Понятие гражданского общества и его структуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие гражданского общества и его структуры



Понятие гражданского общества и его структуры

1.4 Факторы формирования гражданского общества

Взаимодействие гражданского общества и власти. Политическое участие

1.6 Роль СМИ во взаимодействии власти и общества

Глава 2. Анализ организации взаимодействия Администрации Псковской области с населением

2.1 Организация взаимодействия Администрации Псковской области с населением

Контроль исполнения поручений по обращениям граждан

Место СМИ во взаимодействии власти и общества

Глава 3. Совершенствование, рекомендации по повышению эффективности, оценка эффективности взаимодействия Администрации Псковской области с населением

3.1 Совершенствование взаимодействия Администрации Псковской области с населением

Рекомендации по повышению эффективности взаимодействия Управления информационной политики Администрации Псковской области с населением

Оценка эффективности взаимодействия Управления информационной политики Администрации Псковской области с населением

Заключение

Список литературы

 


Введение

Актуальность темы исследования определяется возрастающим интересом общественности к изучению вопросов, касающихся взаимоотношения государственной власти и общества. Интерес, в свою очередь, основывается на тенденциях развития гражданского общества, демократические принципы которого содержат обязательное участие граждан в деятельности государственных структур.

Гражданское общество существует в диалектически противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к государству. В развитом гражданском обществе функции государства сосредоточиваются на выработке общей стратегии развития; определении и обосновании приоритетов, темпов, пропорций развития; экономической и социальной сфер общества; стимулировании общественно полезной деятельности граждан и защите их прав, собственности и личного достоинства; демократизации всех сфер жизнедеятельности народа, защите границ и обеспечении необходимого внутреннего порядка.

В настоящих условиях использование таких структур, как службы по связям с общественностью в органах государственной власти, является чрезвычайно актуальным и своевременным.

Актуальность темы исследования усиливается в связи с тем, что в России становление правового демократического государства и гражданского общества идёт в условиях политических и экономических проблем.

Органы государственной власти в России, являясь координатором политической жизни, несут на себе ответственность за соблюдение не только государственных, но и общественных интересов. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3), единственным носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является народ, но народ осуществляет свою власть, в том числе, через органы государственной власти, а значит, органы государственной власти в России не только координируют политическую жизнь в стране, но и несут на себе ответственность за соблюдение общественных интересов.

Государственное строительство не может проходить успешно без привлечения общественности на основе постоянного механизма взаимодействия государства и общества. В свою очередь, обеспечить согласование интересов - задача государственных органов, отвечающих за связи с общественностью.

Цель работы заключается в комплексном анализе специфики, динамики и результативности взаимодействия органов государственной власти с населением в регионе (на примере деятельности Администрации Псковской области).

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

)   Рассмотреть роль и значение коммуникации для государственного управления.

)   Рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования отношений органов государственной власти и населения.

)   Рассмотреть понятие гражданского общества и его структуры.

)   Сформулировать факторы формирования гражданского общества.

5) Изучить взаимодействие гражданского общества и власти.

)   Изучить формы взаимодействия Администрации Губернатора области с населением.

)   Дать оценку эффективности взаимодействия Управления информационной политики Администрации Псковской области с населением.

)   Привести рекомендации по повышению эффективности взаимодействия Управоения информационной политики Администрации Псковской области с населением.

9) Определить роль, и оценить деятельность СМИ во взаимодействии власти и общества.

Объектом исследования является процесс организации связей с общественностью в органах государственной власти.

Предметом исследования являются технологии формирования, осуществления и оценки эффективности связей с общественностью в органах государственной власти на примере деятельности Администрации Псковской области.

 


 

Нормативно-правовая база

 

Ключевыми нормативными документами являются Конституция страны, ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79 и ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. № 58.

Основной закон, Конституция, в нескольких местах фиксирует значимую роль коммуникации между властью и обществом. Базовая необходимость подобной коммуникации заложена в основах конституционного строя России, где постулируется демократический характер государственного устройства. Эта норма детализирована в пункте 3 статьи 15, указывающая наиболее важный предмет коммуникации - принимаемые законы. "Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Это требование законодателя базируется на одном из основных прав граждан демократической страны - праве участвовать в управлении делами государства.

