Киренаики (Аристипп), проповедовавшие гедонизм, стали искать выход в безудержном наслаждении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Киренаики (Аристипп), проповедовавшие гедонизм, стали искать выход в безудержном наслаждении.



Киники (Антисфен, Диоген Синопский), напротив, обратились к идеалам крайнего аскетизма, предлагая полное внутреннее освобождение через отречение от мирских благ и «переоценку ценностей».

Стоицизм (Сенека (5--65), Эпиктет (50--140), Марк Аврелий (121--180)) находит точку опоры в чувстве собственного достоинства, твердом осознании индивидом личной добродетели и моральных ценностей, в отрешенности от внешнего мира. Путь к стоической апатии лежит через мудрость. Мудрец -- воплощение добродетели. Он умеет быть выше страданий, судьбы и обстоятельств, живет в согласии с собой и природой. Стоик должен сообразовывать свои деяния с государственным устройством, заботиться о семье и выполнять обязанности гражданина.

К высшим гражданским доблестям Сенека относит мужество, презрение к боли, самопожертвование во имя отечества, усматривая в них подлинное «величие духа».

В отличие от этих течений, все еще пытающихся решать нравственные проблемы средствами рационализма, зарождающееся христианство опирается на религиозную веру и переносит моральные ориентиры из реальной жизни в сферу потустороннего и сверхъестественного.

Этика эпохи Средневековья и Возрождения

Этика западноевропейского Средневековья (V--XV вв.) по праву может быть названа религиозной христианской этикой.

Апологетика (II--III вв.) провозглашала несовместимость веры и разума, подчеркивая, что сила веры прямо пропорциональна нелепости ее утверждений: «Верую, потому что это нелепо... Верно, потому что это невозможно!» (Тертуллиан).

Основные положения христианской этики оформились в IV--V вв. в рамках патристики -- католического учения «отцов церкви», которые на основе теологии -- учения о Боге -- сформулировали позитивный общедоступный нравственный идеал. Представители патристики Тертуллиан, Ориген, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст и др. вели активную полемику с рационалистической традицией античности и язычеством и, разрабатывая основы универсальной морали, отстаивали религиозный подход и христианские ценности. Наиболее последовательно и убедительно этические идеалы патристики развивал Августин Блаженный (354--430).

Мир, по мнению Августина, изначально создан Богом (в процессе т.н. акта креации, или творения). Бог является средоточием высшего блага. Зло существует только Божьим попущением, чтобы испытать человека и отличить грешников от праведников. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, обладает свободной волей и может осуществлять моральный выбор между добром и злом. Все люди, даже младенцы, изначально прокляты вследствие первородного греха, совершенного их прародителями Адамом и Евой. Однако Бог посылает в мир своего сына Иисуса Христа, чтобы даровать человечеству спасение. Иисус дополняет основные ветхозаветные заповеди (не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, люби ближнего своего и др.) заповедями Нового завета: «Любите врагов ваших», «Не противься Злу». Уверовавшие в Христа выходят из «града земного» (Римская империя), основанного «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и образуют «град Божий» -- духовную общность, основанную на «любви к Богу, доведенной до презрения к себе». В реальной жизни невозможно отличить нечестивых от праведных и объяснить, почему Бог одних спасает, а других ввергает в геенну огненную. Можно только верить в Бога, следовать христианским заповедям всеобщей любви и надеяться на Божье милосердие.

Свою задачу патристика видела в переосмыслении античных идей в свете учения Христа. Необходимо вписать этику в отношение человека к Богу и понять, что именно отношением к Богу (правильным, когда Он признается и почитается в качестве высшего блага, и неправильным, когда к Нему нет должного уважения) определяются нравы, добродетели и пороки души, добрые и злые дела человека. Такая установка была господствующей в Средневековье, но не единственной.

В XI--XIII вв. предпринимается попытка вернуть в научный обиход античное этическое наследие. Представители новой школы -- схоластики -- П. Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский возрождают этико-рационалистические традиции, делая догматы христианской религии объектом научно-философского анализа.

Фома Аквинский (1225--1274) в работах «Сумма теологии» я «Сумма против язычников», используя этику Аристотеля, интерпретирует в духе христианства античное учение о добродетели. Умственные и нравственные добродетели, выдвинутые Платоном (мудрость, благоразумие, справедливость, мужество), он дополняет тремя теологическими: верой, надеждой, любовью. Он видит в этике моральную философию, рассматривающую волевые и разумные действия человека как нацеленные на единое и высшее Благо -- Бога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.237 (0.005 с.)