Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактический материал по теме: «Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации». ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания. Восточную Римскую империю (Византия), столица Константинополь, относят к восточно-христианскому типу цивилизации. Разделение христианских церквей произошло в 1054 году. С этого времени можно говорить о существовании двух ветвей христианства: западного (католицизм) и восточного (православие). Византийская империя просуществовала до 1453 года: была захвачена турками-сельджуками. Византия оказала большое культурное, политическое влияние на славянскую историю, на древнерусское государство: князь Владимир Святославович крестил Русь в духе православных, византийских обычаев. Русская православная церковь зависела от Византии вплоть до правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг). Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Средством коммуникации в государстве был греческий язык. Византийскую империю возглавлял император – василевс. Власть его была огромной: он был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом». Наибольшего могущества государство достигло при императоре Юстиниане. Он был ревностным христианином. По его приказу в Константинополе воздвигли храм Святой Софии. При Юстиниане проводится кодификация законодательства. Законы провозглашали неограниченную власть императора. При Юстиниане была предпринята попытка восстановления Византии в прежних границах. Началась война с германскими племенами, в результате которой были захвачены Италия, Южная Испания, Северная Африка. Войны требовали денег. Поэтому были увеличены налоги. Увеличение налогов привело к восстанию, едва не стоившему Юстиниану жизни. Мятеж удалось подавить. Однако земли, завоеванные Юстинианом, были утеряны после его смерти. С 6 века в пределы Византии вторгаются славянские племена. Они заселили ряд областей Балканского полуострова. Для просвещения славян в их земли из Византии прибыли братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863 год). Они создали на основе греческого алфавита славянский алфавит. В 8 – 9 вв. в Византии развернулось иконоборческое движение. Иконоборцы считали, что почитание креста и икон есть поклонение предметам, а не Богу. Иконопочитатели полагали, что в кресте и иконах присутствует божественная сила. Иконоборцев долгое время поддерживали императоры. В конце концов, спор завершился тем, что иконопочитание было восстановлено.
Византийская империя постепенно теряла земли: германское племя после смерти Юстиниана захватила большую часть Италии, в 7 веке арабы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Африкой. В 1204 году войско крестоносцев в результате Четвертого крестового похода штурмом овладело Константинополем и разгромило Византийскую империю. В 1453 году Константинополь был взят турками. Византийская империя прекратила свое существование.
Вопросы и задания: 1. Что представляла собой Восточная Римская империя: даты ее существования, столица, цивилизационный тип, язык, какие территории включала? 2. С каким государством тесно взаимодействовала Византия? Какие исторические факты свидетельствуют об этом? 3. Как назывался правитель Византии? Сопоставима ли его власть с властью фараона, ванна? Ответ обоснуйте. 4. Когда Византия достигла наивысшего своего могущества? Какие исторические факты говорят об этом? 5. В чем суть иконоборческого движения? Какие стороны победили в этом конфликте? Каковы последствия иконоборческого движения? 6. Что способствовало гибели Византии? 7. Дайте определения таким понятиям как «василевс», «иконопочитатели», «иконоборцы». 8. Составьте хронологию византийской истории. Какие исторические факты вы считаете необходимым выделить? Свой выбор обоснуйте. 9. Какую главную мысль содержит текст? Как вы бы его озаглавили?
Урок 10. Тема 4.1 Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение (2 часа) Цели занятия: 1) образовательная: дать учащимся общие представления об образовании древнерусского государства, христианизации Руси; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к отечественной истории, христианской религии; 3) развивающая: развивать устную речь студентов, их мышление. План проведения занятия
1. Организационный момент. 2. Устный опрос: 2.1. Что вам известно о Византии? 2.2. С каким государством активно взаимодействовала Византия? В чем это выразилось? 3. Мотивация познавательной деятельности студентов. 4. Объяснение нового учебного материала. План объяснения: 4.1. Образование Древнерусского государства. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности Варяжская проблема. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). 4.2. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава. 4.3. Крещение Руси и его значение. Начало правления князя Владимира Святославовича. Организация защиты Руси от кочевников. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри. Распространение культуры и письменности. 5. Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы. 6. Рефлексия. 7. Домашнее задание. ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактический материал по теме: «Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение». Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания. С 980 по 1015 г. киевским князем был Владимир Святославич. С его именем связано проведение трех реформ. Первая реформа. – Административная. Владимир извел князей союзов племенных княжений и посадил на их места своих сыновей. Это должно было укрепить государственное единство. Вторая реформа. – Религиозная. Поначалу Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но на местах цепко держались за своих богов. Тогда он решил порвать с язычеством. Из всех мировых религий его выбор пал на христианство по греческому образцу. Видимо, Владимира привлекли пышность обрядов, возможность совершать литургию на родном языке. Официальной датой принятия христианства является 988 г. Однако на практике это произошло не ранее 990 г.: сестра византийских императоров Анна прибывает на Русь и вступает в брак с Владимиром (одно из условий крещения Руси), Владимир повелевает крестить киевлян, а затем и других жителей Руси. Значение принятия христианства: единая религия была призвана укрепить государственное единство; христианство идеологически обосновывало социальное и имущественное неравенство (по языческим представлениям, богатый забирал с собой из этой жизни все богатства и на том свете его ждало такое же безбедное существование; бедный соответственно был обречен на нищету и в загробном мире; в христианстве не важно социальное и имущественное положение, важно, насколько праведную жизнь вел человек на земле, раскаялся ли перед смертью); - принятие христианства дало толчок развитию культуры; - Русь вошла в семью христианских стран Европы; - возникла церковь как религиозно-феодальный институт. Во главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Крупные города были центрами епархий, во главе – епископы. Третья реформа. – Церковно-судебная. В начале XI в. (до 1011 г.) был издан Устав князя Владимира “ О десятине и людях церковных ”. Устав устанавливал десятину – основной источник существования церкви (отсюда – “десятинный период” в истории русской церкви). В пользу церкви отчислялись: десятая часть от дани, княжеского суда, торга, урожая, приплода скота.
