Методика проведения ситуационного анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения ситуационного анализа



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА

В настоящее время ситуационный анализ является одной из распространенных и эффективных методик исследования, прогнозирования и разработки решений в области внешней политики.

Обучение базовым навыкам этой методики входит в программу подготовки дипломатических кадров и специалистов-международников во многих странах. Технологии «ситанализа», «swot-анализа», «case-study», представляющие различные версии одной и той же методики, способствуют формированию профессиональной компетентности, развитию исследовательских, коммуникативных и творческих способностей, навыков принятия эффективного решения в неоднозначных, неопределенных ситуациях. С точки зрения глубины экспертной проработки, ситуационный анализ значительно качественнее аналитических записок, информационных докладов и других подобных текстов.

Впервые он был апробирован в 1970 г. в ИМЭМО АН СССР и в последующем доказал свою эффективность. С помощью такой методики эксперты за 10 месяцев до начала событий «предсказали» ирано-иракскую войну, за 3 месяца – бомбардировки Камбоджи, а также разворот А. Садата в сторону США, сформулировали целый ряд важнейших внешнеполитических решений в СССР, а затем Российской Федерации. В 1980-е гг. коллектив Института мировой

экономики и международных отношений АН СССР получил Государственную премию СССР по закрытой тематике по методике ситуационного анализа.

Метод ситуационного анализа предназначен для исследования и прогнозирования международно-политических ситуаций и выработки внешнеполитических решений. Даже если реальное развитие событий не соответствует выводам ситанализа, его результаты для тех, кто принимает решения, способствуют лучшему пониманию ситуации.

Предлагаемая методика исходит из представления о международно-политических ситуациях как целостных динамических подсистемах и базируется на синтезе знаний, апробированного методологического аппарата и коллективной экспертной рефлексии.

Процесс ситанализа включает три стадии:

1. Создание сценария ситуации с ее внутренней структурой и внешними взаимосвязями.

2. Получение на основе сценария большого объема разноплановых экспертных оценок.

3. Создание заключительного документа.

Руководитель.

Руководитель ситуационного анализа играет одну из ключевых ролей. Он, по крайней мере, должен основательно знать тему и обладать организационными способностями.

Руководитель формирует группу экспертов, возглавляет подготовку сценария, руководит ситанализом и подготовкой заключительного документа.

Под председательством руководителя сценарная группа формулирует проблему, ее элементы, определяет участников ситанализа, внутреннюю структуру, внешние взаимосвязи.

Руководитель направляет ситанализ по четырем векторам:

1) регламентационному,

2) содержательному,

3) стимуляционному,

4) психологическому.

Регламентационное управление. Здесь необходимо обеспечить соблюдение регламента и равномерное распределение времени между участниками. Особенно важно управлять ситуацией при появлении лидера обсуждения, подавляющего своей активностью

других.

Содержательное управление. Руководитель должен не допускать выхода обсуждения за рамки тематики. Особенно опасны, с этой точки зрения, смежные темы и излишняя детализации подпроблем и подчиненных сюжетов.

Стимуляционное управление. Руководитель должен вовремя уловить тенденцию к затуханию дискуссии и предпринять необходимые действия заблаговременно. При «мозговом штурме» угасшую дискуссию реанимировать крайне тяжело. Порой полезнее

ее закончить. Нельзя злоупотреблять призывами принудительного характера.

Психологическое управление. Создание творческой атмосферы обеспечивается соблюдением этических норм, недопущениеммежличностных конфликтов.

Подготовка включает пять основных элементов.

Ситуационного анализа.

1. Оценка условий (временные рамки, информационное обеспечение и т.д.).

2. Целеполагание (определение основной и дополнительных целей).

3. Выбор формы коллективной работы («круглый стол», «мозговой штурм» и др.).

4. Отбор экспертов (выбор экспертов по категориям, редакционная группа, предварительная методическая подготовка участников).

