Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством



Москва

2020

Тема 1. Предмет философии

Задание 1

Является ли философия узкой сферой нашей жизни, связанной с освоением данной дисциплины в ВУЗе? Может ли быть философом, например, юрист, менеджер, программист, юрист, дизайнер, финансист? В каких случаях мы прибегаем к философскому способу анализа? Приведите примеры.

 

Ответ:

Философия как система познания мира является одной из основ нашей жизни. Поскольку именно философия учит нас рассматривать получаемый опыт под различными углами зрения, обобщать, систематизировать его, тем самым предоставляя нам определённый алгоритм действий на каждый значимый момент она является необходимой настолько для общего развития человека, сколько для подготовки к его будущей профессиональной деятельности. Дополняя любое специальное образование, философия помогает будущим специалистам, формируя различные необходимые предпосылки для осознанного самоопределения в жизни и даёт ориентиры для самостоятельного поиска ответов на множество вечных вопросов бытия.

 

Задание 2

Немецкий философ И.Г. Фихте писал: «Даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия...».

Почему же трудно определить предмет философии?

 

Ответ:

Основной проблемой в определении предмета философии заключается в том, что каждая философская школа стремится выделить свою область для философского исследования, и имеет, как правило, своё представление о предмете философии, в связи с чем появляются трудности в общем определении предмета философии

 

Задание 3

Соотнесите имена философов с основными подходами к определению предмета философии.

 


А. Этический

Б. Гносеологический

В. Эстетический

Г. Антропологический

Д. Онтологический

1.  К. Леонтьев, Ф. Ницше

2.  Л. Фейербах, С. Франк

3.  Аристотель, Г. Гегель

4.  Сократ, М. Монтень

5.  О. Конт, Г. Спенсер


 

 

Ответ:

А Б В Г Д
4 5 1 2 3

 

Задание 4

Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

 

Философия представляет собой систему предельно широких и глубоких знаний о _______________(1). Все науки устремлены к истине, и каждая из них открывает свою истину. Но ______________(2), как писал средневековый философ Фома Аквинский, «есть знание не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу _________________(3)». Действительно, философами стали называть тех людей, которые начали рассуждать о том, как возник мир, как он устроен, какое место в нем ________________(4), в чем сущность и смысл его бытия. Эра философствования началась с выяснения вопроса о началах бытия, с осознания того, что лежит в основе всего сущего. Список семи мудрецов Древней Греции возглавлял Фалес - родоначальник европейской философии, который первый поставил вопрос о первопричине мира. Знание первопричин - это знание _____________(5), в том смысле, что из этого знания вытекают все другие представления о мире. Нужны ли такого рода знания? Во все времена было немало людей скептически относившихся к такой цели познания мира. Однако, как верно заметил Аристотель, «научить более способна та _____________(6), которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой веши», но и познать это наиболее общее труднее всего для человека, «ибо оно дальше всего от чувственного _________(7)»

 

А. Философия

Б. Человек

В. Восприятие

Г. Общий

Д. Бытие

Е. Мир

Ж. Наука

 

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
Е А Д Б Г Ж В

 

Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством

 

Задание 1

На примере конкретной науки, выявите ее сходство и отличие с философией.

 

Ответ:

Сходство философии и психологии

· Область исследования – человеческое сознание;

· Изучают субъективное восприятие объективной реальности;

Отличие философии и психологии

· Психология изучает поведение людей, их умственных процессов и опыта в разных контекстах, в то время когда философия изучает фундаментальную природу знания, реальности и существования;

· Философия является критическим анализом фундаментальных убеждений и ценностей, когда психология изучает структуру, функцию и поведенческое происхождение человеческого разума;

· Психология включает в себя естественнонаучную методологию, а философия сугубо гуманитарная дисциплина;

· Философия создаёт философские системы или категории, которые служат для объяснения реальности, психология стремится изолировать отдельные переменные человеческого поведения.

 

Задание 2

Французский философ Р. Декарт замечал: «Философия... распространяется на все доступное для человеческого познания».

Согласны ли Вы с таким пониманием философии? Что Вы можете добавить к сказанному для более полной характеристики философского знания?

 

Ответ:

Да, согласна, так как философия подвергает осмыслению практически всё, любое знание. В дополнение к сказанному можно добавить, что философия не ограничивается только человеческим познанием, а распространяется на всё существующие в этом мире.

