Глава 1. Подходы к созданию творческого портрета в телевизионном интервью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Подходы к созданию творческого портрета в телевизионном интервью



Введение

 

Актуальность исследования приемов создания творческого портрета художника в интервью заключается в том, что в настоящее время жанр интервью является одним из самых распространенных и популярных жанров в журналистике. Всё более возрастающий интерес к нему требует от интервьюеров создания качественного материала, соответствующего требованиям жанра. Исследование методов раскрытия внутреннего мира писателя, публициста, художника, самого журналиста и других людей творческой профессии проводится здесь впервые.

Для такого анализа взята телепередача «Школа злословия» (канал НТВ).

Объектом исследования является телевизионная программа «Школа злословия».

Предметом - подходы к созданию творческого портрета художника.

Цель исследования заключается в выявлении конкретных подходов к созданию творческого портрета художника (в широком смысле слова) в телевизионном интервью, которые используются ведущими передачи «Школа злословия».

К достижению поставленной цели ведет решение следующих задач:

- выявить особенности интервью как жанра журналистики, делая акцент на телевизионном интервью;

проанализировать составляющие понятия «художник»;

обобщить способы раскрытия внутреннего мира художника в журналистике;

систематизировать приемы создания творческого портрета художника и в авторской телевизионной программе;

проследить историю создания и выявить общую концепцию передачи «Школа злословия»;

проанализировать на конкретном материале особенности интервью с творческими людьми в «Школе злословия»: с тележурналистами и телеведущими, с писателями и театральными деятелями, с журналистами;

обобщить приемы создания портретов гостей-художников ведущими «Школы злословия», что позволит сделать выводы по эффективным приемам телевизионного интервью.

Методологическими основаниями для данного исследования являются такие общие методологические научные методы как сравнительно-научный, метод контент-анализа, а также эвристика, анализ, синтез, пример, логический вывод. Кроме того, учитываются мнения и высказывания преподавателей МИТРО.

Степень научной разработанности заданной темы отражается с нормативно-законодательной и этической точки зрения, в первую очередь, в законе «О средствах массовой информации» и в связанных с ними научных трудах, а также в «Кодексе профессиональной этики российского журналиста». При этом узкая сторона жанра интервью (раскрытие внутреннего мира художника при помощи интервью) в этих актах не отражается.

Данное исследование опирается на книгу профессора МГУ Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста» и на популярный среди современных студентов учебник по журналистике профессоров МГУ Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой «Жанры журналистского творчества», поскольку в дипломе речь идет об интервью как жанре журналистики. Кроме того, в теоретической части использовано учебное пособие Цвик В.Л. «Телевизионная журналистика», учебник Московского университета для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» под редакцией Г.В.Кузнецова, В.Л. Цвик, А.Я. Юровского «Телевизионная журналистика», а также такие труды как книга А.А. Тертычного «Жанры периодической печати», работы Н. Кима «Жанры современной журналистики» и Н.В. Зверевой «Школа тележурналиста».; учебник М.М. Лукиной «Технология интервью» и другие.

Поставленная в дипломе задача перекликается с исследовательской работой Л.П. Шестеркиной и Т.Д. Николаевой «Методика телевизионной журналистики», а также подобное исследование проводится в книге Г.С. Мельник «Общение в журналистике: секреты мастерства». Все эти фундаментальные и прикладные труды явились теоретическим основанием данного исследования.

Новизна проводимого исследования заключается в выявлении способов создания творческого портрета именно человека-художника в широком и конкретном смысле слова в телевизионном интервью, что еще не затрагивалось в научной журналистике. К тому же, проблема рассматривается на конкретном примере: телепрограмма «Школа злословия» анализируется впервые.

Структура дипломной работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Она включает в себя «Введение», две главы, «Выводы», «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения».

В первой главе с теоретической, научной точки зрения исследуются подходы к созданию творческого портрета художника в телевизионном интервью.

Во второй главе практическим путем анализируются приемы организации интервью с творческими людьми в телепрограмме «Школа злословия» (НТВ).