5. Разработка необходимой документации (аналитический сценарий, информационное досье).

Целеполагание.

1. Цель ситанализа – выяснение мнений экспертов по поводу основных особенностей обстановки, тенденций ее эволюции и способов воздействия на нее.

В упрощенном виде эксперты призваны решать три класса задач:

- информационно-аналитические (что имеем);

- аналитико-прогностические (что будет);

- операциональные (что делать).

Поскольку эксперты рассматривают текущую ситуацию, то в большинстве случаев приоритетной является аналитико-прогностическая задача.

Операциональная задача выступает как производная, т.к. прежде чем дать ответ на вопрос «что делать», необходимо дать ответ на вопрос «что будет».

В экстремальных условиях нехватки времени обычно ставитсяисключительно операциональная задача.

Роль информационно-аналитической задачи обычно второстепенна, ибо эксперт – это специалист, обладающий достаточной суммой необходимой информации.

2. Успех экспертизы зависит от четкой формулировки тематики. Как правило, она задается организаторами.

Определяется она эмпирически, то есть в первом приближении, а, следовательно, допускает различные интерпретации.

Чем более лапидарна формулировка темы, тем шире диапазон интерпретаций. В результате увеличивается вероятность того, что будут получены ответы не на те вопросы.

Недостаток эмпирического определения тематики может быть устранен путем введения нормативности.

Для этого следует использовать типологию политических ситуаций, которую, по версии российского специалиста М. Хрусталева, можно представить в следующем виде:

 

Форма Содержание I. Общая   II. Частная (проблемная)
А – Внутриполитическая      
В – Внешнеполитическая      
С – Международная (гло- бальная)    

 

 

На основе таблицы организатор экспертизы имеет возможность выбрать тему и решить вопрос о так называемом «фоне» –степени влияния других типов политических ситуаций на выбранную для обсуждения. Значимость «фона» весьма вариативна. В частности, внутриполитическая ситуация может повлиять, например, на частную (проблемную) внешнеполитическую, а может и не влиять. Не вдаваясь в детали, следует констатировать, что все эти типы образуют сложную структуру.

Уточнение темы ставит перед организатором экспертизы задачу минимизации «фона».

3. При выборе тематики анализа предпочтительнее ориентироваться на проблемные ситуации, поскольку они более конкретные по сравнению с общими и обладают меньшим диапазоном интерпретации.

Научно-корректное представление о внешнеполитической проблемной ситуации требует уточнения некоторых понятий и категорий, которые кажутся самоочевидными. Прежде всего – само понятие «внешнеполитическая проблема». Она представляет собой противоречие интересов субъектов международных отношений, а «проблемная ситуация» – это состояние взаимодействия, направленного на его разрешение. В ходе указанного взаимодействия происходит смена состояний, или изменение ситуации. Всегда существует опасность постановки псевдопроблемы. Если экспертиза организуется для выяснения мнения высококвалифицированных специалистов, то псевдоэкспертиза – для подкрепления их авторитетом уже существующего мнения. Соответственно, псевдоэкспертиза может быть квалифицирована как сугубо пропагандистское мероприятие.

Цель псевдоэкспертизы инструментальна и, в сущности, альтернативна самой природе экспертизы. Иногда она маскируется

дискуссиями по деталям, не имеющим серьезного значения.

Одним из наиболее верных признаков псевдоэкспертизы является ее открытость, а тем более публичность, так как без этого ее пропагандистский эффект теряется.

Реальная политическая экспертиза всегда носит закрытый характер!

В зависимости от характера взаимодействия субъектов можно выделить три основных типа внешнеполитических ситуаций: конфликтную, переговорную и кооперативную (интегративную).

В рамках первой участники прибегают к враждебным действиям в отношении друг друга.

При второй – они делают основную ставку на переговоры с целью достижения компромисса, ограничивая враждебные действия.

В рамках третьей ситуации – кооперативной – они исключают враждебные действия и ведут переговоры, ориентированные на поиск взаимовыгодного компромисса.

