Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактический материал по теме: «цивилизации Востока в средние века».Стр 1 из 4Следующая ⇒
Таблица «Античная цивилизация. Древняя Греция и древний Рим»
Урок 5. Культура и религия древнего мира (2 часа)
Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с культурными достижениями древневосточной и античной цивилизациями, раскрыть значимость их культурных достижений для современного общества; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к культурным достижениям цивилизаций древнего мира; 3) развивающая: развивать мышление учащихся, их культуру речи. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проведение исторического диктанта. 2.1. Задания для первого варианта. Дать определения следующим понятиям: а) фараон; б) восточная деспотия; в) социальная стратификация; г) цивилизация; д) монархия; е) демократия; ж) гражданская война; з) падение Римской империи 2.2. Задания для второго варианта. Дать определения следующим понятиям: а) ван; б) азиатский способ производства; в) касто-варновая система; г) речные цивилизации; д) республика; е) аристократия; ж) империя; з) вторжение арийцев в Индию. 3. Мотивация познавательной деятельности учащихся. 4. Объяснение нового учебного материала. План объяснения: 4.1. Культура и цивилизация: проблема соотношения понятий. Как понятие «культура» соотносится с понятием «цивилизация»? Варианты ответов: а) это синонимические понятия, с помощью которых подчеркивается как отличия человека и общества от животного мира, так и разнообразие человеческих обществ. Примеры: «античная цивилизация», «античная культура». Такое смешение понятий можно встретить в учебной литературе; б) цивилизация – это последний этап в развитии культуры, ее гибель. Так считал немецкий философ О. Шпенглер. Подобное противопоставление, где культура – это целое, а цивилизация – ее часть, можно встретить и в художественном творчестве А. И. Солженицына. Оба мыслителя противопоставляют культуру как синоним духовного развития цивилизации как синоним технического развития для того, чтобы подчеркнуть опасный характер глобальных проблем, связанных как с развитием научно-технического прогресса, так и с обострением проблемы вандализации культуры; в) понятия «культура» и «цивилизация» имеют как общие черты (являются социальными системами, то есть созданы людьми, обществом, без них существовать не могут, имеют сложную структуру, выделяют человека из животного мира), так и различия: культура основывается главным образом на нормах и ценностях, а цивилизация – на развитии техники и технологий и связанных с ними инфраструктурой. И культура, и цивилизация выполняют одну общую важную функцию – функцию «намордника» на природные инстинкты. Это маркеры, с помощью которых выделяют человека из животного мира. Исторически первой зародилась культура как система норм, ценностей, идеалов, а потом, по мере возникновения городов, государств, письменности, развития техники, технологии и инфраструктуры появляется цивилизация. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, норм, идеалов, созданных человеком; это мера человеческого в человеке, все, что сделал человек, все, что можно противопоставить природе.
4.2. Культурные достижения древневосточной цивилизации: а) религиозные учения: буддизм (древняя Индия, 6 – 5 вв. до н.э.) – первая мировая религия; б) конфуцианство – комплекс морально-этических представлений, философское учение, получившее статус официальной идеологии (древний Китай, 6 – 5 вв. до н.э.), иудаизм - первая монотеистическая религия, христианство – монотеистическая мировая религия (Палестина); б) архитектура: пирамиды (древний Египет; самая известная – пирамида Хеопса – высота 147 м., масса каждого блока – 2,5 тонны; зиккураты (Двуречье); в) письменность: иероглифическая (Египет, Китай), клинопись (Двуречье), буквенный алфавит (Финикия) – основа для всех последующих алфавитов. 4.3. Культурные достижения античной цивилизации: а) архитектура: Кносский дворец царя Миноса – выдающийся памятник крито-микенской архитектуры – 3-2 тыс. до н.э., архитектурные стили – дорический (строгий, торжественный, массивный), ионический (легкость, изящество, декор), ансамбль Афинского Акрополя; б) религиозные представления – политеизм; в) философия, история, медицина, математика зародились в древней Греции; г) театры, театральная жизнь появились в древней Греции; д) развитие литературы – Гомер, «крылатые выражения»; е) древняя Греция – родина Олимпийских игр и связанных с ними современного олимпийского движения. 4.4. Влияние цивилизаций древнего мира на современное общество: а) современная наука – истоки в древней Греции: греческая классическая философия, Пифагор); б) современные олимпийские игры; в) современная архитектура, театральное искусство; г) современная литература, публицистика – «крылатые выражения»; д) современная политическая культура, основанная на демократии; е) праздник Нептуна.
