Спрос и предложение денег. Денежно-кредитная политика и ее инструменты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и предложение денег. Денежно-кредитная политика и ее инструменты.



Макроэкономика рассматривает деньги как вид финансовых активов, который может быть использован для сделок. Наиболее характерная черта денег — их высокая ликвидность, т. е. способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие виды активы. Обычно выделяют три основные функции денег:

1. средство обмена;

2. мера стоимости (измерительный инструмент для сделок);

3. средство сбережения или накопления богатства.

Количество денег в стране контролируется государством (монетарная, или денежная политика), на практике эту функцию осуществляет Центральный Банк. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты: М1, М2, М3, L (в порядке убывания степени ликвидности). Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам. Согласно классификации, используемой в США, денежные агрегаты представлены следующим образом:

М1 — наличные деньги вне банковской системы, депозиты до востребования, дорожные чеки, прочие чековые депозиты;

М2М1 плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады (до 100 000 долл.), однодневные соглашения об обратном выкупе и др.;

М3М2 плюс срочные вклады свыше 100 тыс. долл., срочные соглашения об обратном выкупе, депозитные сертификаты и др.;

 

Интернет маркетолог. Онлайн вебинар.Узнать большеtikhonoff.pro18+ Практический курсУзнать большеipap.ru Как создать свой бренд одежды?Узнать большеtalentsy.ru18+ Мастер-класс по товарному бизнесуУзнать большеtovmach.ru

 


LМ3 плюс казначейские сберегательные облигации, краткосрочные государственные обязательства, коммерческие бумаги и пр.

В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты М1 и М2. Иногда выделяется показатель наличности (МО, или С — от английского «currency») как часть М1, а также показатель «квазиденьги» (QM) как разность между М2 и М1, т. е., главным образом, сберегательные и срочные депозиты, тогда М2 = М1 + QM.

Динамика денежных агрегатов зависит от многих причин, в том числе от движения процентной ставки. Так, при росте ставки процента агрегаты М2, М 3 могут опережать М1, поскольку их составляющие приносят доход в виде процента. В последнее время появление в составе М1 новых видов вкладов, приносящих проценты, сглаживает различия в динамике агрегатов, обусловленные движением ставки процента.

В российской статистике используются агрегаты М1 («Деньги»), «Квазиденьги» (срочные и сберегательные депозиты) и М2 («Широкие деньги»).

 

 

Количественная теория денег определяет спрос на деньги с помощью уравнения обмена:

,

где М — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Р — уровень цен (индекс цен); Y — объём выпуска (в реальном выражении).

Предполагается, что скорость обращения — величина постоянная, т. к. связана с достаточно устойчивой структурой сделок в экономике. Однако с течением времени она может изменяться, например в связи с внедрением новых технических средств в банковских учреждениях, ускоряющих систему расчётов. При постоянстве V уравнение обмена имеет вид:

,

При условии постоянства V изменение количества денег в обращении (М) должно вызвать пропорциональное изменение номинального ВВП (PY). Но согласно классической теории реальный ВВП (Y) изменяется медленно и только при изменении величины факторов производства и технологии. Можно предположить, что Y меняется с постоянной скоростью, а на коротких отрезках времени — постоянен. Поэтому колебание номинального ВВП будут отражать главным образом изменения уровня цен. Таким образом, изменение количества денег в обращении не окажет влияния на реальные величины, а отразится на колебаниях номинальных переменных. Это явление получило название «нейтральности денег». Современные монетаристы, поддерживая концепцию «нейтральности денег» для описания долговременных связей между динамикой денежной массы и уровнем цен, признают влияние предложения денег на реальные величины в краткосрочном периоде (в пределах делового цикла).

Уравнение обмена может быть представлено в темповой записи (для небольших изменений входящих в него величин):

.

По правилу монетаристов, государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП, тогда уровень цен в экономике будет стабилен.

Приведённое выше уравнение обмена MV = PY связывают с именем американского экономиста И. Фишера. Используется и другая форма этого уравнения, так называемое кембриджское уравнение:

,

где — величина, обратная скорости обращения денег. Коэффициент k несёт и собственную смысловую нагрузку, показывая долю номинальных денежных остатков (М) в доходе (PY). Строго говоря, величины V и k связаны с движением ставки процента, но в данном случае для простоты принимаются постоянными. Кембриджское уравнение предполагает наличие разных видов финансовых активов с разной доходностью (а не только наличность или М1) и возможность выбора между ними при решении вопроса, в какой форме хранить доход.

