Дидактический материал по теме: «цивилизации Востока в средние века». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактический материал по теме: «цивилизации Востока в средние века».



Таблица «Античная цивилизация. Древняя Греция и древний Рим»

Вопросы для сравнения Древняя Греция Древний Рим
Общая характеристика история древней Греции – с крито-микенской цивилизации, существовавшей во 2 тыс. до н.э; в 8-6 вв. до н.э. – начало формирование античной цивилизации: появление железа; дефицит земли; древняя Греция – из множества полисов начало древнеримской цивилизации – с основания города Рима до н.э. – 753 год – «древний город»; история древнего Рима – история войн;во 2 – 1 вв. до н.э. - политический кризис и превращение Рима в империю;3 в. н.э. – системный кризис и падение Римской империи в 476 г. н.э.
Экономическое развитие частная собственность была более развита; господство натурального хозяйства при одновременном развитии рынка и товарно-денежных отношений; роль экономических центров –полисы – города-государства, в которых проживали торговцы, ремесленники; большую роль в экономике – рабский труд. Рабы трудились во всех сферах экономики. Применялся их труд в латифундиях – крупные земельные хозяйства, в которых использовался рабский труд; экономическое развитие носило экстенсивный характер.
Социальное развитие Опора полиса – граждане – полноправные члены полиса. Зависимые крестьяне (утратили свою землю) и иноземцы (не владели землей) – неполноправные члены полиса. Рабы – в тяжелом положении: разновидность частной собственности. Рабство: а) патриархальное; б) классическое. Источники рабства: а) долг (не было распространено); б) захватнические войны. Рабов за людей не считали. основа социальной структуры древнеримского общества – большая патриархальная семья; квириты – это римские граждане; патриции – потомки первых жителей Рима. Плебеи – потомки поздних переселенцев; сословия: нобилитет – знать, всадники (кавалеристы и их потомки) занимались торговлей и финансами; плебеи – производители.
Политическое развитие монархия (власть одного) – форма правления, при которой власть передается по наследству (базилевсы – цари) – аристократия (власть лучших) – такая форма правления, при которой знать обладает властью – борьба демоса (народ) с аристократией (знать) – тирания – форма правления, при которой правит человек, который незаконно захватил власть – демократия – форма правления, при которой народ является источником власти. Крупные полисы: Афины (демократия), Спарта (аристократия). Монархия –республика (общее дело) – такая форма правления, при котором власть находится в руках выборных органов – имперская монархия – доминат – империя восточного типа: обожествление правителя. Главный орган республики – сенат. В его состав – только нобилитет. Каждый год – два консула, которые управляли Римом. Интересы плебеев защищали народные трибуны, избираемые из их среды и обладающие правом «вето», то есть правом наложить запрет на принятие закона.

Урок 5. Культура и религия  древнего мира (2 часа)

Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с культурными достижениями древневосточной и античной цивилизациями, раскрыть значимость их культурных достижений для современного общества; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к культурным достижениям цивилизаций древнего мира; 3) развивающая: развивать мышление учащихся, их культуру речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проведение исторического диктанта.

2.1. Задания для первого варианта. Дать определения следующим понятиям: а) фараон; б) восточная деспотия; в) социальная стратификация; г) цивилизация; д) монархия; е) демократия; ж) гражданская война; з) падение Римской империи

2.2. Задания для второго варианта. Дать определения следующим понятиям: а) ван; б) азиатский способ производства; в) касто-варновая система; г) речные цивилизации; д) республика; е) аристократия; ж) империя; з) вторжение арийцев в Индию.

3. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

4. Объяснение нового учебного материала. План объяснения:

4.1. Культура и цивилизация: проблема соотношения понятий. Как понятие «культура» соотносится с понятием «цивилизация»? Варианты ответов: а) это синонимические понятия, с помощью которых подчеркивается как отличия человека и общества от животного мира, так и разнообразие человеческих обществ. Примеры: «античная цивилизация», «античная культура». Такое смешение понятий можно встретить в учебной литературе; б) цивилизация – это последний этап в развитии культуры, ее гибель. Так считал немецкий философ О. Шпенглер. Подобное противопоставление, где культура – это целое, а цивилизация – ее часть, можно встретить и в художественном творчестве А. И. Солженицына. Оба мыслителя противопоставляют культуру как синоним духовного развития цивилизации как синоним технического развития для того, чтобы подчеркнуть опасный характер глобальных проблем, связанных как с развитием научно-технического прогресса, так и с обострением проблемы вандализации культуры; в) понятия «культура» и «цивилизация» имеют как общие черты (являются социальными системами, то есть созданы людьми, обществом, без них существовать не могут, имеют сложную структуру, выделяют человека из животного мира), так и различия: культура основывается главным образом  на нормах и ценностях, а цивилизация – на развитии техники и технологий и связанных с ними инфраструктурой. И культура, и цивилизация выполняют одну общую важную функцию – функцию «намордника» на природные инстинкты. Это маркеры, с помощью которых выделяют человека из животного мира. Исторически первой зародилась культура как система норм, ценностей, идеалов, а потом, по мере возникновения городов, государств, письменности, развития техники, технологии и инфраструктуры появляется цивилизация. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, норм, идеалов, созданных человеком; это мера человеческого в человеке, все, что сделал человек, все, что можно противопоставить природе.

4.2. Культурные достижения древневосточной цивилизации: а) религиозные учения: буддизм (древняя Индия, 6 – 5 вв. до н.э.) – первая мировая религия; б) конфуцианство – комплекс морально-этических представлений, философское учение, получившее статус официальной идеологии (древний Китай, 6 – 5 вв. до н.э.), иудаизм - первая монотеистическая религия, христианство – монотеистическая мировая религия (Палестина); б) архитектура: пирамиды (древний Египет; самая известная – пирамида Хеопса – высота 147 м., масса каждого блока – 2,5 тонны; зиккураты (Двуречье); в) письменность: иероглифическая (Египет, Китай), клинопись (Двуречье), буквенный алфавит (Финикия) – основа для всех последующих алфавитов.

4.3. Культурные достижения античной цивилизации: а) архитектура: Кносский дворец царя Миноса – выдающийся памятник крито-микенской архитектуры – 3-2 тыс. до н.э., архитектурные стили – дорический (строгий, торжественный, массивный), ионический (легкость, изящество, декор), ансамбль Афинского Акрополя; б) религиозные представления – политеизм; в) философия, история, медицина, математика зародились в древней Греции; г) театры, театральная жизнь появились в древней Греции; д) развитие литературы – Гомер, «крылатые выражения»; е) древняя Греция – родина Олимпийских игр и связанных с ними современного олимпийского движения.

4.4. Влияние цивилизаций древнего мира на современное общество: а) современная наука – истоки в древней Греции: греческая классическая философия, Пифагор); б) современные олимпийские игры; в) современная архитектура, театральное искусство; г) современная литература, публицистика – «крылатые выражения»; д) современная политическая культура, основанная на демократии; е) праздник Нептуна.

5. Рефлексия

5.1. Что вы знали о культурных достижениях цивилизаций древнего мира до начала этого занятия?

5.2. Что вы узнали нового о культурных достижениях цивилизаций древнего мира?

5.3. Какая информация оказалась для вас интересной? Предположите почему?

5.4. Как повлияли культурные достижения цивилизаций древнего мира на современное общество?

5.5. Сформулируйте вывод сегодняшнего занятия в 3 – 5 предложениях.

6. Подведение итогов, домашнее задание: готовиться к тестовой контрольной работе по темам «Древневосточная цивилизация», «Античная цивилизация», «Культура цивилизаций древнего мира».

 

Урок 6. Цивилизации Востока в средние века (2 часа).

