Этико-философские учения Древнего Китая также можно условно разделить на традиционные -- ортодоксальные направления -- и более поздние -- неортодоксальные школы (VI--III вв. До Н. Э. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этико-философские учения Древнего Китая также можно условно разделить на традиционные -- ортодоксальные направления -- и более поздние -- неортодоксальные школы (VI--III вв. До Н. Э. ).



Основоположник конфуцианства -- философ Кун Фу-цзы, или Конфуций (551--479 до н.э.). Основная книга этики конфуцианства -- «Беседы и суждения» (Лунь-юй), в которой в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении людей, основанном на трех понятиях -- «человеколюбии», «золотой середине», «взаимности». Нравственный идеал конфуцианства -- «благородный муж», всесторонне эрудированный государственный деятель, просвещенный знаток ритуалов, который постоянно заботится о своих подданных, воздействуя на простолюдинов не принуждением, а собственным положительным примером.

Даосизм в лице Лао-цзы и его последователей нравственным идеалом считает мудреца-отшельника, полностью устранившегося от социальной активности, занятого внутренним духовным совершенствованием. Цель человеческого бытия состоит в постижении великого пути -- дао, которому в своем развитии следует все сущее. С помощью специальных гимнастических упражнений, психофизической тренировки, углубленной медитации праведник учится интуитивно следовать естественному ходу вещей, достигать поставленных целей, не вмешиваясь в течение событий. Так он реализует принцип деятельного недеяния: «ничего не делая -- всего достигает», безгранично усиливая собственный духовный потенциал.

Легизм -- школа «законников», возникшая в период окончательного объединения Китайской империи, делает упор на понятие незыблемого закона, который должен проводиться в жизнь самыми жестокими средствами. Средоточием морали является полубожественная личность императора, который через государственных чиновников должен держать подданных в постоянном страхе. Только тогда все правонарушения исчезнут, и в обществе воцарятся порядок и гармония.

Философская мысль Западной Европы не так последовательна, как этика Древнего Востока. По-иному -- и в древности, и в настоящее время -- выстраивается на Западе система этической аргументации и моральных регулятивов. Возникнув в I тыс. до н.э., западноевропейская этика проходит в своем развитии ряд стадий, на которых попеременно доминируют религиозно-мифологическое -- иррационалистическое и научно-философское -- рационалистическое мировосприятия. Они возникают, сменяя друг друга и сосуществуя параллельно, на всем протяжении исторического процесса.

Этика античности

Зачатки этических представлений (XII--IX вв. до н.э.) восходят к мифологическим канонам древних греков, проявляясь в эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

В эпоху Гомера полностью господствует религиозно-мифологическое мировоззрение, и источником морали считаются боги -- покровители родоплеменных общностей.

Собственно этический аспект появляется в трудах древнегреческих философов раннего периода античности (VIII--V вв. до н.э.). Главная особенность этого периода: этика и философия еще неразделимы; ведущее положение в этике вместо религиозно-мифологического начинает занимать научно-рационалистический подход. Орфизм и пифагорейство сочетают мистические таинства и научные разработки. Математика Пифагора (6 в. до н.э.) содержит нравственно-мистический аспект (квадрат -- это не только геометрическая фигура, но и символ справедливости, единица несет в себе мужское начало, двойка -- женское).

В классическую эпоху (IV в. до н.э.) происходит окончательное становление этики. Появляются софисты (Протагор, Горгий и др.) -- учителя, преподающие основы риторики и философии. В этике софистов интересовала проблема происхождения моральных ценностей: даны они от природы и, следовательно, объективны и неизменны, или представляют собой субъективно-изменчивые законы, возникшие по установлению человека. Софисты предпочитали вторую трактовку -- в духе этического релятивизма, которая каждому индивиду давала право иметь собственную мораль.

Напротив, Сократ (ок. 470--399 до н.э.) считал, что всеобщие моральные нормы существуют объективно, а задача человека -- познать их, соотнести с ними свое поведение и достичь добродетели, а следовательно, и счастья. Сократ явился основоположником этического рационализма. В решении этических проблем философ опирался на разум, с помощью диалога превращая первоначально выдвинутое собеседником частное суждение в более полное и соразмерное. Сократ отказался от авторитарного подхода, считая, что все люди изначально обладают знанием в вопросах морали.

Платон (428--348 до н.э.) попытался привести разрозненные высказывания Сократа в систему. По мнению Платона, всякая конечная и преходящая вещь имеет вечную и неизменную идею (эйдос). Высший мир идей выстраивается иерархически, частные идеи подчинены общим, их венчает всеобщая идея Блага. Глубокий этический смысл содержится у Платона в учении о любви и о пути человека к идеальному. Идеалом социальной справедливости Платон считает обобществление собственности и соотношение природных задатков граждан с их общественными обязанностями. Идеальное политическое объединение, по Платону, состоит из трех сословий, каждому из которых соответствует своя добродетель: мудрость принадлежит философам (которые и должны поэтому править обществом); мужество -- воинам (стражам закона и порядка); трудолюбие, основанное на благоразумии и умеренности, -- земледельцам и ремесленникам.

Мыслители классического периода (IV--III вв. до н.э.) -- софисты, Сократ, Платон -- стремятся обосновать мораль с помощью разума, на основе рационализма, который высшего выражения достигает в этике Аристотеля.

Аристотель (384--322 до н.э.) окончательно завершил оформление этики как научной дисциплины. Он свел в единую энциклопедическую систему все существовавшие в его время научные знания и тем самым заложил основу развития европейского рационализма. В свою эвдемонистическую этику, опирающуюся на понятие счастья, он вводит категорию добродетели, соединяя их. Суть морали состоит в рационалистическом стремлении к «середине», которое отличает добродетель от порока.

Целью этики Аристотель считает не знания, а поступки, ибо этика имеет дело не с благом вообще, а с осуществимым благом. Тем самым Аристотель отделяет этику как практическую философию от философии теоретической. Исходным пунктом этики Аристотель объявляет не принципы, а опыт общественной жизни. Он связывает добродетель с гражданскими качествами личности, исходя из утверждения, что «человек -- животное общественное».

В эпоху поздней античности, после образования эллинистических монархий, а затем и Римской империи (с III в. до н.э.) наметился перелом в развитии этических знаний. Происходит переориентация нравственных идеалов, рост индивидуализма и пессимизма, уход от общественной жизни. Основным этическим принципом становится принцип гедонизма, объявлявший высшей жизненной ценностью стремление к наслаждению.

Эпикуреизм -- учение Эпикура (341--270 до н.э.) предлагает «стремиться к удовольствиям и избегать страданий». Цель эвдемонистической этики Эпикура -- счастье, понимаемое как отсутствие душевных тревог и телесных страданий, достигается через рациональное понимание удовольствий и разумное просвещение, освобождающее от страхов (особенно страха смерти).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.005 с.)