Тема 1. Мировоззрение, его типы и структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Мировоззрение, его типы и структура



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методика преподавания дисциплины «История и философия науки» исходит из роли этого курса, который на основе курсов философского профиля высшего образования «Философия», «Религиоведение» продолжает обучение аспирантов.

На основе этого строятся различные формы учебных занятий под руководством преподавателя. Исходя из объектно-предметной базы дисциплины, она включает в себя лекционные, семинарские и практические занятия. Преподаватель должен объяснять алгоритм и инструментарий выполнения семинарских и самостоятельных практических работ, и основные требования и критерии оценки, выполняемых заданий.

В качестве средств обучения используются традиционные (лекции и семинары) а также технические, аудиовизуальные средства. В рамках преподавания дисциплины применяется методы демонстрации приемов выполнения заданий; последовательного перевода аспирантов от выполнения задания под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач; постановка проблемных вопросов, на которые аспиранты самостоятельно ищут ответ; использование приемов закрепления информации в ходе занятия. Таким образом, основной формой организации лекции должны быть –лекция-дискуссия и информационно-проблемная, включая вопросы на проверку усвоения и понимания аспирантами материала и использование опорного конспекта. Лекции имеют целью дать логично выстроенную четкую систему научных знаний по дисциплине, начиная с истории развития науки и современных научных концепций.

В дальнейшем, в ходе лекций, семинарских и практических занятий предстоит последовательно освоить теоретические основы главных научных концепций. Практические занятия предназначены для углубления и закрепления знаний, полученных обучаемыми в ходе лекций и семинарских занятий. Семинарские занятия рекомендуется проводить в форме докладов и сообщений по конкретным вопросам, изучаемым в данной дисциплине. Проводятся после завершения определенной темы или комплексу тем. Преподаватель предоставляет аспирантам план семинарских занятий, список необходимой литературы. Все методические усилия преподавателя по организации самостоятельной работы аспиранта должны быть направлены на то, чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, творчески усваивать изучаемый материал, анализировать и интерпретировать данные, понятия и идеи, работать с литературой, искать и находить новое знание, использовать его в практических ситуациях.

Текущий контроль знаний служит для выявления степени усвоения учебного материала по изучаемой дисциплине. Он должен осуществляться в пределах всех организационных форм обучения и планироваться. Он призван выявить объем, глубину и качество восприятия изучаемого материала, определить имеющиеся пробелы в знаниях и наметить пути их устранения; выявить уровень овладения навыками самостоятельной работы; стимулировать интерес аспирантов к дисциплине.

Самостоятельная работа является обязательной частью обучения аспиранта. СРС – это деятельность аспиранта в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по рекомендациям или заданию преподавателя при его консультировании, но без непосредственного участия педагога. Задачами самостоятельной работы являются активизация, мотивация сознательности, самостоятельности в решении практических задач и активности аспирантов, выработка навыков управления своим временем для решения учебных задач и подготовка к промежуточной аттестации.

Аспиранты готовятся к занятиям, согласно требованиям, которые предъявляются в разделе: «аспирант должен знать, уметь, владеть» в РПД, а также следуя инструкциям в каждом задании фонда оценочных средств, которые равномерно распределены в течение всего семестра, а также посещать в течение семестра плановые мероприятия кафедры (методические семинары, конференции, открытые лекции и др.).Аспирант должен работать с рекомендуемой литературой, выполнять задания СРС аккуратно и своевременно.

Для лиц с ОВЗ количество, степень сложности и выполнение заданий соотносится с нозологией.

Для обеспечения образования инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется индивидуальный подход к освоению дисциплины с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в частности, индивидуальные задания. Для лиц с нарушением зрения задания предлагаются с укрупненным шрифтом, для лиц с нарушением слуха – оценочные средства предоставляются в письменной форме с возможностью замены устного ответа на письменный, для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата двигательные формы оценочных средств заменяются на письменные/устные с исключением двигательной активности. При необходимости аспиранту-инвалиду предоставляется дополнительное время для выполнения задания. При выполнении заданий для всех групп лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие индивидуального помощника-сопровождающего для оказания технической помощи в оформлении результатов проверки сформированности компетенции.

Таким образом, аудиторная и самостоятельная работа аспирантов включает в себя: текущую работу с преподавателем над учебным материалом; изучение и дополнение своих лекционных записей с использованием дополнительной литературы; подготовку сообщений и докладов на семинарские занятия; выполнение заданий в рамках практических работ; самоконтроль приобретенных знаний; подготовку к экзамену.

