Тема 3. Мировоззрение и проблемы познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Мировоззрение и проблемы познания



 

Задание 1

Немецкий философ М. Хайдеггер замечал: «Философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь». Справедливо ли это суждение? Выразите свое отношение к взаимосвязи философии и мировоззрения.

 

Ответ:

Несправедливо, так как философия составляет теоретическую основу мировоззрения, образующим ядром. Мировоззрение можно определить следующим образом – это обобщённая система взглядов человека (общества) на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человека.  

Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». В мировоззрении завершается целостность духовности человека. Философия же, выступая как единоцельное мировоззрение, дело не только каждого мыслящего человека отдельно, но и всего человечества.

Исходя из этого, можно сказать, что философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Задание 2

Греческий философ Аристотель писал: «Большинство первых философов считали началом всего одни лишь материальные начала, а именно то из чего состоят все вещи... Фалес - основатель такого рода философии - утверждал, что начало вода (поэтому он заявлял, что земля находится на воде)». О какой философской школе ведет речь Аристотель? Выразите свое понимание проблемы о соотношении материи и сознания.

 

Ответ:

Милетская школа

Проблему соотношение материи и сознания можно рассматривать с двух сторон: онтологической и гносеологической.

Онтологическая сторона раскрывает основы бытия путём постановки и решения вопроса о том, что первично материя или сознание.

Гносеологическая сторона акцентирует внимание на проблеме познаваемости мира, может ли наше сознание адекватно отражать бытие.

При решении онтологической стороны вопроса возникают два чётко выделяемых направления развития философской мысли – материализм и идеализм. Материалистические философские школы признают первичность материи и природы, а сознание рассматривают как свойство высокоорганизованной материи. Решая гносеологическую сторону вопроса возникает гносеология или теория познания – учение о путях, методах и формах познания окружающего мира человека.

 

Задание 3

Немецкий философ А. Шопенгауэр замечал: «Истинно философское воззрение на мир... то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность...». О какой функции философии идет речь в этом высказывании? Выскажите свои представления об основных функциях философии.

 

Ответ:

Гносеологическая функция философии

Функции философии:

1. Мыслительно – теоретическая

Помогает развитию концептуального мышления, создавать различные теории, позволяют создавать мыслительно – логические схемы. Кратко и максимально понятно обобщают окружающий мир и создают системы, которым он подчиняется

2. Аксиологическая

Отсеивает все тормозящее и ненужное, пропуская и принимая только то, что будет полезно на данном этапе развития. Оценивает явления и объекты окружающего мира относительно имеющейся системы ценностей

3. Гносеологическая

Полагаясь на достоверное и правильное понимание действительности, создаёт особый механизм познания

4. Прогностическая

Позволяет прогнозировать развитие и тенденции общества, природы и окружающего мира в целом на основании имеющихся достижений и знаний.

5. Мировоззренческая

Осуществляет формирование представлений о мире как о едином целом. Окружающая действительность предоставляет познание о взаимодействии с человеком и определяет его место.

6. Критическая

Подвергает сомнению знания об окружающем мире, рассматривает вещи и явления с новой стороны, а также определяет ранее не изученные качества и черты. Разрушает противоречия и догмы, расширяя границы познания и увеличения достоверности имеющихся.

7. Социальная

Предоставляет человеку и обществу знания о причинах его зарождения и развития, определение важнейших движущих сил и элементов, устраняет противоречия и выявления направлений для дальнейшего совершенствования.

8. Методологическая

Наработка основных направлений и методов познания.

9. Воспитательно – гуманитарная

Адаптация человека к окружающей действительности и закрепление моральных норм, через определение и укрепление существующих идеалов и нравственных ценностей.

 

Задание 4

Современный английский философ А. Уайтхэд пишет: «Когда цивилизация достигает своей кульминации, общество, избавленное от общефилософского понимания жизни, обречено на упадок... Те исторические эпохи, развитие которых было связано с распространением философского мировоззрения, никогда не исчезнут из памяти человечества». Существуют ли основания для такой мысли философа? Выскажите свою точку зрения на роль философии в современном мире.

 

Ответ:

В наше время происходит изменение человеческого мировоззрения, ухода от привычных и уже устоявшихся образов, традиции теряют свою силу и значимость.

Я считаю, что в данный момент главной ролью философии является осознание, разработка и изменение взглядов и понимания того или иного предмета сущности либо явления окружающий нас и взаимодействующих с нами.

 

Задание 5

Установите соответствия. Соотнесите понятия и определения.

 


А. Агностицизм

Б. Мировоззрение

В. Дуализм

Г. Убеждение

Д. Гуманизм

 

1. Глубоко усвоенное значение, ставшее частью собственного «Я»

2. Свобода личности, уважение достоинств и прав человека

3. Невозможность истинного познания мира

4. Система взглядов, убеждений и отношение человека к миру и различным аспектам бытия

5. Независимость материи и сознания


 

Ответ:

А Б В Г Д
3 4 5 1 2

 

Задание 6

Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

 

Идеалисты, напротив, считают первичным _______________(1), которое порождает ______________(2) мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, _________________(3)), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир - это мое _____________(4) о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле _____________(5) создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный _____________(6) появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к выводу о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный _____________(7), есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.

 

А. Представление

Б. Идеализм

В. Сознание

Г. Мир

Д. Конфуцианство

Е. Материальный

Ж. Субъект

 

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
В Е Д А Ж Б Г

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.008 с.)