Таким образом, процесс коммуникации власти и общества является основополагающим процессом взаимодействия власти и граждан. Однако, сам процесс коммуникации по поводу государственных решений в нормативных актах четко не регламентирован. Федеральный закон № 58 не содержит норм, касающихся процесса коммуникации.

В федеральном законе № 79 в статье 17 "Запреты, связанные с гражданской службой" оговаривается важнейший принцип коммуникации для государственных служащих - не допускать "публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности".

Закон закрепляет через должностные инструкции предмет и область коммуникации для государственных служащих и фиксирует иерархию возможных высказываний. Важно отметить, что приведенная выше норма четко направлена против возможного искажения информации через несанкционированные трактовки.

В теории коммуникации неоднозначность и многообразие трактовок или комментариев признается одним из самых распространенных "шумов" коммуникации, т.е. видом коммуникативной ошибки. Фактически закон фиксирует один из вариантов борьбы с этой ошибкой - запрет на множественные источники коммуникации.

Отсутствие законодательно оформленных норм и процедур коммуникации государственных решений предоставляет достаточную свободу действия представителям власти и позволяет им придерживаться той коммуникативной стратегии, которую они считают верной в каждый отдельный момент времени.

Нормативным документом регионального уровня является постановление Администрации области от от 29.06.2009 № 222 "Об утверждении Положения о Государственном управлении по информационной политике и связям с общественностью Псковской области".

Государственное управление по информационной политике и связям с общественностью Псковской области (далее - Управление) является органом исполнительной власти области и осуществляет государственно-властные полномочия в сфере печати, полиграфии, телерадиовещания, средств массовых коммуникаций.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Псковской области и законами области, постановлениями и распоряжениями Администрации области, настоящим Положением.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Аппарата Администрации области, органами исполнительной власти области, федеральными органами и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, редакциями средств массовой информации.

Основные задачи Управления

. Планирование, разработка и реализация государственной политики области в сфере печати, полиграфии, телерадиовещания, средств массовых коммуникаций.

. Обеспечение взаимодействия Губернатора области, Администрации области, органов исполнительной власти области с представителями российских и иностранных средств массовой информации.

. Обеспечение населения оперативной информацией о деятельности Администрации области и органов исполнительной власти области, о событиях в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни области. Подготовка и представление информационных материалов средствам массовой информации о деятельности Губернатора области, Администрации области, органов исполнительной власти области.

. Разработка и осуществление мероприятий по социальной рекламе социально-значимых проектов общероссийского, областного и регионального значения, реализуемых Администрацией области, органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области.

. Взаимодействие с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по вопросам организации деятельности средств массовой информации, лицензирования телевизионного вещания и радиовещания, деятельности в области связи для целей телерадиовещания.

. Проведение анализа общественного мнения и журналистских выступлений в средствах массовой информации по актуальным вопросам общероссийского, областного и регионального значения.

. Контроль за эффективной деятельностью государственных предприятий области, государственных учреждений области, находящихся в ведении Управления.

 

Рекомендации по повышению эффективности взаимодействия Управления информационной политики Администрации Псковской области с населением

1. Всем исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления в Псковской области необходимо разработать и принять Административные регламенты работы с обращениями граждан, детализировав порядок рассмотрения обращений и конкретизировав административные процедуры с учетом специфики реализации государственных или муниципальных полномочий.

. Принять необходимые меры по повышению результативности принимаемых по обращениям решений, предотвращению фактов волокиты и повторных жалоб граждан.

. Нормативно обозначить порядок работы с дублирующимися обращениями, возможность их рассмотрения совместно (одновременно) с предыдущими. Регламентировать возможность обмена сведениями по базам данных для дублирующихся обращений, с учетом того, что во всех государственных органах регистрация и учет автоматизированы (компьютеризированы). Но будет необходимо технически обеспечить унификацию этих сведений, а значит, понадобится не только административный регламент работы с обращениями граждан, но и технический регламент формирования баз данных по обращениям граждан и защите этой информации.

. Организационно переходить от контроля соблюдения сроков на всех этапах рассмотрения обращений к контролю результата.