После этого сделаны выводы, дано заключение.

Практическая ценность. Работа может быть полезна для расширения научного представления о жанре интервью. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики при изучении дисциплин, связанных с мастерством телеведущего и общими методами тележурналистики. Полученные данные можно учитывать при создании теле- и радиопередач, основанных на интервью.

 


Глава 2. Приемы создания портрета художника в телепрограмме «Школа злословия» (НТВ)

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Введение в теорию журналистики. Под ред. Прохорова. - М., 2007. Конституция Российской Федерации

2. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 24.11.2014 № 370-ФЗ.

3. Приказ Путина об усилении роли федеральных СМИ в популяризации культуры.

. Отчет об итогах работы Министерства культуры Российской Федерации.

5. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. - М., 1999.

II. Научная и публицистическая литература

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. - М., 1997

2. Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. - М.: Генезис, 2006.

.   Богуславская В.В. Особенности моделирования текста средств массовой коммуникации и информации

.   Болотнов А.В., Коммуникативный стиль речевой личности. «Вестник ТГПУ», 2013, №3, - 131 с.

.   Борецкий Р.А., Цвик В.Л., Телевизионная журналистика// Жанры телевизионной журналистики, МГУ, ВШ, 2002, - 112 с.

6. Володина М.Н. СМИ как форма «Общественного диалога» // Язык современной публицистики: сб. статей / состав. Г.Я. Солганик. - 2-е изд., испр. - М., 2007. - 7 - 12 с.

7. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник. - 3-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 447 с.

.   Ворошилов В.В. Правовые и этические нормы журналистики. - СПб: СПбТУ, 1999. - 300 с.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996.

.   Выготский Л.С. Психология искусства, 3-е изд. - М.: Искусство, 1986, - 93 - 95 с.

.   Геродот История Книга 1, ОЛМА-ПРЕСС Инвест; 2004, - 6 с.

12. Демонология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.). - М., 1995.

.   Джандалиева Е.А Портретное интервью как жанр речевого общения: некоторые особенности коммуникативного поведения участников (на материале немецкого языка) / Научный диалог. - 2012 - №12: Филология - 86-101 с.

14. Евгеньева Т.В. Установки и стереотипы массового сознания. Сайт образовательного проекта Элитариум

.   Емельянов Ю.Н. Учиться мастерству общения/ В кн.: Психология управления, сост. А.М. Зимичев, - Л.1983, - 69 с.

16. Залевская А.А. «Введение в психолингвистику». - М.,1999.

17. Зарва М.В. Слово в эфире. - М., 1971.

.   Зарва М. Слово - их главный инструмент//Телевидение и радиовещание. - 1990. - №10.

.   Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Язык современной публицистики: сб. статей / состав. Г.Я. Солганик. - 2-е изд., испр. - М., 2007. - С. 7 - 12.

.   Зверева Н.В. Школа тележурналиста. - Н. Новгород: Издательский дом Минакова, 2009, - 209 с.

21. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.- М., 1982.

. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. Серия: Политический бестселлер. Кара-Мурза С. - М., 2009. - 864 с.

23. Ким М.Н. Жанры современной журналистики, Издательство Михайлова В. А., 2004

.   Ким Н.В. От замысла к воплощению//Технология подготовки журналистского произведения. Учебное пособие. - СПб., 1999.

.   Князева М.Л. Кризис. Черная культура. Светлый человек. - М..: Издательство Академии Науки и Искусства XXI века «Норма», 1999г., - с. 32

.   Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия //Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - 41-49с.

.   Кохтев Н.Н. Ораторская речь. Стиль и композиция. - М., 1992.

.   Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров.

.   Кронгауз М., Русский язык на грани нервного срыва, - М., Языки славянских культур, 2008.

.   Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. - 4-е издание. Издательство Московского университета «Высшая школа» 2002

31. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб. Пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 208 с.

32. Лазутина Г.В. <http://www.labirint.ru/authors/53876/>, Распопова С.С. <http://www.labirint.ru/authors/92631/> Жанры журналистского творчества, редактор: Фролова В. И. <http://www.labirint.ru/authors/85969/>, - М., 2011 г.

