Тема 2. 3 философия средних веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 3 философия средних веков



1. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего сущест- вующего начала, а весь окружающий мир - Его творением.

Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Август Блаженный (354 — 430), Боэций (480 — 52"4), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 -

1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1l09), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 —

1349).

 

Основные черты средневековой философии:

· Теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог;

· Креационизм - изучению космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога. Человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой, подчеркивалась божественная сущность человека;

• провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

• выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

• выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на себя грехов всего человечества;

• мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

 

2. Основополагающими догматами средневековой философии являются догмат творения и догмат откровения.

Согласно догмату творения:

Ø Бог сотворил окружающий мир из ничего;

Ø творение мира есть результат акта Божественной воли;

Ø мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

Ø единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

Ø Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

Ø подлинным бытием является только Бог;

Согласно догмату откровения:

Ø мир можно познать, только познав Бога

Ø Бог разрешил познать себя (дал информацию о себе) через откровение — Библию;


Ø единственный способ познания Бога и всего сущего — толкование Библии;

Ø Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека — вере.

 

3. Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

- Окружающий мир всецело сотворен Богом

- Бог является носителем и сосредоточением Добра и справедливости; следовательно, окружающий мир изначально наполнен Добром; зло в мир приносит дьявол

- В мире идет постоянная борьба между Добром и злом, но поскольку мир-творение Бога, то Добро одержит победу над злом

 

4. Средневековая теологическая философия, в отличие от античной, практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы (например, Аристотель) считали единой сущностью — бытием, теологическая философия разделяет на:

• бытие (существование) — экзистенцию;

• сущность — эссенцию.

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).

Эссенция (сущность) характеризует вещь.

 

5. Схоластика — господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Название "схоластика" произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище "Философия — служанка богословия").

Для схоластики характерно восприятие Библии абсолютной истины. Схоласты подразделяли знание на два вида:

1. сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);

2. естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога).

В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения.

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления — номинализм и реализм.

Реализм — направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии.


Номинализм (от лат. потеп;— имена) — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей.

 

6. Значение средневековой теологической философии:

• Стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени;

• сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;

• способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология — са- мостоятельное учение о познании);

• способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

• положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии

• пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

• выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.008 с.)