На основе изучения и анализа взаимодействия Администрации Псковской области с населением целесообразно сконцентрировать внимание на следующих направлениях и проблемах:

·   выделить организацию личного приема и рассмотрения обращений граждан в отдельное направление - политически и социально значимое, отразить направление в должностных регламентах специалистов;

·   определить основным вектором работы принятие исчерпывающих мер по соблюдению, защите прав и законных интересов граждан, групп и слоев населения, трудовых коллективов, оказание максимальной помощи заявителям в разрешении основанных на законодательстве просьб и предложений;

·   осуществлять коллективный творческий поиск оптимальных форм и методов работы с обращениями граждан;

·   рассматривать характер обращений как один из важнейших и объективных каналов мониторинга политического, социального и экономического положения в исполнительных органах государственной власти области и муниципальных образованиях;

·   учитывать показатели и результаты работы с обращениями граждан в кадровой политике при формировании кадрового резерва.

Улучшение организации взаимодействия с населением по письменным и устным обращениям:

·   определить дополнительные меры по повышению результативности работы с обращениями граждан, по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы, повторные обращения;

·   проанализировать и при необходимости пересмотреть тематические классификаторы письменных и устных обращений, предусмотрев в них вопросы (блок вопросов) соблюдения и защиты прав граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

·   регулярно рассматривать на оперативных совещаниях состояние работы с обращениями граждан, подводить итоги года;

·   планировать и вносить на обсуждение вопросы о реализации предложений граждан по наиболее значимым проблемам;

·   изучать практику исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований, обобщать такой опыт;

·   систематически проводить обмен опытом работы, семинары сотрудников, рассматривающих обращения граждан, практиковать ознакомление с состоянием этой работы на всех уровнях управления;

·   расширить практику совмещения плановых командировок сотрудников с рассмотрением обращений граждан на местах, а также с проверками качества этой работы в территориальных подразделениях.

Усиление контроля за результатами работы с обращениями граждан:

·   продление сроков и снятие с контроля обращений граждан проводить только руководителем, давшим поручение, а направленных с контролем из вышестоящих органов - лишь по согласованию с ними;

·   информировать глав муниципальных образований, руководителей исполнительных органов государственной власти о фактах несвоевременного и неполного рассмотрения вопросов, поднимаемых заявителями, о причинах, порождающих нарушения прав и свобод граждан;

·   активно выявлять недостатки в работе с письмами и в организации личного приема граждан, предлагать руководству меры по их устранению;

·   полнее разъяснять заявителям основанные на законодательстве пути и способы решения вопросов, порядок обжалования по подчиненности и в суде решений государственных органов и их должностных лиц;

·   в случаях требований заявителей, не основанных на действующем законодательстве, давать им подробные разъяснения ошибочности или неправомерности таких просьб.

Развитие информационно-аналитической работы:

·   анализировать поступающие письменные и устные обращения по хронологическим интервалам, тематическим, социальным и территориальным аспектам;

·   активнее использовать аналитические материалы при подготовке решений, выработке предложений по разрешению проблем регионов, отраслей и социальных групп населения;

·   установить тесное взаимодействие по типичным обращениям граждан с местными органами власти и управления, общественными организациями;

·   регулярно информировать население через СМИ о практике работы с письменными и устными обращениями граждан и о результатах их рассмотрения.

Улучшение материально-технического оснащения:

·   активнее внедрять автоматизированную обработку данных по письмам и личному приему граждан на основе типового программного обеспечения, его унификации и применения средств телекоммуникации;

·   последовательно решать вопросы улучшения условий работы сотрудников, занимающихся рассмотрением обращений граждан и обеспечением личного приема граждан, с учетом больших психологических нагрузок и работы на компьютерах;

·   усилить меры материального и морального стимулирования работы с обращениями граждан (в том числе через положения о премировании государственных служащих).


Заключение

 

Связи с общественностью - неотъемлемая часть института управления, в том числе и государственного, одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между любой организационной структурой и общественностью. Управления по связям с общественностью призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов. Деятельность управлений по связям с общественностью в органах государственной власти призвана способствовать развитию демократии, открытости деятельности власти и расширению информированности общества, а не быть на службе интересов отдельных чиновников и политических партий.

