Ответственность и роль родителей в воспитании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность и роль родителей в воспитании



Любовь детей бескорыстна, они — непредвзятые наблюдатели. Они смотрят на действия взрослых и извлекают из них свои уроки — в домашнем кругу намного раньше, чем идут в школу. Так, что родителям следует очень внимательно отнестись к своему поведению как с детьми, так и между собой. (2, с. 195).

 

Дети изучают в школе различные предметы и приобретают профессиональные навыки. Но их уже сформировали родители, родственники и старшие. Дети обожают своих родителей и копируют даже их недостатки. Хотя дети иногда и не слушают своих родителей, однако они внимательно наблюдают за их поведением, и оно оказывает на них большое влияние. Они хорошо видят, когда родители лицемерят или говорят неправду. (5, с. 293).

 

Ребёнок должен быть рядом с матерью первые пять лет своей жизни. Многие дети даже не знают, что это такое — материнская любовь. Мать не должна перекладывать свою ответственность за воспитание ребёнка на кого-то ещё и позволять называть себя мамой, будто она — тряпичная кукла. В наши дни для детей богатых и «образованных» родителей всё не так просто. Они лишены любви и заботы своих родителей. Их отдают на руки слугам и няням, и эти дети растут, перенимая их выражения, их образ мыслей и их привычки. Всё это весьма нежелательно.

Когда ребенку исполняется пять лет, его воспитанием должен заняться отец. Только тогда его можно доверить гуру (духовному учителю), который его познакомит с высшими ценностями семьи, местности, где он проживает, общины, страны и всего человечества. Учителя должны сознавать, какая честь выпала на их долю, и не забывать о своём долге. Есть учителя, которые норовят избежать своих обязанностей, не оправдывая надежд, которые общество возлагает на них. Они входят в класс, пишут что-нибудь на доске, говорят: «Дети, тихо!» и дремлют до конца урока в своём кресле! Вот почему дети не любят школу. В прежние времена учитель ходил по деревне с двумя дюжими учениками; находя в каком-нибудь доме прогульщика, они с позором вели его в школу, чтобы подвергнуть суровейшему наказанию.

Дети подобны некрашеной ткани: можно придать ей любой цвет, какой захотите! Нужно лишь погрузить их в необходимую краску. Но взрослые — как старая ткань, которую трудно прокрасить. Юным и нежным сердцам легко усвоить порядок и дисциплину. Для обучения хорошим привычкам и благородным манерам возраст не помеха. Даже самым маленьким детям нетрудно воспринять их.

Взрослые развивают в себе ложные чувства стыда и гордости, фальшивые и поверхностные. Они часто изобретают предлоги для оправдания своих действий и заблуждений. Дети ещё не испорчены и потому верят всем; так же и взрослые должны платить им той же монетой! Юные сердца подобны граммофонным пластинкам: любая нота, пропетая вами, оставит на них свой след. Они с лёгкостью воспроизводят любой верный тон — конечно, если иголка остра.

Игла — это према (любовь), и ей надлежит быть остро отточенной и направленной верно. Только тогда вам удастся услышать мелодию. Эта игла у взрослых уже затупилась, но дети наделены экагратхой (однонаправленным вниманием). Они бесстрашны, и только взрослые норовят заразить их своим страхом. Они правдивы; но старшие учат их лгать и лукавить. Их подстрекают подглядывать и разглашать, и побуждают в них интерес к недостаткам других.

В речах взрослых не так уж легко отличить правду от лжи и обвинений. Только дети скажут вам всё, что у них на уме. Им ещё неизвестно то упоение успеха, что ожидает их за недальновидную «умность», — хотя именно честность и прямота в конечном итоге принесут им наибольшую «прибыль». Вот почему говорится, что нужно стать либо простым и прямодушным, как ребёнок, либо мудрым и глубоко различающим, как великий учёный (риши), чтобы стяжать милость Господа.

Незаигранные пластинки, без царапин и трещин, вы можете слушать сколько хотите, ибо игла — экагратха (однонаправленность внимания) — тупится не от этого; ведь её стачивает не пластинка, а её дефекты. Прахлада — великое подтверждение этим словам, ибо он был напрочь лишён эгоизма. Что бы ни было с его физическим «одеянием» — он не ощущал неудобств. Его игла двигалась по пластинке, но музыки не было слышно — лишь тишина.

Выше и амрите (яду и нектару) не суждено объединиться; cam (вечное) может сливаться только с cam (вечным и святым).

Пракриты — это брахма-майя (природа, наполненная Высшей реальностью), а Брахма — это пракрити-майя (Высшая реальность, наполненная природой)!

Ткань — это «пряжа-майя», а пряжа — «ткань-майя». Одно бессмысленно без другого. Детство — ступень чистейшего cam, и если бы вы прожили жизнь столь же невинно, как Шука, то вам без труда удалось бы достичь слияния с Богом. Солнечные лучи всегда ждут вас за притворенной дверью, безмолвно и терпеливо. Откроется малая щёлка — и лучик робко проникнет в неё! Откройте двери пошире — и солнце окутает вас теплотой и светом! Ум ребёнка открыт; в нём нет ни закрытых дверей, ни причины для темноты или мрака. Вот почему их улыбки — как солнечный свет, проникающий в ваш заколоченный дом. Дхрува и Маркандея достигли видения Бога и освобождения не благодаря уловкам и тонкой стратегии, но потому что преобразили свои умы посредством садханы в Божественные инструменты спасения.