 

Задание 3

Русский философ В. Соловьев писал: «Все философские направления, где бы они не искали сущей истины, как бы ее не определяли, одинаково признают, что она должна представлять характер всеобщности и неизменности, отличающий ее от преходящей и раздробленной действительности явлений».

Попытайтесь объяснить: почему философские знания носят всеобщий характер? Каким образом достигается подобная «всеобщность»?

 

Ответ:

Философия – это всегда поиск одного общего начала для всех вещей и событий в мире – познание всеобщего. Она даёт ответы на фундаментальные вопросы: о природе мира, о высших целях и ценностях человека, стремясь к постижению всеобщих форм бытия и освоения его человеком и другое. Философия находит, обобщает и изучает общие принципы познания, не затрагивая конкретные факты строения мира.

 

Задание 4

Постарайтесь мысленно представить полемику представителей скептицизма и догматизма по проблеме поиска истины. Какие аргументы могли бы быть приведены с той и с другой стороны? Что рационального Вы могли бы вынести из этого спора?

 

Ответ:

Скептик будет утверждать, что истину найти невозможно и что никакой способ познания нельзя назвать ни истинным, ни ложным, так как любому утверждению о любом предмете может быть равноправно и равносильно противопоставлено противоречащее ему утверждение. Догматик же в свою очередь будет утверждать, что в истине не может быть заблуждения, а в заблуждении не может быть истины, что они абсолютно несовместимы и что истина абсолютна и не может быть относительна.

 

Задание 1

Немецкий философ М. Хайдеггер замечал: «Философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь». Справедливо ли это суждение? Выразите свое отношение к взаимосвязи философии и мировоззрения.

 

Ответ:

Несправедливо, так как философия составляет теоретическую основу мировоззрения, образующим ядром. Мировоззрение можно определить следующим образом – это обобщённая система взглядов человека (общества) на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человека.  

Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». В мировоззрении завершается целостность духовности человека. Философия же, выступая как единоцельное мировоззрение, дело не только каждого мыслящего человека отдельно, но и всего человечества.

Исходя из этого, можно сказать, что философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Задание 2

Греческий философ Аристотель писал: «Большинство первых философов считали началом всего одни лишь материальные начала, а именно то из чего состоят все вещи... Фалес - основатель такого рода философии - утверждал, что начало вода (поэтому он заявлял, что земля находится на воде)». О какой философской школе ведет речь Аристотель? Выразите свое понимание проблемы о соотношении материи и сознания.

 

Ответ:

Милетская школа

Проблему соотношение материи и сознания можно рассматривать с двух сторон: онтологической и гносеологической.

Онтологическая сторона раскрывает основы бытия путём постановки и решения вопроса о том, что первично материя или сознание.

Гносеологическая сторона акцентирует внимание на проблеме познаваемости мира, может ли наше сознание адекватно отражать бытие.

При решении онтологической стороны вопроса возникают два чётко выделяемых направления развития философской мысли – материализм и идеализм. Материалистические философские школы признают первичность материи и природы, а сознание рассматривают как свойство высокоорганизованной материи. Решая гносеологическую сторону вопроса возникает гносеология или теория познания – учение о путях, методах и формах познания окружающего мира человека.

 

Задание 3

Немецкий философ А. Шопенгауэр замечал: «Истинно философское воззрение на мир... то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность...». О какой функции философии идет речь в этом высказывании? Выскажите свои представления об основных функциях философии.

 

Ответ:

Гносеологическая функция философии

Функции философии:

1. Мыслительно – теоретическая

Помогает развитию концептуального мышления, создавать различные теории, позволяют создавать мыслительно – логические схемы. Кратко и максимально понятно обобщают окружающий мир и создают системы, которым он подчиняется

2. Аксиологическая

Отсеивает все тормозящее и ненужное, пропуская и принимая только то, что будет полезно на данном этапе развития. Оценивает явления и объекты окружающего мира относительно имеющейся системы ценностей

3. Гносеологическая

Полагаясь на достоверное и правильное понимание действительности, создаёт особый механизм познания

4. Прогностическая

Позволяет прогнозировать развитие и тенденции общества, природы и окружающего мира в целом на основании имеющихся достижений и знаний.

