Схема анализа игровой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема анализа игровой деятельности



ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


·        МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевой игра считается потому, что внутри нее просматриваются две линии. Одна из которых связана с сюжетом, а другая – с ролевыми позициями, при помощи которых и осуществляется игра.

Другими словами, основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры включает в себянаполнение ее предметами, которые делятся на две группы:

· первая помогает ребенку внешне обозначить принятую роль (сарафан, фуражка и т.п.);

· вторая направляет его на определенные ролевые действия (шприцы, пластиковые

бутылочки, бинокли, наборы муляжей продуктов и т.п.).

Особое внимание педагогу следует уделять насыщению игры второй группой предметов.

 

Компоненты сюжетно-ролевой игры:

· игровое действие (реальное или воображаемое) с использованием игрушек ипредметов-заместителей;

· роль (основной стержень игры);

· сюжет (ряд событий, происходящих в определенной последовательности,объединенных логическими связями);

· взаимоотношения (реальные и игровые);

· тема (явление, которое отражается в игре).

Роль взрослого в развитии сюжетно-ролевой игры:

Такая игра развивается только тогда, когда в ней принимает участие взрослый как носитель игрового опыта.

Первоначально педагог организует отобразительные игры (отображение детьми того, что они видят) и в этом случае необходимо подбирать сюжеты мультфильмов и книг с добрым и понятным детям содержанием.

Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми детей может бытьосуществлено в следующих направлениях:

· формирование игры как деятельности - предполагает, что педагог влияет нарасширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми речевым поведением;

· использование игры как средства воспитания ребенка - неотъемлемая частьпедагогического процесса в дошкольном учреждении.

 

Методы руководства сюжетно-ролевой игрой:

· Методы прямого руководства (ролевое участие педагога в игре, участие всговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игры и перспективы ее дальнейшего развития);

· Методы косвенного руководства (обогащение детей знаниями, внесениеигрушек, использование сюрпризных моментов, чтение художественной литературы);

· Методы комплексного руководства (планомерное обогащение игровогоопыта детей, использование обучающих игр, общение взрослого с ребенком в процессе игры и др.).


· РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ К АНАЛИЗУ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Наблюдение и анализ проведения игровая деятельность детей

 

Во 2-й половине дня

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

10. Окончание игры.

· ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 

Название сюжетно-ролевой игры.

 

Программное содержание ( задачи берутся из Программы, покоторой работает ДОО ).

Оборудование ( все материалы и атрибуты, которыеиспользуются в ходе игры ).

Предварительная работа ( указывается только в том случае, еслипроводилась ).

Ход игры ( расписывается от первого лица с методическимипояснениями ).

Итог игры ( подводится обязательно ).


· ОБРАЗЦЫ КОНСПЕКТОВ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

 

Ая младшая группа

 

Средняя группа

Старшая группа

 

Вопросы к наблюдению театрализованной деятельности в ДОО

 

1. Место проведения театрализованной деятельности. Возрастная группа или группы.

2. Тема и вид театрализованной деятельности; использование художественного материала.

3. Использование музыкального сопровождения; костюмов, пособий, игрушек и различных атрибутов.

4. Роль воспитателя в процессе театрализованной деятельности.

5. Степень участия детей в театрализованной деятельности; их отношение к происходящему.

6. Форма подведения итога театрализованной деятельности.


· ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Название и вид театрализованной деятельности.

 

Программное содержание ( задачи берутся из Программы, покоторой работает ДОО ).

Оборудование ( все материалы и атрибуты, которыеиспользуются в ходе деятельности ).

Предварительная работа ( указывается только в том случае, еслипроводилась ).

Ход деятельности ( расписывается сценарий проведения снеобходимыми методическими пояснениями ). Итог деятельности ( подводится обязательно ).


· ОБРАЗЦЫ КОНСПЕКТОВ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ      
    Младший дошкольный возраст  

 

Старший дошкольный возраст

 

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


· МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Краткая характеристика видов труда:

 

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживаниесамого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание). Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды,стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Труд в приро де – уход за растениями и животными, выращивание овощей наогороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворениеэстетичных потребностей человека (изготовление поделок).