5. Рефлексия 5.1. Что вы знали о культурных достижениях цивилизаций древнего мира до начала этого занятия? 5.2. Что вы узнали нового о культурных достижениях цивилизаций древнего мира? 5.3. Какая информация оказалась для вас интересной? Предположите почему? 5.4. Как повлияли культурные достижения цивилизаций древнего мира на современное общество? 5.5. Сформулируйте вывод сегодняшнего занятия в 3 – 5 предложениях. 6. Подведение итогов, домашнее задание: готовиться к тестовой контрольной работе по темам «Древневосточная цивилизация», «Античная цивилизация», «Культура цивилизаций древнего мира».
Урок 6. Цивилизации Востока в средние века (2 часа). Цели урока: 1) образовательная: проверить знания учащихся по истории древнего мира, дать им общие представления об особенностях исламской цивилизации, ее основателе, познакомить с характерными чертами номадической культуры; 2) воспитательная: воспитать толерантное отношение к исламу как мировой религии; 3) развивающая: развивать мышление учащихся, культуру их речи. Ход урока 1. Организационный момент 2. Проведение тестовой контрольной работы по истории древнего мира. 3. Мотивация познавательной деятельности учащихся. 4. Объяснение нового учебного материала. План: 1. Особенности развития восточных цивилизаций: 1.1. Средние века начались раньше, а закончились позже: а) на Востоке средние века начались в 1 в. н.э. и закончились в 19 веке; б) на Западе начались в 5 веке и закончились в 15 веке; 1.2. Феодальные отношения были развиты слабее, так как частная собственность была плохо развита, большая роль государства; 1.3. Цикличность развития: подъем сочетается со спадом; 1.4. Отсутствие стабильности; 2. Образование арабо-исламской цивилизации (работа с текстом). 5. Работа с дидактическим материалом. План проведения занятия 1. Организационный момент. 2. Устный опрос: 2.1. Что вам известно о Византии? 2.2. С каким государством активно взаимодействовала Византия? В чем это выразилось? 3. Мотивация познавательной деятельности студентов. 4. Объяснение нового учебного материала. План объяснения: 4.1. Образование Древнерусского государства. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности Варяжская проблема. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). 4.2. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава. 4.3. Крещение Руси и его значение. Начало правления князя Владимира Святославовича. Организация защиты Руси от кочевников. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри. Распространение культуры и письменности.
5. Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы. 6. Рефлексия. 7. Домашнее задание. ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактический материал по теме: «Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение». Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания. С 980 по 1015 г. киевским князем был Владимир Святославич. С его именем связано проведение трех реформ. Первая реформа. – Административная. Владимир извел князей союзов племенных княжений и посадил на их места своих сыновей. Это должно было укрепить государственное единство. Вторая реформа. – Религиозная. Поначалу Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но на местах цепко держались за своих богов. Тогда он решил порвать с язычеством. Из всех мировых религий его выбор пал на христианство по греческому образцу. Видимо, Владимира привлекли пышность обрядов, возможность совершать литургию на родном языке. Официальной датой принятия христианства является 988 г. Однако на практике это произошло не ранее 990 г.: сестра византийских императоров Анна прибывает на Русь и вступает в брак с Владимиром (одно из условий крещения Руси), Владимир повелевает крестить киевлян, а затем и других жителей Руси. Значение принятия христианства: единая религия была призвана укрепить государственное единство; христианство идеологически обосновывало социальное и имущественное неравенство (по языческим представлениям, богатый забирал с собой из этой жизни все богатства и на том свете его ждало такое же безбедное существование; бедный соответственно был обречен на нищету и в загробном мире; в христианстве не важно социальное и имущественное положение, важно, насколько праведную жизнь вел человек на земле, раскаялся ли перед смертью); - принятие христианства дало толчок развитию культуры; - Русь вошла в семью христианских стран Европы; - возникла церковь как религиозно-феодальный институт. Во главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Крупные города были центрами епархий, во главе – епископы. Третья реформа. – Церковно-судебная. В начале XI в. (до 1011 г.) был издан Устав князя Владимира “ О десятине и людях церковных ”. Устав устанавливал десятину – основной источник существования церкви (отсюда – “десятинный период” в истории русской церкви). В пользу церкви отчислялись: десятая часть от дани, княжеского суда, торга, урожая, приплода скота. По Уставу учреждался церковный суд и определялся круг дел, находившихся в его ведении. Церковь имела право: судить население, проживающее на церковных землях; - судить церковных людей (священно- и церковнослужителей); судить все население, но по определенному кругу дел. Эти дела перечислены в ст.9 названного Устава. Среди них: семейные дела (развод, измена, конфликты между членами семьи и т.п.); изнасилование; колдовство; кража из церкви; оскорбления словом; поклонение языческим богам и др.