5. Мировоззренческая

Осуществляет формирование представлений о мире как о едином целом. Окружающая действительность предоставляет познание о взаимодействии с человеком и определяет его место.

6. Критическая

Подвергает сомнению знания об окружающем мире, рассматривает вещи и явления с новой стороны, а также определяет ранее не изученные качества и черты. Разрушает противоречия и догмы, расширяя границы познания и увеличения достоверности имеющихся.

7. Социальная

Предоставляет человеку и обществу знания о причинах его зарождения и развития, определение важнейших движущих сил и элементов, устраняет противоречия и выявления направлений для дальнейшего совершенствования.

8. Методологическая

Наработка основных направлений и методов познания.

9. Воспитательно – гуманитарная

Адаптация человека к окружающей действительности и закрепление моральных норм, через определение и укрепление существующих идеалов и нравственных ценностей.

 

Задание 4

Современный английский философ А. Уайтхэд пишет: «Когда цивилизация достигает своей кульминации, общество, избавленное от общефилософского понимания жизни, обречено на упадок... Те исторические эпохи, развитие которых было связано с распространением философского мировоззрения, никогда не исчезнут из памяти человечества». Существуют ли основания для такой мысли философа? Выскажите свою точку зрения на роль философии в современном мире.

 

Ответ:

В наше время происходит изменение человеческого мировоззрения, ухода от привычных и уже устоявшихся образов, традиции теряют свою силу и значимость.

Я считаю, что в данный момент главной ролью философии является осознание, разработка и изменение взглядов и понимания того или иного предмета сущности либо явления окружающий нас и взаимодействующих с нами.

 

Задание 5

Установите соответствия. Соотнесите понятия и определения.

 


А. Агностицизм

Б. Мировоззрение

В. Дуализм

Г. Убеждение

Д. Гуманизм

 

1. Глубоко усвоенное значение, ставшее частью собственного «Я»

2. Свобода личности, уважение достоинств и прав человека

3. Невозможность истинного познания мира

4. Система взглядов, убеждений и отношение человека к миру и различным аспектам бытия

5. Независимость материи и сознания


 

Ответ:

А Б В Г Д
3 4 5 1 2

 

Задание 6

Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

 

Идеалисты, напротив, считают первичным _______________(1), которое порождает ______________(2) мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, _________________(3)), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир - это мое _____________(4) о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле _____________(5) создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный _____________(6) появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к выводу о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный _____________(7), есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.

 

А. Представление

Б. Идеализм

В. Сознание

Г. Мир

Д. Конфуцианство

Е. Материальный

Ж. Субъект

 

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
В Е Д А Ж Б Г

 

Задание 1

Закон отрицания гласит: «развитие осуществляе6тся посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших».

Что вкладывается в понятие «диалектическое отрицание? Является ли примером закона отрицания смена дня ночью? Ответ обоснуйте.

 

Ответ:

Диалектическое отрицание – это закономерный процесс смены старого качества новым на основе разрешения свойственных предмету, явлению внутренних противоречий, при котором старое качество не уничтожается, а «снимается» новым качеством, которое содержит в себе всё значимое, перспективное и жизненное из старого.

Исходя из определения можно сказать, что смена дня ночью можно назвать примером закона отрицания, так как происходит смена старого качество новым – изменение времени стояния солнца, его расстояние от земли, расположение звёзд и другие изменения связанные с вращением земли.

 

Задание 2

Современный российский философ Гобозов И.А. сказал «Настоящий политик руководствуется не моральными нормами, а интересами государства и народа … Потеряв часть, сохраняется целое, но потеряв целое, погибает и часть».

Согласны ли Вы с данной точкой зрения? При ответе на вопрос руководствуйтесь применением диалектических категорий «целое» и «единичное».

 

Ответ:

Да, согласна. Любой политик в первую очередь всегда должен думать о том, что будет лучше для народа и для государства, а потом уже о морали. Если политик будет основывать свои решения на принципах и нормах морали, может привести к нежелательным последствиям для большинства.

 

Задание 3

Перед вами два столбика, в которых приводятся категории диалектики. Задача соединить между собой парные категории.

