Классификация фирм по размеру и юридической форме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация фирм по размеру и юридической форме



Фирмы различаются по размерам, географии деятельности, стадий производственного процесса, в которых они участвуют, степени дифференциации и характеру собственности, видам деятельности и организационным формам. В данном параграфе речь пойдет о видах фирм по размеру и по организационно - правовой форме.

Размер фирмы может оцениваться по одному или нескольким критериям: численности работников, объему используемого капитала, величине активов, масштабам продаж.

В соответствии с критерием численности в США, например, выделяют четыре категории фирм: очень мелкие фирмы — до 20 человек, мелкие - 20—99, средние - 100—499, крупные -500 человек и более. Показатель варьирует по отраслям: в розничной торговле к мелкому бизнесу относятся фирмы с числом занятых до 100 человек, в обрабатывающей отрасли до 500 человек. В России в сфере услуг и торговли малым считается предприятие с численностью работающих до 25 человек, в области науки — до 100 человек, в промышленности и строи­тельстве — до 200 человек.

В Германии используется несколько критериев, представ­ленных в табл. 7-1.

Таблица 7-1

Вил фирмы Занятость, человек Капитал, млн. марок- Товарооборот, млн. марок
Малое предприятие До 50 До 3,9 До 8
Среднее предприятие 51—250 3,9—15 8—32
Крупное предприятие Свыше 250 Свыше 1 5 Свыше 32

Преимущества мелких фирм. Классификация фирм по размеру проводится главным образом для специального выделения особой группы предприятий — малых. Во всем мире, в том числе существуют специальные программы поддержки малого бизнеса (например, налоговые и кредитные льготы). Это объясняется тем, что малые предприятия по природе более инновационные по сравнению с крупными компаниями, поскольку создание мелких фирм связано чаще всего с попыткой использования какого - либо новшества. Так, американские компании занятых менее 1 тыс. человек разрабатывают в 17 раз больше крупных технических нововведений, чем фирмы с числом занятых свыше 10 тыс. человек. Широкое развитие таких мелких лавочек, кафе, ресторанов и закусочных в России, на услуги которых постоянно растет спрос, — это для нас также новшество. К преимуществам мелких фирм следует отнести, что они тратят намного меньше времени на процесс от разработки нового продукта до выхода его на рынок. Если мелким фирмам требуется в среднем 2,3 года, то большим — 3,1 года. В результате инновационные возможности мелких и средних фирм обеспечивают не менее 20—25% вклада в общий экономический рост США.

 

Преимущества крупных фирм. Переоценивать роль мели го бизнеса нельзя. Хотя в общей численности фирм на мелких приходится 80—90%, их удельный вес в производств ВВП составляет 5—6%. А это значит, что проблемы современной экономики не могут быть решены усилиями разрозненных, хотя и многочисленных, мелких фирм. Сложность и масштабность этих проблем стимулируют укрупнение фирм, что достигается их слиянием, поглощением более мелких фирм, созданием совместных предприятий, консорциумов и т. п. Для крупны фирм характерны, как правило, небольшие рыночные трансакционные издержки и, напротив, большие издержки бюрократического контроля. В свою очередь мелкие фирмы характеризуются относительно низкими издержками бюрократического контроля, но вынуждены нести высокие рыночные трансакционные издержки. Расчеты показывают, что на крупных фирмах трансакционные издержки составляют 5—10% от фактически издержек производства, а бюрократические издержки — 30-40%; на средних фирмах — соответственно 50—60 и 20—30% на мелких трансакционные издержки возрастают до 70—80% бюрократические снижаются до 10—20%.

С правовой точки зрения под фирмой подразумевается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который соединяет под своим управлением факторы производства — капитал, землю и труд — для производства то и услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.004 с.)