.   Лукина М.М. Технология интервью, - М.: Аспект Пресс, 2003.

.   Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства, - СПб., 2008

.   Падейский В.В. Проектирование телепрограмм, - М., Юнити, 2004, - 165с.

36. Перевалов В. В. Деятельность журналиста в пространстве художественной культуры. Мгуп. - М., 2011г.

.   Плешаков Л.П.. Интервью: проход по минному полю. Статья из журн. «Профессия - журналист», - 2001, - №3

.   Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов/ 7-е издание. - М.: Аспект Пресс, 2009. - с. 57.

.   Публицистический стиль. Учебное пособие для студентов вузов. Под общей редакцией проф. П.П. Шубы. - Томск. 2008.

.   Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. 2007. - № 6.

.   Науменко Т.В. Функция журналистики и функции №20. CMИ //CREDO. 2000. Русский язык и культура речи под редакцией профессора В. И. Максимова. - М. 2001.

.   Светана С.В. Телевизионная речь. - М., 1976.

.   Свитич Л.Г., Профессия: журналист. Учебное пособие / Л. Г. Свитич. - М.: Аспект Пресс, 2003.

.   Сенкевич М.П. Культура телевизионной и радиоречи. - М., 1994

.   Свободная энциклопедия «Википедия»

.   Смирнов В.В. Жанры радиожуралистики, - М.: Аспект Пресс, 2002.

.   Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика?» - М., 1986.

.   Сопер П. Основы искусства речи - М, 1992.

.   Социальная практика и журналистский текст/Под ред. Я. Н. Засурского, Е. И. Пронина. - М., 1990.

.   Тертычный А.А. Жанры периодической печати, - М.: Аспект Пресс, 2000

51. Трофимова Г.Н. Журналист, пиар-специалист и массовые информационные процессы: учебное пособие/ Г.Н. Трофимова. - М, 2006. - 44 с..

52. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. // Звегинцев В. А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях.- М., 1965..- Ч. II

53. Фрейд. З. Введение в психоанализ. - СПб., Алетейя СПб, 1999

54. Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопороождающие практики и коды (1995-2000). - Екатеринбург, 2000.

.   Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики, 2012, - М., - 90 с.

I I I. Интернет источники:

1. Архив телеканала Культура

2. Богомолов Ю., Радио «Свобода»

.   Введенская Н. Приемы эффективного общения // Личный блог Надежды Введенской

.   Романова Ю. Интервью: техника создания «портрета»

5. Смирнова А., Афиша. Воздух. Интернет-журнал

6. Текстология - сайт о русском языке.

7. Толстая Т., НТВ


Приложение №1

 

Таблица поведенческой типологии собеседника в интервью

Тип поведения Описание поведения собеседника
1. Доминантный собеседник Не чувствует себя по-настоящему обязанным отвечать. Ему присуща подсознательная тяга к доминированию. Это напористый, жестокий человек. Легко и часто перебивает. Или напротив, может замолкнуть, вынуждая вас искать к нему подход. Если между вами разлад, он язвительно насмешлив, либо резок и груб, либо презрительно замкнут. Ему нелегко принять свою неправоту. Главное средство, чтобы справиться с таким собеседником, выдержка, спокойствие и такт. Вряд ли можно добиться результатов общения с ним, если применять его же тактику и оказывать видимое давление, высмеивать.
2. Недоминантный собеседник Антипод доминантному. Когда вы побуждаете его к контакту, он считает своим долгом отвечать незамедлительно. Уступчив, легко теряется, не позволяет перебивать, но терпеливо сносит, когда вы перебиваете его. Нуждается в поощрении, подбадривании с вашей стороны (лучше не словами, а взглядом).
3. Мобильный собеседник с легкостью переключается на общение, отвлекаясь от других своих занятий. Речь его быстра, тороплива; одно выражение лица быстро сменяется другим. Высказав что-либо, он непроизвольно торопит вас с ответом. Стиль его высказываний неряшлив: он пропускает слова и не заканчивает предложения. Продолжительная беседа на одну и ту же тему для него почти невыносима. Подстраиваясь к мобильному типу, сначала подстройтесь под его темп. Больше уточняйте.
4. Ригидный собеседник Ему требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Он основателен, смотрит на собеседника изучающе и разговорить его можно постепенно. Слушает внимательно. Говорит неспешно, вдумчиво, мысль излагает подробно. Фразы строит как можно более понятно. Не любит, чтобы его перебивали. В конце диалога он постарается подвести итоги, сформулировать выводы.
5. Экстраверт Общителен, разговорчив (возможно, без меры), дружелюбен. Внимателен к окружающим, но жаждет такого же внимания к себе. Чтобы привлечь внимание, он подчас становится эксцентричным в высказываниях.
6. Интроверт Не склонен к внешней коммуникации, понять его нелегко. Не любит разговоров на личные темы. Вступать с ним в диалог, вести его, заканчивать - все это нелегко. Психологи советуют, имея дело с интровертом, избегать панибратства. Держитесь учтиво, но суховато, обсуждайте вопросы деловые или абстрактные, старайтесь побольше молчать и будьте готовы к затяжным паузам в беседе.