В настоящее время важнейшей проблемой российской власти является низкий уровень доверия граждан к деятельности государственных учреждений. К ряду проблем также относятся отчужденность власти от населения, социальная апатия населения, а также представление о том, что власть не добивается социально значимых результатов и манипулирует населением. Такие общественные настроения приводят к тому, что властные инициативы не находят должной поддержки у населения. В результате наблюдаются определенные сложности при реализации тех или иных решений органов государственной власти. Преодоление сложившейся ситуации возможно при условии роста профессионализма государственных служащих, их умения вести диалог с населением, взаимодействовать и устанавливать контакты с различными социальными группами. Так же указанные факторы свидетельствуют о необходимости формирования положительного имиджа органов государственной власти. При создании имиджа органов государственной власти необходимо учитывать ценностные ориентации, ожидания и интересы общественности, которые стимулируют население не только совершать действия, но и на более высоком уровне - вырабатывают устойчивое позитивное отношение к государству в целом. Своевременное информирование и реакция на обращения граждан, создание благоприятного мнения о действиях властных структур является основной задачей, для формирования положительного имиджа властных структур.

С совершенствованием демократических отношений в общественном развитии разрешение проблем осуществляется в форме диалога между государственными службами и гражданами. Это напрямую связано с уровнем политической поддержки гражданами государственных органов или отсутствием таковой. Исходной базой такой поддержки в свою очередь является взаимное доверие и взаимопонимание граждан и органов власти. В связи с этим гуманизируется деятельность структур по связям с общественностью, разрабатываются новые технологии взаимодействия с общественностью, основывающиеся на принципах правдивости информации, высокой профессиональной компетентности, взаимного доверия и все большей открытости власти.

Когнитивный подход является важной основой в организации взаимодействия органов государственной власти с населением. Этот подход предполагает учет ценностей, мнений и информации, которыми владеет общество, а это необходимо для эффективного взаимодействия ОГВ и населения. Внутренние представления создают психические состояния, которые затем управляют поведением людей. Поэтому когнитивный подход изучает структуру субъективного опыта человека, в соответствии с этим внимание специалистов по связям с общественностью должно быть сосредоточено на исследовании ментальных феноменов человека, как основы формирования адекватного и главное позитивного образа органов государственной власти. Именно поэтому важным является желание достичь легитимности и сформировать соответствующий имидж надежности, ответственности, стабильности органов государственной власти.

Связи с общественностью - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. Установление эффективных связей с общественностью - неотъемлемая часть современного стиля управления в государственных организациях и местных органах власти. Важнейшим условием успешности и эффективности деятельности пресс-служб является содействие открытости деятельности власти, расширение информированности общества. Доверие и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если власть сама будет стремиться в максимально допустимых пределах предоставлять обществу объективную информацию о своих решениях и действиях, о текущих событиях и положении в стране, т. е. оказывать соответствующие информационные услуги, обеспечивающие информационную открытость и прозрачность её деятельности. Решение этой задачи во многом определяется эффективностью информационного управления, реализуемого службами по связям с общественностью аппарата государственной службы.

Губернатор Псковской области уделяет работе с обращениями граждан особое внимание, расценивая эту сферу социальных отношений как один из важнейших каналов обратной связи органов исполнительной власти с населением. Практика работы с обращениями граждан показывает, что исполнительная власть остаётся главным гарантом гражданских прав, к которому обращены надежды подавляющего большинства граждан России. Именно по тому, насколько успешно будут функционировать административно-правовые механизмы реализации и защиты прав граждан, насколько чутко и эффективно будет реагировать на обращения граждан исполнительная власть, будут судить об эффективности и состоятельности государства в целом.

И роль института обращений граждан в этой части огромна. Обращения выполняют в сущности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. И в-третьих, обращения граждан - это средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью. Отработанные механизмы обратной связи необходимы как воздух, притом в первую очередь самой власти. Кроме того, обращения граждан часто могут вскрыть некую ещё не замеченную проблему, возможно, указать пути её разрешения, и способствовать, таким образом, совершенствованию системы государственного управления, улучшению социальной действительности в целом.

Губернатор Псковской области использует все формы взаимодействия с населением: письменно, устно, через информационные системы общего пользования - для эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина, участия населения в делах государства и общества.

