Тренинг родительской эффективности А. Аладьина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг родительской эффективности А. Аладьина



 

В основу данной модели работы с родителями был положен «Тренинг эффективности родителей» Т. Гордона (P.E.T.PARENT EFFECTIVENESS TRAINING: The Tested New Way to Raise Responsible Children, by Dr. Thomas Gordon), а также основные теоретические представления основоположника системной семейной психотерапии М. Боуэна.

Задачи обучения:

1.  Дать родителям знания о механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на сегодняшнюю жизнь в собственной семье.

2. Дать определённую модель построения взаимоотношений с детьми и обучить их различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели.

.   Предоставить возможность тренировать эти навыки на практике, постепенно совершенствуя уровень компетентности.

Участвующие в программе родители знакомятся с различными моделями взаимодействия. Родители детей дошкольного и младшего школьного возраста обучаются принципам и методологии игровой терапии, центрированной на клиенте. Программа выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителем и ребёнком, при этом родитель является терапевтическим агентом перемен.

Особенности комплектования группы:

Типичным участником группы является человек, принадлежащий к категории людей со средним доходом и имеющий, по крайней мере, законченное среднее образование. Противопоказано включать в группы родителей-психотиков, умственно отсталых, покушавшихся на свою или чужую жизнь.

Учебная группа обычно состоит из 6 - 8 родителей или супружеских пар. Десять родителей в группе - это слишком много для того, чтобы вести наблюдение за их работой, а также для эффективного взаимодействия внутри группы.

В ходе тренинга, возникающее чувство группы и групповой сплочённости - важные характеристики процесса родительской терапии. Поэтому после второй сессии группа закрывается, и новые участники к ней не присоединяются. Родители встречаются на 4 часа каждую неделю в течение 10 недель; для такого вида обучения этот срок является оптимальным. Минимальный срок - по 2 часа каждую неделю в течение тех же 10 недель.

Структура и содержание тренинга. Основной формой занятий является живая дискуссия в группе, состоящей из 6 - 8 родителей и терапевта, расположившихся по кругу. Продолжительных лекций следует избегать, и внимание, как правило, сосредоточенно на родителях. В процессе беседы постепенно вводится необходимая учебная информация в связи со спонтанными высказываниями родителей или информацией об их детях. Это, прежде всего, касается информации о семейной системе, обусловленности поведения опытом родительской семьи. Такое переплетение учебной информации с проблемами, волнующими родителей, приводит к тому, что знания воспринимаются и усваиваются родителями более осмысленно. В группе родители часто находят решение проблем и новые способы общения с детьми. После каждого занятия родители получают домашние задания, которые позволяют им сохранять ощущение сопричастности к группе в период между встречами. Во время занятий родителям рекомендуется вести записи. Ниже приводится примерная схема каждого из 10 еженедельных четырёхчасовых занятий по модели работы с детьми.

Занятие 1.

Родители представляются, рассказывают о своей семье и описывают ребёнка, с которым они имеют проблемы или хотели бы улучшить взаимоотношения. (Как правило, поначалу родители хотят улучшить отношения со всеми своими детьми, и когда им это разрешают, они очень скоро обнаруживают, что у них оказывается слишком напряжённый распорядок дня, и они не в состоянии эффективно взаимодействовать с детьми).

Определяются цели и задачи обучения. Создаются условия для лучшего знакомства родителей и климата психологической безопасности. Помочь родителю раскрыть свои мысли и чувства, связанные с ребёнком. Снизить тревожность родителя, ослабить его самопорицание, повысить самооценку.

Основной целью является развития умения думать и говорить о своих детях в терминах конкретных особенностей и фактов их поведения.

Домашнее задание состоит в том, чтобы распознать у ребёнка эмоции страха, счастья, печали, удивления и отреагировать на них. Способы реагирования следует записать, чтобы впоследствии обсудить их в группе.

Занятие 2.

Обсуждаются домашние задания, разрабатываются способы эмпатического реагирования. Психолог с помощью добровольца демонстрирует способы эмпатических реакций. Затем родители разбиваются на пары и работают, изображая по очереди ребёнка и родителя.

