Технология гуманного коллективного воспитания Василия Александровича Сухомлинского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология гуманного коллективного воспитания Василия Александровича Сухомлинского.



Чтобы стать настоящим воспитателем детей,

надо отдать им свое сердце".

В.А. Сухомлинский.

 

Главная цель:

· нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.

Конечная цель воспитания:

· умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцель:

· воспитание гуманистических отношений, чувства красоты, человечности, сострадания, уважения к родителям.

Огромное влияние на взгляды Сухомлинского оказали идеи великого французского просветителя XVIII века Жан Жака Руссо. Главное, что истинное воспитание — это идеальная гармония взаимоотношений учителя и ученика, которые вместе стремятся к познанию добра и красоты. В.А.Сухомлинский имел свои взгляды на роль и значение учителя в жизни ребенка. У педагога должно быть призвание. Беспредельная вера в человека, в силу воспитания. Профессию учителя В.А.Сухомлинский называет человековедением, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления.

В.А.Сухомлинский относится к человеку как к высшей ценности. В воспитании человека огромную роль играет вера в общечеловеческие ценности и неповторимость человеческой жизни, в то, что каждый обладает талантами, заложенными именно в нём.
«Каждый ребенок – это уникальный мир, а познание мира начинается с познания человека». Он создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя.

Духовный мир личности и духовный мир коллектива, по его мнению, формируются благодаря взаимному влиянию. По Сухомлинскому коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, творческое, трудовое, в которое каждый приносит что – то для обогащения его духовной жизни и из которого каждый что – то берет для полноты своей личной духовной жизни, для полноты своего счастья. Решающими стимулами, одухотворяющими жизнь коллектива, становятся не организация и управление, а богатство духовной жизни, полнота интересов, взаимный обмен духовными богатствами. На личность огромное влияние оказывает коллектив. На первое место выносится нравственный смысл деятельности коллектива. Поставленные цели достигаются с опорой на гуманистическое начало в воспитании: опора на положительное в ребенке, поощрение самостоятельности и творчества, отсутствие жесткого регламента познания, эстетического, эмоционального начал в воспитании, внимания к природе, красоте родного языка, эмоциональной сферы духовной жизни и общения детей, чувства удивления.

Главные принципы:
--- принцип гармонии: единства обучения и воспитания, наглядности и абстрактности, педагогического руководства и самодеятельности учащихся; учения, труда и отдыха; строгости и доброты;
--- принцип единства семьи и школы в воспитании. Чтоб хорошо учить и воспитывать детей надо знать хорошо их родителей, семью;
--- культ Родины, труда, культ матери, книги, культ природы.


Главные приоритетные ценности:

---совесть, добро, справедливость.
Главные законы воспитания:
---радости: долой скуку, улыбка на лицах взрослых и детей.
---красоты: будь красив сам и береги красоту вокруг.
---доброты: будь отзывчив и внимателен к людям.
---уважения: если хочешь, чтоб тебя уважали, - уважай других.
---чистоты: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
---вежливости: каждый твой поступок отражается на других людях.
---ответственности: каждые должен видеть последствия своих поступков и отвечать за них.
---дружбы: хочешь иметь друга – будь сам другом. Позиция педагога состоит в поиске и стимулировании лучших черт ребят, терпении и вере в ребенка.

Вся работа по воспитанию направлена на формирование у детей высоких нравственных качеств, без которых жизнь человека не удастся.

Самым важным в нравственности является долг. У человека есть нравственный долг перед человеком, обществом и Отечеством. У отца и матери есть долг перед своими детьми, а у детей перед родителями. У каждой личности есть долг перед коллективом и перед высшими нравственными принципами.

Сухомлинский считал, что гуманное общество могут построить только гуманные, добрые, мудрые люди. Таких людей могут воспитать только учителя, владеющие идеями и методами гуманной педагогики.

Воспитание строится на общении, благодаря которому у воспитанников развивается уверенность в собственных силах, способность к творческому решению проблем и веру в возможность их решения.

Образование является важнейшей жизненной ценностью. Сухомлинский формировал в своих воспитанниках готовность к труду как важнейшей части жизни.

Он считал необходимым воспитание в детях «высокой педагогической культуры семьи», основным методом формирования которой он считает «проведение этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей».

Большое значение Сухомлинский придавал «воспитанию красотой» – искусство формирует душу человека. Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

В 1935 году Василий Сухомлинский начал свое служение народу на педагогической ниве. Он является воспитанником Полтавского педагогического университета им. Короленко, прожил яркую педагогическую жизнь, оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку к жизни и успеху не только ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов. Он до последнего дня оставался директором Павлышской школы, обычной сельской школы, в которой учились обыкновенные деревенские ребята.

Книга его жизни - "Сердце отдаю детям". Его жизнь - воспитание детей, личности, гражданина.  Можно ещё раз подчеркнуть, что В.А.Сухомлинский - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Его книги явились редким в 60-70-е гг. XX веке примером гуманной педагогики, нашедшей блестящее воплощение в практике работы его "Школы радости". Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время. Многие его идеи оказались чрезвычайно полезными для общества.

Искренняя любовь к детям, романтическая устремленность личности, страстность и убежденность отличали выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского.

Замечательный педагог-новатор, страстный публицист, он продолжил и творчески развил лучшие традиции советских педагогов. Еще при жизни о Сухомлинском говорили: не человек, а целое научное учреждение. За два десятилетия – 35 книг, сотни научных статей и публицистических статей-раздумий. Творчество Сухомлинского сравнивают с вечнозеленым деревом, у которого гибкие корни, крепкий ствол и раскидистая крона, ветви которой из года в год дают новые побеги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.007 с.)