Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.



В процессе совместной деятельности, других видов взаимодействия люди обмениваются познавательной, оценочной информации (мыслями, чувствами, впечатлениями), что дает им возможность согласованно планировать, реализовывать, контролировать, корректировать свои действия, удовлетворять личностную потребность друг в друге. В этом заключается суть общения - многопланового процесса, одного из видов деятельности ребенка, благодаря которому он познает мир и себя в нем, приобретает социальный опыт, развивается и утверждается как личность.

Наиболее характерной особенностью общения является раскрытие субъективного мира одного человека для другого. Такая деятельность имеет чрезвычайно важное  значение для ребенка, который начинает открывать для себя сложный и разнообразный мир. Ему приходится искать ответы на многие вопросы, преодолевать различные проблемы, для чего не хватает личных возможностей, побуждает его все время апеллировать к взрослым и ровесникам.

Мотивы общения ребенка обусловлены его основными потребностями, прежде всего потребностями в новых впечатлениях (познавательные), активной деятельности (деловые), признании и поддержке (личностные).

Познавательные мотивы общения, порожденные потребностью в новых впечатлениях, побуждают его обращаться с вопросами к взрослым.

Деловые мотивы общения возникают в процессе удовлетворения потребности ребенка в активной деятельности, в результате осознания необходимости помощи взрослых.

Личностные мотивы составляют суть общения ребенка и взрослого.

В отличие от познавательных и деловых, которые играют служебную роль и опосредствуют достижения ребенком отдаленных, конечных мотивов, личностные мотивы окончательно удовлетворяются в общении. Общение ребенка со взрослыми является одним из решающих факторов его развития. Он не может жить и развиваться вне практического и речевого общения со взрослым. Первые его специфически человеческие предметные действия возникают в совместных действиях со взрослым.

Вне общения не может формироваться у ребенка специфически человеческая предметная деятельность. Общение в форме совместной деятельности, языкового или мыслительного общения является необходимым условием развития человека в обществе. В ближайшей социальной среде человека, кругом его непосредственного общения выступает общественная группа, к которой он принадлежит. Для ребенка дошкольного возраста в круг его интимного общения входят родители и воспитатель.

Все факторы, которые способствуют общению ребенка со взрослыми, лучше стимулируют его психическое развитие, изоляция от них - тормозит его развитие. Роль общения в развитии человека обусловлена тем, что специфические для него виды психической и практической деятельности формируются после рождения. Они возникают и развиваются в течение жизни в результате усвоения их в общении с носителями общественно-исторического опыта человечества - взрослыми людьми.

Общение обусловливает психическую жизнь ребенка. Особое внимание он сосредоточивает на коммуникативных средствах, обеспечивающих эффективное общение: новорожденный - интонации, дошкольники среднего и старшего возраста - на фонемах. Изменение коммуникативного раздражителя (включение его в сферу общения) активизирует отношение к нему детей. Особенности общей жизнедеятельности на определенных этапах детства обусловливают их избирательное отношение к различным объектам общения.

В общении взрослый поддерживает и поощряет познавательную инициативу детей, способствует их эмоциональному привлечению к исследованию окружающего мира. Положительный опыт взаимоотношений со взрослыми повышает интерес детей к окружающему миру, разнообразит приемы его обследования, активность и настойчивость в решении задач.

Для дошкольника взрослый является особенно авторитетным, и оказывает решающее воздействие на его психическое развитие. Среди значимых взрослых близким человеком для дошкольника является мама. С ней он часто общается, делится впечатлениями, ее лучше слушается. Свои капризы как своеобразное средство установления контактов со взрослыми дети чаще всего адресуют матерям и бабушкам. Следующим по значимости для малыша является воспитатель дошкольного учреждения, который общается с ним. По данным исследований, 52% воспитанников дошкольных учреждений отдают предпочтение в общении маме, 13% - воспитателю, 10% - папе.

Общение со взрослыми является одним из основных факторов психического развития ребенка, поскольку обеспечивает привлечение его к общественно-историческому опыту человечества. Организация достаточного по количеству и адекватного по содержанию общения является важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.006 с.)