Кафедра «Разработка месторождений полезных ископаемых» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Разработка месторождений полезных ископаемых»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Разработка месторождений полезных ископаемых»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

К выполнению практических работ

По курсу «Технология закрытия

(ликвидации) угольных шахт»

(для студентов специальности 7.090302.01)

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры «Разработка

месторождений полезных ископаемых»

протокол №11 от  26.06.2007 г.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании учебно-издательского

совета ДонНТУ

протокол №1 от 25.10.2007 г.

 

 

Донецк 2007


 

 

УДК 622.27(07)

 

Методические указания и рекомендации к выполнению практических работ по курсу «Технология закрытия (ликвидации) угольных шахт» (Ворхлик И.Г., Выговский Д.Д., Выговская Д.Д. – Донецк, ДонНТУ, 2007. – 26 с.)

 

 

Приведены задания на выполнение работ, раскрыто их содержание, сформулированы цели и задачи практических работ, изложена методика проведения занятий.

Поставлены контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятиям.

 

       Авторы:                И.Г. Ворхлик, проф. каф. РМПИ

                                          Д.Д. Выговский, доц. каф. РМПИ

                                          Д.Д. Выговская, доц. каф. «Природоохранная деятельность»

 

       Ответственный

за выпуск:        Н.Н.Касьян, проф., зав. каф. РМПИ


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение........................................................................................................... 4

Цели и задачи занятий.................................................................................... 4

Порядок и организация проведения практических занятий......................... 4

Общая методика проведения занятий............................................................ 5

Первое занятие. Изучение содержания практических работ по курсу «Технология закрытия (ликвидации) угольных шахт»,   организации и методики их выполнения. Рассмотрение общих вопросов закрытия шахт....................................................................................... 6

Работа №1. Выбор способа физической ликвидации угольной шахты в конкретных условиях............................................................................... 6

Работа №2. Выбор технологической схемы ликвидации вертикального ствола  и  расчет  параметров  опоры-основания (упорного слоя) в конкретных условиях....................................................................................... 9

Работа №3. Изучение  технологии  ликвидации  крутонаклонных,           наклонных  и  пологих  стволов.  Определение места            установки  нижней  изолирующей  перемычки  в стволах с   углом наклона менее 60°.................................................................................................... 19

Работа №4. Изучение и систематизация возможных и необходимых мер   и  способов  обеспечения  экологической  безопасности  в  постликвидационный  период  в  конкретных  (заданных)  условиях........... 22

Работа №5. Изучение возможных социально-экономических последствий закрытия  угольных  шахт,  определение  путей  и  мер  по        снижению их негативного влияния............................................................. 24

Список рекомендованной литературы......................................................... 26

 

 


Введение

 

Практические занятия (работы) охватывают основные разделы курса – модули в соответствии с учебной программой дисциплины «Технология закрытия (ликвидации) угольных шахт» и посвящены углубленному изучению теории и практики решения трех генеральных проблем, связанных с закрытием (ликвидацией) угледобывающих предприятий подземным способом:

– физическая ликвидация шахты;

– защита и восстановление окружающей природной среды;

– социальная защита освобождающихся работников.

Цели и задачи занятий

 

Главная цель и задача практических занятий заключается не только в закреплении и углублении знаний по дисциплине «Технология закрытия (ликвидации) угольных шахт», но и познание студентами возможных вариантов решения общих и частных задач, связанных с закрытием шахт, а также приобретение навыков и умений самостоятельного принятия обоснованных рациональных решений в нетиповых условиях посредством всесторонней проработки, анализа, оценки и ранжирования влияющих факторов.

Конечная цель – помочь будущему горному инженеру при необходимости грамотно и ответственно осуществлять планирование, проектирование, ведение технологических процессов и работ, связанных с закрытием угольных шахт.

Порядок и организация проведения

Практических занятий

 

Практическое занятие проводится в две стадии.

Первая стадия – уяснение (уточнение) основных понятий, представлений, терминов по теме работы в форме ответов на поставленные вопросы. Но делается это не просто путем формального воспроизводства формулировок, а непременно путем раскрытия их содержания. При необходимости ответы сопровождаются выполнением эскизов.