Что вы ищете в жизни? Ананду, анукулу, аньону и анурагу (бесконечную радость, взаимную гармонию, согласие и нежную привязанность — любовь). Начальник и подчинённый, хозяин и его слуга, муж и жена, родитель и его ребёнок — для двух любых человек, взаимосвязанных в рамках общего долга, эти четыре качества необходимы... Так что рассеивайте семена этих качеств гармонии, пока ваши дети ещё малы! Нет ничего лучше такого наследства; так вы обезопасите их от скорби, уныния и недовольства.

Я расскажу вам историю о том, как к Раме однажды пришла собака, вся в страшных побоях. Лакшмана был послан узнать, что с ней произошло. Оказалось, что брамин побил её палкой за то, что она перебежала ему дорогу. Тогда Рама велел ей: «Назначь наказание этому брамину» Собака ответила: «Пусть он сделается настоятелем храма!» Рама стал возражать: «Но это — награда, а не наказание!» Собака ответила: «Нет, я был им когда-то, но поскольку почти невозможно не утаить и не растратить какую-то часть Божьих денег, то он тоже родится собакой и будет побит». Помните: не только брамин и не только собака — но все вы живёте милостью. Божьей, за Его счёт, ибо, что не Его? А чем платите вы за то, что пользуетесь Его собственностью? Вы ведь не можете просто растрачивать достояние Господа, сидя на месте! Дайте Ему взамен хотя бы физический труд, потому что тот, кто не работает, а только ест — просто вор. Господь не нуждается ни в чём от вас, но этот труд вернул бы вам уважение к себе, очистив ваше сердце. Так что учите своих детей ничего не брать даром. Пусть они упорным трудом зарабатывают, что хотят.

И ещё: когда мальчики играют в крикет, футбол или теннис, то часто в стремлении к победе они допускают нелепые промахи. Даже если они попадают в ворота, гол может быть им не засчитан. Но в честной игре, вне духа соперничества и желания быть первыми любой ценой — несомненно, победа будет за ними! Как в скачках — пусть лошадь сама регулирует скорость, не соревнуясь ни с кем, в ином случае вас ждёт неудача и даже падение. Это урок и для молодежи: дух соревнования должен быть чистым, не выходящим за рамки правил игры, свободным от ненависти и злобы.

Но, прежде всего, поймите, что дети — драгоценнейшие из ваших сокровищ! Велика ваша задача — воспитать их как достойных служителей Бога, верных искателей Духа. (2, с. 196-199).

 

Повторяя имя Господа, даже сын демона смог очистить свою душу и достичь духовных высот. Будучи рождённым от отца-демона, Прахлада обладал божественными качествами. А какими были его дети? Дети Прахлады унаследовали качества своего деда. Сын Прахлады, Вирочан, был таким же богоненавистником, как Хиранья. Поймите, что главную роль здесь играет не степень родства, а личные качества и наклонности. Такова была воля Бога. Всё в мире определяется Божественной волей. (27, с. 148-149).

 

Вам, конечно, придётся зарабатывать средства к существованию, но когда муж и жена работают в каком-нибудь офисе, находящемся далеко от их дома, дети растут под присмотром нянь и прислуги и усваивают их манеры и язык. Отец и мать становятся для них чужими людьми, которых они редко видят. Если пищу, которую едят дети, не приготовить с любовью и не подать с улыбкой, она становится безвкусной и наполнится низкими вибрациями. Бывает и так, что мать-учительница весь день проводит в школе и у неё совсем не остаётся времени для воспитания собственных детей! Подобная ситуация является весьма прискорбной, и такой дом никогда не станет местом, о котором дети впоследствии будут вспоминать с любовью.

Стремясь получить работу, вы не должны забывать об истинной цели образования. Чтобы превратить своих супругов и детей в духовно устремлённых людей и садхаков, вы должны проявить самоотверженность и бесстрастие, добродетель и терпимость. (5, с. 172-173).

 

Дети не должны подвергаться наказаниям, причиняющим боль или иные физические и душевные страдания. У них следует воспитать чувство ответственности, по крайней мере, за сохранность и бережное содержание учебников. Они не должны с удовольствием хвастаться своими нарядами и украшениями, происхождением и богатством перед менее счастливыми товарищами по школе. Они должны  быть обучены правилам личной гигиены. А важнее всего — привычке мыться в определённые часы.

Они должны быть приучены отправляться ко сну в 9 часов вечера и вставать в 5 часов утра. После того, как будет умыто лицо и почищены зубы, они должны молиться и даже медитировать. Не надо думать, что позже в жизни будет достаточно времени для молитвы, например, в преклонные годы. Сейчас — самое время заложить основание привычки. (1, с. 114-115).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.009 с.)