Приложение №2

 

 


Приложение №3

Введение

 

Актуальность исследования приемов создания творческого портрета художника в интервью заключается в том, что в настоящее время жанр интервью является одним из самых распространенных и популярных жанров в журналистике. Всё более возрастающий интерес к нему требует от интервьюеров создания качественного материала, соответствующего требованиям жанра. Исследование методов раскрытия внутреннего мира писателя, публициста, художника, самого журналиста и других людей творческой профессии проводится здесь впервые.

Для такого анализа взята телепередача «Школа злословия» (канал НТВ).

Объектом исследования является телевизионная программа «Школа злословия».

Предметом - подходы к созданию творческого портрета художника.

Цель исследования заключается в выявлении конкретных подходов к созданию творческого портрета художника (в широком смысле слова) в телевизионном интервью, которые используются ведущими передачи «Школа злословия».

К достижению поставленной цели ведет решение следующих задач:

- выявить особенности интервью как жанра журналистики, делая акцент на телевизионном интервью;

проанализировать составляющие понятия «художник»;

обобщить способы раскрытия внутреннего мира художника в журналистике;

систематизировать приемы создания творческого портрета художника и в авторской телевизионной программе;

проследить историю создания и выявить общую концепцию передачи «Школа злословия»;

проанализировать на конкретном материале особенности интервью с творческими людьми в «Школе злословия»: с тележурналистами и телеведущими, с писателями и театральными деятелями, с журналистами;

обобщить приемы создания портретов гостей-художников ведущими «Школы злословия», что позволит сделать выводы по эффективным приемам телевизионного интервью.

Методологическими основаниями для данного исследования являются такие общие методологические научные методы как сравнительно-научный, метод контент-анализа, а также эвристика, анализ, синтез, пример, логический вывод. Кроме того, учитываются мнения и высказывания преподавателей МИТРО.

Степень научной разработанности заданной темы отражается с нормативно-законодательной и этической точки зрения, в первую очередь, в законе «О средствах массовой информации» и в связанных с ними научных трудах, а также в «Кодексе профессиональной этики российского журналиста». При этом узкая сторона жанра интервью (раскрытие внутреннего мира художника при помощи интервью) в этих актах не отражается.

Данное исследование опирается на книгу профессора МГУ Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста» и на популярный среди современных студентов учебник по журналистике профессоров МГУ Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой «Жанры журналистского творчества», поскольку в дипломе речь идет об интервью как жанре журналистики. Кроме того, в теоретической части использовано учебное пособие Цвик В.Л. «Телевизионная журналистика», учебник Московского университета для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» под редакцией Г.В.Кузнецова, В.Л. Цвик, А.Я. Юровского «Телевизионная журналистика», а также такие труды как книга А.А. Тертычного «Жанры периодической печати», работы Н. Кима «Жанры современной журналистики» и Н.В. Зверевой «Школа тележурналиста».; учебник М.М. Лукиной «Технология интервью» и другие.