Во всех трех типах ситуаций субъекты международных отношений действуют, стремясь удовлетворить свои интересы – полностью в первом и частично во втором и третьем случаях. Однако если во втором степень такого рода частичности обычно достаточно велика, то в третьем – она имеет тенденцию к ограничению.

Подготовка аналитического сценария и инфор-

Мационного досье.

Самое важное при написании аналитического сценария, который обычно представляет собой иерархическую модель той или иной проблемы, – тщательное структурирование ситуации, достаточно подробное описание ее внутренней структуры и внешних взаимосвязей.

Проблемы и ситуации, подчиненные главной проблеме, в своем взаимодействии образуют структуру блоков. Главная проблема покрывается блоками двух типов:

«сверху вниз», то есть от общего к частному (например, возникла ситуация на глобальном уровне – необходимо проследить ее последствия на всех уровнях);

«снизу вверх» (например, возникла ситуация на уровне страны, региона, субрегиона – необходимо проследить ее последствия на всех уровнях).

Ситанализ с целью прогноза развития ситуации, как правило, строится на основе блока «снизу вверх».

Список вопросов. Исходя из характера внешнеполитической ситуации, подлежащей обсуждению, составляется список вопросов, на которые надо получить ответ от его участников. Основные требования к нему – компактность и структурированность. Под компактностью подразумевается, что число вопросов не должно

превышать 7 (принцип Миллера: 7 + 2).

«Магическое число семь плюс-минус два – закономерность, (также известная как «кошелек Миллера»), обнаруженная американским ученым-психологом Джорджем Миллером, суть которой состоит в том, что кратковременная человеческая память может запомнить и повторить только 7 ± 2 элемента.

Таким образом, кратковременная память – «кошелек», в который можно «положить» одновременно семь «монет». Причем память не пытается анализировать смысл информации, важны лишь внешние, физические характеристики, то есть не важно, какие «монеты» находятся в «кошельке» – доллар или цент, главное чтобы их было семь.

Желательно, чтобы формулировка каждого вопроса сопровождалась уточняющими замечаниями. Под структурированностью понимается логическая взаимосвязь вопросов.

Структура списка вопросов. В типовом варианте логическая структура списка вопросов содержит 5 аспектов: участники, характер проблемы, «соотношение сил», политико-психологический климат и стратегии участников.

Участники. Необходимо выделить непосредственных и косвенных участников, имея в виду, что вероятность превращения какого-то косвенного участника в непосредственного есть вмешательство в ситуацию. Если непосредственных участников много, то можно их объединить в формальные или неформальные коалиции, а также выделить доминантных участников – лидеров.

Характер проблемы. Исходный момент проблемной ситуации – характер проблемы, порожденной противоречием интересов. Интерес, понимаемый как осознанная потребность, представляет базовый элемент противоречия, а, следовательно, и проблемы.

В теории и на практике принято разделять интересы по рангу значимости на жизненно важные (главные), приоритетные (основные) и неприоритетные (второстепенные). Исходя из этого, можно построить следующую типологию противоречий, а, следовательно, и проблем.

Субъект «В» Субъект «А»   1. Главный – В1   2. Основной – В2   3. Второстепенный – В3
Главный – А1 А1/В1 А1/В2 А1/В3
Основной – А2 А2/В1 А2/В2 А2/В3
Второстепенный –А3 А3/В1 А3/В2 А3/В3

 

Совокупность противоречий, отображенных в таблице, может быть подразделена на три группы. Первую образует сочетание А1/В1, это строгий антагонизм. Ни одна сторона не может без катастрофических для себя последствий отказаться от удовлетворения своего интереса. Проблема неразрешима без войны, а проблемная ситуация бесперспективна в плане возможности компромисса.

