Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья.



 

Потребность в общении у ребенка возникает на первом году жизни в результате непосредственного эмоционального общения с матерью и с возрастом приобретает все более ярко выраженный характер.

Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общения детей и подростков, это:

— трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка (нарушение речевого развития, умственная отсталость, задержки психического развития и др.);

— трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость и др.);

— трудности, обусловленные индивидуально-типологиче­скими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.).

Первая группа трудностей — трудности в общении, возникшие в связи с дефектами развития ребенка и его речи. Каждый вид дефекта накладывает свои специфические особенности на речевое общение, что учитывается в коррекционной работе по исправлению речи. Вместе с тем у всех детей с дефектами развития различной этиологии много общего, что их сближает и делает похожими. У большинства из них наблюдаются дефекты произношения, что делает речь малоразборчивой. У многих детей бедный и недостаточно точный словарь с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие слова, отсутствуют необходимые на­выки общения как со взрослыми, так и со сверстниками, что существенно отражается на их психическом и личностном развитии.

Вторая группа причин, обуславливающих трудности в общении детей с ограниченными возможностями, составляют социальные факторы. Непоправимый ущерб развитию ребенка наносит социальная изоляция. Боясь, что над ним будут смеяться их сверстники и осудят окружающие люди, таких детей изолируют от взаимодействия с ними, лишая тем самым необходимой для ребенка речевой практики и практики межличностных отношений.

Известно, что на поведение человека в обществе существенно влияют его мысли и представления о себе, своем внешнем виде, своих способностях, возможностях, ошибках и неудачах.

К третьей группе можно отнести трудности, зависящие от индивидуально-типологических особенностей. Так, если ребенку свойственны такие черты, как раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, излишняя чувствительность, плаксивость, негативные привычки, дурные манеры поведения, неопрятность, слабый самоконтроль, ярко выраженное плохое настроение, — все это может привести к существенным трудностям в установлении межличностных контактов.

Наличие у ребенка тех или иных дефектов любой этиологии является одной из главных предпосылок возникновения психических состояний, проявляющихся в неадекватной пассивности, препятствующей выполнению тех или иных действий. Данное состояние обозначается в психологии термином «психологический барьер».

Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, связанных с выполнением той или иной задачи и проявляющийся в виде стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки и др. В социальном поведении психологические барьеры представлены барьерами общения или коммуникативными барьерами, которые мешают ребенку устанавливать нормальные контакты в межличностном взаимодействии.

К числу наиболее общих распространенных затруднений, возникающих при общении детей с ограниченными возможностями, можно отнести:

1. Взаимное непонимание партнеров по общению или смысловой барьер. Успешность любого воздействия может быть эффективным лишь тогда, когда требование специалиста по социальной реабилитации становится требованием ребенка к самому себе. Если это условие не соблюдается, то процесс взаимодействия с ребенком нарушается. Такое непонимание в процессе взаимодействия с ребенком Л.И. Божович определила как «смысловой барьер». Смысловой барьер может возникать в различных ситуациях и во многом зависит от содержания общения. Наиболее часто встречающимися ситуациями для возникновения смыслового барьера могут быть:

— ребенок не понимает требований взрослого потому, что они для него непонятны;

— ребенок иначе смотрит на определенные факты;

— ребенок может не воспринимать требования взрослого потому, что оно для него приобретает особый смысл (придирки, насмешки). Ситуации такого типа особенно могут проявляться во взаимоотношениях с подростком;

— требования даже благожелательные не воспринимаются потому, что они повторяются слишком часто;

— требование непосильно для ребенка.

Чтобы избежать в ходе взаимодействия с ребенком смыслового барьера, нужно перестроить способы предъявления требований.

Смысловой барьер может возникнуть и в том случае, если у ребенка по отношению к человеку, занимающемуся социальной реабилитацией, сложилось негативное отношение. Причинами его возникновения могут быть ситуации, когда действия ребенка в большинстве своем оцениваются отрицательно; когда специалист по социальной реабилитации безапеляционно настаивает на своем требовании; когда требования предъявляются некорректно как по содержанию, так и по форме.

Возникновение смыслового барьера зависит не только от внешних воздействий, но и от индивидуальных особенностей ребенка. Нередко он, даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, так как они игнорируют его желания, ценности, систему его личностных смыслов. Особенно часто смысловые барьеры возникают в общении с подростками, когда у них возникает такое психическое новообразование, как самооценка.

2. Барьер стыда проявляется как чувство неловкости за себя. Дети, имеющие тот или иной дефект, постепенно начинают все больше осознавать свою неполноценность, что они не такие как другие, а если еще над ними подшучивают по этому поводу, то у них со временем возникает такая стойкая черта характера, как застенчивость, наблюдается уход в себя.

3. Барьер страха. Чувство страха испытывают все дети. Они могут бояться появления новых людей и встречи с ними, темных помещений, домашних животных и т. д. Страх может возникнуть, если в адрес ребенка высказываются угрозы, запугивание. Аналогичный эффект оказывает гнев и ругань со стороны взрослых, на которые они очень чутко реагируют. Общение с детьми в названных ситуациях теряет близость, сердечность, доверие. Дети стремятся уклониться от общения с такими партнерами. В одних случаях с их стороны может проявляться  агресивность,  в других — состояние подавленности или хронического раздражения.