Поставленная в дипломе задача перекликается с исследовательской работой Л.П. Шестеркиной и Т.Д. Николаевой «Методика телевизионной журналистики», а также подобное исследование проводится в книге Г.С. Мельник «Общение в журналистике: секреты мастерства». Все эти фундаментальные и прикладные труды явились теоретическим основанием данного исследования.

Новизна проводимого исследования заключается в выявлении способов создания творческого портрета именно человека-художника в широком и конкретном смысле слова в телевизионном интервью, что еще не затрагивалось в научной журналистике. К тому же, проблема рассматривается на конкретном примере: телепрограмма «Школа злословия» анализируется впервые.

Структура дипломной работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Она включает в себя «Введение», две главы, «Выводы», «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения».

В первой главе с теоретической, научной точки зрения исследуются подходы к созданию творческого портрета художника в телевизионном интервью.

Во второй главе практическим путем анализируются приемы организации интервью с творческими людьми в телепрограмме «Школа злословия» (НТВ).

После этого сделаны выводы, дано заключение.

Практическая ценность. Работа может быть полезна для расширения научного представления о жанре интервью. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики при изучении дисциплин, связанных с мастерством телеведущего и общими методами тележурналистики. Полученные данные можно учитывать при создании теле- и радиопередач, основанных на интервью.

 


Глава 1. Подходы к созданию творческого портрета в телевизионном интервью

 

Особенности интервью как жанра журналистики

 

Понятие «жанр» сегодня присутствует во всех видах творчества, которые представляют собой развернутую жанровую систему, в каждой из которых происходит последующее деление. Такая сложная классификация обусловлена различиями в восприятии действительности в каждом жанре и формой её отображения. Так, например, в кинематографе один и тот же сюжет может быть преподнесен по-разному, в зависимости от того какой жанр фильма был определен режиссёром - комедия или трагедия, фильм ужасов или боевик.

Развернутое и обобщенное определение понятия «жанр» приводится в книге Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой «Жанры журналистского творчества»: «Жанр есть исторически складывающийся вид того или иного рода духовного творчества, обусловленный предметно-объектным многообразием действительности, многообразием потребностей общества и несущий в себе память о средствах, подходящих для отображения соответствующего предмета и удовлетворения соответствующей потребности».

Жанровое деление присутствует в литературе, в музыкальном искусстве, в научном творчестве, в театроведении, в живописи, в мире компьютерных игр и т.д. На данный момент, предметом нашего изучения является журналистика, и дальнейшее внимание будет уделяться именно её жанровой системе.

С развитием и становлением журналистики как науки и профессии, возникала потребность в жанровой дифференциации. Умение преподносить информацию разными способами было необходимо, так как невозможно одинаково писать о деловых переговорах и музыкальном концерте или говорить о новой книге также как о произошедшем ДТП. Здесь речь идет как раз о средствах, подходящих для отображения соответствующего предмета.

Также на выбор жанра будет влиять выбор средств удовлетворения соответствующей потребности - информировать, развлекать или выполнить познавательную функцию? «В стремлении к наиболее адекватному отражению разных объектов социального мира, вырабатываются разные жанровые модели».

В журналистском мире не сложилось единого мнения о жанровой дифференциации. Учёные выделяют различные способы деления журналистики на жанры, и какой из способов верен, установить проблематично. Со временем жанровые различия журналистских материалов становятся менее заметными, происходит смешение жанров и возникновение новых, поэтому и аудитория, и профессиональная среда не всегда могут определить жанр того или иного материала. Академик Д.С. Лихачев и М.М. Бахтин сходятся во мнении, что система жанров постоянно меняется и обновляется на каждом новом этапе развития истории. В подтверждение этой мысли М.Н. Ким вспоминает изменения, происходящие в жанровой системе в 90 гг. XX века. Именно в этот период истории происходили жанровые трансформации, разрушались традиционные взгляды на жанр, возникали новые, вырабатывались иные подходы в подаче информации, менялась парадигма мышления. На смену моно идеологии пришёл плюрализм мнений, а на смену монологическим жарам журналистики, пришли диалогические - такие как интервью, опросы, дискуссии.

