Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этико-философские учения Древнего Китая также можно условно разделить на традиционные -- ортодоксальные направления -- и более поздние -- неортодоксальные школы (VI--III вв. До Н. Э. ).
Основоположник конфуцианства -- философ Кун Фу-цзы, или Конфуций (551--479 до н.э.). Основная книга этики конфуцианства -- «Беседы и суждения» (Лунь-юй), в которой в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении людей, основанном на трех понятиях -- «человеколюбии», «золотой середине», «взаимности». Нравственный идеал конфуцианства -- «благородный муж», всесторонне эрудированный государственный деятель, просвещенный знаток ритуалов, который постоянно заботится о своих подданных, воздействуя на простолюдинов не принуждением, а собственным положительным примером. Даосизм в лице Лао-цзы и его последователей нравственным идеалом считает мудреца-отшельника, полностью устранившегося от социальной активности, занятого внутренним духовным совершенствованием. Цель человеческого бытия состоит в постижении великого пути -- дао, которому в своем развитии следует все сущее. С помощью специальных гимнастических упражнений, психофизической тренировки, углубленной медитации праведник учится интуитивно следовать естественному ходу вещей, достигать поставленных целей, не вмешиваясь в течение событий. Так он реализует принцип деятельного недеяния: «ничего не делая -- всего достигает», безгранично усиливая собственный духовный потенциал. Легизм -- школа «законников», возникшая в период окончательного объединения Китайской империи, делает упор на понятие незыблемого закона, который должен проводиться в жизнь самыми жестокими средствами. Средоточием морали является полубожественная личность императора, который через государственных чиновников должен держать подданных в постоянном страхе. Только тогда все правонарушения исчезнут, и в обществе воцарятся порядок и гармония. Философская мысль Западной Европы не так последовательна, как этика Древнего Востока. По-иному -- и в древности, и в настоящее время -- выстраивается на Западе система этической аргументации и моральных регулятивов. Возникнув в I тыс. до н.э., западноевропейская этика проходит в своем развитии ряд стадий, на которых попеременно доминируют религиозно-мифологическое -- иррационалистическое и научно-философское -- рационалистическое мировосприятия. Они возникают, сменяя друг друга и сосуществуя параллельно, на всем протяжении исторического процесса.
Этика античности Зачатки этических представлений (XII--IX вв. до н.э.) восходят к мифологическим канонам древних греков, проявляясь в эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». В эпоху Гомера полностью господствует религиозно-мифологическое мировоззрение, и источником морали считаются боги -- покровители родоплеменных общностей. Собственно этический аспект появляется в трудах древнегреческих философов раннего периода античности (VIII--V вв. до н.э.). Главная особенность этого периода: этика и философия еще неразделимы; ведущее положение в этике вместо религиозно-мифологического начинает занимать научно-рационалистический подход. Орфизм и пифагорейство сочетают мистические таинства и научные разработки. Математика Пифагора (6 в. до н.э.) содержит нравственно-мистический аспект (квадрат -- это не только геометрическая фигура, но и символ справедливости, единица несет в себе мужское начало, двойка -- женское). В классическую эпоху (IV в. до н.э.) происходит окончательное становление этики. Появляются софисты (Протагор, Горгий и др.) -- учителя, преподающие основы риторики и философии. В этике софистов интересовала проблема происхождения моральных ценностей: даны они от природы и, следовательно, объективны и неизменны, или представляют собой субъективно-изменчивые законы, возникшие по установлению человека. Софисты предпочитали вторую трактовку -- в духе этического релятивизма, которая каждому индивиду давала право иметь собственную мораль. Напротив, Сократ (ок. 470--399 до н.э.) считал, что всеобщие моральные нормы существуют объективно, а задача человека -- познать их, соотнести с ними свое поведение и достичь добродетели, а следовательно, и счастья. Сократ явился основоположником этического рационализма. В решении этических проблем философ опирался на разум, с помощью диалога превращая первоначально выдвинутое собеседником частное суждение в более полное и соразмерное. Сократ отказался от авторитарного подхода, считая, что все люди изначально обладают знанием в вопросах морали.
Платон (428--348 до н.э.) попытался привести разрозненные высказывания Сократа в систему. По мнению Платона, всякая конечная и преходящая вещь имеет вечную и неизменную идею (эйдос). Высший мир идей выстраивается иерархически, частные идеи подчинены общим, их венчает всеобщая идея Блага. Глубокий этический смысл содержится у Платона в учении о любви и о пути человека к идеальному. Идеалом социальной справедливости Платон считает обобществление собственности и соотношение природных задатков граждан с их общественными обязанностями. Идеальное политическое объединение, по Платону, состоит из трех сословий, каждому из которых соответствует своя добродетель: мудрость принадлежит философам (которые и должны поэтому править обществом); мужество -- воинам (стражам закона и порядка); трудолюбие, основанное на благоразумии и умеренности, -- земледельцам и ремесленникам. Мыслители классического периода (IV--III вв. до н.э.) -- софисты, Сократ, Платон -- стремятся обосновать мораль с помощью разума, на основе рационализма, который высшего выражения достигает в этике Аристотеля. Аристотель (384--322 до н.э.) окончательно завершил оформление этики как научной дисциплины. Он свел в единую энциклопедическую систему все существовавшие в его время научные знания и тем самым заложил основу развития европейского рационализма. В свою эвдемонистическую этику, опирающуюся на понятие счастья, он вводит категорию добродетели, соединяя их. Суть морали состоит в рационалистическом стремлении к «середине», которое отличает добродетель от порока. Целью этики Аристотель считает не знания, а поступки, ибо этика имеет дело не с благом вообще, а с осуществимым благом. Тем самым Аристотель отделяет этику как практическую философию от философии теоретической. Исходным пунктом этики Аристотель объявляет не принципы, а опыт общественной жизни. Он связывает добродетель с гражданскими качествами личности, исходя из утверждения, что «человек -- животное общественное». В эпоху поздней античности, после образования эллинистических монархий, а затем и Римской империи (с III в. до н.э.) наметился перелом в развитии этических знаний. Происходит переориентация нравственных идеалов, рост индивидуализма и пессимизма, уход от общественной жизни. Основным этическим принципом становится принцип гедонизма, объявлявший высшей жизненной ценностью стремление к наслаждению. Эпикуреизм -- учение Эпикура (341--270 до н.э.) предлагает «стремиться к удовольствиям и избегать страданий». Цель эвдемонистической этики Эпикура -- счастье, понимаемое как отсутствие душевных тревог и телесных страданий, достигается через рациональное понимание удовольствий и разумное просвещение, освобождающее от страхов (особенно страха смерти).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.005 с.) |