Сравнительный анализ показателей уровня тревожности у дошкольников в функционирующих и дисфункциональных семьях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ показателей уровня тревожности у дошкольников в функционирующих и дисфункциональных семьях



 

Данный методический прием направлен на исследование и оценку тревожности ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.


Таблица 6

Сравнительный анализ показателей исследования личностной тревожности

  дисфункциональные семьи функционирующие семьи t-Стьюдента df p-уровень
индекс тревожности 61,19 41,45 4,85 48,00 0,001

 

Как видно из таблицы 6 по показателям уровня тревожности у детей дошкольного возраста из дисфункциональных и функционирующих семей получены статистически достоверные отличия. Показатели уровня тревожности у детей дошкольного возраста из дисфункциональных семей выше показателей уровня тревожности детей дошкольного возраста из функционирующих семей.

Психологически тревожность проявляется в ощущениях напряжения, озабоченности, беспокойства, нервозности и переживается в виде чувства неопределённости, беспомощности, бессилия, незащищённости, грозящей неудачи, невозможности принять решение.

Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому оптимальный уровень тревоги рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности. Чрезмерно высокий уровень рассматривается как дезадаптивная реакция. Полное отсутствие тревожности препятствует нормальной адаптации.

Тревожность может рассматриваться как источник агрессивного поведения. Это отмечается и у детей и у взрослых. Исследования Габдеевой Г.Ш. показывает, что тревожность ведёт к отсутствию у человека уверенности в общении, может снижать социальный статус, формирует конфликтные отношения.

Таким образом, тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. У дошкольников тревожность является результатом фрустрации потребности в надёжности, защищенности со стороны ближайшего окружения. Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми, в том числе и воспитателем. Частые или интенсивные тревожные состояния свидетельствуют о нарушении процесса адаптации и оказывают дезорганизующее состояние на деятельность дошкольника.

 

Рис. 1. Показатели исследования личностной тревожности у детей дошкольного возраста из дисфункциональных и функционирующих семей


У дошкольников из дисфункциональных семей 80% имеют высокий уровень тревожности, тогда как у дошкольников из функционирующих семей только 40% случаев, средний уровень тревожности наблюдается у 20% дошкольников из дисфункциональных семей, тогда как у дошкольников из функционирующих семей в 56% случаев. Низкий уровень тревожности имеют только дети из функционирующих семей данной выборки (4%).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.006 с.)