На сегодняшний момент самый распространённый способ классификации, которого придерживается большинство исследователей, разделяет журналистику на информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Подобной классификации придерживаются А.А. Тертычный («Жанры периодической печати»), В.В.Смирнов («Жанры радиожурналистики») и М.Н. Ким («Жанры современной журналистики»). Иногда к ней добавляют шоу-жанр, который включает в себя игры, ток-шоу и реалити-шоу.

Однако некоторые исследователи приводят более сложную классификацию. Например: С.М. Гуревич разделяет журналистские материалы на жанры новостной информации, диалогические жанры, ситуативно-аналитические, эпистолярные, сатирические и художественно-публицистические. А Л.Е. Кройчик («Система журналистских жанров») выделяет такие жанры как оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские и исследовательско-образные.

Несмотря на подобные расхождения в жанровой классификации, наиболее распространенными популярным жанром во всех видах СМИ считается интервью. Зачатки интервью стали зарождаться еще в древности. Античные философы, такие как Сократ, Платон, Геродот создавали свои труды на основе сведений, полученных путем расспросов. Геродот писал, что такой способ нужен «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности...». Один из родоначальников диалектики, Сократ опирался на поиски истины при помощи бесед и споров, обнаруживая противоречия в рассуждениях собеседника, посредством вопросов он приводил его к «истине». Труды его ученика Платона также строились в диалогической форме. Эти беседы могли послужить началом зарождения «интервью».

Однако, несмотря на то, что интервью как метод сбора информации использовался с давних времен, жанр начал сформировываться только к концу XIX века. До этого времени журналисты не цитировали высказывания собеседников, редко ссылались на источник информации, ограничиваясь передачей сути бесед. В 1890-е годы интервью стало распространенным жанром в американских газетах. Журналисты часто интервьюировали политиков, государственных деятелей. В конце века жанр распространяется в Европе и уже к тридцатым годам XX в. прочно приживается в газетах. Начинают вырабатываться разнообразные виды интервью, а возможность получить информацию «из первых уст» обеспечила этому жанру успех у публики.

В своей статье «Интервью: проход по минному полю» журналист журнала «Огонёк» Л.П. Плешаков вспоминает об интервью в советской прессе: «Интервью - жанр, не свойственный советской журналистике… Я и сам видел, что интервью было редкостью на газетных и журнальных страницах. Почему? Да в ту пору на трибуны партийных, комсомольских съездов каждый делегат выходил с речью не только написанной, но и проверенной в обкоме или ЦК, отредактированной. Каждое слово должно было соответствовать "судьбоносным" решениям, постановлениям. Во всеобщем "демократическом" спектакле импровизаций не допускалось. Обращаешься с просьбой об интервью к чиновнику, располагающему информацией, директору какого-нибудь НИИ - они непременно должны испросить разрешения у своего руководства».

После перестройки интервью в России стало набирать огромную популярность. Представители различных профессий с большой охотой стали давать комментарии и свои экспертные оценки по какой-либо теме. Стали появляться «интервью по телефону», «круглые столы». Стало возможным проводить интервью дистанционно, общаясь с его героем по переписке и с помощью интернет-трансляций.

Понятие «интервью» используется в журналистике в двух значениях: как метод сбора первичной информации, на основе которой создаются другие журналистские материалы, и как самостоятельный жанр журналистики.

Принадлежность жанра интервью к определенной жанровой группе вызывает разногласие в научной среде. Одни исследователи полагают, что интервью - исключительно информационный жанр и цель его - объективное получение информации, другие настаивают на присутствии в жанре черт, характерных и для других групп. Например, авторы учебника «Телевизионная журналистика» выводят типологию интервью по целям, в зависимости от которых меняется тактика поведения журналиста. Так, информационное интервью авторы относят в состав информационно-публицистических программ, а портретное интервью сравнивают с очерком, что позволяет причислять этот тип интервью к художественно-публицистическим жанрам.