 

Сущность Действительность
Содержание Форма
Необходимость Явление
Возможность Причина
Целое Единичное
Следствие Случайность

 

Ответ:

1. Сущность – Явление

2. Содержание – Форма

3. Необходимость – Случайность

4. Возможность – Действительность

5. Следствие – Причина

 

Задание 1

Установите соответствие между основными направлениями философии и представляющими их философами:

 


А. Материализм

Б. Идеализм

В. Дуализм

 

1. Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах

2. Ф. Аквинский, Д. Беркли, Г. Лейбниц

3. Р. Декарт, И. Кант

 

 

4. Платон, Демокрит, Ф. Ницше

5. Н. Кузанский, Т. Гегель, И. Кант

6. Ф. Бэкон, Д. Беркли, Р. Декарт


 

Ответ:

А Б В
1 2 3

 

Задание 2

Установите соответствие между философскими школами античности и принадлежащими к ним философами:

 


А. Милетская школа

Б. Софистика

В. Атомизм

 

 

1. Фалес, Анаксимен

2. Протагор, Горгий

3. Демокрит, Эпикур

4. Фалес, Платон

5. Демокрит, Протагор


 

Ответ:

А Б В
1 2 3

 

Задание 3

Установите соответствие между философскими традициями и методами исследования, к которым они тяготеют:

 


А. Эмпиризм

Б. Рационализм

 

 

1. Индуктивный метод, эксперимент

2. Математический метод, интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод

3. Индуктивный метод, вычислительный эксперимент

4. Дедуктивный метод, религиозное откровение

5. Компьютерное моделирование, эксперимент, математический метод


Ответ:

А Б
1 2

 

Задание 4

Проанализируйте часть текста, посвященного английскому философу-эмпирику Ф. Бэкону (1561-1626). Внесите соответствующую определенному понятию букву под каждую цифру в таблице.

 

Единственно надежным источником познания, согласно Бэкону, является чувства, _______________(1) и то, что из них вытекает. В этой связи, философию Бэкона можно определить как эмпирическую (эмпирия - опыт, опирающийся на ______________(2), а не изолированное чувственное восприятие). Бэкон считал, что эмпирический _________________(3) требует решительного освобождения человеческого разума от ложных представлений и предвзятых идей, которые он называет «идолами» или ________________(4). «Идолов», унаследованных от прошлого, возникших из особенностей человеческой природы или позиций устоявшихся _____________(5), он делит их на четыре вида:

«Идолы рода» - ложные представления о вещах, возникших из-за несовершенства органов человеческих чувств человека и ограниченности человеческого _____________(6);

«Идолы пещеры» - искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам;

«Идолы рынка» - ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов (как обычно употребляются слова на рынках, площадях, в толпе);

«Идолы _________(7)» - искаженные представления людей, заимствованные ими из различных философских концепций и идей.

Своим учением об «идолах» Ф. Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластических представлений и разного рода заблуждений, создать тем самым условия для успешного развития и распространения научных знаний. В мире науки он видел и основное средство решения социальных проблем. Естественнонаучный подход Ф. Бэкона напрямую повлиял на становление в XIX в. философии позитивизма.

 

А. Метод

Б. Авторитеты

В. Опыт

Г. Театр

Д. «Призраки»

Е. Эксперимент

Ж. Разум

 

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
В Е А Д Б Ж Г

 

Задание 1

Установите соответствие между теоретическими моделями общества и характерными для них особенностями:

 


А. Натуралистическая

Б. Идеалистическая

В. Материалистическая

Г. Плюралистическая

 

 

1. Природные условия — определяющий фактор развития; государство – биологический организм

2. Сознание - конечная причина исторических событий; отрицание объективных законов развития общества

3. Определяющая роль общественного бытия; признание объективных законов исторического процесса

4. Равнозначность всех факторов; отрицание детерминирующего фактора общества

5. Определяющая роль общественного бытия; сознание как конечная причина исторических событий

6. Отрицание детерминирующего фактора общества; природные условия — определяющий фактор развития общества


 

Ответ:

А Б В Г
1 2 3 4

 

 

Задание 2

Установите соответствие между теоретическими моделями общества и персоналиями, их представляющими:

 


А. Идеалистическая

Б. Материалистическая

В. Плюралистическая

Г. Натуралистическая

 

 

1. П. Сорокин, Л. Фейербах

2. К. Маркс, Ф. Энгельс

3. М. Вебер, Р. Арон

4. Ш. Монтескье, Г. Бокль

5. Р. Арон, К. Маркс

6. Ш. Монтескье, П. Сорокин

7. Л. Гумилев, М. Вебер


 