Цели урока: 1) образовательная: проверить знания учащихся по истории древнего мира, дать им общие представления об особенностях исламской цивилизации, ее основателе, познакомить с характерными чертами номадической культуры; 2) воспитательная: воспитать толерантное отношение к исламу как мировой религии; 3) развивающая: развивать мышление учащихся, культуру их речи.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проведение тестовой контрольной работы по истории древнего мира.

3. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

4. Объяснение нового учебного материала. План: 1. Особенности развития восточных цивилизаций: 1.1. Средние века начались раньше, а закончились позже: а) на Востоке средние века начались в 1 в. н.э. и закончились в 19 веке; б) на Западе начались в 5 веке и закончились в 15 веке; 1.2. Феодальные отношения были развиты слабее, так как частная собственность была плохо развита, большая роль государства; 1.3. Цикличность развития: подъем сочетается со спадом; 1.4. Отсутствие стабильности; 2. Образование арабо-исламской цивилизации (работа с текстом).

5. Работа с дидактическим материалом.

План проведения занятия

1. Организационный момент.

2. Устный опрос: 2.1. Что вам известно о Византии? 2.2. С каким государством активно взаимодействовала Византия? В чем это выразилось?

3. Мотивация познавательной деятельности студентов.

4. Объяснение нового учебного материала. План объяснения: 4.1. Образование Древнерусского государства. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности Варяжская проблема. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). 4.2. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава. 4.3. Крещение Руси и его значение. Начало правления князя Владимира Святославовича. Организация защиты Руси от кочевников. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри. Распространение культуры и письменности.

5. Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Дидактический материал по теме: «Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение».

Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания.

С 980 по 1015 г. киевским князем был Владимир Святославич. С его именем связано проведение трех реформ.

Первая реформа. – Административная. Владимир извел князей союзов племенных княжений и посадил на их места своих сыновей. Это должно было укрепить государственное единство.

Вторая реформа. – Религиозная. Поначалу Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но на местах цепко держались за своих богов. Тогда он решил порвать с язычеством. Из всех мировых религий его выбор пал на христианство по греческому образцу. Видимо, Владимира привлекли пышность обрядов, возможность совершать литургию на родном языке.

Официальной датой принятия христианства является 988 г. Однако на практике это произошло не ранее 990 г.: сестра византийских императоров Анна прибывает на Русь и вступает в брак с Владимиром (одно из условий крещения Руси), Владимир повелевает крестить киевлян, а затем и других жителей Руси.

Значение принятия христианства: единая религия была призвана укрепить государственное единство; христианство идеологически обосновывало социальное и имущественное неравенство (по языческим представлениям, богатый забирал с собой из этой жизни все богатства и на том свете его ждало такое же безбедное существование; бедный соответственно был обречен на нищету и в загробном мире; в христианстве не важно социальное и имущественное положение, важно, насколько праведную жизнь вел человек на земле, раскаялся ли перед смертью); - принятие христианства дало толчок развитию культуры; - Русь вошла в семью христианских стран Европы; - возникла церковь как религиозно-феодальный институт.

Во главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Крупные города были центрами епархий, во главе – епископы.

Третья реформа. – Церковно-судебная. В начале XI в. (до 1011 г.) был издан Устав князя Владимира “ О десятине и людях церковных ”. Устав устанавливал десятину – основной источник существования церкви (отсюда – “десятинный период” в истории русской церкви). В пользу церкви отчислялись: десятая часть от дани, княжеского суда, торга, урожая, приплода скота.

По Уставу учреждался церковный суд и определялся круг дел, находившихся в его ведении. Церковь имела право: судить население, проживающее на церковных землях; - судить церковных людей (священно- и церковнослужителей); судить все население, но по определенному кругу дел. Эти дела перечислены в ст.9 названного Устава. Среди них: семейные дела (развод, измена, конфликты между членами семьи и т.п.); изнасилование; колдовство; кража из церкви; оскорбления словом; поклонение языческим богам и др.