Такой же точки зрения придерживается М.Н. Ким, утверждая, что по методам отображения интервью может быть отнесено ко всем группам журналистских жанров: информационным, аналитическим и художественно-публицистическим. Именно из этих жанровых характеристик объясняется всё жанровое разнообразие интервью. С этим мнением соглашается и А.А. Тертычный, относя интервью и к информационным, и к аналитическим жанрам.

Помимо принадлежности интервью к той или иной жанровой группе, у исследователей вызывает разногласие и классификация интервью по видам. Учёные не могут сойтись во мнении, по какому признаку осуществлять классификацию: брать ли за основу предмет отображения, метод или целевую установку.

Например, А.А. Грабельников разделяет интервью на интервью-диалог, интервью-монолог, интервью-сообщение, зарисовку, мнение и анкету.

А.А. Тертычный, помимо информационного и аналитического интервью, выделяет блиц-вопрос, вопрос-ответ, аналитический опрос и беседу.

М.М. Лукина в зависимости от целей интервью выделяет информационное, оперативное, интервью-расследование, интервью-портрет и креативное интервью. Последний вид отличается тем, что журналист в интервью не просто посредник в передаче информации, а равноправный собеседник. Лукина приближает такое интервью к художественному жанру, который может воплотиться в очерке, эссе, документально-публицистическом материале и т.п.

В.Л. Цвик разделяет интервью на протокольное, информационное, проблемное, интервью-портрет и интервью-анкету. Последняя классификация имеет наибольшее распространение.

Стоит остановиться на данной классификации и выделить основные черты каждого вида интервью.

Информационное интервью берётся у компетентного лица по актуальной теме и по стилю схоже с обычным бытовым разговором. Информационной интервью считается самым динамичным среди интервью, именно поэтому, в силу жестких временных ограничений и в погоне за «свежей» информацией этот вид интервью наиболее пригоден для новостных сюжетов. Например, для освещения чрезвычайной ситуации журналисты за максимально короткий срок проводят информационное интервью с очевидцами и экспертами, собирая необходимую для сюжета информацию. В основе информационного интервью лежат ключевые вопросы: кто? что? где? когда? Их вполне достаточно для сбора основных сведений. Разница между информационным интервью и интервью-анкетой заключается в том, что в хорошем информационном интервью каждый вопрос индивидуализирован, рассчитан именно на того человека, с которым в данном конкретном случае проходит беседа, а в интервью-анкете всем респондентам задаются одинаковые вопросы.

Если героем интервью становится официальное лицо высокого ранга, то, скорее всего, для беседы с ним будет выбрано протокольное интервью. Такой вид интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Интервью будет содержать официальную информацию о встрече политического деятеля в аэропорту, на вокзале, интервью с представителями власти по поводу какого-нибудь торжества, о том или ином событии. Вопросы обычно стандартны, шаблонны и заранее известны интервьюируемому. Журналист не высказывает своё мнение. Манера общения не должна быть конфликтной или партнерской. Протокольное интервью обычно выходит в выпуске новостей, где официальное лицо дает разъяснения новому законопроекту. Вопросы, нередко заранее согласованны и не связанны никак композиционно. Что-либо переспрашивать и уточнять не принято. Официальное лицо дает официальные ответы.

Еще Сократ говорил: «В споре рождается истина». Возможно, с этой целью когда-то и появилось проблемное интервью. В центре внимания проблемного интервью актуальные проблемы, волнующие общественность. Цель интервью - глубокий анализ проблемы. Для проведения такого интервью, сам журналист должен хорошо разбираться в теме и вместе с героями интервью искать способы решения рассматриваемой проблемы.