Ответ:

А Б В Г
1 2 3 4

 

Задание 1

Установите соответствие между формами общественного сознания и их главными функциями:

 


А. Искусство

Б. Религия

 

1. Эстетическая

2. Мировоззренческая

3. Регулятивная

4. Методологическая

5. Нормативная

6. Познавательная

7. Прогностическая


 

Ответ:

А Б
1 2

 

Задание 2

Установите соответствие между уровнями и видами общественного сознания:

 

 


А. Обыденное

Б. Теоретическое

 

1. Эмпирические знания, народное творчество, общественная психология

2. Идеология, наука,

 

профессиональное искусство

3. Идеология, общественная психология, наука

4. Эмпирические знания, идеология, профессиональное искусство

5. Идеология, наука, общественная психология


 

Ответ:

А Б
1 2

 

Задание 3

Проанализируйте часть текста, посвященного русскому социальному философу Л.А. Тихомирову (1852-1923). Внесите соответствующую определенному понятию букву под каждую цифру в таблице.

 

Крупнейшим русским консервативным философом был Лев Александрович Тихомиров. В своих работах «Монархическая государственность», «Начала и концы» и др. он настаивал на том, что «подсказанный историей» тип самодержавной _______________(1) – лучшая форма правления для России. В частности, он писал: «Всякий русский должен признать установленную в России власть и, думая об улучшениях, должен думать о том, как их сделать с самодержавием и при самодержавии». В православно-самодержавном государственном ______________(2) Л.А. Тихомиров видел гаранта сохранения Россией своего исторического пути развития и преодоления крайностей - ______________(3) и революционных потрясений. Он был убежден, что и социализм, и либеральная _________________(4) западного толка одинаково неорганичны и разрушительны для страны. Л.А. Тихомиров так настаивал на том, что русская национальная философия и наука должны быть самостоятельными, непосредственно изучать и понимать свою _____________(5), относиться продуманно и взвешенно к любым заимствованным _____________(6), не быть подверженной слепому влиянию философских доктрин, исходящих из совершенно иных комбинаций культурных и социальных _______________(7).

 

А. Страна

Б. Идеи

В. Монархия

Г. Устройство

Д. Демократия

Е. Условия

Ж. Застой

 

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
В Г Ж Д А Б Е

 

Задание 1

Что мы определяем как «уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального»?

Что мы определяем как «более или менее ограниченная группа лиц или скопление людей по любому поводу, для которых характерны такие черты как возбудимость, непредсказуемость и неустойчивость действий, иррациональность поведения»?

Что мы определяем как «специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершать поступки в соответствии со своими целями, идеалами и оценками, соотнося их с интересами и целями общества»?

 

Ответ:

· Индивидуальность

· Толпа

· Смысл человеческого бытия

Москва

2020

Тема 1. Предмет философии

Задание 1

Является ли философия узкой сферой нашей жизни, связанной с освоением данной дисциплины в ВУЗе? Может ли быть философом, например, юрист, менеджер, программист, юрист, дизайнер, финансист? В каких случаях мы прибегаем к философскому способу анализа? Приведите примеры.

 

Ответ:

Философия как система познания мира является одной из основ нашей жизни. Поскольку именно философия учит нас рассматривать получаемый опыт под различными углами зрения, обобщать, систематизировать его, тем самым предоставляя нам определённый алгоритм действий на каждый значимый момент она является необходимой настолько для общего развития человека, сколько для подготовки к его будущей профессиональной деятельности. Дополняя любое специальное образование, философия помогает будущим специалистам, формируя различные необходимые предпосылки для осознанного самоопределения в жизни и даёт ориентиры для самостоятельного поиска ответов на множество вечных вопросов бытия.

 

Задание 2

Немецкий философ И.Г. Фихте писал: «Даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия...».

Почему же трудно определить предмет философии?

 

Ответ:

Основной проблемой в определении предмета философии заключается в том, что каждая философская школа стремится выделить свою область для философского исследования, и имеет, как правило, своё представление о предмете философии, в связи с чем появляются трудности в общем определении предмета философии

 

Задание 3

Соотнесите имена философов с основными подходами к определению предмета философии.

