Учет материально-производственных запасов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет материально-производственных запасов



В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

а) используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырьё и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);

б) предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

в) используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).

основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда и производственном цикле и полностью переносят свою стоимость производимой продукции.

Основными задачами учета материально-производственных запасов являются контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам, за выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка производственных запасов.

В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производстве, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Сырье и основные материалы – предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности, а материалами – продукцию обрабатывающей промышленности.

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства.

Покупные полуфабрикаты – сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как основные материалы, т.е. составляют их материальную основу.

Возвратные отходы производства – остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов.

Из группы вспомогательных материалов  отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности – это часть материально-производственных  запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признаётся сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают затраты организации по доработке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Материально-производственные запасы, на которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренном в договоре.

Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.

Планом счетов разрешается осуществлять синтетический учет материальных ценностей на счетах 10 «Материалы» и др. по учетным ценам, в качестве которых используется плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др. В этом случае отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам учитываются на синтетическом счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО);

Применение одного из этих методов по виду (группе) запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

По себестоимости каждой единицы оценивают материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке, или запасы, которые не могут быть обычном образом заменены на другие.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца.

Первый и второй способы оценки материальных ресурсов являются традиционными для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.

При методе ФИФО применяются правило: первая партия на приход – первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход – первая в расход, т.е. сначала списывают материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д.

Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода  производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости).

В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствии объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте. Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материла данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения. Если материалы поступают в одной единице, расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

В тех случаях, когда количество прибывших на склад материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, которой служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй – для оприходования материалов получателем; третий – для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.

Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим оформляют выпиской отдельного треьбования-накладной на замену.

Если материалы со склада отпускают нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя – у кладовщика.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладные на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый остается на склад и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов.

По хозяйственным операциям движения производственных запасов исчисляют НДС, налог на прибыль и подоходный налог.

НДС по производственным запасам организации учитывают на субсчете 19-3 «Налог на добавленную стоимости по приобретенным материально-производственным запасам» счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Порядок учета НДС по производственным запасам зависит от назначения используемых производственных ресурсов (на производственные нужды, непроизводственные нужды, в продажу, безвозмездную передачу), отраслевой принадлежности организации и ряда других особенностей.

Сумму НДС отражают по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость», по субсчету «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам», с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

В зависимости от направления расхода производственных запасов сумма НДС, учтенная на субсчете 19-3, подлежит зачету в счет платежей НДС в бюджет или списанию на счета реализации и соответствующих источников покрытия.

По товарам, работам и услугам, использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, которые освобождены от НДС, суммы НДС, уплаченные поставщикам по таким товарам, зачету не подлежат, а относят на счета издержек производства и обращения.  

В соответствии с установленным порядком учета НДС суммы НДС, подлежащие возмещению (вычету) после фактической оплаты поставщиком за материальные ресурсы, списываются с кредита счета 19 (субсчет 3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам») в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В случае если материальные ресурсы, по которым в установленном порядке возмещение (вычет) НДС, использованы для непроизводственной сферы, имеющей специальные источники финансирования, делается исправительная бухгалтерская запись: дебет соответствующих источников финансирования, кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При использовании материальных ресурсов для непроизводственных нужд сумму НДС, приходящуюся на эти ресурсы, списывают с кредита счета 19 (субсчет 3) в дебет источников покрытия непроизводственных затрат (счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства») или сразу в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Сумму НДС по материальным ресурсам, используемы при изготовлении продукции и осуществления операций, освобожденных от НДС, списывают в дебет счетов учета затрат на производство (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.).

При продаже материальных ресурсов приходящуюся на проданные материалы долю НДС списывают с кредита субсчета 3 счета 19 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы. Объем реализации для целей налогообложения определяют в том же порядке, как и при реализации основных средств.

