Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские проблемы гуманитарных наук ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
1. Природа гуманитарного познания. 2. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества. 3. Прогнозирование истории и критерий его достоверности. 4. Проблема исторической аналогии. 5. Категория «понимание» в историческом познании. 6. Гносеологические границы категории «формация». 7. Эмпирический и теоретический уровни в социальном познании. 8. Типы социального знания. 9. Методы социального познания. 10. Историческое и логическое. 11. Историческое сознание: понятие и реальность. 12. Историческая память в структуре духовной жизни. 13. Проблема «начала» в историческом познании. 14. Герменевтика и гуманитарное познание. 15. Проблема истины в социальном познании. 16. Методологические проблемы экономического исследования. 17. Общенаучные методы в экономическом познании. 18. Истина и ценность. 19. Формирование логико-семантического метода в лингвистике. 20. Язык как система систем, как единство общего и частного. 21. Сравнительно-исторический метод. 22. Античная философия и языкознание. 23. Релятивизм, психологизм, историзм и проблема истины. 24. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. 25. Философские основания исторической науки. 26. Философские основания культурологической науки. 27. Культура и цивилизация. 28. Личность и культура. 29. Человек, личность, индивидуум. 30. Философия неопозитивизма. 31. Современный логико-философский анализ языка. 32. Проблема смысла в логико-семантическом анализе. 33. Структурализм как направление в гуманитарном познании. 34. Язык культуры как объект структурного анализа. 35. Философские проблемы семиологии. 36. Общая семиотика как философия языка. 37. Метод герменевтического анализа: история и современность. 38. Текст, знак, символ в контексте гуманитарного познания. 39. Природа языкового знака. 40. Эмпирический и теоретический уровни в педагогическом познании. 41. Проблема эксперимента в гуманитарной науке. 42. Философско-методологические основания гуманитарной теории. 43. Образование в структуре человеческой деятельности. 44. Обучение как вид познавательной деятельности. 45. Диалог и дискурс как форма организации поиска научного знания. 46. Идея дополнительности научного знания в истории науки.
47. Интракоммуникативная рефлексия. 48. Особенности организации и проведения научных исследований. 49. Методология междисциплинарных и полидисциплинарных исследований. 50. Принципы соответствия в развитии концепций и теорий. 51. Проблемные ситуации в развитии гуманитарной науки. 52. Типы гуманитарного знания и их связь. 53. Гипотеза как форма развития гуманитарной науки. 54. Принципы организации гуманитарной теории и их роль в процессе ее генезиса. 55. Место философии в системе гуманитарного знания. 56. Философия воспитания и философская антропология. 57. Образование как общецивилизационная проблема. 58. Инновационное образование: сущность и проблемы. 59. Методологические основания «гуманистической педагогики». 60. Компьютерная революция и образование. 61. Вера в структуре познавательной деятельности. 62. Проблема предмета в гуманитарной науке. 63. Философско-методологические основания теорий личности. 64. Деятельный подход в гуманитарных и социальных науках.. 65. Психоанализ в гуманитарных и социальных науках. 66. Познание как проблема философии и психологии. 67. Искусство как художественное познание действительности. 68. Специфика художественного образа. 69. Миф и искусство; Образ и миф; Образ и понятие. 70. Миф как форма познания. 71. Природа художественного творчества. 72. Искусство и нравственность. 73. Человек как предмет художественного познания. 74. Специфика эстетического сознания. 75. Эстетический идеал и его роль в познании. 76. Мировоззрение в структуре художественного познания. 77. Истина и оценка. 78. Проблема истины в гуманитарной науке.
О КАНДИДАТСКОМ ЭКЗАМЕНЕ Кандидатские экзамены являются формой промежуточной аттестации при освоении программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Структура образовательной программы аспирантуры предусматривает изучение дисциплин (модулей), направленных на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов. Программа кандидатского экзамена предназначена для обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Программа кандидатского экзамена по Истории и философии науки разработана с учётом действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и на основе примерных программ кандидатских экзаменов по общенаучным (специальным) дисциплинам, утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа устанавливает требования к уровню подготовки обучающихся, описывает процедуры подготовки к сдаче и процедуру сдачи кандидатского экзамена, представляет структуру и содержание экзаменационных билетов и критерии оценки.
