Тема: «проектирование и расчет главного дизельного двигателя» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «проектирование и расчет главного дизельного двигателя»



Курсовая работа

по дисциплине: Судовые дизели

Тема: «Проектирование и расчет главного дизельного двигателя»

 

 

Северодвинск

г.


 

Введение

 

Цель данного курсового проекта: проектирование судового ДВС по исходным данным: типу и водоизмещению судна, на которое будет установлена СЭУ, требуемой скорости, составу используемого топлива и степени сжатия. В процессе выполнения курсового проекта теоретические знания по дисциплине «Судовое главное энергетическое оборудование» наряду с практическими навыками самостоятельной работы при решении технических задач систематизируются, расширяются и закрепляются.

Любая судовая энергетическая установка (СЭУ) предназначена для обеспечения движения судна и снабжения необходимой энергией всех судовых потребителей. От СЭУ существенно зависят экономические показатели транспортного судна, уровень его строительной стоимости и текущих эксплуатационных затрат по содержанию. Затраты на СЭУ в среднем составляют 20...35 % общей строительной стоимости судна и 40...60 % затрат на содержание судна на ходу. Кроме того, основные качества транспортных судов - безопасность плавания, мореходность и провозоспособность в значительной мере обеспечиваются СЭУ. В связи с этим положениями проектирование СЭУ является одним из важнейших этапов создания судна.

Анализ состава мирового коммерческого флота показывает, что в качестве СЭУ на транспортных и ледокольных судах в основном используются дизельные установки.

Дизельный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) принадлежит к типу тепловых двигателей, в которых химическая энергия топлива, сгорающего непосредственно внутри рабочего цилиндра, преобразуется в механическую работу.

Газообразные продукты сгорания топлива, обладающие высокой температурой, расширяются и давят на стенки цилиндра и поршень, который совершает прямолинейно-поступательное движение. С помощью кривошипно-шатунного механизма это движение преобразуется во вращательное движение коленчатого вала. Такой способ превращения тепловой энергии в механическую работу позволяет обходиться без промежуточного рабочего вещества (носителя тепла), которым в паровых машинах является пар.

Дизельные ДВС обладают самым высоким эффективным КПД, среди прочих установок, малым временем приготовления к пуску и постоянной готовностью к действию, взрыво- и пожаробезопасностью, способностью работать на дешевых тяжелых сортах топлива и еще рядом положительных особенностей. Это еще раз доказывает актуальность выбора дизельного ДВС и его непосредственного расчета и проектирования.

Для реализации курсового проекта и достижения поставленных целей будут использованы техническая литература, посвященная разработке и проектированию СГЭО, ГОСТы, методические указания для данного курсового проекта под руководством В.А. Стенина для непосредственного планирования, расчета и написания работы.


Исходные данные

 

Параметры для расчета судовой ДЭУ.

 

Тип судна          
Сухогруз 2,4 16 15 84 1 14

Тепловой расчет ДВС

Теплота сгорания топлива

 

Теплота сгорания топлива - количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании 1 кг топлива. Она зависит от элементарного состава топлива.

Низшую теплоту сгорания жидкого топлива можно определить по формуле Д.И. Менделеева:

 

,

 

где  - низшая теплота сгорания рабочего топлива, ;

 - массовые доли углерода, водорода, кислорода, серы и воды в топливе.

 

;

 

Процесс наполнения

Основными параметрами, характеризующими процесс наполнения, являются:

 - коэффициент наполнения;

 - коэффициент остаточных газов;

 - давление в конце наполнения;

 - температура рабочей смеси;

 - давление остаточных газов;

 - температура остаточных газов;

Расчет процесса наполнения заключается в определении значений этих параметров.

Давление в конце наполнения:

 

,

 

где  - наибольшая скорость протекания свежего заряда при открытии выпускных клапанов;

 - давление наддува, ;

 - коэффициент скорости истечения, учитывающий вредные сопротивления при протекании воздуха через клапаны, для ДВС с наддувом ;

 - температура в начале процесса наполнения, К.

 

,

 

где  - температура воздуха после воздухоохладителя, К;

 - повышение температуры воздуха вследствие нагрева его в системе двигателя;

 

;

 

Скорость поступающего заряда через живые сечения клапана:

 

,


 

где  - площадь поршня;

- площадь сечения полностью открытых впускных клапанов;

 - коэффициент, равный 6..9;

Наибольшая скорость протекания свежего заряда при открытии выпускных клапанов равна:

 

,

.

