Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития отечественного железнодорожного праваСтр 1 из 8Следующая ⇒
Законодательства Железнодорожный транспорт в современной структуре российской экономики имеет огромное значение. Его по праву можно назвать основой всей транспортной системы Российской Федерации, а в некоторых случаях
и единственным видом транспорта, осуществляющим массовые перевозки грузов и пассажиров практически при любых климатических условиях. По
его работе можно судить о жизнеспособности всего народнохозяйственного комплекса страны
Проводимые в 1990-х гг. преобразования в российской экономике, переход на рыночные отношения, изменение форм собственности на средства производства вызвали объективную необходимость пересмотра правовой базы, регламентирующей функционирование железнодорожного транспорта
Были определены экономические, правовые и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта при рыночных отношениях, регламентированы его взаимоотношения как с органами государственного управления и контроля, так и с пользователями услуг железнодорожного транспорта.
@ Планировалось заново пересмотреть федеральные законы "О федеральном железнодорожном транспорте", "Транспортный устав железных дорог РФ", "О естественных монополиях" и подготовить проект федерального закона "Об особенностях приватизации на федеральном железнодорожном транспорте".
Создаваемая правовая база, предусматривала сохранение единой сети российских железных дорог и централизованного управления перевозками, позволяла обеспечить устойчивую и безопасную работу железных дорог по удовлетворению потребности в доставке грузов и перевозке пассажиров, избежать печальной участи организаций на других видах транспорта в период огульной приватизации.
Вместе с тем, анализ состояния железнодорожного транспорта и тенденций его развития показал, что, несмотря на стабильную работу, имеется ряд проблем, требующих принятия срочных мер по их решению. Это, прежде всего, необходимость привлечения инвестиций и укрепление материально-технической базы железных дорог; повышение качества услуг и расширение их ассортимента; снижение собственных затрат;
повышение социальной защищенности железнодорожников; совершенствование системы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта; восстановление и дальнейшее расширение
17 доли участия российского железнодорожного транспорта на тра-диционных и перспективных мировых рынках транспортных услуг.
@ При подготовке новых федеральных законов стояла сложная задача, которая заключалась в необходимости:
создания в ходе структурной реформы в отрасли условий для развития конкурентной среды и обеспечения ее всестороннего развития; сохранения организационного единства существующей сети
железных дорог и централизованного диспетчерского управления; разработки системы государственного регулирования на
железнодорожном транспорте, обеспечивающей эффективную, безопасную и качественную работу отрасли в условиях ее реформирования; обеспечения мобилизационной готовности отрасли, сохранения
способности эффективно выполнять важнейшие государственные задачи; законодательного закрепления ряда социальных гарантий и льгот
железнодорожников, создания правовой основы для повышения уровня их социальной защищенности; обеспечения баланса интересов государства, перевозчиков и
пользователей услугами железнодорожного транспорта при регламентации перевозочного процесса.
3. Содержание ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» Принятый 25 августа 1995 года Федеральный закон №153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» №153-ФЗ не мог обеспечить правовую поддержку намечавшихся широкомасштабных изменений в отрасли.
Новый закон, Федеральный закон №17- ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» был принят Государственной Думой 24 декабря 2002 г., одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 г., Президент РФ подписал указ о вступлении в действие закона 10 января 2003 г.
Закон состоит из 7 глав и 34 статей (см. Таблицу 3)
18
В законе определяется место железнодорожного транспорта как составной части единой транспортной системы.
Железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования; железнодорожного транспорта необщего пользования; технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров. @ железнодорожныйтранспортобщего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками; @ железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд; 19 @ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования -технологический комплекс,включающий в себяжелезнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В новом законе предусмотрен концептуально новый подход к организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. Если ранее действовавшей редакцией предусматривалось монопольное положение железных дорог, то теперь была заложена правовая основа для появления и развития конкуренции в отрасли.
Предусматривается наличие трех субъектов: перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и пользователь услугами железнодорожного транспорта. При этом перевозчиком, равно как и владельцем инфраструктуры, может стать любое юридическое или физическое лицо при соблюдении установленных законами требований.
Закон в то же время содействует формированию системы государственного управления железнодорожным транспортом, которая позволила бы в полной мере обеспечить надлежащее государственное воздействие на всех субъектов рынка железнодорожных перевозок, а также обеспечить согласованность и эффективное функционирование железнодорожного транспорта, как общего, так и необщего пользования.
