Основные направления современной бюджетной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления современной бюджетной политики



 

Ключевыми направлениями в области бюджетной политики является:

− приведение обязательств государства в соответствии с его ресурсами

− инвентаризация и оценка эффективности государственных обязательств и фактических бюджетных расходов;

− включение в бюджет всех существующих обязательств государства, не подлежащих отмене или приостановке, включая увеличение финансирования образования, здравоохранения, оборонного комплекса и судебной системы при обязательном соблюдении бездефицитного бюджета;

− завершение перевода федерального бюджета и реализация поэтапной программы перевода региональных бюджетов на казначейское исполнение. Введение порядка обязательной публикации подробных отчетов об исполнении бюджетов всех уровней, реализация налогового кодекса и реформы меж бюджетных отношений.

В Российской Федерации разработаны меры борьбы с бюджетным дефицитом, при его наличие в бюджете текущего года, они таковы:

− установление предельных размеров бюджетного дефицита;

− введение механизма секвестирования бюджетных расходов;

− выпуск государственных займов;

− использование кредитных ресурсов на покрытие бюджетного дефицита.

Все решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной или увеличение расходной части бюджета и приводящие к увеличению установленного предельного размера бюджетного дефицита, подлежит утверждению соответствующими представительными органами власти или местного самоуправления.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:

1. Бюджетный дефицит - зло, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо лечения экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с ней гораздо труднее;

2. Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровья, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;

3. Величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не должно превышать предельно допустимого размера, определяемого 2-3 процента валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его быстрейшему осуществлению.

4. Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего. Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустима. Дефицит может покрываться может покрываться на финансовом рынке государственных бумаг;

5. Для преодоления бюджетного дефицита необходимо “лечение” самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры не применялись при этом.

Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных средств и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

Налоги - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.

Разработанная в девяностых годах налоговая система, в которой использовался отечественный и зарубежный опыт существенно устарел.

В принятом Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрено значительное сокращение числа налогов, он отменяет многие неэффективные и нерыночные налоги. Налоговый кодекс призван регулировать принципы построения и функционирования налоговой системы Российской Федерации, порядок установления, изменения и отмены федеральных налогов, принципы установления региональных и местных налогов, он определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов и органов налогового контроля. Правоотношения, возникающие в процессе налогообложения по федеральным, региональным и местным налогам, регулируются исключительно Налоговым кодексом, а также иными актами налогового законодательства, которые приняты в соответствии с Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс разделяет бюджетные доходы по уровням государственной структуры и устанавливает принцип ясности, предсказуемости, единства и справедливой налоговой системы и налоговый федерализм.

В соответствии с первой частью Налогового кодекса Российской Федерации и в зависимости от установления и зачисления средств в определенные бюджеты налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные. Такое разделение налогов связано с федеративным устройством России, соответствует мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты разных уровней своими собственными источниками доходов.

В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса, в состав федеральных налогов и сборов входят: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль предприятий, налог на доходы от капитала, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог за пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной доход, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем в отношении этих налогов определенные права предоставлены не только федеральным органам, но и субъектам Федерации. Это касается регулирующих налогов. Однако компетенция субъектов Федерации ограничивается рамками той доли ставки, которая приходится данному субъекту Федерации.

Большинство федеральных налогов и сборов являются регулирующими бюджетными доходами.

Порядок бюджетного регулирования может быть установлен непосредственно в налоговых законах, специальным законодательством и путем установления нормативных отчислений от регулирующих доходов по каждому субъекту Федерации при утверждении федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с отдельными соглашениями между федеральным центром и регионами для некоторых субъектов Российской Федерации например, Татарстан, Башкортостан, могут быть установлены иные правила организации межбюджетных отношений, в том числе специальные налоговые режимы.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.

К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

Основными задачами бюджетной политики в условиях углубления рыночных реформ состоят в следующем:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабилизацию;

3) контролировать инфляцию;

4) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;

5) сократить непроизводственные расходы;

6) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за уплатой налогов;

7) создать систему действенного финансового контроля за эффективностью государственных расходов;

8) усилить контроль за величиной государственного долга. Основными задачами в области государственных расходовявляется сокращение числа федеральных программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах; снижение расходов на содержание государственного аппарата; расширить практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

9) повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

10) снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

11) усилить контроль за использованием бюджетных средств, обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, здравоохранение и образование.

 

Заключение

В качестве основных целей экономической политики Правительства Российской Федерации при формировании бюджета является:

− ограничение государственного долга, стабилизация работы промышленности;

− обеспечить оптимальную структуру обслуживания и погашения, государственного внутреннего долга, повышение собираемости налогов;

− максимально сконцентрировать финансовые ресурсы на решении высокоприоритетных задач при обеспечении стабильности в социальных отраслях, продолжить адресную поддержку наименее защищенных категорий населения, полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения бюджетов, считаю, что данные задачи будут исполнены.

В заключение хочется отметить, что проанализировав состав доходов и расходов федеральных, региональных и местных бюджетов, расходы федерального бюджета за ряд лет, дефицит федерального бюджета как внутренний, так и внешний, межбюджетные отношения можно сказать, что Правительство принимает меры для качественного исполнения бюджета, хотя это удается с трудом.

Доходы федерального бюджета в январе - апреле 2004 года составили 452,8 миллиарда рублей, расходы 424,1 миллиарда рублей. По основному внешнему долгу в 2004 году было выплачено 51,9 миллиарда рублей, чистое привлечение средств с внутреннего рынка составило 6,2 миллиарда рублей.

Министерство по налогам и сборам мобилизовано в федеральный бюджет 277,7 миллиарда рублей, Министерство имущественных отношений - 5,9 миллиарда рублей, Министерство имущественных отношений - 5,9 миллиарда рублей, Министерство Финансов - 6,8 миллиарда рублей, Министерство атомной энергии - 3,7 миллиарда рублей, Государственный комитет по рыболовству - 4,0 миллиарда рублей.

Доходы федерального бюджета в январе составили 134,8 миллиарда рублей, расходы - 100,65 миллиарда рублей.

За первые месяцы из запланированных доходов в размере почти шестисот миллиардов рублей удалось получить лишь 77,1 процента.

В течение всего 2006 года остро будет стоять прогноз исполнения дополнительных доходов бюджета, которые во многом будут зависеть от цены на нефть.

Но все же политика Президента Российской Федерации В.В. Путина, Правительства Российской Федерации стала реально эффективной за все предыдущие годы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.009 с.)