;

 

Коэффициент остаточных газов определяется по формуле:

 

,

 

где  - давление остаточных газов, ;

 - давление в конце наполнения;

 - температура окружающей среды;

- повышение температуры воздуха вследствие нагрева его в системе двигателя ;

 - степень сжатия, 16;

 - температура остаточных газов, ;

Так как при наддуве температура воздуха после нагнетателя очень высока, то в систему включим «холодильник», который охлаждает воздух до температуры окружающей среды.


 

;

 

Температура смеси в конце наполнения:

 

,

;

 

Коэффициент наполнения равен:

 

,

 

где  - температура в начале процесса наполнения, К;

 - температура в конце процесса наполнения, К;

 - давление в конце наполнения;

 - давление остаточных газов;

 

.

 

Процесс сжатия

Основными параметрами, характеризующими процесс наполнения, являются:

 - давление начала сжатия;

 - температура начала сжатия;

 - степень сжатия;

 - показатель политропы сжатия;

 - температура конца сжатия;

 - давление конца сжатия;

Так как процесс сжатия политропный, то величины, характеризующие его начало и окончание, связаны уравнениями:

 

;

,

 

где  - показатель политропы, ;

 

;

;

 

Процесс сгорания

Количество воздуха теоретически необходимое для сгорания 1кг топлива:

 

,

 

где  - массовые доли углерода, водорода, кислорода в топливе.

 

;


 

Действительное количество воздуха поступающее в цилиндр:

 

,

 

где  - коэффициент избытка воздуха при горении,

 

; ;

 

Мольное количество смеси воздуха и остаточных газов, находящееся в цилиндре до горения:

 

,

;

 

Количество молей продуктов сгорания:

А) Теоретическое:

 

,

.

 

Б) Фактическое:

 

,

 

где  - количество молей остаточных газов в конце процесса сгорания;


 

,

;

;

 

Действительный коэффициент молекулярного изменения:

 

,

;

 

При постоянном объеме:

Приближенные значения средних молекулярных теплоемкостей:

для азота:

 

,

;

 

для кислорода:

 

,

;

 

для водяного пара:

 

,

;

- для углекислого газа:

 

,

;

 

Содержание кислорода в свежем заряде:

 

,

;

 

Содержание азота в свежем заряде:

 

,

;

 

Количество молей продуктов сгорания:

азота:

 

,

;

 

кислорода:

 

,

;


 

- водяного пара:

 

,

;

 

углекислого газа:

 

,

;

 

Количество молей остаточных газов:

азота:

 

,

;

 

кислорода:

 

,

;

 

водяного пара:

 

,

;

- углекислого газа:

 

,

;

 

Молярные доли компонентов топлива:

кислород:

 

,

;

 

азот:

 

,

;

 

водяной пар:

 

,

;


 

- углекислый газ:

 

,

;

 

Молярная теплоемкость смеси газов:

 

;

;

 

При постоянном давлении:

Приближенные значения средних молекулярных теплоемкостей:

для азота:

 

;

 

для кислорода:

 

;

 

для водяного пара:

 

,

 

для углекислого газа:


 

,

 

Количество молей продуктов сгорания:

азота:

 

,

;

 

кислорода:

 

,

;

 

водяного пара:

 

,

;

 

углекислого газа:

 

,

;

 

Молярные доли компонентов топлива:

Молярные доли компонентов топлива считаем по формуле:


 

;

 

азот:

 

;

 

кислород:

 

;

 

водяной пар:

 

;

 

углекислый газ:

 

;

 

Молярная теплоемкость смеси газов:

 

;

;


 

Уравнение сгорания для смешанного цикла:

 

,

 

где  - коэффициент использования тепла, ;

 - степень повышения давления, ;

 

;

 

Температура в точке Z: ;

Давление в точке Z:

 

,

;

 

Степень предварительного расширения:

 

,

;

 

Степень последующего расширения:

 

, ;


 

Процесс расширения

Основными параметрами, характеризующими процесс наполнения, являются:

 - температура начала расширения;

 - давление начала расширения;

 - показатель политропы расширения;

 - температура конца расширения;

 - давление конца расширения;

Давление начала расширения:

 

,

;

 

Давление конца расширения:

 

,

;

 

Температура конца расширения:

 

,

;


 

Процесс выпуска

 

В связи с тем, что в момент открытия выпускного клапана давление в цилиндре сравнительно высокое, приходится выпускные окна открывать с некоторым опережением, несколько раньше прихода поршня в нижнюю мертвую точку, чтобы избежать большого противодавления на поршень и, кроме того, чтобы ускорить и улучшить очистку цилиндра от остаточных газов.

