной системе.

1755―1782 гг. — третий период, для которого были характерны развитие просветительских педагогических идей и возникновение системы высшего светского образования.

1782―1804 гг. — четвертый период, который ознаменовался проведением первых школьных реформ (1782–1786 и 1803–1804 гг.) и первой попыткой создания государственной системы начального и среднего образования в стране.

Коренные преобразования, затронувшие все стороны государственной и общественной жизни страны в эпоху Петра I, не могли быть проведены без общего культурного подъема нации, поскольку значительно выросший бюрократический аппарат остро нуждался в грамотных и расторопных чиновниках, профессиональная армия и флот испытывали острую нужду в толковых и опытных офицерах, в совершенстве овладевших секретами ратного мастерства, а строительство фортификационных укреплений, каналов и мануфактур предъявляло повышенный спрос на специалистов, которые в совершенстве постигли основы технических знаний.

Все это вынудило «власти предержащие» незамедлительно приступить к реорганизации старых и созданию новых учебных заведений, уровень и качество образования в которых отвечали бы новым задачам современности. Поэтому «обмирщение» школы стало самой насущной потребностью и отличительной чертой петровского времени. Отныне богословские предметы, занимавшие значительное место в школьных и академических программах, уступили пальму первенства математике, астрономии, геодезии, фортификации и другим точным и прикладным наукам.

На первом этапе реформа школьного образования затронула главным образом Москву, где были открыты несколько десятков различных учебных заведений, в частности Артиллерийская (1699) и Навигационная (1701) школы, гимназия пастора И.Э. Глюка (1703), в которой обучали иностранным языкам, школа переводчиков при Посольском приказе (1705), Медицинское училище (1707) и Инженерная школа (1712).

На втором этапе реформа образования докатилась до провинции, где была открыта целая сеть различных учебных заведений:

1) В 1711―1713 гг. для обучения дворянских детей основам геометрии, геодезии, астрономии, навигации и мореплавания были открыты Навигационные школы в Новгороде, Ревеле и Нарве. А в 1715 г. в новой столице — Санкт-Петербурге была открыта знаменитая Морская академия, где изучали кораблестроение, навигацию, фортификацию и другие специальные дисциплины.

2) В 1714 г. по личному указанию Петра во всех губернских и крупных уездных городах для обучения детей дворян, приказных дьяков и подьячих были созданы 42 цифирных школы, в которых выпускники знаменитой Навигационной школы обучали недорослей арифметике и началам геометрии. Все эти заведения находились в ведении Адмиралтейства, которое определяло перечень предметов и программу обучения этих школяров.

3) В 1716–1721 гг. при металлургических заводах Урала и Олонецкого края были созданы горные школы, где всех школяров наряду с основами точных наук обучали основам геодезии, геологии, рудного дела и металлообработки. Большой личный вклад в создание горных школ на Южном и Среднем Урале внес выдающийся русский историк и государственный деятель Василий Никитич Татищев, по инициативе которого были открыты Уткусская (1720), Кунгурская (1721) и ряд других горных школ.

4) В 1721 г. по личному указанию Петра I для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, в которых будущих рекрутов сначала обучали грамоте, а затем более способных — артиллерии и фортификации, письмоводству или слесарному мастерству, а менее способных — столярному, кузнечному, сапожному и другим ремеслам.

5) В 1722 г. для обучения детей приходского духовенства при Святейшем синоде, монастырях и архиерейских домах были открыты 46 епархиальных школ, в которых главными предметами были основы богословия, грамматика, риторика, гражданская и священная история. Кроме того, в ведении Священного синода находились Киево-Могилянская духовная (1632) и Славяно-греко-латинская (1687) академии и три школы — Славяно-российская, Славяно-латинская и Еллино-греческая.

В первой четверти XVIII в. в результате углубления культурных и научных связей со многими странами Европы появилась возможность направлять на учебу в Голландию, Францию, Англию и Германию наиболее способных и одаренных учеников. Всего же в годы петровских реформ через европейские университеты, колледжи и школы прошло более 1000 волонтеров, которые получили основательные знания по кораблестроению, геологии, медицине, инженерному и артиллерийскому делу, архитектуре, живописи и другим специальностям.

