Конфликт как социально-экономическое явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликт как социально-экономическое явление



Конфликт – явление сложное, многообразное и далеко не однозначное. Конфликты затрагивают не только межличностные отношения и социальную сферу, но и являются неотъемлемой частью экономики. Главный рыночный механизм – конкуренция – является формой конфликта, все сферы экономических отношений являются аренами, на которых разыгрываются скрытые или явные противостояния. Не только противоборство, но и любое соглашение между двумя агентами рынка автоматически противопоставляет их другим агентам (независимо от того, входит это в их намерения или нет), подталкивая как уже действующие, так и стремящиеся войти.

Конфликты как социальное явление - сложный и требующий постоянного и досконального изучения вопрос. Рациональным решением социально-политических противоречий, конструктивным использованием их энергетического ресурса и положительных сторон, можно трансформировать конфликты в один из факторов общественного развития. Здесь самое главное - своевременное распознавание конфликта, вынесение его на поверхность жизненной ситуации, во избежание вреда, которое может нанести обществу его сокрытие, сглаживание и урегулирование в позитивном ключе. Именно так конфликт может стать прогрессивной силой, направленной на укрепление общества.

Первые попытки рационального осмысления природы социального конфликта принадлежат древнегреческим философам. Известный античный философ-диалектик Гераклид (530-470 до н. э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания.

Идеи Гераклида о конфликтах и борьбе как основе всех вещей разделил философ-материалист Эпикур (341-270 до н. э.), который тем не менее считал, что негативные последствия столкновений когда-нибудь вынудят людей жить в состоянии постоянного мира. Так мечты о бесконфликтном состоянии общества дополнились первыми теоретическими рассуждениями.

Сложные и противоречивые оценки социальных конфликтов дала эпоха Возрождения. В это время с резким осуждением социальных столкновений вооруженных конфликтов выступали такие известные гуманисты, как Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бэкон.

Интересны высказывания о природе конфликтов английского философа-материалиста Фрэжиса Бэкона (1561-16261), поскольку он подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин конфликтов внутри страны и возможные способы их преодоления.

В XIX в. наметился иной подход к оценке социальных конфликтов. В конце XIX в. появились работы Г. Спенсера, М. Вебера, Л. Гумпровича, в которых конфликт стал рассматриваться как один из главных стимулов социального развития.

Марксистская социология уже в XIX в. внесла существенные коррективы в господствовавшие представления о процессах общественного развития. Марксизм на всех уровнях познания общественных процессов признает социальные конфликты неизбежным явлением общественной жизни.

В начале XX в. вышла работа немецкого социолога Г.Зиммеля, посвященная понятию социального конфликта. Он предлагал заняться анализом «чистых форм» социального общения и взаимодействия. Среди таких относительно устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество должен занять свое место и конфликт, который является не только нормальной, но и исключительной важной формой общественной жизни.[8]

Г. Парк, один из основателей «чикагской» школы в социологии, разработал в 1920-30 - х гг. «теорию социального взаимодействия», в которой конфликт выступал как один из его четырех основных видов (наряду с конкуренцией, приспособлением и ассимиляцией).

Также в начале 20-х годах XX в. появились отечественные публикации, в которых главным объектом анализа был конфликт.

Однако, социология конфликта сложилась как самостоятельное направление в социологии лишь к концу 1950-х гг. ХХв. благодаря трудам Р. Дарендорфа и Л. Козера.

Актуальность значимости изучения конфликтов привлекла к этой проблеме внимание ЮНЕСКО в 1957 г. В 1960-х в Мичиганском университете был создан Центр по исследованию конфликтных ситуаций.[9]

В настоящее время конфликтология представляет собой область профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки, знаний и умений.

Как наука конфликтология постепенно приобретает статус самостоятельной научной дисциплины, имеющий комплексный характер. Однако, самостоятельность конфликтологии относительна. Она пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых наук, если это помогает ей в изучении конфликтов. Особенно тесно она связана с теми областями знаний, от древа которых она, собственно, «отпочковывается», - с социологией и психологией. [10]

Из современных отечественных психологов и социологов, изучающих конфликт как социально-психологическое явление, можно выделить Гришина Н.В. («Психология конфликта», 2000г.; «Давайте договоримся», 1993г.); Еремина Б.Л. («Выбор путей преодоления конфликта», 1997г.; «ПР как инструмент работы в конфликте и проблемы управления персоналом», 1997г.); Хащенко В.А. («Способы разрешения конфликтов в экстремальных ситуациях жизнедеятельности»,1993г.).

Таким образом, мы видим, что изучение конфликтов занимались уже давно, причем ученые по-разному понимали природу конфликтов и то, какое воздействие они оказывают на людей.

Для того чтобы определить это воздействие, необходимо рассмотреть функции конфликта.

В повседневной жизни сложилось достаточно однозначное отношение к конфликтам как негативным явлениям. Возникновение конфликта рассматривается как симптом неблагополучия. Те, кто признает конфликт нежелательным явлением, считают его разрушителем нормально функционирующей социальной системы. По их мнению, в своей основе конфликт не присущ системе и возникает тогда, когда активизируются силы, которые стремятся создать нестабильность в данной системе.