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 7. АНТИЧНАЯ НАУКА

7.1. Периодизация и особенности античной науки

7.2. Успехи антич­ной математики и астрономии

7.3. Техника античности

 

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Формирование зачатков научных знаний и методов в Древней Греции. Особенности развития древнегреческой науки: «наука доказывающая». Появление потребности в научном эксперименте. Определение понятия «натурфилософии». Особенности математики: Пифагорейская школа. Переход от эмпирического познания к теоретическому исследованию. Изложение основ геометрии Гераклитом Хиосским (4 в. до н.э.). Влияние особенностей греческого мышления на характер познания в Древней Греции. Построение геометрических моделей космоса (Эвдокс, 4 в. до н.э.), Аристотель, Гераклит Понтийский (4 в. до н.э.), Аристарх Самосский (3 в. до н.э.)).

Учение атомистов и два пути поиска единого и неизменного в многообразии изменчивого (Парменид Элейский, Демокрит, Левкипп, Эмпедокл). Создание всеобъемлющей системы знаний о мире (Аристотель). Космология Аристотеля, аристотелевская логика. Систематизация наук Аристотелем. Эпоха эллинизма. Основные черты эллинистической культуры. Философские системы эллинизма. Физика стоиков (Зенон Катионский, Хрисип). Физика и этика Эпикура. «Начала» Евклида. Архимед. Расцвет Римской империи. Создание компилятивных работ. Энциклопедия Марка Терренция Варрона. Тит Лукреций Кар.

 

Дайте определение следующим понятиям:

    Античность; полис; натурфилософия; космоцентризм.

 

Литература:

1. Бессонов Б. Н. История и философия науки: учеб. пособие / Б. Н. Бессонов. - Москва: Юрайт, 2010. - 395 с. - (Основы наук).

2. Островский Э. В. История и философия науки: учеб. пособие / Э. В. Островский. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 160 с.

3. Войтов А. Г. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / А. Г. Войтов. - 3-е изд. - Москва: Дашков и К, 2007. - 691 с.


Тема 12. ОНТОЛОГИЯ И НАУКА

12.1. Что такое онтология

12.2. Современная онтология о бытии и его формах

12.3. Проблемы современной онтологии

 

Онтология - это раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Онтология стремится рационально постичь целостность природы, осмыслить все существующее в единстве и построить рациональную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи вещей.

Предмет онтологии: Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). Под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей. С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю.

Онтология науки означает учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки.

 

Дайте определение следующим понятиям:

   Объект; субъект; предмет; реальность; сущее; действительность; бытие; свойство; качество; материя.

 

Литература:

1. Кохановский В. П. Философия и методология науки: учеб. / Кохановский В.П. – Москва: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

2. Островский Э. В. История и философия науки: учеб. пособие / Э. В. Островский. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 160 с.

3. Классическая философия науки: хрестоматия / под ред. В.И. Пржиленского; сост.: В.И. Пржиленский [и др. ]. - Москва; Ростов н/Д: Март, 2007. - 592 с.

4. Канке В. А. История, философия и методология естественных наук: учебник для магистров: допущено Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по естественнонаучным направлениям и специальностям / В. А. Канке; [Национальный исслед. ядер. ун-т "МИФИ"]. - Москва: Юрайт, 2014. – 504 с.

5. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник / В. С. Степин. - Москва: Гардарики, 2006. - 383 с.


Тема 14. АКСИОЛОГИЯ И НАУКА

14.1. Сущность и основные понятия аксиологии

14.2. Основные по­ложения современной аксиологии

14.3. Проблема критериев ценно­сти

14.4. Понятие оценки

 

Аксиология - эго раздел философии, изучающий природу, онтологический статус, происхождение, структуру ценностного мира. Термин аксиология (от греческих слов axia - ценность и logos - слово, понятие, учение) введен в философию только в начале 20-го века, хотя ценностная проблематика присутствует в философии изначально.