Другими словами, рассмотрению церковного суда подлежали дела, вытекающие из внутрисемейных конфликтов, необузданных проявлений природных влечений, из обращения к нецерковным авторитетам (волхвам, чародеям), из неуважения к церковной символике и имуществу.

Владимир умер в 1015 г. Киевский стол перешел к его приемному сыну Святополку. Ярослав, княживший в Новгороде, начал борьбу за киевский стол. В ходе этой борьбы при неясных обстоятельствах погибли князья Борис и Глеб, впоследствии канонизированные русской церковью. Вину за их гибель возложили на Святополка, прозвав его “ Святополк Окаянный ”. (Новейшие исследования – Г. Филист – показывают, что Святополк, видимо, не виноват в гибели братьев, по крайней мере, одного из них, Бориса; в гибели Бориса и Глеба был заинтересован, скорее, Ярослав.)

В 1019 г. борьба закончилась: Святополк был изгнан за границу, где, якобы одержимый манией преследования и разбитый параличом, вскоре и умер. Киевским князем стал Ярослав.

Принято считать, что при Ярославе Русь достигла своего расцвета, поэтому его называли Ярослав Мудрый.

Расцвет Руси выразился: Ярослав разбил в 1036 г. печенегов, на Руси установился мир; законодательная деятельность Ярослава (“ Русская Правда ”, “ Домениальный устав ”, Церковный устав); - “культурное строительство” (в 1030 г. на земле чуди был заложен г. Юрьев; в 1037 г. на месте, где за год до того были разбиты печенеги, заложен Софийский собор, примерно в то же время Золотые ворота; велись работы по обучению грамоте, переписке и переводу на русский язык книг); желая укрепить автономию русской церкви Ярослав ставит в 1051 г., вопреки традиции, митрополитом не грека, а “русина”, Илариона – автор знаменитого “Слова о законе и благодати”. Современники называли Ярослава Мудрого царем.

Вопросы и задания:

1. В чем заключалась реформаторская деятельность Владимира Святославовича?

2. Каковы причины и последствия христианизации Руси?

3. Оцените реформаторскую деятельность Владимира Святославовича. Каково ваше отношение к его реформам?

4. В правление какого князя древнерусское государство достигло своего расцвета? Какие исторические факты свидетельствуют об этом?

5. Почему Владимира прозвали Святым, а Ярослава Мудрым? Ответ обоснуйте.

6. Составьте хронологию представленного вашему вниманию исторического периода. Какие исторические факты предполагаете включить? Свой выбор аргументируйте.

7. Какие исторические личности упоминаются в тексте? Что вам о них известно?

8. Какие исторические события рассматриваемого периода повлияли на современное общество?

9. Какую мысль содержит текст? Как вы бы его озаглавили?

 

«ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ»