В связи с этим законодательно закреплены такие способы государственного воздействия и контроля за рыночной экономикой,каклицензирование, обязательная сертификация и ряд иных; установлены единые технические требования к железнодорожным путям (общего и необщего пользования) и железнодорожному подвижному составу неза-
висимо от их принадлежности; усовершенствована система государственного надзора за безопасностью движения.
Согласно тексту закона Государственное управление в отрасли должно носить системный и балансирующий характер, направленный на достижение макроэкономического эффекта.
20 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ:
1. Охарактеризуйте правовую структуру транспортной отрасли
2. Поясните причины принятия ФЗ «О железнодорожном транспорте
в РФ»
3. Поясните причины реформы железнодорожного законодательства
4. Опишите структуру Закона «О железнодорожном транспорте в РФ»
5. Перечислите и кратко охарактеризуйте участников перевозочного процесса, согласно новому законодательству
6. Укажите основные цели и направления государственного регулирования железнодорожного транспорта
7. Определите, на основании, каких правовых документов осуществляются пассажирские и грузовые перевозки
железнодорожным транспортом; различными видами транспорта;
в международном сообщении?
Практическ ая работа с текстом Задание: Ознакомьтесь с текстом Федерального закона №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» и ответьте на вопросы:
1. Каковы цели и методы государственного регулирования на железнодорожном транспорте?
2. Каковы основные требования к участникам перевозочного процесса на железнодорожном транспорте?
3. Каким образом Закон обеспечивает безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта?
4. В чем выражаются особенности трудовых отношений на железнодорожном транспорте?
5. Имеет ли законную силу принятый 25 августа 1995 года ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте»?
4 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. О железнодорожном транспорте в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.01.2003г. № 17-ФЗ. – Режим доступа: http//www.base.garant.ru/12129474/1/#block_100;
2. О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ 21 от 18.05.2001г. №384. – Режим доступа:
http//www.http://base.garant.ru/183354/;
3. Плахотич, С.А. Транспортное право (ж.д. транспорт): учеб. пособие/ С.А. Плахотич, И.С. Фролова. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. – 335 с.
22 Тема 3.3.3 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №18-ФЗ «УСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РФ» (УЖТ РФ) (2 часа) Содержание учебного материала: ФЗ «Устав ж. д. транспорта РФ» - история, структура, сфера применения закона, подзаконные акты
Основные понятия: кодификационный акт; устав; устав железных дорог; владелец инфраструктуры; перевозчик; оператор ж.д. состава, контейнеров; грузоотправитель; грузополучатель
& КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:
1. Устав железных дорог: сущность и предпосылки возникновения
2. Содержание нового Устава
3. Практическая часть
Виды монополий 1) Государственная (фискальная 4) монополия -инструмент,с
помощью которого государство может управлять стратегически важными для него секторами...
4фиска – государственная казна; фискальный – в интересах государственной казны
32 Она может быть полной, если государство монополизирует и производство, и реализацию какого-либо товара, или частичной, если монополизировано только производство или только реализация. Применяется не во всех государствах (например, ее нет в Великобритании).Государственная монополия существует в Италии (на табак, спички, пиво, спирт), Японии(соль, табак, спирт, опий),ФРГ (вино)и ряде других стран.
Виды деятельности,регулируемые российским законодательством:
- деятельность, связанная с оборотом психотропных и наркотических средств;
- работа в сфере военно-технического регулирования;
- эмиссия наличных денег и организация их обращения на территории России;
- клеймение и апробирование изделий из драгоценных металлов;
- производство и оборот этилового спирта;
- экспорт и импорт отдельных товаров.
ФГУП «Госзнак», ФГУП «Почта России», ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь», ГУП «Волгофарм», Банк России и проч. 2) Экономическая монополия -это объединение предприятий,создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: -создают барьеры для вхождения в отрасль; -диктуют монопольные цены; -ограничивают ассортимент товаров; - ограничивают доступ свободным предпринимателям к источникам сырья и энергоносителям; -применяют более крупный капитал и т.д. 3) Естественная монополия -это монополия,при которойсоздание конкурентной среды на товарном рынке, независимо от уровня спроса, невозможно либо экономически неэффективно при существующем уровне инновационного развития. ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», космодром «Восточный», ОАО «РЖД» и проч.
