Влияние системы школьного самоуправления на развития личности ученика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние системы школьного самоуправления на развития личности ученика



Процесс обучения в школе не зря называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления.

Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывают особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости.

Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

В Законе РФ «Об образовании» подчёркивается направленность образования «на обеспечение самоопределении личности, создание условий для её самореализации». В настоящее время предлагается много моделей. Но классное самоуправление должно учитывать индивидуальные особенности учащихся, особенности класса.

В Концепции модернизации Российского образования определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодёжи. Таким образом, в системе образования России самоуправление в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления

В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.

Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

Всякий раз, испытываем затруднения, когда вновь берем пятый класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.

Как организовать учебную и внеучебную деятельность учащихся, чтобы помочь адаптироваться на новой ступени обучения, обеспечить успешное развитие и саморазвитие, раскрытие возможностей каждого из них? С одной стороны, переход учащихся на новую ступень обучения меняет организацию их учебной деятельности. Увеличилось количество учебных предметов, вместо одного учителя теперь пришли новые учителя со своими требованиями, манерой ведения занятий. Процесс обучения потребовал больших усилий, более высокой самоорганизации. С другой стороны, физиологические изменения усиливают стремление к самоутверждению среди сверстников, представителей противоположного пола, мнение которых становится для ребёнка более значимым. Как организовать классное самоуправление, чтобы происходило личностное развитие учащихся, каждый мог самореализоваться?

Каждый раз, когда я беру 5 класс, то начинаю с помощью ребят, конечно же, формировать органы ученического самоуправления в классе.
Дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают значимость этого процесса. В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и, я считаю, первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.
Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу.

Создавая органы самоуправления мною была поставлена цель: привлечь каждого ребёнка к участию в общественной жизни, повысить социальную активности, творческий потенциал детей.

Каждый учащийся - это сложная, своеобразная и интересная личность. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором.

При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, их ответственность за порученное дело, а классный руководитель может вносить коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуникативных навыков и организаторских способностей.

Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей школьников к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов.

Высшим органом классного коллектива является собрание, посредством которого обеспечивается каждому ученику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности школьного коллектива.

На классном собрании обсуждаются все вопросы жизнедеятельности класса и принимаются по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками. Проводятся не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут).

Успешной формой в формировании конкурентноспособной личности является активное участие детей в КТД.

Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Большинство учеников моего класса с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни.

Участвуя в КТД, у воспитанников формируются организаторские способности, деловитость, предприимчивость и другие полезные личностные качества, связанные с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые, творческие контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и роли. Все эти качества успешно развиваются во всех видах деятельности. Это, прежде всего, традиционные мероприятия: праздник «Первого звонка», «День Учителя», «Осенний бал», «Новогодний бал-маскарад», масленица, День самоуправления, праздник «Последнего звонка», праздник «День победы» и т.д

Через самоуправление учащиеся класса осуществляют:

- дежурство в школе, в классе, в столовой.

- организацию трудовых дел (уборка, субботники, ремонт класса, благоустройство территории школы)

- организацию досуга (вечера, дискотеки, концерты и т.д.)

В конце года подводим итоги в выполнении общественных поручений, и поощряем инициативных, самостоятельных и желающих выполнять общественное поручение учащихся.

Поощряю успехи по-разному: вручаю грамоты, дипломы, объявляю благодарность на классном часе, сообщаем родителям благодарность за поведение ребёнка, егоинициативность и участие в общественной жизни класса и школы.

Итак, самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей в своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что — то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Ведь школа - это маленькая модель общества. Поведение ребёнка в школьном коллективе - это поведение взрослого в обществе. Если ребёнок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, такой ребёнок и во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.

На данный момент, я считаю что в 11 классе создана система классного самоуправления, целью которой является совместная деятельность, удовлетворяющей социальные потребности и интересы учащихся. Органом самоуправления класса является актив, который работает совместно с классным руководителем и родителями. Ребята участвуют в планировании, в проведении воспитательных мероприятий, классных часов. На заседаниях актива анализируются классные дела, вносятся коррективы в предстоящую работу, строятся планы на будущее. Обязанности четко и равномерно распределяются между всеми учащимися.

На протяжении нескольких лет удалось сформировать классный коллектив, в котором приоритетными являются отношения товарищества и взаимопонимания, участие в судьбе одноклассников, сознательность, трудолюбие, активная жизненная позиция, гордость за свой класс, желание действовать «для пользы общей». Учащиеся класса активно участвуют в жизни школы, поселка, района; в благотворительных акциях, добиваются высоких спортивных и творческих результатов.

Внедряя проект на практике, убедилась, что правильная организация классного самоуправления способствует самореализации, становлению и развитию личности учащихся, успешному овладению знаниями, профессионально значимыми качествами, помогает в постижении смысла жизни, места в обществе, формировании активной жизненной позиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.011 с.)