Вторую группу образуют сочетания А1/В2 и А2/В1. Это не строгий антагонизм. Одна из сторон не может отказаться от удовлетворения своего интереса, т.к. он жизненно важный, а другая должна пожертвовать своим основным интересом, что хотя и не ведет к катастрофическим последствиям, но сопряжено с серьезными потерями. Без соответствующей компенсации она на это, как правило, не идет. Проблема – трудноразрешима, а ситуация – малоперспективна.

Все остальные сочетания входят в третью группу и относятся к категории неантагонистических противоречий. Как следствие – проблемы разрешимы, а ситуации перспективны, причем сочетание А3/В3 дает легкоразрешимую проблему, а сочетание А3/В2 находится на грани трудноразрешимости.

«Соотношение сил». Данное понятие заимствовано из военного дела, где оно понимается в материальном смысле. Применительно к политике вообще и внешней в частности этого недостаточно, ибо в ней немалую роль играет не только материальная, но и информационная составляющая «силы». Основные элементы понятия «сила» – военная сила, экономическая мощь, пропаганда и дипломатия. Именно в таком порядке они ранжируются по степени значимости при конфликтной ситуации. При переговорной ситуации это понятие имеет иной вид: дипломатия, военная сила, экономическая мощь, пропаганда. В ситуации сотрудничества (кооперативной) он следующий: дипломатия, экономическая мощь, пропаганда, военная сила.

Дипломатия и пропаганда образуют информационную составляющую «силы», которая в определенных пределах может компенсировать слабость материальной составляющей (военной силы и экономической мощи). Как правило, это достигается с помощью создания неформальной коалиции, включающей внутреннюю оппозицию другой стороны. Последняя может блокировать использование военной силы.

Исходя из «соотношения сил», внешнеполитическая ситуация может быть квалифицирована как паритетная, если ни одна из сторон не обладает значительным превосходством, или как благоприятная для одной и неблагоприятная для другой стороны, если первая таковым превосходством обладает. В случае, когда оно не просто значительно, а подавляюще, то ситуация для слабого крайне неблагоприятна. Обычно он вынужден идти на невыгодный компромисс или на односторонние уступки (угроза военного поражения).

Политико-психологический климат. Он формируется в основном в рамках общей внешнеполитической ситуации и переносится на проблемную, где он может корректироваться. Политико-психологический климат представляет собой совокупность стереотипов восприятия сторонами друг друга. Базовыми ракурсами могут считаться три антитезы: «друг – враг», «сильный – слабый», «доверие – недоверие». Выбор стереотипа в первой детерминируется состоянием системы противоречий, во второй – «соотношением сил» и в третьей – соблюдением правовых и (что более важно) морально-этических норм.

Стратегии участников. Под «стратегией» понимается целевая направленность и принципы поведения участника. Он может стремиться к сохранению существующей ситуации («замораживание») или к ее изменению в свою пользу. Если участник использует для сохранения статус-кво силу или угрозу силой, то налицо конфронтационная стратегия. Если поддержание статус-кво достигается с помощью компромисса, то его стратегия – кооперативная.

Кооперативная стратегия предполагает соблюдение правовых и морально-этических норм. Без этого она теряет свою эффективность, ибо возникает недоверие к возможности реального компромисса. В отличие от нее конфронтационная стратегия содержит элементы неконвенциональности. Ее использование зачастую ведет к войне.

Описанная структура списка вопросов, состоящая из 5 тематических блоков, является типовой. Она может быть модифицирована в соответствии с особенностями ситуации, величиной зон неопределенности в каждом из блоков и задачей, которая поставлена перед экспертизой.

Два первых типа задач – информационно-аналитическая и аналитико-прогностическая – не требуют существенной модификации. Этого нельзя сказать о третьем – операциональном типе, который предполагает ответ на вопрос «что делать». Ответ на него есть выбор собственной оптимальной стратегии. В этом случае доминантным становится 5-й тематический блок, а четыре первых –

вспомогательными.