Ввиду того, что характер колебаний давления газов при выпуске не поддается точному теоретическому подсчету, поэтому в расчете вместо переменного давления используем среднее постоянное давление газов в период выпуска .

Это давление выше давления в выпускной трубе . По практическим данным можно принять  и . Средняя температура отработавших газов .

 

Диаграмма движущих усилий

 

Сила тяжести Рв:

 

 Па

 

где mn=1000 кг/м2 - удельная масса поступательно движущихся частей, отнесённая к единице площади поршня (принимаем).

Далее строим кривую удельных сил инерции по способу Гои, для чего проводим горизонтальный отрезок АВ, равный длине индикаторной диаграммы: АВ=200мм, затем из точки А в масштабе индикаторной диаграммы откладываем удельную силу инерции в ВМТ Jпо:

 

Jпо= -mn×ao= -mn×R×w2×(1+l)= -1000×0,18×76,452 ×(1+1/4,5)= - 1285812,55 Н/м2по= 16,4 мм

 где R - радиус мотыля, L - длина шатуна.

 с-1 - угловая скорость вращения коленчатого вала.

Из точки В вниз откладываем удельную силу инерции в НМТ:

 

Jп180= -mn×a180 = -mn×[-R×w2×(1-l)] = -12000×[(-0,18)×(76,45)2×(1-1/4,5)]=818244,35 Н/м2 = 10,4мм


 

Полученные точки C и D соединяют прямой. Из точки пересечения CD и AB откладывают вниз в принятом масштабе величину EF:

=3×mn×l×R×w2=3×1000×1/4,5×0,18×(76,45)2=701352,3=8,9 мм.

 

Точку F соединяют прямыми с точками C и D. Линии CF и FD делят на одинаковое число равных частей и соединяют точки одного и того же номера прямыми. Через точки C и D по касательным и прямым, соединяющим одинаковые номера, проводим главную огибающую линию, которая и будет кривой удельных сил инерции. Построение диаграммы сил инерции, отнесённых к единице площади поршня, изображено в графической части проекта.

Построение диаграммы движущихся усилий проводим следующим образом:

проводим горизонтальный отрезок mm, равный четырём АВ:

=4АВ=4×200=800 мм

 

делим отрезок mm на четыре равных участка;

принимая прямую mm за атмосферную линию, строим развёрнутую индикаторную диаграмму;

делим отрезок mm на четыре равных участка;

на каждом участке наносим кривую сил инерции, отнесённых к единице площади поршня в зеркальном изображении;

на каждом участке, как на диаметре, строим полуокружность;

определяем поправку Брилса в масштабе абсцисс диаграммы:

 

 мм

откладываем из центра О каждого участка отрезок ОО’;

построенные ранее полуокружности делим через каждые 15°, устанавливая транспортир в (×) О’;

из каждой точки деления, на полуокружностях проводим вертикаль до пересечения с кривыми диаграммы;

замеряем длину каждого из перпендикуляров между кривыми сил инерции и давления газов;

результаты замеров заносим во вторую колонку таблицы №2 с учётом знака;

подсчитываем значения касательного усилия Рк, соответствующим приведённым значениям углов.

 