Целью кандидатского экзамена по истории и философии науки является проверка комплексного представления о философии и истории науки через философскую рефлексию над наукой и научным познанием. Задачи кандидатского экзамена - через изучение истории философско-научной мысли, выработать у аспирантов потребность к творческому овладению мировым философским и научным наследием; - развивать интерес к самостоятельному решению сложных мировоззренческих проблем через изучение как исторического, так и теоретического курсов философии науки; - сформировать навыки системного диалектического мышления с использованием современного философского и научного аппарата понятий, принципов, законов и методологий.
Вопросы к экзамену по кандидатскому минимуму по предмету «История и философия науки» 1. Мировоззрение, его формы, типы и структура 2. Понятие мировоззрения 3. Основные типы мировоззрения 4. Структура философского и научного мировоззрения 5. Сущность науки и ее структура 6. Специфика научного знания и его основные признаки 7. Понятие науки 8. Структура науки 9. Научная деятельность 10. Два аспекта науки: научные знания и научная деятельность 11. Структура научной деятельности 12. Научная сфера жизни общества 13. Формирование научной сферы жизни общества 14. Специфика научной сферы и ее функции 15. Карьера ученого 16. Российская наука: традиции, проблемы, перспективы 17. Предпосылки возникновения науки в допетровской руси (ix— xvii вв.) 18. Возникновение первых научных учреждений (xviii в.) 19. Достижения российской науки в xix—начале xx в. 20. Развитие российской науки в период с 1917 г. До начала 2000-х гг. 21. Проблемы и перспективы современной российской науки 22. Пранаука первобытного общества 23. Античная наука 24. Техника античности 25. Средневековье: наука и религия 26. Религиозный тип познания 27. Структура средневекового знания. Наука и образование 28. Проблема соотношения веры и разума 29. Западная и восточная ветви средневековой науки. Знание на Руси 30. Технические и научные достижения средневековья 31. Эпоха возрождения: становление новой картины мира 32. Великие географические открытия 33. Становление медицинской науки 34. Реформация и наука 35. Классическая наука нового времени (xvii-xviii вв.) 36. Наука эпохи просвещения (xvii—конец xviii в.) 37. Промышленная революция и технические достижения xviii в. 38. Основные научные и технические достижения xix в. 39. Современная «неклассическая» наука xx—xxi вв. 40. Сложность оценки современного этапа в развитии науки 41. Научная картина мира xx—xxi вв.
42. Важнейшие достижения физики xx в. 43. Достижения современной генетики 44. Синергетика 45. Техника и технологии 46. Онтология и наука 47. Современная онтология о бытии и его формах 48. Гносеология и наука 49. Гносеология и ее категориальный аппарат 50. Сущность познания, его субъект и объект 51. Цели познания и его методы 52. Структура процесса познания 53. Проблема достоверности познания. Абсолютная и относительная истина 54. Аксиология и наука 55. Сущность и основные понятия аксиологии 56. Основные положения современной аксиологии 57. Проблема критериев ценности, понятие оценки 58. Методологические проблемы науки 59. Сущность методологии. Теория и метод 60. Основные методологические принципы 61. Методы познания 62. Проблема границ познания 63. Праксиологические проблемы науки 64. Сущность праксиологии 65. Социальная деятельность и ее структура 66. Специфика научной деятельности 67. Философские проблемы социально-гуманитарных наук 68. Объект социально-гуманитарных наук 69. Специфика системы социально-гуманитарного знания и его методов 70. Основные направления социально-гуманитарных наук СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература: 1. Кохановский В. П. Философия и методология науки: учеб. / Кохановский В.П. – Москва: АСТ; Р остов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с. 2. Бессонов Б. Н. История и философия науки: учеб. пособие / Б. Н. Бессонов. - Москва: Юрайт, 2010. - 395 с. - (Основы наук). 3. Островский Э. В. История и философия науки: учеб. пособие / Э. В. Островский. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 160 с. 4. Войтов А. Г. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / А. Г. Войтов. - 3-е изд. - Москва: Дашков и К, 2007. - 691 с. Дополнительная литература: 1. Классическая философия науки: хрестоматия / под ред. В.И. Пржиленского; сост.: В.И. Пржиленский [и др. ]. - Москва; Ростов н/Д: Март, 2007. - 592 с. 2. Канке В. А. История, философия и методология естественных наук: учебник для магистров: допущено Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по естественнонаучным направлениям и специальностям / В. А. Канке; [Национальный исслед. ядер. ун-т "МИФИ"]. - Москва: Юрайт, 2014. – 504 с. 3. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник / В. С. Степин. - Москва: Гардарики, 2006. - 383 с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.026 с.) |