Сферы Основные этапы и особенности
Социальная Начало истории славян – 2 – 1 тыс. до н.э.: славяне выделились из индоевропейской общности (Седов). Где прародина славян? Точки зрения: 1) Междуречье Вислы и Одера – территория современной Польши; - Русанова 2) Карпаты – Платонов; 3) территория современной ЦентральнойЕвропы – Алексеева; 4) территория белорусского Полесья – Третьяков; 5) южный берег Балтики – Седов; 6) среднее течение реки Дунай – Нестор, Кузьмин. Общее: славяне – автохтоны – то есть местное население Европы. Первое упоминание о славянах – 6 в. н.э. 3-7 вв. н.э. – славяне занимают огромную территорию Центральной и Восточной Европы, представляя собой суперэтнос. В 7-8 вв. н.э. – начало истории восточных славян: славяне распались на: 1) южных (болгары, словенцы, сербы, черногорцы, хорваты, македонцы, боснийцы); 2) западных ( чехи, словаки, поляки); 3) восточных (великороссы – русские, малороссы – украинцы, белорусы). Союзы восточнославянских племен: словене, кривичи, вятичи, полочане, дреговичи, вятичи, радимичи, северяне, поляне (?) Жили восточные славяне вначале родовыми, а затем и соседскими общинами. Основная масса населения жила в небольших поселках, дома – деревянные или глинобитные, возле больших и малых рек – «кормящий ландшафт». Несколько поселков, вероятно, составляли вервь (веревка) – древнерусскую соседскую общину. Два типа поселения: 1) деревни (проживало большинство населения); 2) города - образовались первоначально как резиденции князей-правителей племенных союзов и культовых центров, а затем, в условиях развивающей государственности, постепенно стали превращаться в центры ремесла и торговли. Особенность городов: носили аграрный характер, возникли в результате синойкизма, то есть слияния несколько небольших славянских поселений в крупный административный или торгово-ремесленный центр. Вопрос о времени возникновения городов – спорный: 6 – 8 вв.; 9 век.
Экономическая Занятия: 1) земледелие – основное занятие: а) лесостепная зона, на юге – перелог, пахали плугом; б) лесная – подсечно-огневая система земледелия, пахали сохой или ралом. Особенность земледелия – носило рискованный характер. Сеяли: вначале – пшеницу, ячмень, гречиху, просо, а позже – рожь и овес; 2) скотоводство (разводили свиней, лошадей, крупный и мелкий рогатый скот); 3) лесные промыслы (бортничество – сбор меда диких пчел, охота на крупного зверя – лося, медведя, кабана и пушного зверя – соболь, куница); 4) ремесло (особенно были развиты кузнечное, литейное, гончарное, кожевенное и ювелирное ремесла - Рыбаков); 5) торговля (особенность: внутренняя торговля была не развитой, в отличии от внешней). Внешняя торговля – путь «из варяг в греки»: Балтийское море – Нева – Днепр – Черное море – Константинополь Особенность экономики восточных славян – носила полунатуральный характер, то есть хозяйство было слабо связано с внутренним рынком.
Политическая Этапы: 1) «военная демократия» - горизонтально организованная политическая структура, в которой существуют равноправные органы управления: а) народное собрание (собрание воинов); б) совет старейшин; в) вождь. Это – первичная форма политогенеза – образование государства, возникла в процессе слияния нескольких восточнославянских племен в более крупные союзы-княжения. Государственная власть не приобрела политического статуса и носила потестарный – бесклассовый характер; 2) вождество – более сложная и иерархическая форма правления, при которой власть вождя (князя) пока сохраняет выборный характер, но постепенно возвышается над народным вече и советом старейшин. Власть вождя приобретает клановый характер. Существует социальное и имущественное неравенство, то есть начинается процесс классообразования. Пока отсутствует легальный аппарат насилия и принуждения – один из важнейших признаков государства; 3) дружинное государство: князь правит государством вместе со своей дружиной – профессиональными войнами, которые участвуют не только в военных походах, но и принимают участие в управлении подвластных земель.
Религиозная Древнее славяне были язычниками, то есть обожествляли силы природы и пращуров – умерших предков. По мнению Рыбакова, язычество прошло этапы: 1. Фетишизм или анимизм: обожествление предметов и явлений: камней, деревьев, рощ; 2) тотемизм – система религиозных верований в то, что человеческий род происходит от различных видов животных и птиц: оленей, волков и т.д. Носили тотемные амулеты; 3) полидемонизм: восточные славяне начали обожествлять водяных, лесных, полевых духов, то есть упырей, берегинь, леших, домовых; 4) политеизм – вера в богов и умерших предков-пращуров. Сложился пантеон богов: Перун – бог молний, грома и войны; Велес – бог мудрости, скотоводства и торговли; Стрибог – бог ветра, Сварог – бог огня; Мокошь - богиня плодородия и благоденствия; четыре ипостаси солнца – Ярило (весна, лето); Хорос (лето-осень), Ясень (осень-зима), Даждьбог (зима-весна).