 

Краткая характеристика форм организации труда:

 

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какоелибо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым, общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.

Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (постоловой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой приобщей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимостькаждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке). Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду струдом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда,


помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

 

Трудовое воспитание начинается с формирования у детей самообслуживания, направленного на удовлетворение их личных повседневныхпотребностей.

 

Самообслуживание направлено на уход за собой (навыки ухода за своимтелом, культуры еды, одевания и др.). Воспитательное значение самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. Ежедневно повторяясь, навыки прочно усваиваются, постепенно формируются привычки.

В младшей группе – трудности: недостаточно развита мускулатура пальцев;сложность усвоения последовательности действий; неумение их планировать; легкая отвлекаемость; нежелание их выполнять. Необходимо развивать умения, добиваться аккуратности и тщательности выполнения действий, привычки к чистоте

и порядку. Индивидуальное общение с каждым ребенком, поддержание его эмоционального состояния. Расширение словаря. Доверие детей взрослому, заботе о нем.

 

В средней группе – дети достаточно самостоятельны, труд становитсяобязанностью; повышаются требования к качеству действий, к времени выполнения деятельности; воспитатель обучает детей взаимопомощи, умению благодарить за оказанную услугу.

В старшей группе приобретаются новые навыки: уборка постели, уход заволосами, обувью. Формируются привычки к опрятности, чистоте, обогащаются знания поведения в окружении сверстников: учитывать нужды других, проявлять предупредительность.

Хозяйственно-бытовой труд в разных возрастных группах

Хозяйственно – бытовой труд необходим в повседневной жизни. Он направлен на поддержание порядка и чистоты в помещении и на участке, оказание помощи взрослым и обслуживание всего коллектива.

В младшей группе – накрывать на стол, приводить в порядок игровой уголок,производить уборку участка. Взрослым оценивается участие детей, желание подражать взрослым и сверстникам.

 

Примерное содержание труда:

· расставлять игрушки, расставлять книжки;

· расставлять на столы раздаточный материал для занятия и собирать его после занятия;

· раскладывать в коробки отточенные карандаши;

· убирать и протирать влажной губкой строительный материал;

· переодевать кукол, менять кукольное постельное белье;

· мыть игрушки;

· собирать игрушки перед уходом с прогулки;

· поливать песок из леек;

· подметать в домиках и прочих постройках;

· протирать на веранде скамейки, полки;

· собирать мусор;

· сметать снег со скамеек, построек, сгребать снег в кучу;

· расчищать дорожки от снега и т.д.

В средней группе – расширяется содержание: сервируют стол, стирают, моют,подметают. Педагог приучает детей прилагать усилие, проявлять самостоятельность, активность, инициативу.

Примерное содержание труда:

· убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование для занятий;

· поддерживать внешний вид кукол (приводить в порядок одежду, волосы);

· стирать кукольное белье;

· протирать, мыть легко моющие игрушки;

· отбирать подлежащие ремонту книжки, коробки, игрушки;

· подготавливать рабочее место для ручного труда для совместной работы с воспитателем;

· расставлять или раскладывать легкое физкультурное оборудование в определенном месте;

· готовить по поручению воспитателя раздаточный материал к занятиям и т.д.

В старшей группе труд обогащается по содержанию, становитсясистематическим, переходит в обязанности дежурных. Дети могут самостоятельно его организовывать, подбирать инвентарь, убирать после работы. Проявляют старательность, доброжелательность к сверстникам, достигают результата, умеют замечать непорядок и устранять его без напоминаний.

Примерное содержание труда в старшей группе:

· содержать в порядке общие игрушки, настольные игры, пособия для занятий;

· протирать мебель;

· стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки, салфетки для хлебницы;

· мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака или полдника;

· подметать пол, дорожку во дворе;

· помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, мыть овощи, делать пирожки, печенье и т.д.;

· оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: помочь принести продукты, принести вещи и разложить их в шкафу на полочках ит.д.;

· проявить заботу о младших детях (помочь одеться на прогулку, поиграть, рассмотреть вместе с малышом книжку и т.д.);

· оказывать внимание и помощь взрослым и пожилым людям.