Вторая часть этого занятия посвящена осознанию важности своего поведения по отношению к поведению своих детей сообразно их чувствам - независимо от того, являются эти чувства приемлемыми для них или нет. Кроме того, они учатся определять, какое из двух ощущений они действительно испытывают.

Здесь целесообразно использовать техники «Семейное пространство», «Семейная социограмма», «Экокарты». Та или иная техника выбирается по усмотрению психолога. В нашей практике предпочтение отдаётся двум техникам, которые приводятся ниже.

Техника «Семейное пространство». Данная техника обеспечивает психолога важной информацией об организации семейной системы, с которой он работает, а также эффективным средством терапевтической интервенции. Суть техники состоит в том, что клиентов просят нарисовать план-схему их дома, включая все имеющиеся в нём комнаты и помещения.

Территориальность является важной частью личной и семейной идентичности. Она эмоционально и операционально ассоциируется с принадлежностью к семье и с исключением из неё, с комфортом и напряжённостью, удовольствием и болью, близостью и отдалённостью, границами и их запутанностью, силой и слабостью. Изучение использования семейного пространства выявляет очень важные аспекты внутрисемейной динамики. При этом полезно задавать себе следующие вопросы: используется ли семейное пространство в продуктивных целях, для игры, для прозябания или же для ссор между членами семьи?

Процедура. Родителям даётся большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до женитьбы. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который им наиболее запомнился. В то время когда родители заняты рисованием, психолог постепенно вводит их в терапевтическую ситуацию, задавая следующие вопросы:

1. Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната.

2. Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме.

.   Была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи.

.   Когда члены вашей расширенной семьи заходили к вам, в какой комнате происходили встречи.

.   Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить.

.   Было ли у вас какое-то особенное место в доме.

.   Попытайтесь, как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединённости.

.   Как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале, выделялся он чем-нибудь или нет.

.   Вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме.

.   Вспомните типичные слова, фразы, которые произносились членами вашей семьи.

Вопросы психотерапевта направлены на выявления воспоминаний, связанных с существующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях. Кроме того, воспоминания изучаются для того, чтобы выяснить, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения. Собранная информация может оказаться полезной также для выявления различных альянсов и разрывов взаимоотношений внутри данной семьи.

Техника позволяет проводить интервенцию с помощью обсуждения возможных путей совместного и индивидуального использования семейного пространства, создавая для семьи весьма ценный опыт совместной деятельности. В зависимости от целей группы внимание фокусируется на актуальных внутрисемейных конфликтах или же на истории семьи. Техника даёт психологу информацию, которая не может быть получена в обычной терапевтической беседе.

Техника даёт членам семьи возможность такого взаимодействия друг с другом, которое одновременно поддерживает как дифференциацию, так и включённость в жизнь друг друга, что очень важно для нормального функционирования семьи.

Техника «Экокарты». Цель её - схематично изобразить семью и изучить её потребности, а также взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Связи, напряжённость, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений наглядно представлены на основе этой техники, кроме того, она позволяет выявить эмоциональные ресурсы семьи.

Процедура. Психолог проводит интервью одного из членов группы в качестве образца. Затем группа разбивается на пары, каждый родитель по очереди проводит аналогичное интервью в паре. После чего каждый член группы и психолог заносят полученную информацию в карту. Взаимоотношения между людьми изображаются с точки зрения их значимости и близости. Отмечаются позитивные и негативные установки. Затем идёт обсуждение «экокарт».

Домашнее задание состоит в том, чтобы написать сочинение о своих отношениях с ребёнком.

Занятие 3 - 5.

Родители сдают сочинения, которые не обсуждаются и не зачитываются. Эти занятия посвящены отработке коммуникативных навыков, помогающих адекватно отреагировать на те «послания», которые адресуют им дети, когда хотят поделиться своими проблемами. Здесь используются задания и техники гуманистической психологии для формирования умений профессионального консультанта: а) хранить молчание; б) располагать к полной откровенности и задавать так называемые открытые вопросы, допускающие разные ответы и толкования; в) активно слушать (рефлексивное слушание).

Занятие 6 - 7.

Проводится обучение приёмам игровой терапии, используется ролевая игра в игровой комнате (подробно с техниками игровой терапии можно познакомиться в книге: Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994).

На первом занятии устанавливаются правила, которых должен придерживаться родитель в процессе игры с ребёнком дома.

