Условия развития школьного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия развития школьного самоуправления



Вариативность, свобода выбора деятельности учащимися во внеучебное время, добровольность включения в ту или иную деятельность. Реализация данного условия формирует мотивационную сферу, активное отношение к результатам деятельности, развивает творческое мышление, умения критические оценивать свои возможности, стремиться к самостоятельному решению тех или иных задач.

□ Сотрудничество и творческое партнерство педагогов и учащихся в разных видах деятельности, взаимодействие классного руководителя и ученического самоуправления. Это обеспечивается принятыми педагогами и учащимися нормами отношений, обстановкой взаимной ответственности и взаимного доверия. Педагоги и учащиеся участвуют в работе органов соуправления, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности. На социально-психологическом уровне между ними устанавливается взаимопонимание, атмосфера взаимопомощи и сопереживания друг другу. Все это способствует тому, что педагоги и учащиеся ощущают себя членами общешкольного коллектива.

□ Периодическая сменяемость и преемственность органов самоуправления, его временных и постоянных участников. Это обеспечивается систематическим поиском такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные (определенные положениями и уставами) и временные органы самоуправления.

□ Состязательность и добровольность в формировании органов самоуправления.

□ Проведение специальной воспитательной работы с активом. Ее содержание включает: инструктирование членов самоуправления, разъяснение их обязанностей; оказание помощи в разработке, подготовке и проведении намеченных дел, организацию обмена опытом работы, контроль за исполнением поручений, привлечение внимания учащихся к качеству работы и т. д. Актив, по утверждению А. С. Макаренко, является тем здоровым и необходимым в детском коллективе резервом, который обеспечивает преемственность поколений, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.

□ Формирование у школьников, участвующих в самоуправлении, умений планирования, организации, анализа результатов деятельности.

□ Педагогическое стимулирование лидерства учащихся. Педагоги создают своеобразное «поле лидерства» (М. И. Рожков), компонентами которого являются: стиль отношений в группе, морально-психологический

климат, способствующий формированию у школьников готовности к проявлению лидерских качеств; конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа учащихся.

□ Наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.

Подготовка лидеров школьного самоуправления.

Для приобретения лидерского опыта подростков вовлекают в специально-организованную деятельность. Однако, не любая деятельность развивает лидерские качества, а лишь та, которая ставит подростка в определенное отношение к коллективу сверстников. Взаимодействие со сверстниками - важное условие и для формирования лидерских качеств подростка. При организации учебно-воспитательной работы с подростками необходимо учитывать, что на их поведение существенное влияние оказывает мнение товарищей. На него они ориентируются, прежде всего, во всех своих действиях и поступках. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство - это самая большая трагедия для подростка.

Школьный коллектив имеет свою специфику развития и организации деятельности, что, в конечном счете, может определять применение особенных условий формирования и развития лидерских качеств. Именно лидеры определяют нормы и ценности данного коллектива. Лидер в силу авторитетности своей позиции обладает большими возможностями для внушения. Подражание детей лидерам происходит из самого факта доверия им. От того, кто является лидером, в большей степени зависит психологический климат в коллективе.

Процесс развития лидерских качеств подростков будет эффективным, если:

- систематически вовлекать подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;

- использовать технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора);

- систематически осуществлять педагогический мониторинг динамики

развития лидерских качеств подростков.

Формирование лидеров - не стихийный процесс, его можно и нужно

организовывать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания,

где сам человек был бы активным участником, субъектом собственного

становления. (Михайлова Ю.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.004 с.)