 


А. Этический

Б. Гносеологический

В. Эстетический

Г. Антропологический

Д. Онтологический

1.  К. Леонтьев, Ф. Ницше

2.  Л. Фейербах, С. Франк

3.  Аристотель, Г. Гегель

4.  Сократ, М. Монтень

5.  О. Конт, Г. Спенсер


 

 

Ответ:

А Б В Г Д
4 5 1 2 3

 

Задание 4

Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

 

Философия представляет собой систему предельно широких и глубоких знаний о _______________(1). Все науки устремлены к истине, и каждая из них открывает свою истину. Но ______________(2), как писал средневековый философ Фома Аквинский, «есть знание не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу _________________(3)». Действительно, философами стали называть тех людей, которые начали рассуждать о том, как возник мир, как он устроен, какое место в нем ________________(4), в чем сущность и смысл его бытия. Эра философствования началась с выяснения вопроса о началах бытия, с осознания того, что лежит в основе всего сущего. Список семи мудрецов Древней Греции возглавлял Фалес - родоначальник европейской философии, который первый поставил вопрос о первопричине мира. Знание первопричин - это знание _____________(5), в том смысле, что из этого знания вытекают все другие представления о мире. Нужны ли такого рода знания? Во все времена было немало людей скептически относившихся к такой цели познания мира. Однако, как верно заметил Аристотель, «научить более способна та _____________(6), которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой веши», но и познать это наиболее общее труднее всего для человека, «ибо оно дальше всего от чувственного _________(7)»

 

А. Философия

Б. Человек

В. Восприятие

Г. Общий

Д. Бытие

Е. Мир

Ж. Наука

 

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
Е А Д Б Г Ж В

 

Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством

 

Задание 1

На примере конкретной науки, выявите ее сходство и отличие с философией.

 

Ответ:

Сходство философии и психологии

· Область исследования – человеческое сознание;

· Изучают субъективное восприятие объективной реальности;

Отличие философии и психологии

· Психология изучает поведение людей, их умственных процессов и опыта в разных контекстах, в то время когда философия изучает фундаментальную природу знания, реальности и существования;

· Философия является критическим анализом фундаментальных убеждений и ценностей, когда психология изучает структуру, функцию и поведенческое происхождение человеческого разума;

· Психология включает в себя естественнонаучную методологию, а философия сугубо гуманитарная дисциплина;

· Философия создаёт философские системы или категории, которые служат для объяснения реальности, психология стремится изолировать отдельные переменные человеческого поведения.

 

Задание 2

Французский философ Р. Декарт замечал: «Философия... распространяется на все доступное для человеческого познания».

Согласны ли Вы с таким пониманием философии? Что Вы можете добавить к сказанному для более полной характеристики философского знания?

 

Ответ:

Да, согласна, так как философия подвергает осмыслению практически всё, любое знание. В дополнение к сказанному можно добавить, что философия не ограничивается только человеческим познанием, а распространяется на всё существующие в этом мире.

 

Задание 3

Русский философ В. Соловьев писал: «Все философские направления, где бы они не искали сущей истины, как бы ее не определяли, одинаково признают, что она должна представлять характер всеобщности и неизменности, отличающий ее от преходящей и раздробленной действительности явлений».

Попытайтесь объяснить: почему философские знания носят всеобщий характер? Каким образом достигается подобная «всеобщность»?

 

Ответ:

Философия – это всегда поиск одного общего начала для всех вещей и событий в мире – познание всеобщего. Она даёт ответы на фундаментальные вопросы: о природе мира, о высших целях и ценностях человека, стремясь к постижению всеобщих форм бытия и освоения его человеком и другое. Философия находит, обобщает и изучает общие принципы познания, не затрагивая конкретные факты строения мира.

 

Задание 4

Постарайтесь мысленно представить полемику представителей скептицизма и догматизма по проблеме поиска истины. Какие аргументы могли бы быть приведены с той и с другой стороны? Что рационального Вы могли бы вынести из этого спора?

 

Ответ:

Скептик будет утверждать, что истину найти невозможно и что никакой способ познания нельзя назвать ни истинным, ни ложным, так как любому утверждению о любом предмете может быть равноправно и равносильно противопоставлено противоречащее ему утверждение. Догматик же в свою очередь будет утверждать, что в истине не может быть заблуждения, а в заблуждении не может быть истины, что они абсолютно несовместимы и что истина абсолютна и не может быть относительна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 2163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.239 с.)