Проблемное интервью близко к дискуссии, где журналист и интервьюируемый могут занимать противоположные точки зрения и оспаривать аргументы друг друга. Проблемное интервью относится к аналитическому жанру. Проблемное интервью (или дискуссия) ставит задачу выявить различные точки зрения и пути решения социально значимой проблемы. Проблемное интервью один из самых сложных видов журналистики, требующий глубокого анализа проблемы и рассмотрения ее с нескольких сторон. Так же приемлем плюрализм мнений, т.е. наличие различных точек зрения.

Как упоминалось ранее, интервью-анкета отличается от информационного интервью одинаковым набором вопросов. Оно проводится для сбора мнений собеседников по определенному вопросу. Обычно это серия стандартизированных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос. Такое интервью «оживляет» передачи. В интервью-анкете журналисту следует опрашивать людей из разных социальных групп: разных возрастов, профессий, материального положения.

Пожалуй, самым сложным видом интервью считается интервью портретное. Именно этот вид интервью анализируется в этой дипломной работе. Главная задача - наиболее полно раскрыть личность героя. Перед интервью журналист обязан тщательно изучить биографию героя и составлять план интервью. В отличие от других видов интервью, журналиста не интересуют актуальные темы (по крайней мере, они не цель интервью). Личность и только личность должна находиться в центре внимания. Портретное интервью близко к художественно-публицистическому жанру: к очерку, рассказанному героем о самом себе.

«Портретное интервью это речевой автопортрет героя. Журналист своими вопросами направляет повествование, останавливает внимание на более интересных, с его точки зрения, фактах. Это позволяет нанизывать на общую нить любые бусины. Пусть жемчужины проскакивают нечасто, но собранные вместе разнозначные бусины могут стать прекрасным ожерельем. Если, конечно, журналисту удастся "раскрутить" собеседника на откровенный рассказ о себе или о своем деле, своих интересах и пристрастиях - обо всем, что интересно читателю».

По мнению М.Н. Кима, на сегодняшний день, в газетной периодике портретное интервью - один из самых популярных видов интервью. Это объясняется несколькими обстоятельствами: интересом читателя к определенной личности, возможностью проникнуть в его внутренний мир и биографической достоверностью: герой рассказывает сам о себе.

Кто может быть героем портретного интервью? Личность, интересная людям. Особенно интересно интервьюеру раскрывать внутренний мир человека творческой профессии: художника в широком смысле слова - и политика. Задача журналиста - направлять беседу в нужное русло, умело сочетать подготовленные заранее вопросы с вопросами, возникающими вовремя беседы, слушать и слышать гостя и главное - наладить с ним контакт. Примером портретного интервью можно назвать «Женские истории» с О. Пушкиной, «Пока все дома» Т. Кизякова, интервью Владимира Познера в одноименной программе, печатные интервью в журнале «Караван историй». Таких примеров множество и в передаче «Школа злословья» канала НТВ.

В задачи исследования входит выявление особенностей телевизионного интервью. Используя общие принципы жанра, интервью на телевидении имеет рад специфических особенностей. Выявим их.

Один и тот же жанр может существенно различаться в форме подачи информации и в дальнейшем её восприятии. Так, в зависимости от канала передачи, раскрываются или наоборот упускаются детали, такие как интонация, особенности речи, мимика и жесты, которые могут добавить в портрет интервьюируемого больше штрихов. Например, если печатные СМИ могут только передавать слова, радио добавит в свой арсенал голос говорящего, а телевидение позволит его еще и увидеть. Вследствие этого одна и та же информация может восприниматься по-разному.

Жанры радио и телевидения формировались на основе газетных, поэтому основаны на одних и тех же правилах и поддаются одной и той же классификации: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры.

В.Л. Цвик приводит типологию телевизионных интервью в зависимости от их целей, где разделяет интервью на протокольное, информационное, проблемное, интервью-анкету и интервью-портрет.

Протокольное интервью помогает разъяснять вопросы внешней и внутренней политики у лиц высокого ранга;

информационное - получать определенные сведения, но необязательно официального характера;

проблемное - найти пути решения той или иной проблемы;

интервью-анкета собирает мнения нескольких людей;

портретное интервью раскрывает личность собеседника.

Подобная типология также применительна к газетным и аудиовизу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.081 с.)