Особенно интенсивно аксиология развивалась в конце 19-го – первой трети 20-го века. В это время сформировались основные подходы, раскрывающие природу ценностей: субъективистский, субъективистско-объективистский, объективистский. Согласно первому подходу, ценности не существуют сами по себе (до и независимо от человека), они локализуются в оценивающем субъекте. Источником ценностей здесь являются цели, чувства, воля человека. В качестве ценностей сторонники данного подхода рассматривают все, что имеет значение для человека. Представители второго подхода критиковали «субъективистов» на том основании, что не наши эмоциональные состояния и интеллект обусловливают ценность некоторых предметов, а наоборот: особые свойства этих предметов делают их значимыми, ценными для нас. В рамках этого подхода подчеркивалась также социокультурная природа ценностей, В качестве ценностей здесь истолковываются в первую очередь нормы, правила, идеалы, сформировавшиеся в лоне определенной культуры. Создатели третьего подхода утверждают онтологическую независимость мира ценностей от воспринимающего их субъекта. В рамках этого подхода ценности образуют особоецарство. Нечто становится ценным постольку, поскольку оно «причастно» это царству.

 

Дайте определение следующим понятиям:

    Ценность; стоимость; потребность; значимость; значение; важность.

 

Литература:

1. Кохановский В. П. Философия и методология науки: учеб. / Кохановский В.П. – Москва: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

2. Бессонов Б. Н. История и философия науки: учеб. пособие / Б. Н. Бессонов. - Москва: Юрайт, 2010. - 395 с. - (Основы наук).

3. Островский Э. В. История и философия науки: учеб. пособие / Э. В. Островский. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 160 с.

4. Матвеев П. Е. Аксиология: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. История аксиологии / П. Е. Матвеев; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. ‒ 176 с.


О РЕФЕРАТЕ

Реферат является самостоятельным теоретическим обзором литературы по избранной теме. В нем должны быть изложены основные подходы и концепции рассматриваемой проблемы, высказана обоснованная собственная точка зрения. В реферате необходимо показать научную актуальность темы и ее практическое значение.

Подготовка реферата является составной частью кандидатского экзамена по «Истории и философии науки». Тема реферата должна быть посвящена общим проблемам философии науки и истории той науки, в области которой специализируется соискатель. Научный руководитель осуществляет экспертную оценку уровня и качества готовности реферата. После чего кафедра аспиранта дает содержательную рецензию на представленный реферат.

Тема реферата избирается аспирантом из числа рекомендованных им научными руководителями. Обязательным условием является, чтобы тема отражала философско-мировоззренческие, методологические, логико-гносеологические и пограничные проблемы диссертационного исследования или того научного направления, в котором работает соискатель.

Тема реферата утверждается на заседании кафедры, на которой обучается аспирант. Выписка из протокола заседания кафедры представляется в отдел аспирантуры. Реферат представляется в одном экземпляре с подписью и указанием даты не позднее, чем за 15 дней до сдачи кандидатского экзамена.

По усмотрению преподавателя, реферат может быть обсужден в процессе проведения коллоквиумов или специальных занятий. Уровень реферата учитывается при оценке знаний соискателей во время экзамена, по нему могут быть заданы дополнительные вопросы.

План работы и оформление реферата

После утверждения темы работы необходимо приступить к подбору литературы, используя предложенный в данной программе список, рекомендации научных руководителей (по диссертационному исследованию и по написанию реферата). Подбор литературы к выбранной теме осуществляется аспирантом самостоятельно (не менее 8 источников).

Следующий этап работы – составление плана. Работа должна состоять из введения, нескольких глав, заключения, списка литературы и приложения (если в нем возникает необходимость, требуемая характером работы). Кроме того, работа должна быть снабжена научно-справочным аппаратом.

Введение содержит в себе постановку проблемы, задачи работы, определение круга рассматриваемых вопросов. Здесь же дается краткая характеристика использованной литературы и методологии исследования.

Главы воплощают в себе основное содержание работы. Каждая из них имеет свое название, выражающее существо рассматриваемого в ней вопроса. Между главами должны существовать логическая связь и содержательная преемственность, достигаемые правильным распределением теоретического и эмпирического материала. Следует избегать крайностей как чисто умозрительных, неподкрепленных содержательной интерпретацией построений, так и неосмысленного на философском уровне нагромождения фактических данных. Не следует также превращать реферат в собрание цитат авторитетных авторов. Ссылка на авторитет целесообразна и продуктивна лишь в контексте других форм научной аргументации: логической доказательности и подтверждения фактами. Заимствование теоретических положений и эмпирического материала предполагает обязательную ссылку на источник.

Заключение содержит выводы по результатам проведенного исследования.

Завершают работу список литературы и приложение. Приложение может включать таблицы, диаграммы, графики и другие формы представления научной информации. Научно-справочный аппарат дается в порядковых ссылках по тексту или в подстрочнике.

