Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы и методы историографического познания.
Для историографического познания особую важность имеет принцип историзма. В историографии принцип историзма включает конкретные требования. События и явления в исторической науке рассматриваются на основе соблюдения временной последовательности, преемственности смены периодов и этапов ее развития. Каждый историографический факт анализируется в процессе возникновения, становления и развития. Исследование событий исторической науки осуществляется в тесной связи с конкретными историческими условиями их появления. Не менее важен принцип объективности. Его применение в историографии предполагает свободу историка от «социального заказа», ангажированности, непредвзятый анализ имеющейся исторической литературы, «вписание» историографических источников в конкретное историческое время, отказ от роли «судьи» своих предшественников, учет национальной историографической традиции. Принцип целостности в историографическом познании предполагает изучение каждого периода, направления в истории исторической науки как системы взаимосвязанных элементов исторического знания и причин, обусловливающих их изменения. Принцип ценностного подхода предполагает выделение тех идей, положений в истории исторической науки, которые имеют значение для современного этапа развития научных знаний. Ещё один важный принцип историографического познания в советской историографии получил название партийности и был поставлен в жесткие идеологические рамки. Суть его формулировалась следующим образом: «Партийность в исторической науке – подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в его историографической практике идей, взглядов, настроений, идеалов этого класса» (Б. Могильницкий. 1989. С. 74.) В советской историографии зачастую пытались свести всё многообразие явлений в историографии к тем или иным классовым позициям и интересам, объяснить взгляды ученого его социальным происхождением, видом и величиной его собственности. В современной историографии произошел отход от классового подхода в историографии. Однако полный отказ от этого принципа вряд ли оправдан. При изучении наследия того или иного ученого нельзя отрешиться от его общественно-политических взглядов. Ведь сами историки, их сознание, исторические воззрения, являются частью объективной исторической реальности, отражают степень исторической культуры определенной эпохи. Историческая наука всегда социально обусловлена, она неразрывно связана с потребностями общества. Таким образом, исследуя исторические концепции, очень важно иметь в виду, мировоззренческие, идеологические, политические позиции авторов, иметь в виду социальную обусловленность исторических произведений.
Одной из важнейших задач методологии истории является выявление природы, назначения и специфики методов историографии. В настоящее время в историографии применяется система методов, включающая методы общие для всех общественных наук, применяемые с учетом своеобразия и задач историографии; специфические, свойственные именно историографическому познанию; заимствованные из других, прежде всего, смежных наук. Применение оптимальных методов зависит от уровня развития науки, квалификации исследователя, его социальной позиции, научных традиций. Первое место, среди других, занимает сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить исторические сравнения, сопоставления, устанавливать параллели. Сравнительно-исторический метод не исключает, а наоборот, предполагает применение в историографии метода конкретного анализа. Этот метод ориентирован на исследование отдельных историографических явлений и ситуаций с учетом условий их возникновения и взаимовлияния, «взаимопересечений» теоретического и фактического материала. В своем исследовательском арсенале историография имеет и метод логического анализа. В этом методе заложены большие возможности. Логический анализ выражает основную линию развития, как бы очищенную от случайностей, он позволяет раскрыть закономерности теоретического развития исторической мысли. В историографии действует и хронологический метод. Он способствует изучению историографических фактов с позиций взаимосвязанного процесса, Хронологический метод изложения порой оказывается неприемлемым для аналитического изучения историографического процесса. В связи с этим историографы часто применяют проблемно-хронологический метод. Этот метод предполагает «расчленение» более или менее широкой темы на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.
Все большую методологическую значимость приобретает применение метода периодизации исторического процесса. Именно на этом методе основано выделение цивилизаций, формаций, эпох, периодов, этапов, отличающихся друг от друга уровнем общественного развития, в исторической науке. В связи с применением данного метода встает проблема критериев периодизации истории исторической науки. В отечественной науке выделяется два основных подхода: 1) нельзя оторвать науку от тех процессов, которые протекают в обществе, этапы развития исторической науки – это те же этапы развития общества; 2) историческая наука существует сама по себе и исходит из своих собственных законов развития. (Привести примеры периодизаций по советским учебникам историографии). В ходе дискуссий начала 1960-х гг. ученые пришли к выводу, что историю исторической науки следует изучать в рамках периодов и этапов, свойственных её собственному развитию А.М. Сахаров подчеркнул: «Критерий периодизации лежит в самой науке, а не во внешних условиях («такой-то период в науке, а не наука в такой-то период»)». Историография, как уже отмечалось, пользуется методами заимствованными из других наук, прежде всего смежных: социологии, психологии. В то же время используются методы математики и естественных наук. В современной исторической науке все более остро ощущается настоятельная потребность освоения достижений смежных дисциплин, новой ориентации исторического знания. Для истории это и социология, и историческая антропология, и историческая психология, и история ментальностей. Историками все более четко осознается важность полидисциплинарного подхода к изучению исторического прошлого, что неизбежно приводит к расширению границ традиционных для историографии социальных, экономических, политических подходов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.006 с.) |