В случае продажи производственных запасов населению, включая своих работников, а также при натуральной оплате товаров по ценам выше себестоимости облагаемый оборот определяется исходя из рыночных цен, сложившихся на момент реализации продукции.

При передаче производственных запасов плательщиком НДС является организация, передающая эти запасы. Облагаемый оборот определяется исходя из средней цены продажи (без учета НДС) такой или аналогичный продукции, рассчитанной за месяц, в котором осуществляется передача.

Налог на прибыль. По безвозмездно полученным от других организаций производственным запасам организация-получатель увеличивает налогооблагаемую прибыль на стоимость полученных ценностей, но не ниже их балансовой стоимости, числящейся у передающей организации. Балансовая стоимость ценностей указывается в документах о передаче.

Налог на доходы физических лиц. Организация может приобретать производственные запасы по договорам купли-продажи, которых должны быть отражены необходимые реквизиты: фамилия, имя, отчество продавца, его паспортные данные, адрес постоянного места жительства, а также факт регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

Организация обязана вести учет расчетов с физическими лицами при приобретении у них производственных запасов, для того чтобы иметь данные о совокупных выплаченных суммах с налога года, обеспечивающих правильное исчисление и удержание подоходного налога.

   

 

 

4. Учет основных средств и нематериальных активов.

1. Оценка ОС

Первоначальная стоимость - затраты по приобретению объекта ОС, по вводу в эксплуатацию.

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость - Износ

Восстановленная стоимость - стоимость объекта ОС по ценам текущего момента с учетом износа.

Классификация ОС определена в отраслевом классификаторе основных фондов утвержденном Постановлением Госстандарта от 26.12.94 №359

С 1.01.97 предел стоимости ОС 100 МРОТ.

 

2. Поступление ОС

Приобретение ОС, не требующее монтажа

Все затраты по приобретению ОС и до ввода ОС в эксплуатацию отражаются по Д08 (капитальные вложения)

(покуп. стоимость, доставка, наладка, % за кредит, начисл. до ввода ОС в эксплуатацию)

Акцептован счет поставщика

Д08 К60

 19

Акцептован счет за доставку

Д08 К60,76

 19

Начислены % за кредит на приобретение ОС

Д08 К90(51)

Начислено по договору - подряду наладчику

Д08 К70,69

 

После ввода ОС в эксплуатацию по акту приемки-передачи объект ОС приходуется на счете 01 по сумме всех затрат, отраженных по счету 08

              Д01 К08

НДС, уплаченный при приобретении ОС, предъявляемый в зачет бюджету в полной сумме, после ввода ОС в эксплуатацию и оплаты.

По ОС непроизводственного назначения НДС списывается за счет фонда социальной сферы:

Д08 - покупная стоимость

88/4 - НДС (фонд социальной сферы)

81 - чистая прибыль

 

Приобретение ОС, бывших в эксплуатации

а) Приобретен объект бывший в эксплуатации по остаточной стоимости

Д08 9'000'000

Д19 1'800'000

К60 10'800'000

Д01 К08 - 9000000 - по остаточной стоимости

Д01 К02 - 1000000 - на сумму уже начисленного износа

 

б) В случае приобретения ОС по цене выше остаточной, сумма уже начисленного износа не отражает уже реальную сумму износа, поэтому

Д08 К60 - покупная стоимость

Д01 К08 - покупная стоимость (+ затраты по доставке)

Износ будем начислять исходя из цены приобретения с учетом % уже начисленного износа (если износ уже был до продажи 1 год, то начислять износ после приобретения будем за минусом 1 года)

Приобретение ОС, требующих монтажа

а) расходы по приобретению, доставке к месту эксплуатации учитываются на счете 07 "оборудование к установке"

                       Д07 К60,70,69,76

б) после передачи оборудования в монтаж

    Д08 К07

    Д08 К60,10,76,70,71,69 затраты по монтажу

в) Д01 К08 оприходован объект ОС по сумме фактических затрат

 