 

НЕ СЛЕДУЕТ СЛЕДУЕТ
1. Критиковать ребёнка 1. Оформить интерьер
2. Хвалить ребёнка 2. Позволить ребёнку вести вас за собой
3. Задавать наводящие вопросы 3. Отслеживать поведение
4. Разрешать прерывать занятие 4. Отражать чувства ребёнка
5. Нагружать ребёнка информацией и учить его 5. Устанавливать ограничения
6. Читать нотации 6. Поощрять энергию и усилия ребёнка
7. Предлагать какую-либо другую деятельность 7. Принимать участие в игре, предоставляя инициативу ребёнку
8. Быть равнодушным или пассивным 8. Проявлять речевую активность

 

Занятие 8.

Цель этого занятия помочь родителям разделить в поведении ребёнка события, за которые отвечает он, а за которые - родитель.

Ключевым моментом этого занятия является обсуждение вопроса о целях воспитания. Конечным результатом этого обсуждения должно быть понимание каждым родителем, что цель воспитания - это формирование ответственного человека, способного принимать в отношении себя верные решения. После чего следует перейти к анализу проблем, о которых родители заявили на первой встрече, с позиции: за что отвечаю Я, а за что - ребёнок.

Вторая часть занятия посвящается обучению родителей передавать ответственность ребёнку за поступки, на которые он имеет право.

. Пусть каждый из родителей выберет из списка пункт, ответственность за который он может без особого труда передать ребёнку.

. Затем провести суггестию в состоянии расслабления.

Представьте, что Вы видите, как ребёнок совершает тот или иной поступок. При этом Вы, может быть, почувствуете прежние переживания.

Вспомните: теперь за это несёте ответственность не Вы, а ребёнок. При этом постарайтесь не испытывать неприятных эмоций.

Представьте, как ощущение свободы и расслабления разливается по телу, словно Вы сбросили тяжёлый груз.

В состоянии покоя представьте, как теперь будет вести себя ребёнок без Вашего контроля. Наблюдайте за его поведением с интересом и доверием, представляя, что ребёнок успешно сам разрешает проблему.

. Попросите родителей отрепетировать в парах обращение к своему ребёнку, в котором они передают ему ответственность за выбранный поступок. В обращении не должно быть вопросительных предложений, подлежащим является местоимение «Я». В Я-высказываниях говориться о том, чего Вы хотите и что Вы собираетесь делать.

Занятие 9.

Это занятие посвящено изучению путей усиления влияния на ценности и убеждения детей. Родители обучаются техникам соконсультирования: заинтересованного выслушивания проблем ребёнка; ненавязчивого предложения своих знаний и опыта; поддержки права ребёнка на выбор - принимать или отвергать знания и опыт родителя; обучения путём моделирования.

Наряду с этим происходит обмен мнениями в группе по общим проблемам, в процессе которого особое внимание уделяется чувствам родителей.

Вторая половина занятия посвящена проблеме родительского авторитета. Родители должны чётко усвоить различие между авторитетом, базирующимся на знаниях и опыте, и авторитетом, появляющимся в результате применения поощрений и наказаний. Здесь же следует познакомить родителей с различными детскими защитными реакциями, которые дети используют в ответ на применение родительской силы.

Занятие 10.

Смысл заключительного занятия - рефлексия, то есть анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений, которые произошли с ним в процессе тренинга, и выстраивание индивидуальных программ действий по применению и закреплению полученных коммуникативных и игровых знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях. Психолог зачитывает сочинения, написанные родителями о своих детях в самом начале обучения, с тем, чтобы родители могли оценить пройденный путь.

Вторая часть занятия посвящена проектированию будущего: прогноз своего будущего взаимодействия с ребёнком и получение обратной связи от остальных членов группы. На этом занятии все члены группы, как правило, испытывают большое удовлетворение. Родителей, которым требуется дополнительная помощь, записывают на индивидуальный приём.

Обучение по данной программе не может быть лёгким и быстрым. Оно требует от родителей выдержки и терпения, несмотря на то, что в этой программе нет ничего сложного. Все родители преодолевают аналогичную работу по ходу взросления детей в процессе всего периода воспитания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.031 с.)