 

 

Урок 11. Тема 4.2. Общество Древней Руси (2 часа).

Цели занятия: 1) образовательная: дать студентам общие представления о древнерусском обществе; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к отечественной истории, негативное отношение к рабству; 3) развивающая: развивать мышление студентов, их устную речь.

План проведения занятия

1. Организационный момент.

2. Проведение устного опроса: 2.1. Когда началась история славян и восточных славян? Что вам известно о славянах и восточных славянах? 2.2. Чем жизнь восточных славян отличается от жизни современных? 2.3. Чем экономика восточных славян отличается от современной экономики? 2.4. Как зарождалось государство у восточных славян? Каковы основные этапы политогенеза? 2.5. Что представляла собой религиозная жизнь восточных славян? Чем она отличается от современной религиозной жизни восточных славян? 2.6. Как история восточных славян в древности связана с современностью?

3. Мотивация познавательной деятельности студентов.

4. Объяснение нового учебного материала. План объяснения: 4.1. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. 4.2. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

Древняя Русь и ее соседи

5. Работа с текстом. Чтение текста, ответы на вопросы.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица «Античная цивилизация. Древняя Греция и древний Рим»

Вопросы для сравнения Древняя Греция Древний Рим
Общая характеристика история древней Греции – с крито-микенской цивилизации, существовавшей во 2 тыс. до н.э; в 8-6 вв. до н.э. – начало формирование античной цивилизации: появление железа; дефицит земли; древняя Греция – из множества полисов начало древнеримской цивилизации – с основания города Рима до н.э. – 753 год – «древний город»; история древнего Рима – история войн;во 2 – 1 вв. до н.э. - политический кризис и превращение Рима в империю;3 в. н.э. – системный кризис и падение Римской империи в 476 г. н.э.
Экономическое развитие частная собственность была более развита; господство натурального хозяйства при одновременном развитии рынка и товарно-денежных отношений; роль экономических центров –полисы – города-государства, в которых проживали торговцы, ремесленники; большую роль в экономике – рабский труд. Рабы трудились во всех сферах экономики. Применялся их труд в латифундиях – крупные земельные хозяйства, в которых использовался рабский труд; экономическое развитие носило экстенсивный характер.
Социальное развитие Опора полиса – граждане – полноправные члены полиса. Зависимые крестьяне (утратили свою землю) и иноземцы (не владели землей) – неполноправные члены полиса. Рабы – в тяжелом положении: разновидность частной собственности. Рабство: а) патриархальное; б) классическое. Источники рабства: а) долг (не было распространено); б) захватнические войны. Рабов за людей не считали. основа социальной структуры древнеримского общества – большая патриархальная семья; квириты – это римские граждане; патриции – потомки первых жителей Рима. Плебеи – потомки поздних переселенцев; сословия: нобилитет – знать, всадники (кавалеристы и их потомки) занимались торговлей и финансами; плебеи – производители.
Политическое развитие монархия (власть одного) – форма правления, при которой власть передается по наследству (базилевсы – цари) – аристократия (власть лучших) – такая форма правления, при которой знать обладает властью – борьба демоса (народ) с аристократией (знать) – тирания – форма правления, при которой правит человек, который незаконно захватил власть – демократия – форма правления, при которой народ является источником власти. Крупные полисы: Афины (демократия), Спарта (аристократия). Монархия –республика (общее дело) – такая форма правления, при котором власть находится в руках выборных органов – имперская монархия – доминат – империя восточного типа: обожествление правителя. Главный орган республики – сенат. В его состав – только нобилитет. Каждый год – два консула, которые управляли Римом. Интересы плебеев защищали народные трибуны, избираемые из их среды и обладающие правом «вето», то есть правом наложить запрет на принятие закона.

Урок 5. Культура и религия  древнего мира (2 часа)

Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с культурными достижениями древневосточной и античной цивилизациями, раскрыть значимость их культурных достижений для современного общества; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к культурным достижениям цивилизаций древнего мира; 3) развивающая: развивать мышление учащихся, их культуру речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проведение исторического диктанта.

