Раздел 2 основные течения и школы в истории философии тема 2. 1 древнеиндийская философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2 основные течения и школы в истории философии тема 2. 1 древнеиндийская философия



В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

· XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

· VI - II вв. до н. э. — эпический период;

· II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды, как правило, включали в себя:

• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");

• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

• книги лесных отшельников ("араньяки");

• философские комментарии к Ведам ("упанишады").

Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.

 

Душа в индийской философии состоит из двух начал:

• атмана;

• манаса.

Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

Также для индийской философии характерны учения о сан-саре, ахимсе, мокше и карме.

 

Реинкорнация -переселение или перевоплощение души по законам кармы.

Сансара — учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.


Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы — провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития — мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)

Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами —

Великими Душами.

Ахимса — единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы — непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

 

Буддизм и его основные идеи:

1. Буддизм — религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сид-хардха Шакьямуни) (563 — 483. гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

"Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.

 

2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

• земная жизнь полна страданий;

• страдания имеют свои причины — жажду нажины, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

• от страданий можно избавиться;

• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

 

3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана — Великое Освобождение.

Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов:

• правильное видение — понимание основ буддизма и своего  пути в        жизни;

• правильная мысль — жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

• правильная речь — слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;

• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;

• правильный образ жизни - соблюдение буддистских запове ей в каждом поступке;

• правильное умение усердие и трудолюбие;

• правильное  внимание  - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

 

4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:

· не убий


· не укради

· будь целомудренным

· следуй заповедям буддизма

· не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ

 

Философия Древнего Китая

Характерные черты китайской философии:

1. понимание окружающей действительности:

· восприятие своей страны - как центра существующего мира

· восприятие человека, природы и космоса как единого целого

· консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен, стремление к постоянству

· невыделение отдельной человеческой личности из коллектива

· осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной структуры; приоритет, отдаваемый коллективным формам труда; отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством

· восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого, распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушания

· понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (секреты долголетия)

2. понимание человека:

· согласно китайской философии человек является сгустком трех видов космической энергии:

Цзинэнергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии:

• "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;

• "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни.

Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего.

Энергия ци подразделяется на:

вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;

духовную   ци   —   душу   человека    и    других    живых        существ. Шэнь — неистребимая духовная энергия, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

· китайская философия не дает четкого понятия человека

· начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия

· выделяет в качестве духовного центра человека сердце

· воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой

· призывает ценить отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность

3. понимание мира

· помимо трех видов космической энергии (цзин, ци, шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии:

Ян – мужская сексуальная энергия

Инь – женская сексуальная энергия


Отсюда все существующее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных); так и неживой природы (Ян (активное начало) - солнце, небо, день, сухость, легкость, Инь (пассивное начало) – луна, земля, равнины, ночь, влага)

· в основе существования живой и неживой природы лежит принцип «Тай-цзи» -

единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Религиозно-философские учения Древнего Китая:

1. Даосизм – философское учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (конец 6-начало 5 веков до н.э.)

Основные понятия даосизма:

Дао – первоначало от которого произошел весь мир

Дэ – энергия благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир

 

2. Конфуцианство – философское учение, которое рассматривает человека как участника социальной жизни.

Основоположником данного учения является Конфуций (551-479 гг. до н.э.)

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

1. Как необходимо управлять людьми?

2. Как вести себя в обществе?

Представители этого учения выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

· жить в обществе и для общества

· уступать друг другу

· слушаться старших по возрасту и по званию

· подчиняться императору

· сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей

· быть гуманным

· верно служить стране, быть патриотом

· быть благородным

· обладать большими амбициями, ставить высокие цели

· проявлять старание в работе

· постоянно учиться и самосовершенствоваться

 

3. Легизм – социальное учение, как и конфуцианство, решающее вопрос - «как управлять обществом?». Легисты выступают за управление обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти.

Особенности легизма:

· движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы

· как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны


· чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения

· государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся

· законы должны быть одинаковы для всех групп населения

· государство – главный регулирующий механизм общества и имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

 

Семинарское занятие №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.017 с.)