4. Барьер страдания может возникнуть у ребенка, например, в случае разлучения с матерью и семьей. Данное затруднение в общении часто возникает у детей, которых помещают на обучение в специализированные учреждения. Тревожные переживания детей в связи с разлукой с близкими ему людьми часто проявляются как внутренний протест по отношению к взрослым. Они могут им не подчиняться, плакать, дерзить или же замыкаться, уходить в себя. Причиной появления данной трудности может стать чувство эгоизма, зависти, перерастающие в обиду. Например, когда ребенок чувствует себя обделенным вниманием и лаской со стороны взрослых.

5. Барьер вины возникает тогда, когда ребенка постоянно обвиняют в том, что он неправильно себя ведет, что он неуклюж, не выполняет указаний взрослого, что он не умеет играть со сверстниками, что он неисправимый ребенок и др. Чувство вины может возникнуть и тогда, когда ребенка перестают замечать взрослые и не высказывают привычных одобрений.

6. Барьер превосходства. Проявляется в том, что отдельные сверстники, особенно в подростковом возрасте, и взрослые неуважительно, с чувством превосходства относятся к детям, имеющим дефекты развития, навешивая на них различные негативные ярлыки, типа: ничтожный, ленивый, тупой, неисправимый, бестолковый, уродина и многие другие, оскорбляющие личное достоинство детей. Постоянное упоминание о реальных и мнимых недостатках лишают ребенка веры в свои силы и возможности. У многих детей это вызывает обиду, гнев, негодование, приводит к возникновению заниженной самооценки, чувства неполноценности, негативным переживаниям, травмирующим их психику.

Рекомендации педагогу по общению с родителями:

- Никогда не начинайте общение с указания на отрицательные примеры, факты, события, связанные с поведением или учебой ребенка, а обязательно выявите и подчеркивайте положительные моменты в его развитии.

- Старайтесь укреплять, а не разрушать веру родителем в возможности ребенка, в его позитивное развитие.

- Внимательно и терпеливо выслушиваете все сомнения, противоречия, жалобы, несогласие родителей.

- Тактично указывайте на ошибки, давайте обоснования на конкретные рекомендации, при этом разъясните, что нет универсальных средств, что воспитание - многовариантно.

- Не превращайте родительские собрания в судилища над родителями трудных учеников, не сводите повестку дня лишь к вопросу успеваемости и дисциплины.

- Демонстрируете заинтересованность, такт и доброжелательность в беседе; исключите повышенный тон, раздражение.

- Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности родителей, уровень их образования, состояния, в котором они находятся в данный момент.

- Родители нуждаются в квалифицированном совете, товарищеской взаимопомощи, а не в поучениях, упреках и жалобах.

- Целенаправленно формируйте у родителей ощущение необходимости в сотрудничестве и взаимодействии с педагогом для наиболее успешного обучения и воспитания ребенка.

Правила для учителя при общении с учениками:

1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрируйте детям свое полное к ним доверие.

2. Помогайте учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.

3. Всегда исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4.Выступайте для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5. Выступайте в такой роли для каждого ученика.

6. Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).

7. Будьте активным участником группы взаимодействия.

8. Открыто выражайте в группе (классе) свои чувства.

9. Стремитесь к достижению эмпатии, позволяющей принимать чувства и переживания каждого школьника.

10. Хорошо узнайте самого себя.

 

 

Вопросы и задания к семинарскому занятию

1.    Назовите формы общения ребенка со взрослыми. Кратко охарактеризуйте их.

2.    Перечислите мотивы общения ребенка дошкольного возраста.

3.    Укажите типичные стили педагогического воздействия. Какой стиль педагогического воздействия, по вашему мнению, наиболее приемлем в работе с детьми с ОВЗ?

4.    Какова самая важная задача развития коммуникативных навыков у младших школьников?

5.          Какие трудности включает в себя затрудненное общение?

6.    Какие  затруднения в общении испытывают дети?

7.     Дайте определение коммуникативному потенциалу. Перечислите уровни коммуникативного потенциала.

8.     К числу наиболее общих распространенных затруднений, возникающих при общении детей с ограниченными возможностями, можно отнести (продолжите фразу).

 

Литература

1. Васильев, Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов [Текст]: автореф.... дис. к. пс. н. / Г. С. Васильев. –М., 1977.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. /Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4.

3. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис....д. пс. н. / Ю.Н. Емельянов. – Л., 1990.

4. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М.: Изд-во МГУ, 1985.

5. Жуков, Ю.М. Эффективность делового общения [Текст] / Ю.М. Жуков. – 3-е изд. – М., 1988.

6. Кашницкий, В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя [Текст]: дис.... к. пед. н./ В.И. Кашницкий. – Кострома, 1995.

7. Ладыженская, Т.С. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Т.С. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1991.

8. Никонова, А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя [Текст] / А.Я. Никонова. – М.: Педагогика, 1986.

9. Рыжов, В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога [Текст] / В.В. Рыжов. – Н. Новгород: НГУ, 1994.

10. Самохвалова, А.Г. Деловое общение: путь к успеху [Текст] / А.Г. Самохвалов. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.

11. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция [Текст] / А.Г. Самохвалова – СПб.: Речь, 2011.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.024 с.)