Чтобы элиминировать влиянии инфляции, обычно рассматривают реальный спрос на деньги, то есть

,

где величина носит название «реальных запасов денежных средств», или «реальных денежных остатков».

Кейнсианская теория спроса на деньги — теория предпочтения ликвидности — выделяет три мотива, побуждающих людей хранить часть денег в виде наличности:

- трансакционный мотив (потребность в наличности для текущих сделок);

- мотив предосторожности (хранение определённой суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем);

- спекулятивный мотив («намерение пренебречь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесёт будущее»).

Спекулятивный спрос на деньги основан на обратной зависимости между ставкой процента и курсом облигаций. Если ставка процента растёт, что ведёт к сокращению запаса наличных денег (меняется соотношение между наличностью и облигациями в портфеле активов), т. е. спрос на наличные деньги снижается. Таким образом, очевидна обратная зависимость между спросом на деньги и ставкой процента.

Обобщая два названных подхода — классический и кейнсианский, — можно выделить следующие факторы спроса на деньги:

1. уровень дохода;

2. скорость обращения денег;

3. ставка процента.

Классическая теория связывает спрос на деньги главным образом с реальным доходом. Кейнсианская теория спроса на деньги считает основным фактором ставку процента. Хранение денег в виде наличности связано с определёнными издержками. Они равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк или использовав их на покупку других финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем больше мы теряем потенциального дохода, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит, тем ниже спрос на наличные деньги.

Оставляя в стороне наиболее сложный и противоречивый фактор — скорость обращения денег, по поводу которого отсутствует единство во взглядах среди экономистов, мы можем представить функцию спроса на реальные денежные остатки следующим образом:

,

где R — ставка процента; Y — реальный доход.

Если предположить линейную зависимость, получим:

,

где коэффициенты k и h отражают чувствительность спроса на деньги к доходу и ставке процента. Функция спроса на деньги показывает, что при любом данном уровне дохода величина спроса будет падать с ростом ставки процента и наоборот. Увеличение уровня дохода приведёт к сдвигу кривой спроса на деньги вправо на величину .

Эмпирические данные подтверждают теоретическую модель спроса на деньги, обнаруживая, однако, наличие определённого временного лага между изменением факторов и реакцией спроса на деньги.

Различают номинальную и реальную ставки процента. Номинальная ставка — это ставка, назначаемая банками по кредитным операциям. Реальная ставка процента отражает реальную покупательную способность дохода, полученного в виде процента. Связь номинальной и реальной ставки процента описывается уравнением Фишера:

,

где — номинальная ставка процента; — темп инфляции; — реальная ставка процента.

Уравнение показывает, что номинальная ставка процента может изменяться по двум причинам: из-за изменения реальной ставки и темпа инфляции.

Количественная теория и уравнение Фишера вместе дают связь объёма денежной массы и номинальной ставки процента: рост денежной массы вызывает рост инфляции, а последняя приводит к увеличению номинальной ставки процента называют эффектом Фишера.

Отметим, что в долгосрочном периоде сохраняется отмеченная классиками «нейтральность денег», то есть изменение номинальной переменной (в данном случае ) может повлиять лишь на другую номинальную переменную (), не затрагивая реальные величины (). В краткосрочном периоде изменение номинальной величины может на какое-то время отразиться на реальной переменной. Так, при изменении темпов банки могут не сразу изменить назначаемую ими ставку процента (), тогда, например, рост инфляции () снизит на некоторое время реальную ставку процента, что создаст благоприятные условия для инвесторов и других получателей кредитов. В этом случае . При высоких темпах инфляции используется точная формула для определения реальной ставки процента

.

Учитывая возросшее влияние на процессы инфляционных ожиданий экономических агентов в экономике, а также тот факт, что, устанавливая определённую ставку процента, банки имеют в виду ожидаемый в перспективе темп инфляции (), поскольку фактическое его значение на данный момент не известно, формула Фишера несколько модифицируется:

.