Структура реферата:

Титульный лист

содержание;

введение;

основная часть (2-3 главы), каждая из которых должна иметь 2-3 параграфа;

заключение;

список литературы, в алфавитном порядке, оформленный в соответствии ГОСТ 7.0.5–2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления (при оформлении списков и подстрочных библиографических ссылок).

Объем реферата – не менее 20 страниц.

Общие требования к оформлению основной текстовой части работы

текст работы представляется на стандартных листах писчей белой бумаги для машинописи или ксерокопирования формата А4 (210 х 297 мм);

плотность текста должна быть одной и той же по всему текстовому документу;

работа выполняется с использованием шрифта Times New Roman; полужирный шрифт не применяется;

гарнитура шрифта – 14 кегль; примечания (постраничные сноски) – 12 пт;

междустрочный интервал – полуторный;

размеры полей: сверху и снизу - 2 см и слева - 2,5 см., справа – 1,5 см.

выравнивание текста (основных частей работы, сносок и списка литературы) по ширине страницы;

абзацы в тексте печатаются с красной строки; от левого поля имеется отступ 1,25 см;

расстояние между абзацами – не допускается; между заголовком главы и параграфом – 1 интервал (одна пустая строчка); между текстом предыдущего параграфа и названием следующего – 2 интервала (две пустые строчки);

нумерация работы начинается со второй страницы (титульный лист не нумеруется).

Реферат брошюруется

Примерные темы рефератов

О КАНДИДАТСКОМ ЭКЗАМЕНЕ

Кандидатские экзамены являются формой промежуточной аттестации при освоении программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Структура образовательной программы аспирантуры предусматривает изучение дисциплин (модулей), направленных на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов.

Программа кандидатского экзамена предназначена для обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Программа кандидатского экзамена по Истории и философии науки разработана с учётом действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и на основе примерных программ кандидатских экзаменов по общенаучным (специальным) дисциплинам, утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа устанавливает требования к уровню подготовки обучающихся, описывает процедуры подготовки к сдаче и процедуру сдачи кандидатского экзамена, представляет структуру и содержание экзаменационных билетов и критерии оценки.

 

Целью кандидатского экзамена по истории и философии науки является проверка комплексного представления о философии и истории науки через философскую рефлексию над наукой и научным познанием.

Задачи кандидатского экзамена

- через изучение истории философско-научной мысли, выработать у аспирантов потребность к творческому овладению мировым философским и научным наследием;

- развивать интерес к самостоятельному решению сложных мировоззренческих проблем через изучение как исторического, так и теоретического курсов философии науки;

- сформировать навыки системного диалектического мышления с использованием современного философского и научного аппарата понятий, принципов, законов и методологий.

 

Вопросы к экзамену по кандидатскому минимуму по предмету

«История и философия науки»

1. Мировоззрение, его формы, типы и структура

2. Понятие мировоззрения

3. Основные типы мировоззрения

4. Структура философского и научного мировоззрения

5. Сущность науки и ее структура

6. Специфика научного знания и его основные признаки

7. Поня­тие науки

8. Структура науки

9. Научная деятельность     

10. Два аспекта науки: научные знания и научная деятельность

11. Струк­тура научной деятельности

12. Научная сфера жизни общества   

13. Формирование научной сферы жизни общества

14. Специфика научной сферы и ее функции

15. Карьера ученого

16. Российская наука: традиции, проблемы, перспективы     

17. Предпосылки возникновения науки в допетровской руси (ix— xvii вв.)

18. Возникновение первых научных учреждений (xviii в.)

19. Достижения российской науки в xix—начале xx в.

20. Развитие российской науки в период с 1917 г. До начала 2000-х гг.

21. Проблемы и перспективы современной российской науки

22. Пранаука первобытного общества        

23. Античная наука 

24. Техника античности

25. Средневековье: наука и религия  

26. Религиозный тип познания

27. Струк­тура средневекового знания. Наука и образование

28. Проблема соот­ношения веры и разума

29. Западная и восточная ветви средневековой науки. Знание на Руси

30. Технические и научные достижения сред­невековья

31. Эпоха возрождения: становление новой картины мира   

32. Великие географиче­ские открытия

33. Становление медицинской науки

34. Рефор­мация и наука

35. Классическая наука нового времени (xvii-xviii вв.) 

36. Наука эпохи просвещения (xvii—конец xviii в.)

37. Промышленная революция и технические достижения xviii в.

38. Основные научные и технические достижения xix в.

39. Современная «неклассическая» наука xx—xxi вв.  