Создание целой сети различных учебных заведений шло рука об руку с изданием разнообразной учебной литературы. В 1701–1710 гг. директор московского Печатного Двора и Синодальной типографии Федор Петрович Поликарпов-Орлов опубликовал целый ряд учебных пособий собственного сочинения, в том числе «Букварь словенскими, греческими и римскими письмены учатися хотящим», «Грамматику славянскую» и «Славяно-греко-латинский лексикон». В 1703 г. была опубликована знаменитая «Арифметика, сиречь Наука числительная», автором которой был Леонтий Филиппович Магницкий, который в том же году в соавторстве с известным английским математиком А. Фарварсоном опубликовал «Таблицу логарифмов и синусов». В том же 1703 г. вышли в свет «Новый способ арифметики» и «Таблицы синусов и тангенсов» Василия Киприянова, а в 1722 г. была опубликована знаменитая «Наука статистическая, или механика», автором которой был Григорий Скорняков-Писарев. Наконец, в 1720 г. ближайший сподвижник Петра, будущий вице-президент Святейшего синода Феофан Прокопович составил не менее знаменитое «Первое поучение отрокам».

Крупный вклад в развитие отечественной науки внесли выдающиеся русские географы и путешественники, которые оставили уникальные описания многих ранее неизведанных земель. В 1697―1699 гг. бывший устюжский крестьянин Владимир Васильевич Атласов возглавил экспедицию на Камчатку и Курильские острова, а затем на собственные средства составил и издал первое этнографическое и географическое описание этих уникальных восточных окраин Российского государства. В 1711–1714 гг. устюжские землепроходцы совершили еще одну экспедицию на острова Курильской гряды, а в 1719 г., под руководством Ф.Ф. Лужина и И.М. Евреинова состоялась новая экспедиция на Чукотский полуостров, в ходе которой было подробно исследовано все побережье будущего Берингова пролива, отделявшего Евразию от Америки.

В 1720―1724 гг. во исполнение сенатского указа была организована и проведена первая научная экспедиция для комплексного изучения Сибири, которую возглавил Даниил Готлиб Мессершмидт, в ходе которой был собран уникальный исторический и этнографический материал, который позволил подробно изучить быт, нравы и религию эвенков, якутов, чукчей и других аборигенов Сибири и Дальнего Востока. Эта экспедиция собрала большой и разнообразный материал о флоре, фауне и полезных ископаемых этого обширного и богатого российского региона. А в 1722―1725 гг. под руководством И. Унковского, Ф. Беневенина и А. Бекович-Черкасского были проведены успешные экспедиции на территории Хивинского ханства, Бухарского эмирата и на озеро Иссык-Куль.

Кроме успешных экспедиций в отдаленные уголки империи и сопредельных государств, значительных успехов достигли отечественные геодезисты и картографы. В частности, в 1697―1701 гг. выдающийся русский картограф Семен Ульянович Ремизов создал «Большой чертеж Сибири», а в начале 1720-х гг. умом, талантом и стараниями Ф. Саймонова, К. Вердена, В. Киприянова, А. Зубова и Я. Брюса на карту Российской империи были нанесены Балтийское, Каспийское и Аральское моря и обширный бассейн реки Дон с его многочисленными притоками. Чуть позже, в 1727 г., под руководством обер-секретаря Правительствующего сената И.К. Кирилова началась работа над составлением и изданием грандиозного «Атласа Всероссийской империи», которая была завершена в 1734 г.

Развитие географии, геодезии и картографии дали мощный импульс развитию принципиально новой отрасли научных знаний — геологии. В годы петровских реформ тысячи самоучек-рудокопов открыли более 120 крупных месторождений железа, меди, каменного угля, серы, серебра и даже нефти. В результате этих поистине революционных открытий в России впервые возникла новая отрасль производства — горнорудная промышленность, которая сыграла исключительно важную роль в экономическом развитии страны, и прежде всего, Уральского региона, где стараниями и трудом Н.А. Демидова, В.Н. Татищева и Я.В. Брюса были открыты десятки рудников и металлургических мануфактур.

В годы петровских преобразований значительные успехи были достигнуты в развитии инженерной мысли, техники и механики. Среди блестящей плеяды мастеров, которые оказали заметное влияние на эти прикладные отрасли научных знаний, следует назвать известных тульских оружейников Матвея Сидорова и Якова Батищева, которые создали уникальные станки для поточного производства ружейных стволов и ковки железных подствольников, и знаменитого гидростроителя Михаила Сердюкова, который возглавлял строительство первой в России Вышневолоцкой системы каналов.

Но, безусловно, самым именитым изобретателем петровской эпохи был Андрей Константинович Нартов, инженерная мысль которого была поистине безгранична. В историю русской техники и науки он вошел как изобретатель токарных, токарно-копировальных, зуборезных и винторезно-суппортных станков, нового способа отливки трехфунтовых мортир, оптического прицела и других блестящих изобретений.

Бурные события петровской эпохи нашли свое достойное отражение в многочисленных исторических сочинениях, целый ряд которых были созданы по прямому указанию Петра и при его активном участии. Среди этих сочинений особой популярностью пользовались книга Федора Поликарпова «Гистория Свейской войны», более известная под названием «Журнал, или Поденная записка императора Петра Великого», и исторический трактат «Разсуждения о причинах Свейской войны» (1717), автором которой был видный русский дипломат, вице-канцлер Петр Павлович Шафиров.