Портфельный подход к спросу на деньги исходит из того, что наличность — лишь одна из составляющих портфеля финансовых активов экономических агентов. Решая вопрос об оптимальном количестве средств, которые можно держать в виде наличности, владелец портфеля исходит из того, какой доход могут обеспечить ему другие виды активов и в то же время насколько рискованно хранить средства в той или другой форме финансовых активов. Рост доходности акций и облигаций, например, будет снижать спрос на наличность. С другой стороны, рост риска потерять доход от неденежных форм активов увеличивает желание хранить деньги в виде наличности. Спрос на деньги ставится также в зависимость от общего богатства индивида, поскольку размеры этого богатства определяют объём портфеля активов в целом, а значит, и всех его составляющих. Учитывается и влияние инфляции. Общая формула выглядит таким образом:

,

где — предполагаемый реальный доход на акции; — предполагаемый реальный доход по облигациям; — ожидаемая инфляция; — реальное богатство.

Причём только последний фактор положительно связан со спросом на деньги. Например, в случае высокой инфляции спрос на деньги уменьшается, экономические агенты стремятся перевести свои средства в реальные активы, не подверженные влиянию инфляции.

Очевидно, что данный подход к спросу на деньги имеет смысл прежде всего для агрегатов М2, М3 и более широких. Составляющие агрегата М1 практически не приносят дохода, но по степени риска почти аналогичны многим активам правой части приведённой формулы (например, государственным облигациям). В этом случае утрачивается смысл сравнения правой и левой частей формулы: владельцам портфеля активов заведомо невыгодно держать средства в форме наличности или М1, если можно поместить их в более прибыльные, но такие же по степени риска финансовые активы.

Эмпирическая оценка спроса на деньги может быть основана на имеющихся данных о существовавших в предшествующие периоды соотношениях между спросом на деньги и ВВП, ставкой процента, инфляцией. Однако в условиях переходной экономики при проведении структурной перестройки, финансовой реформы и пр., подобные оценки имеют ограниченное применение.

Другой подход может состоять в определении спроса на деньги на основе оценки вероятного изменения скорости обращения денег, ожидаемой инфляции и планируемого изменения объёма реального ВВП (то есть исхода из уравнения ).

Предложение денег () включает в себя наличность (C) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок (фактически это агрегат М1):

.

Современная банковская система — это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд и других активных операций.

В отличие от других финансовых институтов, банки обладают способностью увеличивать предложение денег («создавать деньги»). Кредитная мультипликация — процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков.

Предположим, что депозиты банка 1 выросли на 1000.В резерве остаётся 20%, то есть 200, а остальные отдаются в ссуду (норма резервов — отношение резервов к депозитам — в данном случае составляет 20 % или 0,2). Таким образом, банк 1 увеличил предложение денег на 800, и теперь оно равно 800 + 1000 = 1800. Вкладчики по-прежнему имеют депозиты на сумму 1000 единиц, но заёмщики держат на руках 800 единиц, то есть банковская система с частичным резервным покрытием способна увеличить предложение денег.

Далее, если эти 800 единиц опять попадают в банк, процесс возобновляется: 20%, то есть 160 единиц, банк 2 оставляет в резервах, а остальные 640 использует для выдачи кредитов, увеличивая предложение денег ещё на 640 единиц. Третий банк, куда могут попасть эти деньги, добавит ещё 512 и так далее.

Если процесс продлится до использования последней денежной единицы, то количество денег в системе можно будет определить следующим образом:

Первоначальный вклад = 1000

Ссуда 1-го банка (дополнительное предложение банка) = (1 - 0,2)×1000 = 800

Ссуда 2-го банка = (1 – 0,2)[(1 – 0,2)×1000] = (1 – 0,2)2×1000 = 640

Ссуда 3-го банка = (1 – 0,2)[(1 – 0,2)2×1000] = (1 – 0,2)3 ×1000 =512

……………………

Суммарное предложение денег равно:

1000×[1 + (1 – 0,2) + (1 – 0,2)2 + (1 – 0,2)3 + …] =

(в квадратных скобках имеем сумму членов геометрической прогрессии со знаменателем (1 – 0,2), т. е. меньше единицы. По определению, эта сумма равна ).

В общем виде дополнительное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно:

,

где rr — норма банковских резервов; D — первоначальный вклад.

Коэффициент называется банковским мультипликатором, или депозитным мультипликатором.