Другими словами, рассмотрению церковного суда подлежали дела, вытекающие из внутрисемейных конфликтов, необузданных проявлений природных влечений, из обращения к нецерковным авторитетам (волхвам, чародеям), из неуважения к церковной символике и имуществу. Владимир умер в 1015 г. Киевский стол перешел к его приемному сыну Святополку. Ярослав, княживший в Новгороде, начал борьбу за киевский стол. В ходе этой борьбы при неясных обстоятельствах погибли князья Борис и Глеб, впоследствии канонизированные русской церковью. Вину за их гибель возложили на Святополка, прозвав его “ Святополк Окаянный ”. (Новейшие исследования – Г. Филист – показывают, что Святополк, видимо, не виноват в гибели братьев, по крайней мере, одного из них, Бориса; в гибели Бориса и Глеба был заинтересован, скорее, Ярослав.) В 1019 г. борьба закончилась: Святополк был изгнан за границу, где, якобы одержимый манией преследования и разбитый параличом, вскоре и умер. Киевским князем стал Ярослав. Принято считать, что при Ярославе Русь достигла своего расцвета, поэтому его называли Ярослав Мудрый. Расцвет Руси выразился: Ярослав разбил в 1036 г. печенегов, на Руси установился мир; законодательная деятельность Ярослава (“ Русская Правда ”, “ Домениальный устав ”, Церковный устав); - “культурное строительство” (в 1030 г. на земле чуди был заложен г. Юрьев; в 1037 г. на месте, где за год до того были разбиты печенеги, заложен Софийский собор, примерно в то же время Золотые ворота; велись работы по обучению грамоте, переписке и переводу на русский язык книг); желая укрепить автономию русской церкви Ярослав ставит в 1051 г., вопреки традиции, митрополитом не грека, а “русина”, Илариона – автор знаменитого “Слова о законе и благодати”. Современники называли Ярослава Мудрого царем. Вопросы и задания: 1. В чем заключалась реформаторская деятельность Владимира Святославовича? 2. Каковы причины и последствия христианизации Руси? 3. Оцените реформаторскую деятельность Владимира Святославовича. Каково ваше отношение к его реформам? 4. В правление какого князя древнерусское государство достигло своего расцвета? Какие исторические факты свидетельствуют об этом? 5. Почему Владимира прозвали Святым, а Ярослава Мудрым? Ответ обоснуйте. 6. Составьте хронологию представленного вашему вниманию исторического периода. Какие исторические факты предполагаете включить? Свой выбор аргументируйте. 7. Какие исторические личности упоминаются в тексте? Что вам о них известно? 8. Какие исторические события рассматриваемого периода повлияли на современное общество? 9. Какую мысль содержит текст? Как вы бы его озаглавили?
«ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ»
Урок 11. Тема 4.2. Общество Древней Руси (2 часа). Цели занятия: 1) образовательная: дать студентам общие представления о древнерусском обществе; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к отечественной истории, негативное отношение к рабству; 3) развивающая: развивать мышление студентов, их устную речь. План проведения занятия 1. Организационный момент. 2. Проведение устного опроса: 2.1. Когда началась история славян и восточных славян? Что вам известно о славянах и восточных славянах? 2.2. Чем жизнь восточных славян отличается от жизни современных? 2.3. Чем экономика восточных славян отличается от современной экономики? 2.4. Как зарождалось государство у восточных славян? Каковы основные этапы политогенеза? 2.5. Что представляла собой религиозная жизнь восточных славян? Чем она отличается от современной религиозной жизни восточных славян? 2.6. Как история восточных славян в древности связана с современностью? 3. Мотивация познавательной деятельности студентов. 4. Объяснение нового учебного материала. План объяснения: 4.1. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. 4.2. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи 5. Работа с текстом. Чтение текста, ответы на вопросы. 6. Рефлексия. 7. Домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица «Античная цивилизация. Древняя Греция и древний Рим»
Урок 5. Культура и религия древнего мира (2 часа) Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с культурными достижениями древневосточной и античной цивилизациями, раскрыть значимость их культурных достижений для современного общества; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к культурным достижениям цивилизаций древнего мира; 3) развивающая: развивать мышление учащихся, их культуру речи. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проведение исторического диктанта. 2.1. Задания для первого варианта. Дать определения следующим понятиям: а) фараон; б) восточная деспотия; в) социальная стратификация; г) цивилизация; д) монархия; е) демократия; ж) гражданская война; з) падение Римской империи 2.2. Задания для второго варианта. Дать определения следующим понятиям: а) ван; б) азиатский способ производства; в) касто-варновая система; г) речные цивилизации; д) республика; е) аристократия; ж) империя; з) вторжение арийцев в Индию. 3. Мотивация познавательной деятельности учащихся. 4. Объяснение нового учебного материала. План объяснения: 4.1. Культура и цивилизация: проблема соотношения понятий. Как понятие «культура» соотносится с понятием «цивилизация»? Варианты ответов: а) это синонимические понятия, с помощью которых подчеркивается как отличия человека и общества от животного мира, так и разнообразие человеческих обществ. Примеры: «античная цивилизация», «античная культура». Такое смешение понятий можно встретить в учебной литературе; б) цивилизация – это последний этап в развитии культуры, ее гибель. Так считал немецкий философ О. Шпенглер. Подобное противопоставление, где культура – это целое, а цивилизация – ее часть, можно встретить и в художественном творчестве А. И. Солженицына. Оба мыслителя противопоставляют культуру как синоним духовного развития цивилизации как синоним технического развития для того, чтобы подчеркнуть опасный характер глобальных проблем, связанных как с развитием научно-технического прогресса, так и с обострением проблемы вандализации культуры; в) понятия «культура» и «цивилизация» имеют как общие черты (являются социальными системами, то есть созданы людьми, обществом, без них существовать не могут, имеют сложную структуру, выделяют человека из животного мира), так и различия: культура основывается главным образом на нормах и ценностях, а цивилизация – на развитии техники и технологий и связанных с ними инфраструктурой. И культура, и цивилизация выполняют одну общую важную функцию – функцию «намордника» на природные инстинкты. Это маркеры, с помощью которых выделяют человека из животного мира. Исторически первой зародилась культура как система норм, ценностей, идеалов, а потом, по мере возникновения городов, государств, письменности, развития техники, технологии и инфраструктуры появляется цивилизация. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, норм, идеалов, созданных человеком; это мера человеческого в человеке, все, что сделал человек, все, что можно противопоставить природе. 4.2. Культурные достижения древневосточной цивилизации: а) религиозные учения: буддизм (древняя Индия, 6 – 5 вв. до н.э.) – первая мировая религия; б) конфуцианство – комплекс морально-этических представлений, философское учение, получившее статус официальной идеологии (древний Китай, 6 – 5 вв. до н.э.), иудаизм - первая монотеистическая религия, христианство – монотеистическая мировая религия (Палестина); б) архитектура: пирамиды (древний Египет; самая известная – пирамида Хеопса – высота 147 м., масса каждого блока – 2,5 тонны; зиккураты (Двуречье); в) письменность: иероглифическая (Египет, Китай), клинопись (Двуречье), буквенный алфавит (Финикия) – основа для всех последующих алфавитов. 4.3. Культурные достижения античной цивилизации: а) архитектура: Кносский дворец царя Миноса – выдающийся памятник крито-микенской архитектуры – 3-2 тыс. до н.э., архитектурные стили – дорический (строгий, торжественный, массивный), ионический (легкость, изящество, декор), ансамбль Афинского Акрополя; б) религиозные представления – политеизм; в) философия, история, медицина, математика зародились в древней Греции; г) театры, театральная жизнь появились в древней Греции; д) развитие литературы – Гомер, «крылатые выражения»; е) древняя Греция – родина Олимпийских игр и связанных с ними современного олимпийского движения. 4.4. Влияние цивилизаций древнего мира на современное общество: а) современная наука – истоки в древней Греции: греческая классическая философия, Пифагор); б) современные олимпийские игры; в) современная архитектура, театральное искусство; г) современная литература, публицистика – «крылатые выражения»; д) современная политическая культура, основанная на демократии; е) праздник Нептуна. 5. Рефлексия 5.1. Что вы знали о культурных достижениях цивилизаций древнего мира до начала этого занятия? 5.2. Что вы узнали нового о культурных достижениях цивилизаций древнего мира? 5.3. Какая информация оказалась для вас интересной? Предположите почему? 5.4. Как повлияли культурные достижения цивилизаций древнего мира на современное общество? 5.5. Сформулируйте вывод сегодняшнего занятия в 3 – 5 предложениях. 6. Подведение итогов, домашнее задание: готовиться к тестовой контрольной работе по темам «Древневосточная цивилизация», «Античная цивилизация», «Культура цивилизаций древнего мира».