40. Сложность оценки современного этапа в развитии науки

41. На­учная картина мира xx—xxi вв.

42. Важнейшие достижения физики xx в.

43. Достижения современной генетики

44. Синерге­тика

45. Техника и технологии

46. Онтология и наука     

47. Современная онтология о бытии и его формах

48. Гносеология и наука  

49. Гносеология и ее категориальный аппарат

50. Сущность по­знания, его субъект и объект

51. Цели познания и его методы

52. Структура процесса познания

53. Проблема достоверности познания. Абсолютная и относительная истина

54. Аксиология и наука    

55. Сущность и основные понятия аксиологии

56. Основные по­ложения современной аксиологии

57. Проблема критериев ценно­сти, понятие оценки

58. Методологические проблемы науки      

59. Сущность методологии. Теория и метод

60. Основные методоло­гические принципы

61. Методы познания

62. Проблема границ познания

63. Праксиологические проблемы науки    

64. Сущность праксиологии

65. Социальная деятельность и ее структура

66. Специфика научной деятельности

67. Философские проблемы социально-гуманитарных наук 

68. Объект социально-гуманитарных наук

69. Специфика системы социально-гуманитарного знания и его методов

70. Основные направ­ления социально-гуманитарных наук


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Кохановский В. П. Философия и методология науки: учеб. / Кохановский В.П. – Москва: АСТ; Р остов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

2. Бессонов Б. Н. История и философия науки: учеб. пособие / Б. Н. Бессонов. - Москва: Юрайт, 2010. - 395 с. - (Основы наук).

3. Островский Э. В. История и философия науки: учеб. пособие / Э. В. Островский. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 160 с.

4. Войтов А. Г. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / А. Г. Войтов. - 3-е изд. - Москва: Дашков и К, 2007. - 691 с.

Дополнительная литература:

1. Классическая философия науки: хрестоматия / под ред. В.И. Пржиленского; сост.: В.И. Пржиленский [и др. ]. - Москва; Ростов н/Д: Март, 2007. - 592 с.

2. Канке В. А. История, философия и методология естественных наук: учебник для магистров: допущено Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по естественнонаучным направлениям и специальностям / В. А. Канке; [Национальный исслед. ядер. ун-т "МИФИ"]. - Москва: Юрайт, 2014. – 504 с.

3. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник / В. С. Степин. - Москва: Гардарики, 2006. - 383 с.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методика преподавания дисциплины «История и философия науки» исходит из роли этого курса, который на основе курсов философского профиля высшего образования «Философия», «Религиоведение» продолжает обучение аспирантов.

На основе этого строятся различные формы учебных занятий под руководством преподавателя. Исходя из объектно-предметной базы дисциплины, она включает в себя лекционные, семинарские и практические занятия. Преподаватель должен объяснять алгоритм и инструментарий выполнения семинарских и самостоятельных практических работ, и основные требования и критерии оценки, выполняемых заданий.

В качестве средств обучения используются традиционные (лекции и семинары) а также технические, аудиовизуальные средства. В рамках преподавания дисциплины применяется методы демонстрации приемов выполнения заданий; последовательного перевода аспирантов от выполнения задания под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач; постановка проблемных вопросов, на которые аспиранты самостоятельно ищут ответ; использование приемов закрепления информации в ходе занятия. Таким образом, основной формой организации лекции должны быть –лекция-дискуссия и информационно-проблемная, включая вопросы на проверку усвоения и понимания аспирантами материала и использование опорного конспекта. Лекции имеют целью дать логично выстроенную четкую систему научных знаний по дисциплине, начиная с истории развития науки и современных научных концепций.

В дальнейшем, в ходе лекций, семинарских и практических занятий предстоит последовательно освоить теоретические основы главных научных концепций. Практические занятия предназначены для углубления и закрепления знаний, полученных обучаемыми в ходе лекций и семинарских занятий. Семинарские занятия рекомендуется проводить в форме докладов и сообщений по конкретным вопросам, изучаемым в данной дисциплине. Проводятся после завершения определенной темы или комплексу тем. Преподаватель предоставляет аспирантам план семинарских занятий, список необходимой литературы. Все методические усилия преподавателя по организации самостоятельной работы аспиранта должны быть направлены на то, чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, творчески усваивать изучаемый материал, анализировать и интерпретировать данные, понятия и идеи, работать с литературой, искать и находить новое знание, использовать его в практических ситуациях.