В Управлении информационной политики Администрации Псковской области проводится целенаправленная организаторская работа по повышению эффективности взаимодействия с населением. Которая, в первую очередь, обеспечиваются за счет ужесточения оперативного контроля сроков исполнения поручений, укрепления организационных принципов, повышения персональной ответственности исполнителей и активного участия руководителей в контроле результатов. Так же в целях повышения эффективности взаимодействия с населением отработана система обеспечения неукоснительного соблюдения установленных Федеральным законом порядка и сроков рассмотрения обращений граждан. Определены меры по предотвращению повторных жалоб. Налажена система информирования руководителей по контрольным параметрам административных процедур при работе с обращениями. Повышение эффективности взаимодействия с населением, в современных условиях, невозможно без внедрения элементов автоматизации и информатизации.

Проводится серьезная работа по ведению прямого диалога руководителей с населением. В системе взаимодействия с населением используется и диалог через средства массовой информации, интернет, встречи с населением.

Для повышения эффективности взаимодействия Управление информационной политики Администрации Псковской области с населением рекомендовано: разработать и принять Административные регламенты работы с обращениями граждан, детализировав порядок рассмотрения обращений и конкретизировав административные процедуры с учетом специфики реализации государственных или муниципальных полномочий; принять необходимые меры по повышению результативности принимаемых по обращениям решений, предотвращению фактов волокиты и повторных жалоб граждан; нормативно обозначить порядок работы с дублирующимися обращениями, возможность их рассмотрения совместно (одновременно) с предыдущими. Регламентировать возможность обмена сведениями по базам данных для дублирующихся обращений, с учетом того, что во всех государственных органах регистрация и учет автоматизированы (компьютеризированы). Но будет необходимо технически обеспечить унификацию этих сведений, а значит, понадобится не только административный регламент работы с обращениями граждан, но и технический регламент формирования баз данных по обращениям граждан и защите этой информации. Организационно переходить от контроля соблюдения сроков на всех этапах рассмотрения обращений к контролю результата.

В общем, анализ работы по взаимодействию с населением показал, что активизировалась организаторская, контрольная и аналитическая деятельность Администрации Псковской области, исполнительных органов государственной власти Псковской области по основным направлениям: защита прав, свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка; обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан.

На основе мероприятий, предпринимаемых Администрацией Псковской области, в целях повышения эффективности взаимодействия с населением, можно сделать вывод, что они, несомненно, способствуют увеличению уровня доверия населения Псковской области к местным органам власти.

Как решены задачи, поставленные в курсовой работе?

Роль и значение коммуникации для государственного управления рассмотренны в пункте 1.1. Нормативно-правовые основы регулирования отношений органов государственной власти и населения рассмотрены в п.1.2. Понятие гражданского общества и его структуры рассмотрено в п. 1.3. Факторы формирования гражданского общества сформулированы в п.1.4. Взаимодействие гражданского общества и власти рассмотренно в п.1.5. Роль деятельности СМИ во взаимодействии власти и общества представлена в пунктах 1.6 и 2.3. Формы взаимодействия Администрации Губернатора области с населением рассмотрены в главе 2. Оценка эффективности взаимодействия Управления информационной политики Администрации Псковской области с населением, а также рекомендации по повышению эффективности взаимодействия Управления информационной политики Администрации Псковской области с населением представлены в главе 3.

 


Список литературы

 

1. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации"

. Действующая Конституция РФ

3. постановление Администрации области от 29.06.2009 № 222 "Об утверждении Положения о Государственном управлении по информационной политике и связям с общественностью Псковской области"

4. Герасимова Г. Связи с общественностью как социальный механизм взаимодействия власти и общества // Власть, №9, 2008. С. 34-37.

5. Гончаров М.Ю., Риторика политической коммуникации // Массовая коммуникация в современном мире, М., 2006, стр. 55

. Горелов А.А. Политология. - М.: ЭКСМО, 2008

7. Попова В. В. Местное самоуправление: власть и население // Социология власти. 2008. № 2. С. 18-23.

. Рекомендации по повышению эффективности работы с обращениями граждан. // Информационно-методический сборник "Опыт" № 64, 2010. С. 82-84.

. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти: Учебное пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2006. 224 с.

10. Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю. Теория государства и права. - М.: Дашков и К, 2006

. Управление общественными отношениями: Хрестоматия / Сост. Бельский И.С. - Екатеринбург, 2007. 182 с.

12. www.pskov.ru

. social.pskov.ru/obrashcheniya-grazhdan

. http://ru.wikipedia.org/wiki/Медиатизация

Понятие гражданского общества и его структуры

1.4 Факторы формирования гражданского общества



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.07 с.)