Более общая модель предложения денег строится с учётом роли Центрального банка, а также с учётом возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Она включает ряд новых переменных.

Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) — это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном банке. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. Обозначим денежную базу через МВ, банковские резервы — через R, тогда:

,

где МВ — денежная база; С — наличность; R — резервы.

,

где — предложение денег; С — наличность; D — депозиты до востребования.

Денежный мультипликатор () — это отношение предложения денег к денежной базе:

,

Денежный мультипликатор можно представить через отношение наличность-депозиты cr (коэффициент депонирования) и резервы-депозиты rr (норму резервирования)

.

Разделим почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на D (депозиты) и получим:

,

где

Величина cr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Теперь предложение денег можно представить как

.

Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора (или мультипликаторы денежной базы). Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор.

Центральный Банк может контролировать предложение денег прежде всего путём воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объёма предложения денег можно разделить на два этапа:

- первоначальная модификация денежной базы путём изменения обязательств Центрального Банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);
- последующее изменение предложения денег через процесс «мультипликации» в системе коммерческих банков.

Инструменты денежной политики корректирует величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор.

Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный Банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

1. изменение учётной ставки (или ставки рефинансирования), то есть ставки, по которой Центральный Банк кредитует коммерческие банки;

2. изменение нормы обязательных резервов, то есть минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в Центральном Банке.

3. операции на центральном рынке: купля или продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком).

Эти операции связаны с изменением величины банковских резервов, а, следовательно, денежной базы.

Центральный Банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку, например:

1. коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов (они входят в состав R), что влияет на отношение rr и соответственно на мультипликатор;

2. Центральный Банк не может точно предусмотреть объём кредитов, которые будут выданы коммерческим банком;

3. величина cr определяется поведением населения и другими причинами, не всегда связанными с действиями Центрального Банка

Модель денежного рынка соединяет спрос и предложение денег. Вначале для простоты можно предположить, что предложение денег контролируется Центральным Банком и фиксировано на уровне .Уровень цен также примем стабильным, что вполне допустимо для краткосрочной модели. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне и на графике представлено вертикальной прямой .

Спрос на деньги (кривая ) рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода (при неизменном уровне цен номинальные и реальные ставки процента равны). В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению.

Подвижная процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки. Так, если R слишком высока, то предложение денег превышает спрос на них. Экономические агенты, у которых накопилась денежная наличность, попытаются избавиться от неё, обратив в другие виды финансовых активов: акции, облигации, срочные вклады и т.п. Высокая процентная ставка, как уже говорилось, соответствует низкому курсу облигаций, поэтому будет выгодно скупать дешёвые облигации в расчёте на доход от повышения их курса в будущем, вследствие снижения R. Банки и другие финансовые учреждения в условиях превышения предложения денег над спросом начнут снижать процентные ставки. Постепенно через изменение экономическими агентами структуры своих активов и понижение банками своих процентных ставок равновесие на рынке восстановится. При низкой процентной ставке процессы пойдут в обратном направлении. Колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы могут быть связаны с изменением экзогенных переменных денежного рынка: уровня дохода, предложение денег. Графически это отражается сдвигом, соответственно, кривых спроса и предложения денег.

Так, изменение уровня дохода, например, его увеличение, повышает спрос на деньги (сдвиг вправо кривой спроса на деньги ) и ставку процента (от до ). Сокращение предложения денег также ведёт к росту процентной ставки.

Подобный механизм установления и поддержания равновесия на денежном рынке может успешно работать в сложившейся рыночной экономике с развитым рынком ценных бумаг, с устоявшимися поведенческими связями — типичной реакцией экономических агентов на изменение тех или иных переменных, скажем, ставки процента.

Государство рассматривается не только как орган, формирующий и организующий народонаселение на определенной территории, который издает законы, постановления, руководит и регулирует экономикой, но еще государство является собственником определенного объема производственных ресурсов в виде государственных предприятий и, соответственно, ему необходимы финансовые ресурсы для того, чтобы осуществлять и реализовывать все свои функции. Поэтому государство – это макроэкономический субъект макроэкономического оборота.