Текущий контроль знаний служит для выявления степени усвоения учебного материала по изучаемой дисциплине. Он должен осуществляться в пределах всех организационных форм обучения и планироваться. Он призван выявить объем, глубину и качество восприятия изучаемого материала, определить имеющиеся пробелы в знаниях и наметить пути их устранения; выявить уровень овладения навыками самостоятельной работы; стимулировать интерес аспирантов к дисциплине.

Самостоятельная работа является обязательной частью обучения аспиранта. СРС – это деятельность аспиранта в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по рекомендациям или заданию преподавателя при его консультировании, но без непосредственного участия педагога. Задачами самостоятельной работы являются активизация, мотивация сознательности, самостоятельности в решении практических задач и активности аспирантов, выработка навыков управления своим временем для решения учебных задач и подготовка к промежуточной аттестации.

Аспиранты готовятся к занятиям, согласно требованиям, которые предъявляются в разделе: «аспирант должен знать, уметь, владеть» в РПД, а также следуя инструкциям в каждом задании фонда оценочных средств, которые равномерно распределены в течение всего семестра, а также посещать в течение семестра плановые мероприятия кафедры (методические семинары, конференции, открытые лекции и др.).Аспирант должен работать с рекомендуемой литературой, выполнять задания СРС аккуратно и своевременно.

Для лиц с ОВЗ количество, степень сложности и выполнение заданий соотносится с нозологией.

Для обеспечения образования инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется индивидуальный подход к освоению дисциплины с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в частности, индивидуальные задания. Для лиц с нарушением зрения задания предлагаются с укрупненным шрифтом, для лиц с нарушением слуха – оценочные средства предоставляются в письменной форме с возможностью замены устного ответа на письменный, для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата двигательные формы оценочных средств заменяются на письменные/устные с исключением двигательной активности. При необходимости аспиранту-инвалиду предоставляется дополнительное время для выполнения задания. При выполнении заданий для всех групп лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие индивидуального помощника-сопровождающего для оказания технической помощи в оформлении результатов проверки сформированности компетенции.

Таким образом, аудиторная и самостоятельная работа аспирантов включает в себя: текущую работу с преподавателем над учебным материалом; изучение и дополнение своих лекционных записей с использованием дополнительной литературы; подготовку сообщений и докладов на семинарские занятия; выполнение заданий в рамках практических работ; самоконтроль приобретенных знаний; подготовку к экзамену.

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ТИПЫ И СТРУКТУРА

1.1. Понятие мировоззрения

1.2. Основные типы мировоззрения

1.3. Структура философского и научного мировоззрения

 

Проблема определения и типологии мировоззрения восходит к выделению критерия классификации. Так, К. Маркс и Ф. Энгельс, опираясь на онтологическую первооснову, выделили материалистическое и идеалистическое мировоззрения. Н. Лосский, рассматривая различные методы и направления философских учений, попытался выделить соответствующие им мировоззрения. Делая акцент на центральное понятие (человек, космос или Бог), исследователи выделяют антропоцентрический, космоцентрический и теоцентрический виды мировоззрения. Опираясь на уровни сознания, выделяют обыденный, мифологический, религиозный, научный и философский типы мировоззрения, а также иррациональное и рациональное мировоззрения. Однако, данные критерии не позволяют создать всеохватывающей классификации, ибо оставляют за рамками взаимосвязь форм, уровней, типов и видов мировоззрения. В результате, для более или менее всеохватывающей классификации разнообразных мировоззрений необходимо отметить соответствующие критерии и показать их соотношение.

 

Дайте определение следующим понятиям:

Мировоззрение; форма мировоззрения; атеистическое, теистическое, агностическое мировоззрения; тип мировозрения; иррациональный, мифологический, обыденный, религиозный, научный, философский и интуитивный тип мировоззрения; структура мировоззрения; форма общественного сознания; мораль, искусство, религия, философия, право, наука; культура; цивилизация.

 

Литература:

1. Островский Э. В. История и философия науки: учеб. пособие / Э. В. Островский. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 160 с.

2. Войтов А. Г. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / А. Г. Войтов. - 3-е изд. - Москва: Дашков и К, 2007. - 691 с.

3. Лосский Н. О. Типы мировоззрений // Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / сост. А.П. Поляков. – Москва: Республика, 1995 г. – 400 с.

4. Чебунин А. В. Мировоззренческие основы материальных, социальных и духовных ценностей // Вестник Бурятского государственного университета. 2018. № 3. Философия. Том 1. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госун-та, 2018. – 102 с. (с. 30-41).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.13 с.)