33 2. Содержание ФЗ «О естественных монополиях» Федеральный закон №147-ФЗ «О естественных монополиях» был принят Государственной Думой 19 июля 1995 года. Закон состоит из 6 глав и 27 статей. (см. Таблицу 7)
Закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
Основная задача Закона - дать отдельным экономически важным отраслям страны преимущество на рынке.
Закон регулирует деятельность естественных монополий в следующих сферах:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи. @ Обязанности естественных монополий:
- не вправе отказываться от заключения договоров с отдельными потребителями;
- обязаны предоставлять информацию: текущие отчеты о своей деятельности, проекты планов капитальных вложений, а также обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности.
34 Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается ее опубликованием в СМИ, включая сеть "Интернет", и предоставлением информации на основании письменных запросов потребителей.
Информация, подлежаща я свободному доступу:
сведения о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги);
сведения об основных показателях финансово-хозяйственной
деятельности;
сведения об основных потребительских характеристиках товаров
(работ, услуг) и их соответствии установленным требованиям;
информация о наличии (об отсутствии) технической возможности
доступа к регулируемым товарам (работам, услугам);
информация об условиях, на которых осуществляется поставка
регулируемых товаров (работ, услуг);
порядок выполнения технологических, технических и других
мероприятий, связанных с подключением (технологическим
присоединением) к инфраструктуре субъектов естественных
монополий;
сведения об инвестиционных программах (о проектах
инвестиционных программ) и отчеты об их реализации.
В случае нарушения ФЗ «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий (их руководители) обязаны:
прекратить нарушения настоящего Федерального закона и (или) устранить их последствия; восстановить первоначальное положение или совершить иные действия, указанные в решении (предписании);
отменить или изменить акт, не соответствующий настоящему Федеральному закону; заключить договор с потребителем, подлежащим обязательному обслуживанию;
внести изменения в договор с потребителем; уплатить штраф; возместить причиненные убытки.
По факту выявления нарушения надзорный федеральный орган направляет нарушителю Предписание с требованием в срок не позднее 30 дней со дня его получения исправить ситуацию В случае неисполнения предписания (решения) указанный орган вправе обратиться в суд (ст. 24)
35 В случае, если органом регулирования естественной монополии принято решение с нарушением настоящего Федерального закона, в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
3. Государственное регулирование и контроль в сфере естественных монополий Для регулирования и контроля деятельности естественных монополий образуются федеральные органы, регулирующие и контролирующие деятельность естественных монополий. @ Полномочия органов госрегулирования Органы регулирования естественных монополий вправе: принимать решения о введении, изменении или прекращении регулирования, о применении методов регулирования; устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий; принимать решения по фактам нарушения ФЗ; направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений ФЗ; принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него; направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему ФЗ; обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением ФЗ; осуществлять иные полномочия. @ Методы госрегулирования деятельности субъектовестественных монополий: ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном
36 объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.
Орган, регулирующий деятельность естественных монополий, играет контролирующую роль в деятельности субъектов естественных монополий. @ Функции контролирующего органа:
формировать и вести реестр естественных монополий;
определять методы регулирования;
контролировать соблюдение требований ФЗ «О естественных
монополиях». @ Объекты госконтроля:
финансовые сделки с правом приобретения в собственность
средства, не предназначенных для производства, балансовая
стоимость которых превышает 10% стоимости собственного
капитала естественной монополии;
инвестиции субъекта естественной монополии в производство,
превышающие 10% стоимости собственного капитала;
продажа, сдача в аренду или иная сделка, в результате которой
хозяйствующий субъект приобретает право собственности на
часть основных средств производства, балансовая стоимость
которых превышает 10% стоимости собственного капитала
естественной монополии;
установление тарифов в регулируемых сферах деятельности
субъектов естественных монополий;
соблюдение стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.
Для совершения подобных действий естественная монополия обязана представить в федеральный орган ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.
Данный орган вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если действия могут привести к негативным последствиям или если не представлены все необходимые документы, или в этих документах дана недостоверная информация. Федеральный орган, регулирующий деятельность естественных монополий, в срок, не превышающий 30 дней со дня подачи ходатайства, сообщает об отказе в письменной форме. Отказ должен быть мотивирован.
37 Если нужна дополнительная информация для принятия решения, служба может запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения на 30 дней при условии, что запрос вместе с уведомлением направлен не позднее 15 дней со дня его получения.
Если срок будет нарушен или получен ответ с недостаточной или незаконной мотивировкой, естественная монополия может обратиться в суд.