Успешное решение операциональной задачи практически невозможно без предварительного решения двух первых. Не имея адекватного представления о ситуации и возможных тенденциях ее развития, нельзя рассчитывать на оптимальность выбора и корректность его обоснования. Последнее в политике представляется обязательным.

При необходимости полезным представляется подготовка тематического мини-досье, включающего фактологическую и аналитико-прогностическую информацию.

Объем мини-досье – не более 70–80 страниц. Причем фактологическая информация по отношению к аналитико-прогностической должна содержаться в пропорции 2: 3 или 1: 3.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА

В настоящее время ситуационный анализ является одной из распространенных и эффективных методик исследования, прогнозирования и разработки решений в области внешней политики.

Обучение базовым навыкам этой методики входит в программу подготовки дипломатических кадров и специалистов-международников во многих странах. Технологии «ситанализа», «swot-анализа», «case-study», представляющие различные версии одной и той же методики, способствуют формированию профессиональной компетентности, развитию исследовательских, коммуникативных и творческих способностей, навыков принятия эффективного решения в неоднозначных, неопределенных ситуациях. С точки зрения глубины экспертной проработки, ситуационный анализ значительно качественнее аналитических записок, информационных докладов и других подобных текстов.

Впервые он был апробирован в 1970 г. в ИМЭМО АН СССР и в последующем доказал свою эффективность. С помощью такой методики эксперты за 10 месяцев до начала событий «предсказали» ирано-иракскую войну, за 3 месяца – бомбардировки Камбоджи, а также разворот А. Садата в сторону США, сформулировали целый ряд важнейших внешнеполитических решений в СССР, а затем Российской Федерации. В 1980-е гг. коллектив Института мировой

экономики и международных отношений АН СССР получил Государственную премию СССР по закрытой тематике по методике ситуационного анализа.

Метод ситуационного анализа предназначен для исследования и прогнозирования международно-политических ситуаций и выработки внешнеполитических решений. Даже если реальное развитие событий не соответствует выводам ситанализа, его результаты для тех, кто принимает решения, способствуют лучшему пониманию ситуации.

Предлагаемая методика исходит из представления о международно-политических ситуациях как целостных динамических подсистемах и базируется на синтезе знаний, апробированного методологического аппарата и коллективной экспертной рефлексии.

Процесс ситанализа включает три стадии:

1. Создание сценария ситуации с ее внутренней структурой и внешними взаимосвязями.

2. Получение на основе сценария большого объема разноплановых экспертных оценок.

3. Создание заключительного документа.

Руководитель.

Руководитель ситуационного анализа играет одну из ключевых ролей. Он, по крайней мере, должен основательно знать тему и обладать организационными способностями.

Руководитель формирует группу экспертов, возглавляет подготовку сценария, руководит ситанализом и подготовкой заключительного документа.

Под председательством руководителя сценарная группа формулирует проблему, ее элементы, определяет участников ситанализа, внутреннюю структуру, внешние взаимосвязи.

Руководитель направляет ситанализ по четырем векторам:

1) регламентационному,

2) содержательному,

3) стимуляционному,

4) психологическому.

Регламентационное управление. Здесь необходимо обеспечить соблюдение регламента и равномерное распределение времени между участниками. Особенно важно управлять ситуацией при появлении лидера обсуждения, подавляющего своей активностью

других.

Содержательное управление. Руководитель должен не допускать выхода обсуждения за рамки тематики. Особенно опасны, с этой точки зрения, смежные темы и излишняя детализации подпроблем и подчиненных сюжетов.

Стимуляционное управление. Руководитель должен вовремя уловить тенденцию к затуханию дискуссии и предпринять необходимые действия заблаговременно. При «мозговом штурме» угасшую дискуссию реанимировать крайне тяжело. Порой полезнее

ее закончить. Нельзя злоупотреблять призывами принудительного характера.

Психологическое управление. Создание творческой атмосферы обеспечивается соблюдением этических норм, недопущениеммежличностных конфликтов.

Подготовка включает пять основных элементов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.045 с.)