Классификация педагогических технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация педагогических технологий



 

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно – воспитательного процесса.

 

Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что – то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской.

 

Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

 

1. По научной концепции усвоения опыта выделяют:

 

·    ассоциативно – рефлекторные технологии;

 

·    бихевиористские технологии;

 

·    развивающие технологии и т.д.

 

 2. По ориентации на личностные структуры:

 

·    информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам);

 

·    операционные технологии (формирование способов умственных действий);

 

·    эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);

 

·    технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);

 

·    эвристические технологии (развитие творческих способностей);

 

·    прикладные технологии (формирование действенно – практической сферы).

 

3. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии:

 

·    обучающие и воспитывающие;

 

·    светские и религиозные;

 

·    общеобразовательные и профессионально – ориентированные;

 

·       гуманитарные и технократические;

 

·    различные отраслевые;

 

·    частнопредметные;

 

·    монотехнологии (весь учебно-воспитательный процесс строится на какой – либо одной приоритетной доминирующей идее, концепции);

 

·    комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий);

 

·    проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).

 

1.  По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена классификация педагогических систем (технологий).

 

Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

 

Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (дидактических систем):

 

·    классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное);

 

·    обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

 

·    система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

 

·    обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное);

 

·    система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения.

 

·    компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

 

·    система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;

 

·    «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

 

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

 

·    традиционная классическая классно – урочная система, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

 

·    современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

 

·    групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

 

·    программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

 

2.  Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:

•авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно – воспитаельного процесса, а ученик есть лишь «объект».

•дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

•личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка приоритетна, она является целью образовательной системы. Они характеризуются антропоценричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

•гуманно – личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.

•технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка.

•технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

•эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине.

 

3. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:

 

·    догматические;

 

·    репродуктивные;

 

·    объяснительно – иллюстративные;

 

·    технологии программированного обучения;

 

·    технологии проблемного обучения;

 

·     технологии развивающего обучения;

 

·    технологии саморазвивающего обучения;

 

·    диалогические;

 

·    коммуникативные;

 

·    игровые;

 

·    творческие.

 

4.По категории учащихся наиболее важными являются:

•массовая (традиционная) школьная технология;

•технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);

•технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания);

•различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика);

•работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

 

5. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

 

· педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии, приоритетом которых являются личностные отношения, индивидуальный подход. Они характеризуются нежестким демократическим управлением и яркой гуманитарной направленностью содержания (к ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина);

 

· педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова);

 

· педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология «диалог культур» В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова);

 

· природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Тостому, воспитание грамотности по А.Кушниру и др.);

 

· альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);

 

· многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа – парк» М.Балабана и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.022 с.)