Единство и многообразие мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство и многообразие мира.



В решении вопроса о единстве мира можно выделить две позиции:

v С точки зрения сторонников первой из них, универсальная общность мира состоит в материальности его предметов, явлений и процессов (линия Демокрита).

v С точки зрения представителей второй, это единство состоит в общей идеальной основе мира (линия Платона).

Кроме этих позиций могут быть и такие, которые включают в себя обе позиции одновременно (ду- ализм, плюрализм).

Диалектико-материалистический монизм исходит из тезиса о том, что «действительное единство мира состоит в его материальности» (Ф. Энгельс). Принцип монизма является основой формирования

«образа» мира или его картины, которая может (быть представлена на разных уровнях: философском (интегральный образ, основанный на универсальных принципах бытия), общенаучном (образ, опирающийся на синтетические дисциплины: человековедение, природоведение, обществоведение и др.) и частнонаучном (образ, отражающий отдельные фрагменты социоприродного бытия).

 

 


Дополнительная литература:

Кемеров В.Е. Метафизика-динамика.// Вопросы философии 1998 №8

Задания:

· Письменно ответить на вопросы:

1. Что включается, и что не включается в понятие «бытие»? Существуют ли более широкие и сопоставимые с ним понятия?

2. В чем различие между философскими и физическими понятиями «материя» и «движение»?

3. Чем именно в Вашем представлении обеспечивается единство мира?

4. Всеобщие формы существования распространяются, по определению, на все феномены действительности. Пространство и время-суть, всеобщие формы существования. Как они распространяются друг на друга.

5. Можно ли представить себе покой абсолютным, а движение-относительным?

6. Чем категории философии отличаются от категорий конкретных наук?

7. Как вы можете философски объяснить парность категорий (бытие-сознание, абсолютное- относительное, частное-общее)

8. Какие категории философии оказались наиболее сложными для Вашего понимания?

 

Тема 3.2 Философия сознания

Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный ответ, то проблема сознания до сих пор остается большой загадкой.

Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно- творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Теории происхождения сознания:

1. сознание имеет божественное (космическое) начало

· теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

· теория Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом

2. сознание - присуще всем живым организмам

· многие действия, совершаемые животными (кошки, собаки, приматы) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания

· инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные

3. сознание - свойство исключительно человеческое

· сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

Сознание – это весьма сложное, многогранное явление, возникающее лишь на определенном этапе развития живой природы. Феномен сознания в силу своей многогранности изучается различными науками, каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересами, каждое из этих определений оказывается при этом неполным или односторонним.

С философской точки зрения, под сознанием понимают способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах.


философия

биофизика                                                                        психология


 

юриспруденция


Сознание


 

кибернетика


 


психиатрия

 

Сферы «поля» сознания:


информатика


Сознание — это не просто некий образ, а идеальная форма деятельности, которая ориентирована на активное отражение и преобразование мира.

Достаточно условно в структуре сознания можно выделить четыре составляющие:

· телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе знания (ТПС)

· логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (ЛПС);

· эмоциональные компоненты сознания (ЭК);

· ценностно-смысловые компоненты (ЦСК).

С помощью ТПС человек получает первичные знания об окружающем его мире и о себе самом.

ЛПС дает возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними. ЭК не связана непосредственным образом с внешним миром. Это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п. ЦСК содержит в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Одно из важнейших свойств сознания человека — его активность. Активность сознания проявляется в том, что оно:

■ отражает мир целенаправленно и избирательно;

■ конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

■ разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;

■ служит основой преобразовательной деятельности человека.

Структура сознания:

Самознание

- самочувствие

- осознание своего «Я»

- стремление к самореализации

2. знания (Представления, понятия, суждения, теории. Результат процесса познания);

3. эмоции (Положительные, отрицательные. Субъективные реакции   на           раздражители, непосредственные переживания);

4. воля (способность регулировать собственные действия в соответствии с ЦЕЛЬЮ);

5. воображение (элемент психической деятельности -                       представление                 ситуаций,      не воспринимаемых в действительности);

Бессознательное

- инстинкты

- интуиция

-автоматизмы

Происхождение сознания

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле возникает живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения:

раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Согласно концепции известных психологов А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри, процесс воз- никновения психики человека можно представить следующей схемой:


     
 
Стадия перцептивной психики В. Наивысший уровень. Способность решать одну задачу розными способами. Перенос найденного принципа в новые условия. Создание примитивных орудий деятельности. Способность к позна- нию без биологических потребностей.