 


· ВОПРОСЫ К АНАЛИЗУ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Ая младшая группа

 

Средняя группа

 

Старшая группа

 

 

Итог трудовой деятельности:

Даю оценку работе:

- Ребята, вы хорошо потрудились. Много сделали полезного, работали дружно, помогали друг другу. Не зря в народе говорят: «Дружно – не грузно!». А еще говорят: «Терпенье и труд – все перетрут!». В группе стало чисто, красиво. А главное – мы избавились от микробов!


ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


·        МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевой игра считается потому, что внутри нее просматриваются две линии. Одна из которых связана с сюжетом, а другая – с ролевыми позициями, при помощи которых и осуществляется игра.

Другими словами, основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры включает в себянаполнение ее предметами, которые делятся на две группы:

· первая помогает ребенку внешне обозначить принятую роль (сарафан, фуражка и т.п.);

· вторая направляет его на определенные ролевые действия (шприцы, пластиковые

бутылочки, бинокли, наборы муляжей продуктов и т.п.).

Особое внимание педагогу следует уделять насыщению игры второй группой предметов.

 

Компоненты сюжетно-ролевой игры:

· игровое действие (реальное или воображаемое) с использованием игрушек ипредметов-заместителей;

· роль (основной стержень игры);

· сюжет (ряд событий, происходящих в определенной последовательности,объединенных логическими связями);

· взаимоотношения (реальные и игровые);

· тема (явление, которое отражается в игре).

Роль взрослого в развитии сюжетно-ролевой игры:

Такая игра развивается только тогда, когда в ней принимает участие взрослый как носитель игрового опыта.

Первоначально педагог организует отобразительные игры (отображение детьми того, что они видят) и в этом случае необходимо подбирать сюжеты мультфильмов и книг с добрым и понятным детям содержанием.

Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми детей может бытьосуществлено в следующих направлениях:

· формирование игры как деятельности - предполагает, что педагог влияет нарасширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми речевым поведением;

· использование игры как средства воспитания ребенка - неотъемлемая частьпедагогического процесса в дошкольном учреждении.

 

Методы руководства сюжетно-ролевой игрой:

· Методы прямого руководства (ролевое участие педагога в игре, участие всговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игры и перспективы ее дальнейшего развития);

· Методы косвенного руководства (обогащение детей знаниями, внесениеигрушек, использование сюрпризных моментов, чтение художественной литературы);

· Методы комплексного руководства (планомерное обогащение игровогоопыта детей, использование обучающих игр, общение взрослого с ребенком в процессе игры и др.).


· РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ К АНАЛИЗУ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Схема анализа игровой деятельности

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

10. Окончание игры.

 

 

Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольников в разных возрастных группах

1. Место игры в режиме дня.

2. Какие виды игр встречались чаще у детей Вашей группы?

3. По чьей инициативе возникала игра? Как было внесено предложение о начале игры?

4. Был ли кто-то из детей главным в игре? Кто «диктовал» ход игры?

5. Были ли дети, не участвующие в играх?

6. Самостоятельны ли дети в выборе игр, в развитии игровых действий или игра развивалась только при участии воспитателя?

7. Возникали ли конфликты в ходе игры? Как и кем они разрешались?

8. Какова продолжительность игры во времени в течение режима дня?

9. Способствует ли предметно-пространственная среда развитию игровой деятельности детей? На основании чего Вы делаете данное заключение?

 

 

Наблюдение и анализ проведениясамостоятельных сюжетно-ролевых игр детей

 

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

8. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они устранялись?

20. Как Вы спланируете работу воспитателя по Формированию взаимоотношений детей в игре?

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

 

 

Наблюдение и анализ проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей (приемы руководства)

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры:

v расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

v интересовался «Во что играете?»;

v предлагал новые игровые действия;

v предлагал новые роли;

v вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

v предлагал новые игровые ситуации;

v давал прямые указания к действию («Покорми куклу», «Крути руль»);

v задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

v брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

v давал оценку (анализ) игры.

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро вания взаимоотношения детей во время игры:

v вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

v сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

v побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках);

v предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

v побуждал детей объединять разные игры между собой;

v использовал какие-то другие приемы.

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.155 с.)