По Уставу учреждался церковный суд и определялся круг дел, находившихся в его ведении. Церковь имела право: судить население, проживающее на церковных землях; - судить церковных людей (священно- и церковнослужителей); судить все население, но по определенному кругу дел. Эти дела перечислены в ст.9 названного Устава. Среди них: семейные дела (развод, измена, конфликты между членами семьи и т.п.); изнасилование; колдовство; кража из церкви; оскорбления словом; поклонение языческим богам и др. Другими словами, рассмотрению церковного суда подлежали дела, вытекающие из внутрисемейных конфликтов, необузданных проявлений природных влечений, из обращения к нецерковным авторитетам (волхвам, чародеям), из неуважения к церковной символике и имуществу. Владимир умер в 1015 г. Киевский стол перешел к его приемному сыну Святополку. Ярослав, княживший в Новгороде, начал борьбу за киевский стол. В ходе этой борьбы при неясных обстоятельствах погибли князья Борис и Глеб, впоследствии канонизированные русской церковью. Вину за их гибель возложили на Святополка, прозвав его “ Святополк Окаянный ”. (Новейшие исследования – Г. Филист – показывают, что Святополк, видимо, не виноват в гибели братьев, по крайней мере, одного из них, Бориса; в гибели Бориса и Глеба был заинтересован, скорее, Ярослав.) В 1019 г. борьба закончилась: Святополк был изгнан за границу, где, якобы одержимый манией преследования и разбитый параличом, вскоре и умер. Киевским князем стал Ярослав. Принято считать, что при Ярославе Русь достигла своего расцвета, поэтому его называли Ярослав Мудрый. Расцвет Руси выразился: Ярослав разбил в 1036 г. печенегов, на Руси установился мир; законодательная деятельность Ярослава (“ Русская Правда ”, “ Домениальный устав ”, Церковный устав); - “культурное строительство” (в 1030 г. на земле чуди был заложен г. Юрьев; в 1037 г. на месте, где за год до того были разбиты печенеги, заложен Софийский собор, примерно в то же время Золотые ворота; велись работы по обучению грамоте, переписке и переводу на русский язык книг); желая укрепить автономию русской церкви Ярослав ставит в 1051 г., вопреки традиции, митрополитом не грека, а “русина”, Илариона – автор знаменитого “Слова о законе и благодати”. Современники называли Ярослава Мудрого царем.
Вопросы и задания: 1. В чем заключалась реформаторская деятельность Владимира Святославовича? 2. Каковы причины и последствия христианизации Руси? 3. Оцените реформаторскую деятельность Владимира Святославовича. Каково ваше отношение к его реформам? 4. В правление какого князя древнерусское государство достигло своего расцвета? Какие исторические факты свидетельствуют об этом? 5. Почему Владимира прозвали Святым, а Ярослава Мудрым? Ответ обоснуйте. 6. Составьте хронологию представленного вашему вниманию исторического периода. Какие исторические факты предполагаете включить? Свой выбор аргументируйте. 7. Какие исторические личности упоминаются в тексте? Что вам о них известно? 8. Какие исторические события рассматриваемого периода повлияли на современное общество? 9. Какую мысль содержит текст? Как вы бы его озаглавили?
«ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ»
Урок 11. Тема 4.2. Общество Древней Руси (2 часа). Цели занятия: 1) образовательная: дать студентам общие представления о древнерусском обществе; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к отечественной истории, негативное отношение к рабству; 3) развивающая: развивать мышление студентов, их устную речь. План проведения занятия 1. Организационный момент. 2. Проведение устного опроса: 2.1. Когда началась история славян и восточных славян? Что вам известно о славянах и восточных славянах? 2.2. Чем жизнь восточных славян отличается от жизни современных? 2.3. Чем экономика восточных славян отличается от современной экономики? 2.4. Как зарождалось государство у восточных славян? Каковы основные этапы политогенеза? 2.5. Что представляла собой религиозная жизнь восточных славян? Чем она отличается от современной религиозной жизни восточных славян? 2.6. Как история восточных славян в древности связана с современностью? 3. Мотивация познавательной деятельности студентов. 4. Объяснение нового учебного материала. План объяснения: 4.1. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. 4.2. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи 5. Работа с текстом. Чтение текста, ответы на вопросы. 6. Рефлексия. 7. Домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.032 с.) |