Выделяются 2 основные группы расходов государства:

1. государственные закупки товаров и услуг для того, чтобы государственные предприятия могли оказывать услуги населению, но другого характера, чем то, что они покупают, это как основные материалы для осуществления деятельности;

2. трансфертные платежи в виде субсидий, дотаций, пособий.

Эти 2 основных вида доходов характеризуют деятельность государства как производителя и как участника финансового перераспределительного оборота.

Значительную часть совокупных расходов, которые входят в совокупный спрос, составляют государственные закупки товаров и услуг. Они определяются макроэкономической политикой государства. Отличие этих групп государственных расходов состоит в том, что закупки товаров и услуг увеличивают объем ВВП. Трансфертные платежи имеют перераспределительный характер. Финансовые ресурсы, которые аккумулирует на себя государство, они затем перераспределяются и направляются в макроэкономический оборот, но уже к другим экономическим субъектам.

 

 

Существуют также 2 вида влияния государства на экономику:

1. прямое влияние, которое заключается в изменении объемов государственных закупок и это непосредственно влияет на объем ВВП, и как следствие – на объем спроса;

2. косвенное влияние, которое заключается в изменении уровня налогообложения и величины трансфертных расходов.

Если вспомнить макроэкономическое тождество, то мы увидим там 1-ый вид расходов, а трансфертные передачи не включаются в макроэкономическое тождество, поскольку они носят перераспределительный характер, но они влияют на экономику косвенно, посредством изменения величины потребительских и инвестиционных расходов. Например, если уменьшается налогообложение, то увеличивается возможность больше средства предприятия.

 

 

Государственные расходы не зависят от уровня дохода.

Кривая, которая отражает 2 основных компонента использования ВВП – это расходы на личное потребление и на инвестиции. Если мы хотим учесть еще государственные расходы, то их увеличение сместит кривую вверх.

В кейнсианской теории государство играет роль субъекта, которое своей деятельностью сглаживает циклические колебания. Через процессы регулирования экономической деятельности участников производственного процесса, государство может сглаживать циклические колебания, в этом заключается его регулирующая роль в экономике. Изменение величины государственных закупок, также как и изменение других видов автономных расходов (C и I) и потребительских, и инвестиционных, в кейнсианской модели имеют эффект мультипликатора. Такой мультипликатор называется мультипликатором государственных закупок или расходов. Что он отражает? Во-первых, это коэффициент, который показывает, во сколько раз изменится совокупный доход при изменении государственных закупок на одну единицу. Выражается он как

Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем доходов определяется следующей системой уравнений

Здесь отсутствует чистый экспорт.

Равновесный объем мы можем определить, если подставим потребительскую функцию в макроэкономическое тождество и получим

где − мультипликатор, который отражает предельную склонность к потреблению (MPC). Мультипликатор может действовать в обе стороны, при увеличении расходов, совокупный доход будет возрастать, следуя эффекту мультипликатора, т.к. здесь будут перераспределяться доходы и будут влиять на увеличение доходов на каждой фазе перераспределительного оборота, а при сокращении расходов, совокупный доход будет уменьшаться также, следуя эффекту мультипликации. На величину совокупного дохода, кроме эффекта мультипликатора, влияет уровень налогообложения, поскольку государство формирует свои финансовые ресурсы путем налогообложения и доходов экономических субъектов.

Налоги бывают двух видов:

1. налоги, которые зависят от величины уровня дохода;

2. налоги, которые не зависят от дохода.

В простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домашнего хозяйства, поскольку это основной конечный потребитель, с точки зрения потребления и получения доходов. Значит, величина налогов будет оказывать влияние на величину потребительских расходов, если из дохода вычитается определенная сумм доходов, то это уменьшает возможности домашних хозяйств потреблять в том объеме, в каком они получают доходы. В результате функцию потребления переписать следующим образом

где T – величина автономных налогов, не зависящих от уровня дохода. Государство проводит эту налоговую политику с целью сформировать как можно больше у себя ресурсов для того, чтобы возместить через социальные трансферты, вычитанные их доходов населения. С другой стороны, сформировать те ресурсы, которые необходимы в зависимости от той макроэкономической политики, которая на том или ином этапе государство осуществляет.

При изменении величины налогов, будет меняться и располагаемый доход потребителей. Рост налогов будет сокращать располагаемый доход, а сокращение налогов будет его увеличивать. Возникает эффект мультипликатора. Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз изменится совокупный доход при изменении налогов на одну единицу.