 


Элементарная сенсорная психика А. Низший уровень: Примитивная чувствительность. Раздражимость
Элементарная сенсорная психика Б. Высший уровень: Наличие ощущений. Способность к формированию условных рефлексов
Качественно новым этапом развития психики явилось возникновение сознания человека, что было обусловлено такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создававшиеся человеком предметы культуры и возникшие на определенном уровне развития человека знаковые системы.

Важнейшим условием возникновения и развития человеческого сознания явилась совместная продуктивная, опосредованная речью орудийная деятельность людей.

Эта деятельность требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она невозможна без наличия общей цели, которой является предполагаемый продукт совместного труда.

В начале своего развития сознание человека имеет внешнюю направленность. Человек сознает свое положение как положение вне этого мира, воспринимая этот мир как независимый и отделенный от человека. Позднее у человека появляется способность осознавать самого себя. Это направление в развитии сознания называют рефлексивным.

Второе направление связано с развитием мышления и называется понятийным. Это направление отражает тесную взаимосвязь мышления и языка, в которых важными элементами являются понятия и слова, в своем единстве представляющие такую единицу сознания, как слово-понятие.

 

Предпосылки формирования сознания:

·   Биологические предпосылки

- формирование головного мозга

- телесная организация (прямохождение, развитость конечностей)

- наличие первой сигнальной системы

- стадная форма существования


·   Социальные предпосылки

- труд

- речь

- общинная жизнь

 

Сознание и бессознательное

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и. т.п.

Наибольший интерес для философии представляет личностное проявление бессознательного. К бессознательному в личности человека относят такие качества, как потребности, интересы и т.п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и т.п. явления), непроизвольное забывание (имея, обещаний, намерений, событий, фактов и.т.п.); это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

По 3. Фрейду, ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».

Забывание имен, фактов, событий и т.п. связано с какими-то, не осознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.

Сновидения и грезы, по 3. Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

 

Бессознательное в личности:

ü ошибки

ü забывание

ü сновидения, мечты, грезы

ü интуиция

ü автоматизмы

ü инстинкты

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно

«включается» в следующих случаях:

■ когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

■ когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

■ когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из этой, ситуации оптимальный выход;


■ когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

 

Типы бессознательного:

Один из них находится в области предсознательного — это ощущения, восприятия, память, мышление, установки! Всё они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

Другой — представляет такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного. Это, например, двигательные умения и навыки — ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и. т. п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем; от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсознательному.

Третий тип бессознательных явлений — это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали (так называемой цензуры). Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.

 

Уровни сознания:

1.   Личностное сознание -осознание человеком своей индивидуальности, своего бытия в обществе и в окружающем мире. Этот уровень сознания включает в себя два подуровня:

- бытовой (эмпирический, повседневный)

- теоретический (идеологический, равный убеждениям личности

2.   Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих данное общественное бытие. Осознание обществом своего бытия и бытия мира.

 

Общественное сознание зависит от общественного бытия. Однако эта зависимость не является абсолютной. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, развиваясь по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором — тормозит его развитие.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, национальность, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (знания, идеалы, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа. Другими словами, общественное сознание не имеет своего над личностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.


Содержание общественного сознания может существовать как в материальной (компьютерные программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах.

Уровни общественного сознания:

- обыденное сознание (оно основано на жизненно-практическом опыте человека)

- теоретическое сознание (рационализированная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность)

С обыденным сознанием связана общественная психология, которая охватывает массовидные психические процессы, присущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и психические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная психология формируется в основном стихийно.

- идеология (совокупность теоретических, обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп). Идеология формируется целенаправленно. В зависимости от отношения к общественному прогрессу она может быть революционной или реформистской, прогрессивной или реакционной, на- учной или ненаучной.

Функции общественного сознания:

· познавательная,

· социально-преобразовательная,

· прогностическая,

· регулятивная

· воспитательная.

Все они взаимосвязаны друг с другом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.054 с.)