Таблица 4.1

 a0 P9, мм

 
 0 -15,32

 0

0
 15 -14,46

 0,315

-4,55
 30 -12,03

 0,596

-7,17
 45 -8,4

 0,819

-6,88
 60 -4,26

 0,964

-4,11
 75 0,01

 1,023

0,01
 90 3,87

 1

3,87
 105 6,87

 0,91

6,25
 120 9,02

 0,767

6,92
 135 10,39

 0,595

6,18
 150 11,1

 0,404

4,48
 165 11,37

 0,203

2,31
 180 11,43

 0

0
 195 -11,4

 0,203

-2,31
 210 -11,09

 0,404

-4,24
 225 -10,77

 0,595

-6,41
 240 -9,86

 0,767

-7,56
 255 -8,3

 0,91

-7,55
 270 -6,41

 1

-6,41
 285 -4,41

 1,023

-4,51
 300 -3,83

 0,964

-3,69
 315 -7,72

 0,819

-6,32
 330 -20,46

 0,596

-12,19
 345 -42,94

 0,315

-13,53
 360 -132,36

 0

0
 375 132,22

 0,315

41,64
 382,42 134,13

 0,441

59,15
 390 92,65

 0,596

55,22
 405 48,17

 0,819

39,45
 420 29,25

 0,964

28,2
 435 21,85

 1,023

22,35
 450 19,46

 1

19,46
 465 18,82

 0,91

17,13
 480 18,68

 0,767

14,33
 495 18,65

 0,595

11,1
 510 18,5

 0,404

7,47
 525 18,32

 0,203

3,72
 540 -18,23  0

0

 555 -10,34  0,203

-2,1

 570 -10,07  0,404

-4,07

 585 -9,36  0,595

-5,57

 600 -7,99

 0,767

-6,13
 615 -5,84

 0,91

-5,31
 630 -2,84

 1

-2,84
 645 1,03

 1,023

2,99
 660 5,29

 0,964

5,1
 675 9,48  0,819

7,76

 690 13,06  0,596

7,78

 705 15,49  0,315

4,88

 720 16,35  0

0

         

 

Детали поршневой группы

 

Расчет поршня.

Диаметр головки поршня:

 

,

 

где  - диаметр поршня;

 

;

 

Диаметр юбки поршня:

 

,

;

 

Толщина днища:

 

,

;

 

Расстояние от первого кольца до кромки днища:

 

,

;


 

Толщина цилиндрической стенки головки:

 

,

;

 

Толщина направляющей части юбки:

 

,

;

 

Длина направляющей части юбки:

 

,

;

 

Расстояние от нижней кромки юбки до оси поршневого пальца:

 

,

;

 

Полная длина поршня:

 

,

;

 

Необходимая длина направляющей части поршня:


 

,

 

где  при : ;

 - сила, действующая на поршень в конце сгорания топлива;

 - допустимое удельное давление на 1 площади проекции боковой поверхности поршня в , принимаемое равным  ;

 

 - площадь поршня;

;

 

Днище поршня рассчитываем на изгиб, так как днище поршня плоское, то условие прочности имеет вид:

 

,

 

где  - толщина днища: для чугунных неохлаждаемых поршней: ,

 - допускаемое напряжение на изгиб: эквивалентные допускаемые напряжения на изгиб для чугунных поршней должны быть ;

 

;

Расчет поршневого пальца:

Диаметр пальца:

 

Рис. 5.1

 

,

;

 

Длина вкладыша головного подшипника:

 

,

;

 

Внутренний диаметр пальца:

 

,

;

 

Длина пальца:

 

, ;


 

Расстояние между серединами опор пальца:

 

,

;

 

Длина опорной части бобышки:

 

,

;

 

Напряжение изгиба, возникающее в момент действия силы:

 

,

 

где  - допускаемое напряжение изгиба, для углеродистой стали:

 

;

 

;

 

Напряжение среза:


 

,

 

где  - допускаемое напряжение среза:

 

;

;

 

Степень овализации пальца:

По методу Кинасошвили определим увеличение наружного диаметра в горизонтальной плоскости:

 

,

 

где  - модуль упругости материала, для стали ;

 

;

;

 

Удельное давление в подшипнике скольжения:


 

,

 

где  - допускаемое давление, для игольчатых подшипников ;

 

;

 

Удельное давление на гнездо бобышки:

 

,

 

где  - допускаемое давление, для бобышек из чугуна ;

 

;

 

Расчет коленчатого вала

1. Выбор материала вала:

вал изготовлен из стали марки 45Х, предел прочности , предел текучести .

2. Диаметр коленчатого вала:

,

 

где  - диаметр цилиндра в ;

 - ход поршня в ;

 - расстояние между центрами рамовых подшипников в ;

 и  - безразмерные коэффициенты, зависящие от  () и  ();

 - безразмерный коэффициент, зависящий от числа цилиндров и тактности: ;

 - безразмерный коэффициент зависящий от предела прочности и вычисляемый по формуле:

 

,

;

;

 

. Диаметр шатунной () и рамовой () шейки примем равными расчетному значению диаметра вала ().

. Толщина щеки:

 

,

;


 

5. Ширина щеки:

 

,

;

 

. Длина шатунной шейки:

 

,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.457 с.)