Другая научная традиция рассматривает конфликт как необходимый компонент социальных отношений. Такая точка зрения присутствует в трудах Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Вебера, Маркса, Козера, Даренфорфа.

Итак, основные функции конфликта могут быть объединены в блок конструктивных и блок деструктивных функций. Оценивая их, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

- неоднозначность оценок и противоречивость результатов экспериментальных исследований высветили отсутствие четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов. Наличие таких критериев позволило бы получить наряду с оценками существующего характера отношений людей в коллективе и прогноз их возможного развития. Грань между конструктивными и деструктивными функциями, казалось бы, достаточно четко просматриваемая в теории, заметно теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

- трудно дать обобщенную оценку положительной и отрицательной ролей конфликта. Подавляющее большинство конкретных конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

- конструктивность и деструктивность конкретного конфликта зависит от многих факторов, основными среди которых являются особенности процесса разрешения конфликта и, прежде всего, его результата. Если конфликт разрешается цивилизованными способами, а в результате разрешения побеждает правая сторона или, еще лучше, - в выигрыше остаются обе стороны, то такой конфликт будет конструктивным. В противоположном случае конфликт деструктивен;

- степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

- необходимо учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого - деструктивен[11].

Учитывая эти обстоятельства, рассмотрим основные функции конфликтов по отношения к оппонентам и их социальному окружению.

Хотелось бы акцентировать внимание на   позитивных функциях. Обобщенно их можно свести к трем основным:

1. Информативная функция, или познавательная, благодаря которой конфликт превращается в источник полезных сведений, поскольку в нем в обостренной и концентрированной форме проступают многие явления и свойства, ускользающие от наблюдения при спокойном ходе событий. Информативная функция имеет две стороны, сигнализирующую и коммуникативную. Сигнализирующая сторона заключается в том, что администрация начинает обращать внимание на нетерпимые условия труда, произвол, различного рода злоупотребление. Стремясь не допустить эскалации конфликта, она принимает меры для смягчения создавшейся ситуации.

Коммуникативная сторона определяется так, что для обеих конфликтующих сторон необходимо располагать информацией, позволяющей сделать выводы о стратегии и тактике своего противника, ресурсах, которыми он располагает. Расширяя свой информационный потенциал, стороны волей- неволей усиливают коммуникативный обмен друг с другом, познавая гораздо больший объем информации о факторах и причинах, интересах и целях, позициях и программах выхода из конфликта.[12]

2. Интегративная функция. Эта функция связана с процессами внутри конфликтующих сторон и взаимодействиями между ними. В социальной психологии это явление получило название «эффект группового фаворитизма». Суть его заключается в тенденции каким- либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Этот эффект может действовать в самых разных ситуациях, устанавливая линию между теми людьми, которые по каким-либо критериям интерпретируются как «свои или чужие».

3. Инновационая функция. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива. Под влиянием противоборства или в результате его прекращения происходит известная трансформация состояния межличностных отношений. Правильно урегулированный конфликт улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за счет изменения всех важнейших характеристик, сплоченности, авторитета, уровня идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации, взаимного доверия и уважения. К описанным выше функциям нельзя подходить с оценочными категориями. Их ценность ситуативна. Все трансформации, происходящие во время конфликта, единовременны и взаимосвязаны. Только послеконфликтный анализ может вывести направленность конфликта. [19]

Среди конструктивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

- конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления. При завершении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью, в основном или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;

- конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально — психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него;

- конфликт позволяет ослабить психическую напряженность;

- конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений;

- конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликтов по вертикали в 28% случаев повышается качество индивидуальной деятельности руководителя (в 17% случаев качество деятельности руководителя ухудшается). Объясняется это тем, что руководитель значительно чаще добивается своей цели в конфликте, чем подчиненный.[13]

Положительное влияние конфликта заключается в том, что он активизирует социальную жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, активизирует гуманистические ценности, может способствовать сплочению группы перед внешней опасностью и др.

К сожалению, как правило, наиболее очевидны и поэтому чаще всего фиксируются в нашем сознании деструктивные функции конфликтов.[14]

По отношению к главным участникам взаимодействия конфликты действуют следующим образом:

- большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

- неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, травмированием оппонентов. Статистика свидетельствует, что большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликтов;

- конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоциональном напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно - сосудистых заболеваний;

- конфликт - это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившейся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;

- конфликты негативно отражаются на эффективности деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;

- конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что руководитель всегда прав, мнение о том, что в данном коллективе ничего нового внедрить не удастся.

Таким образом, деятельность руководителя организации в большей степени направлена на профилактику деструктивных конфликтов. Важно также урегулировать уже разгоревшийся деструктивный конфликт. А для этого надо знать методы профилактики и преодоления деловых конфликтов в организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.022 с.)