Урок 6. Цивилизации Востока в средние века (2 часа). Цели урока: 1) образовательная: проверить знания учащихся по истории древнего мира, дать им общие представления об особенностях исламской цивилизации, ее основателе, познакомить с характерными чертами номадической культуры; 2) воспитательная: воспитать толерантное отношение к исламу как мировой религии; 3) развивающая: развивать мышление учащихся, культуру их речи. Ход урока 1. Организационный момент 2. Проведение тестовой контрольной работы по истории древнего мира. 3. Мотивация познавательной деятельности учащихся. 4. Объяснение нового учебного материала. План: 1. Особенности развития восточных цивилизаций: 1.1. Средние века начались раньше, а закончились позже: а) на Востоке средние века начались в 1 в. н.э. и закончились в 19 веке; б) на Западе начались в 5 веке и закончились в 15 веке; 1.2. Феодальные отношения были развиты слабее, так как частная собственность была плохо развита, большая роль государства; 1.3. Цикличность развития: подъем сочетается со спадом; 1.4. Отсутствие стабильности; 2. Образование арабо-исламской цивилизации (работа с текстом). 5. Работа с дидактическим материалом. Дидактический материал по теме: «Цивилизации Востока в средние века». Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания. В 7 веке в Аравии зародилась третья по времени возникновения после буддизма ( 5 век до н.э.) и христианства (1 в. н.э.) мирова я религия – ислам – покорность Богу. Принятое в Европе наименование «мусульманство» происходит от арабского «муслим» - покорный Богу. Ислам, как и христианство, монотеистическая религия, то есть основанная на вере в одного Бога. Эти религии, как было уже сказано, являются еще и мировыми: каждый желающий человек, вне зависимости от национальности, может стать как христианином, так и мусульманином, в отличии от иудаизма, который является национальной религией: исповедовать иудаизм могут только евреи. До принятия ислама арабы поклонялись различным богам, то есть были политеистами или язычниками, но главной святыней для все арабов была Кааба – храм в городе Мекка, в углу которого был вмурован черный камень. Ежегодно в Мекку стекались толпы арабов, чтобы поклониться черному камню. Основатель ислама был житель Мекки Мухаммед (570-632). Он призвал арабов верить в одного Бога – Аллаха и в то, что он его пророк. Это вызвало недовольство мекканских купцов. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в город Ястриб (Медина – «Город пророка»). Это событие – хиджра – переселение, случившееся в 622 году, стало точкой мусульманского летоисчисления. После смерти Мухаммеда произошло объединение арабов. Тогда же была составлена священная книга ислама – Коран (то, что читают). Для мусульман Коран – прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. У мусульман возникло пять главных обязанностей: 1) вера в то, что Аллах – единственное божество, а Мухаммед – его пророк: «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его»; 2) намаз - молитва; 3) пост в месяц рамадан; 4) хадж – паломничество в Мекку и посещение Каабы; 5) налог на имущество и доходы. Налог распределяется в пользу бедных. Выделяется и еще одна обязанность мусульман – джихад – отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама, вплоть до газавата – священной войны.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.084 с.) |