Это позволит на второй стадии занятия проследить причинно-следственные связи основных факторов: что может произойти (чего следует или можно ожидать), что и в какой степени может на это повлиять, почему те или иные принятые решения могут усугубить негативные проявления или наоборот – свести их до минимума и др. То же и о позитиве.

Проверка знаний студентами ответов на поставленные контрольные вопросы обязательна и представляет важную и неотъемлемую часть практических занятий.

На второй стадии выполнения работ №1, №4 и №5 имитируются ситуации и вырабатываются рациональные решения, а при выполнении работ №2 и №3 проводятся и расчеты с целью определения параметров, необходимых для принятия тех или иных инженерных решений.

Первое практическое занятие

Работа №1

Работа №2

Работа №3

Работа №4

Условиях

 

Работа выполняется в течение 2-х часов.

Цель работы.  На основе анализа условий и обстоятельств закрытия шахты, способа ее физической ликвидации предложить наиболее рациональные меры в конкретных условиях по предотвращению неорганизованного проникновения газов на поверхность, подтопления территорий, опасных сдвижений поверхности.

Исходные данные используются из работы №1 (п.п. 1,4,5,6,7,8,9,10,11) и работы №2 (п.п. 6,7,8).

Контрольные вопросы

1. Какие изменения, связанные с безопасностью, вызывает вывод шахты из эксплуатации?

2. В чем выражается ухудшение экологической обстановки в районах закрытия угольных шахт?

3. Контроль чего остается актуальным после физической ликвидации шахты?

4. Изложите кратко процессы газовыделения на поверхность после закрытия шахты и назовите пути его (газа) возможного проникновения.

5. В чем сущность мер и проблем по организованному отводу метана на поверхность?

6. Каким образом и какими средствами осуществляется контроль выхода метана на поверхность и возможного его скопления в местах работы и проживания людей?

7. Дайте краткую характеристику опасности выхода шахтных вод на земную поверхность.

8. В чем сложность прогнозирования зон подтопления поверхности и времени их подтопления? Какой путь предотвращения подтопления территорий представляется наиболее реальным и как он может быть осуществлен.

9. В чем опасность подтопления застроенных территорий? Кратко изложите меры по инженерной подготовке территорий, направленные на предотвращение и снижение негативного влияния подтопления.

10. Как определяются границы зон процесса активации сдвижения массива и земной поверхности при затоплении выработок?

11. Назовите и охарактеризуйте основные причины и условия возникновения провалов поверхности в районе устья ствола.

12. Какие факторы и в какой степени влияют на размер вероятной зоны опасных деформаций поверхности вокруг устья ствола?

13. Кратко охарактеризуйте технологические схемы погашения устьев вертикальных стволов, обеспечивающие их устойчивое состояние.

14. Исходя из каких соображений и на основании учета каких факторов целесообразно деление ликвидируемых вертикальных стволов по степени их экологической опасности? Какие выработки по степени их экологической опасности после ликвидации следует относить к 1-й, 2-й и 3-й категории?

15. Кратко изложите цели оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС), задачи и содержание системы мониторинга состояния окружающей среды.

Какие компоненты окружающей среды рассматриваются в материалах ОВОС? Что является итоговым документом ОВОС, кем документ составляется и кому направляется для контроля?

16. Что представляет собой план управления окружающей средой (ПУОС)? Что является объектами прогнозирования и управления? Что рассматривается в качестве приоритетов?

 

 

Работа №5

Список рекомендуемой литературы

 

1. Ворхлик И.Г., Стрельников В.И., Ярембаш И.Ф. Технология закрытия (ликвидации) угольных шахт (под ред. проф. Ярембаша И.Ф.). – Донецк, 2004. – 238 с.

2. Проект ликвидации угольных шахт. Эталон. – К., 1988. – 174 с.; К., 2003. – 217 с.

3. Правила ликвидации стволов угольных шахт. – Донецк, 2000. – 44 с.

4. Правила безопасности в угольных шахтах. – К., 2005. – 389 с.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К

УГОЛЬНЫХ ШАХТ»

 

Авторы:

Ворхлик Иван Григорьевич

Выговский Даниил Данилович

Выговская Даниэла Данииловна

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Разработка месторождений полезных ископаемых»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.015 с.)