Содержание и условия договора транспортных перевозок Условия договора, представляющие собой статьи или пункты любого договора, составляют его содержание. Количество и сущность условий зависит от достижения согласия между сторонами, вступающими в
договор. Все условия делятся на условия, предписанные законодательством, и условия, достигнутые соглашением сторон по существу заключаемого договора (предмет договора, срок исполнения, обязанности сторон и т.п.).
@ По своему правовому значению все договорные условия принято подразделять на три основные группы:
- существенные, - обычные, - случайные.
@ Существенные условия - условия о предмете договора,условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, существенные условия могут быть двух видов: прописанные законодательством и достигнутые соглашением. Это те условия, которые должны быть согласованы сторонами для того, чтобы договор приобрел юридическую силу, т.е. считался заключенным. Иными словами, это тот минимум условий, который должен содержаться в любом договоре.
@ Обычные условия -отражают распространенные типичныеусловия договоров и предусматриваются диспозитивными нормами, от
62 которых стороны при заключении договора могут отступать, если такие типичные условия для них неприемлемы и они желают исполнения договора на отличающихся условиях.
@ Случайные условия -выражают особенностивзаимоотношений сторон, их специфические требования к предмету и порядку исполнения договора.
Существенные условия - это необходимый минимум для заключения договора. Случайных условий в договоре может и не быть. Особенность обычных условий состоит в том, что они не требуют согласования между участниками договора и приобретают правовое значение в силу факта его заключения, а по соглашению сторон могут быть вообще исключены из договора или заменены условиями случайными.
Существенное условие -предмет договора.
Обычные условия -срок и место исполнения,момент перехода правасобственности, обязательства сторон по хранению и ремонту предмета договора, цена договора, если в самом договоре она не была сторонами определена.
Случайные условия -договоренности сторон о способах обеспеченияисполнения (неустойке, задатке, поручительстве и т.д.), страховании рисков, рассрочке платежа, порядке приемки товара по качеству и особой процедуре разрешения споров (третейский суд).
Некоторые другие условия, которые можно назвать юридико-техническими. К ним относятся обозначение участников договора и ихюридический адрес (местожительство граждан и место нахождения юридического лица), язык договора, дата и место его совершения, а также обозначение и подписи лиц, уполномоченных на подписание договора.
Условия, включенные в договор, являются основанием для оп-ределения прав и обязанностей каждой стороны, участвующей в за-ключении договора. Они не должны противоречить нормам российского (и международного) законодательства.
Основными видами транспортных договоров на железной дороге являются договор перевозки грузов, пассажиров и их багажа.
63 II. Тема 3.3.8 ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ (2 часа) Содержание учебного материала: Этапы заключения договора перевозки грузов. Содержание договора перевозки грузов. Права и обязанности сторон по договору перевозки
грузов. Особенности перевозок железнодорожным транспортом отдельных видов грузов и способы перевозки
Основные понятия: договор перевозки грузов; владелец инфраструктуры; перевозчик; грузоотправитель; грузополучатель; груз
& КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:
1. Заявка на перевозку грузов железнодорожным транспортом
2. Договор железнодорожной перевозки грузов (ДПГ) - предмет договора, субъекты, форма реализации
3. Права и обязанности сторон договора перевозки грузов
(Материал на повторение. Темы 3.1.5; 3.3.3): J владелец инфраструктуры -юридическое лицо илииндивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора;
J перевозчик -юридическое лицо или индивидуальныйпредприниматель, принявшие на себя по договору перевозки ж.д. транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю)
J грузоотправитель (отправитель) -физическое илиюридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона и указано в перевозочном документе;
J грузополучатель (получатель) -физическое или юридическоелицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона;
@ груз - объект(в т.ч.изделия,предметы,полезные ископаемые,материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах
64 1. Заявка на перевозку грузов железнодорожным Транспортом Заключению договора грузовых перевозок предшествует процесс
предварительного согласования, участниками которого являются грузоотправитель, перевозчик и владелец инфраструктуры.
Согласно Ст.11 УЖТ РФ грузоотправитель обязан не позднее, чем за 10 суток до начала перевозки груза (а при перевозке грузов на экспорт и в прямом смешанном сообщении – не менее, чем за 15 суток) подать заявку.
В документе должны быть прописаны сроки планируемой перевозки, объем и характер груза, пункт назначения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.259 с.) |