Кроме того, в первой четверти XVIII в. неоднократно переиздавались знаменитый «Синопсис» ректора Киево-Могилянской духовной академии Иннокентия Гизеля, который на протяжении многих лет использовали в качестве учебника по русской и мировой истории, и сочинение известного немецкого юриста Самуэля Пуфендорфа «Введение в историю европейскую» или «Введение в историю знатнейших европейских государств».

В петровскую эпоху были написаны и другие исторические сочинения, которые, однако, вышли в свет только в конце XVIII — начале XIX вв.: «Ядро российской истории» (1715), автором которого был секретарь русского посольства в Швеции Андрей Иванович Манкиев, и «Гистория о царе Петре Алексеевиче» (1724), написанная известным русским дипломатом князем Борисом Ивановичем Куракиным.

Серьезный вклад в развитие исторической науки внес и знаменитый петровский указ 1720 г., который предписывал собирать по всем монастырским обителям древние рукописи, летописные своды, хронографы, степенные книги и другие раритеты, в которых нашла свое отражение многовековая история Российского государства.

Широкому распространению научных знаний в петровскую эпоху активно способствовало и развитие типографского дела. До начала XVIII в. в России существовало всего две типографии — московский Печатный Двор и Синодальная типография при Славяно-греко-латинской академии. Но уже в начале столетия количество типографий резко возросло. В 1705 г. Василий Киприянов открыл первую частную типографию в Москве. В 1711 г., по личному указанию Петра была открыта первая государственная типография, где печатались все официальные документы, в частности, царские и сенатские указы и манифесты, реляции, регламенты и т. д. Чуть позже собственными типографиями обзавелись Правительствующий сенат, Морская академия, Александро-Невская лавра, Коллегия иностранных дел и целый ряд других государственных и церковных учреждений, в которых печатались различные учебные пособия, регламенты и всевозможные календари.

В 1708 г. гениальный русский печатник Михаил Ефремов изобрел новый, более простой и четкий шрифт, который существенно отличался от старого церковнославянского. А в 1710 г. специальным указом Петра I был утвержден окончательный вариант гражданской азбуки (литеры), и отныне вся богослужебная литература по-прежнему печаталась на старом шрифте, а все книги светского содержания и государственные акты — на новом. Тогда же для упрощения математических расчетов и учебных целей вместо старых буквенных обозначений цифр были введены новые арабские цифры.

Заметным явлением культурной и общественной жизни страны стало издание первой в России печатной газеты  — «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти» (1702), в которой публиковалась разнообразная информация о ходе военных действий на полях Северной войны, о строительстве мануфактур, розыске полезных ископаемых, важнейших международных событиях и т. д.

Еще одним заметным явлением культурной жизни страны стало открытие первого в России естественнонаучно-исторического публичного музея — так называемого «Кабинета редкостей», или Кунсткамеры (1717), в которой были собраны различные зоологические, минералогические, биологические и иные коллекции, редкостные исторические и художественные экспонаты, а также знаменитые «монстры» — заспиртованные уроды.

Несомненно, самым значительным событием культурной и научной жизни страны стало основание Петербургской Академии наук. Впервые идею о создании подобного заведения Петр I высказал в 1714 г. Тяжелая болезнь царя, а затем его чрезвычайная занятость на ратном и дипломатическом фронтах отложили реализацию этой идеи на долгие десять лет. Только в 1724 г. на специальном заседании Сената, в котором приняли участие сам император и его ближайшие соратники А.Д. Меншиков, П.И. Ягужинский, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин и другие, был рассмотрен и одобрен проект создания Академии наук.

После подготовки устава и программы деятельности Академии, в создании которых Петр принял самое живое и активное участие, в январе 1725 г. был издан императорский указ об учреждении Петербургской Академии наук. В первоначальном виде Академия наук представляла собой синкретическую организацию, в которой органически сосуществовали собственно сама Академия, то есть собрание «ученых мужей» или академиков, университет для подготовки адъюнктов и гимназия при нем. В рамках Академии были созданы три отделения: математическое, физическое и гуманитарное, две лаборатории: химическая и физическая, и астрономическая обсерватория. Кроме того, в ее состав были переданы Государственная библиотека, созданная Петром I в 1714 г., Кунсткамера и Ботанический сад.

Первоначально в штате Академии наук было десять академиков с их адъюнктами по основным научным направлениям, а первыми действительными членами стали восемь выдающихся ученых с мировым именем, в том числе братья Иоганн и Даниил Бернулли, Якоб Герман, Жозеф Делиль и другие «ученые мужи».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.004 с.)