2.1. Задания для первого варианта. Дать определения следующим понятиям: а) фараон; б) восточная деспотия; в) социальная стратификация; г) цивилизация; д) монархия; е) демократия; ж) гражданская война; з) падение Римской империи

2.2. Задания для второго варианта. Дать определения следующим понятиям: а) ван; б) азиатский способ производства; в) касто-варновая система; г) речные цивилизации; д) республика; е) аристократия; ж) империя; з) вторжение арийцев в Индию.

3. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

4. Объяснение нового учебного материала. План объяснения:

4.1. Культура и цивилизация: проблема соотношения понятий. Как понятие «культура» соотносится с понятием «цивилизация»? Варианты ответов: а) это синонимические понятия, с помощью которых подчеркивается как отличия человека и общества от животного мира, так и разнообразие человеческих обществ. Примеры: «античная цивилизация», «античная культура». Такое смешение понятий можно встретить в учебной литературе; б) цивилизация – это последний этап в развитии культуры, ее гибель. Так считал немецкий философ О. Шпенглер. Подобное противопоставление, где культура – это целое, а цивилизация – ее часть, можно встретить и в художественном творчестве А. И. Солженицына. Оба мыслителя противопоставляют культуру как синоним духовного развития цивилизации как синоним технического развития для того, чтобы подчеркнуть опасный характер глобальных проблем, связанных как с развитием научно-технического прогресса, так и с обострением проблемы вандализации культуры; в) понятия «культура» и «цивилизация» имеют как общие черты (являются социальными системами, то есть созданы людьми, обществом, без них существовать не могут, имеют сложную структуру, выделяют человека из животного мира), так и различия: культура основывается главным образом  на нормах и ценностях, а цивилизация – на развитии техники и технологий и связанных с ними инфраструктурой. И культура, и цивилизация выполняют одну общую важную функцию – функцию «намордника» на природные инстинкты. Это маркеры, с помощью которых выделяют человека из животного мира. Исторически первой зародилась культура как система норм, ценностей, идеалов, а потом, по мере возникновения городов, государств, письменности, развития техники, технологии и инфраструктуры появляется цивилизация. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, норм, идеалов, созданных человеком; это мера человеческого в человеке, все, что сделал человек, все, что можно противопоставить природе.

4.2. Культурные достижения древневосточной цивилизации: а) религиозные учения: буддизм (древняя Индия, 6 – 5 вв. до н.э.) – первая мировая религия; б) конфуцианство – комплекс морально-этических представлений, философское учение, получившее статус официальной идеологии (древний Китай, 6 – 5 вв. до н.э.), иудаизм - первая монотеистическая религия, христианство – монотеистическая мировая религия (Палестина); б) архитектура: пирамиды (древний Египет; самая известная – пирамида Хеопса – высота 147 м., масса каждого блока – 2,5 тонны; зиккураты (Двуречье); в) письменность: иероглифическая (Египет, Китай), клинопись (Двуречье), буквенный алфавит (Финикия) – основа для всех последующих алфавитов.

4.3. Культурные достижения античной цивилизации: а) архитектура: Кносский дворец царя Миноса – выдающийся памятник крито-микенской архитектуры – 3-2 тыс. до н.э., архитектурные стили – дорический (строгий, торжественный, массивный), ионический (легкость, изящество, декор), ансамбль Афинского Акрополя; б) религиозные представления – политеизм; в) философия, история, медицина, математика зародились в древней Греции; г) театры, театральная жизнь появились в древней Греции; д) развитие литературы – Гомер, «крылатые выражения»; е) древняя Греция – родина Олимпийских игр и связанных с ними современного олимпийского движения.