где k – мультипликатор автономных налогов, причем он всегда отрицателен, т.к. отображает обратную зависимость: при росте налогов совокупный доход сокращается, и наоборот. Мультипликатор автономных налогов будет всегда меньше мультипликатора автономных расходов, т.е. мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Связано это с тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно, прямо, а налоги влияют косвенно.

Кроме автономных налогов, в экономике существует еще подоходные налоги, которые зависят от уровня дохода. В таком случае мы изменяем в первую очередь функцию потребления

где t – предельная налоговая ставка, которая показывает, на сколько изменятся налоговые поступления при изменении совокупного дохода на одну единицу

При существовании подоходного налога изменится и вид мультипликатора автономных налогов, он преобразуется в мультипликатор налогов, который имеет следующий вид

Также существует мультипликатор трансфертных платежей, которые имеют перераспределительный характер. Трансфертные платежи – это безвозмездные платежи государства фирмам и домашним хозяйствам, здесь поток только в одну сторону. За это государство в момент перевода трансфертов ничего не получает прямо, но косвенно платятся налоги. Большей частью трансфертные платежи домашним хозяйствам включают различные социальные выплаты. Платежи фирмам тоже носят характер помощи в виде субсидий, которые платятся в целях покрытия определенных видов расходов. Трансфертные платежи считаются автономной величиной, поскольку они не зависят от доходов и конкретно они определяются государством, возможностью государства выделить из своих ресурсов часть финансовых потоков, направляемые на вспомоществование домашним хозяйствам и фирмам. Это позволяет рассматривать трансфертные платежи как противоположность налогам. Особенно это важно учесть, когда мы оцениваем ВВП или валовую добавленную стоимость в 2-х видах цен, основные цены и рыночные цены. Как раз при переходе к рыночным ценам учитываются налоги, которые уплачивает предприятие за вычетом тех субсидий, которые государство представляет фирмам, т.е. получаются чистые налоги, тогда мы обеспечим переход трансформации Y в оценке по основным ценам и переход к рыночным ценам. Трансфертные платежи влияют на экономику аналогично влиянию автономных налогов, но в противоположном направлении. Так же, как и налоги, трансфертные платежи оказывают косвенное влияние на национальный доход, т.е. они его не создают, а только перераспределяют. Поэтому они не учитываются в макроэкономическом тождестве. Трансфертные платежи обладают мультипликативным эффектом, они изменяют объем выпуска. Мультипликатор трансфертных платежей – это коэффициент, который показывает, во сколько раз изменится совокупный доход при изменении трансфертных платежей на одну единицу. Записать его в виде формулы можно следующим образом:

Величина мультипликатора трансфертных платежей, так же как и величина мультипликатора автономных налогов меньше, чем величина мультипликатора расходов. Это объясняется тем, что трансфертные платежи оказывают косвенное влияние на совокупный доход, а потребительские, инвестиционные и государственные расходы оказывают прямое влияние. В результате, если рассматривать мультипликаторы, то можно увидеть, что мультипликатор трансфертных платежей по величине равен мультипликатору автономных налогов, но имеет обратный знак и меньше мультипликатора государственных расходов.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика. Меры фискальной политики в первую очередь определяются поставленной целью, это или борьба с инфляцией, или борьба с безработицей, или сглаживание циклических колебаний в экономике. На каждом этапе экономического развития перед государством стоит выбор кому предоставляется приоритет, с инфляцией бороться, либо с безработицей, либо стараться, чтобы экономика росла постоянными темпами. Государство нашей страны отдает предпочтение проблеме борьбы с инфляцией. Поэтому первое, что стоит перед правительством это вопрос как определить общий уровень цен, борьба с инфляцией, значит, экономические субъекты будут четко представлять все возможности в экономическом развитии, сколько они будут производить, какие получат ресурсы, будет ли влиять инфляция на доходы населения и т.д. Инфляция – это первое, что интересует и правительство, и другие экономические субъекты, которые формируют свою деятельность в таких условиях. Поэтому все макроэкономические планы они начинаются с уровня роста экономики, уровня инфляционных ожиданий. Если правительство не сможет обоснованно подойти к этому уровню, найти причину, почему этого не произошло.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.104 с.)