4.4. Влияние цивилизаций древнего мира на современное общество: а) современная наука – истоки в древней Греции: греческая классическая философия, Пифагор); б) современные олимпийские игры; в) современная архитектура, театральное искусство; г) современная литература, публицистика – «крылатые выражения»; д) современная политическая культура, основанная на демократии; е) праздник Нептуна.

5. Рефлексия

5.1. Что вы знали о культурных достижениях цивилизаций древнего мира до начала этого занятия?

5.2. Что вы узнали нового о культурных достижениях цивилизаций древнего мира?

5.3. Какая информация оказалась для вас интересной? Предположите почему?

5.4. Как повлияли культурные достижения цивилизаций древнего мира на современное общество?

5.5. Сформулируйте вывод сегодняшнего занятия в 3 – 5 предложениях.

6. Подведение итогов, домашнее задание: готовиться к тестовой контрольной работе по темам «Древневосточная цивилизация», «Античная цивилизация», «Культура цивилизаций древнего мира».

 

Урок 6. Цивилизации Востока в средние века (2 часа).

Цели урока: 1) образовательная: проверить знания учащихся по истории древнего мира, дать им общие представления об особенностях исламской цивилизации, ее основателе, познакомить с характерными чертами номадической культуры; 2) воспитательная: воспитать толерантное отношение к исламу как мировой религии; 3) развивающая: развивать мышление учащихся, культуру их речи.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проведение тестовой контрольной работы по истории древнего мира.

3. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

4. Объяснение нового учебного материала. План: 1. Особенности развития восточных цивилизаций: 1.1. Средние века начались раньше, а закончились позже: а) на Востоке средние века начались в 1 в. н.э. и закончились в 19 веке; б) на Западе начались в 5 веке и закончились в 15 веке; 1.2. Феодальные отношения были развиты слабее, так как частная собственность была плохо развита, большая роль государства; 1.3. Цикличность развития: подъем сочетается со спадом; 1.4. Отсутствие стабильности; 2. Образование арабо-исламской цивилизации (работа с текстом).

5. Работа с дидактическим материалом.

Дидактический материал по теме: «Цивилизации Востока в средние века».

Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания.

В 7 веке в Аравии зародилась третья по времени возникновения после буддизма ( 5 век до н.э.) и христианства (1 в. н.э.) мирова я религия – ислам – покорность Богу. Принятое в Европе наименование «мусульманство» происходит от арабского «муслим» - покорный Богу. Ислам, как и христианство, монотеистическая религия, то есть основанная на вере в одного Бога. Эти религии, как было уже сказано, являются еще и мировыми: каждый желающий человек, вне зависимости от национальности, может стать как христианином, так и мусульманином, в отличии от иудаизма, который является национальной религией: исповедовать иудаизм могут только евреи. До принятия ислама арабы поклонялись различным богам, то есть были политеистами или язычниками, но главной святыней для все арабов была Кааба – храм в городе Мекка, в углу которого был вмурован черный камень. Ежегодно в Мекку стекались толпы арабов, чтобы поклониться черному камню.

Основатель ислама был житель Мекки Мухаммед (570-632). Он призвал арабов верить в одного Бога – Аллаха и в то, что он его пророк. Это вызвало недовольство мекканских купцов. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в город Ястриб (Медина – «Город пророка»). Это событие – хиджра – переселение, случившееся в 622 году, стало точкой мусульманского летоисчисления. После смерти Мухаммеда произошло объединение арабов. Тогда же была составлена священная книга ислама – Коран (то, что читают). Для мусульман Коран – прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям.

У мусульман возникло пять главных обязанностей: 1) вера в то, что Аллах – единственное божество, а Мухаммед – его пророк: «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его»; 2) намаз - молитва; 3) пост в месяц рамадан; 4) хадж – паломничество в Мекку и посещение Каабы; 5) налог на имущество и доходы. Налог распределяется в пользу бедных. Выделяется и еще одна обязанность мусульман – джихад – отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама, вплоть до газавата – священной войны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.084 с.)