Приобретение автотранспортных средств

Д08 К60 - покупная стоимость

 19

Д08 К67 - налог на приобретение автотранспортных средств

Д01 К08 - оприходован объект ОС

НДС по приобретенным грузовым автомобилям для нужд производства списывается Д68 К19, по легковым и микроавтобусам Д81,88 К19

соб. ср-в

Исключение - организации СпецТранса

Налог с владельцев транспортных средств уплачивается ежегодно и относится на затраты

    Д20,26,44 К67 (расчеты по внебюджетным платежам)

 

Приобретение ОС у физического лица

При расчете с физическим лицом необходимо удержать подоходный налог с учетом льготы

5000 МРОТ - недвижимое имущество

1000 МРОТ - движимое имущество

 

Д08 К76 - договорная стоимость ОС

Д76 К68 - удержан подоходный налог у продавца

Д76 К50,51 - выдано продавцу за ОС минус подоходный налог
              НДС не облагается

Поступления ОС как вклад в уставной капитал

Размер вклада определяется учредительными документами. Объекты ОС передаются как вклад в уставной капитал по цене соглашения, отраженной в учредительном договоре.

Передача оформляется актом приемки-передачи, в котором указывается цена соглашения, % износа, передаются все технические документы. по объекту.

Д01 К75/1 - оприходован ОС по цене соглашения = первоначальной стоимости

Д01 К02 - на сумму начисленного износа, в случае принятия на учет объекта по остаточной стоимости
              НДС не облагается

 

Безвозмездная передача ОС

ОС получены безвозмездно от физических и юридических лиц отражаются в учете:

Д01 К87/3 - по ОС производственного назначения

Д01 К    - по ОС непроизводственного назначения

Расходы по доставке и монтажу за счет чистой прибыли. НДС отражен в документах передающей стороны на счете 19 не отражается, а учитываются в стоимости ОС.

Примечание. В случае безвозмездного получения ОС валовая прибыль получающей стороны увеличивается на стоимость безвозмездно полученного имущества.

 

Затраты по капитальным вложениям при строительстве

а) Хоз. способом:

Все затраты производственные при строительстве отражаются по Д23

Д23 К10,70,69,71,76,60

В конце месяца затраты собранные за месяц списываются на счет 08 Д08 К23.

б) Подрядным способом:

На основании договора-подряда, проекта сметы и др. документов Д08 К60

 

3. Износ ОС

Для учета износа ОС используется счет 02 "Износ ОС"

Износ начисляется ежемесячно в течении всего срока эксплуатации объекта исходя из балансовой стоимости и норм амортизационных отчислений утвержденных постановлением СовМина СССР от 22.10.90 №1072

 

Способы начисления износа:

а) ежемесячно составляется ведомость начисления износа по всем объектам, числящимся на начало месяца и срок службы которых не истек. Т.к. данная форма расчета предполагает начисление износа по отдельным объектам ОС или по группам ОС с одинаковой нормой амортизации этот способ неудобен для крупных предприятий.

Виды ОС Шифр по единым Годовая норма амортиз. Балан-совая стоимость

 

Сумма износа

 

        за год в месяц
1. Здание произ. 10005 2,5% 24000000 600000 50000
2. Автом. легков. среднего класса 50418 11,1% 6000000 666000 55500
3. ПК 48005 12,5% 1200000 150000 12500
4. Мебель 70003 10% 2400000 240000 20000
Итого:         138000
       

Д26,20 К02

б) Износ за месяц рассчитывается по формуле

Износ начисленный в прошлом месяце   + Износ по ОС поступившим в прошлом месяце   - Износ по ОС выбывшим в прошлом месяце

Таким образом износ по вновь поступившим объектам начисляется с 1-го числа месяца следующим за месяцем поступления, а по ОС выбывшим начисление износа прекращается с 1-го числа месяца следующим за месяцем выбытия.

Кроме норм амортизации в постановлении №1072 "Единые нормы амортизационных отчислений" указываются поправочные коэффициенты которые применяются в отдельных случаях эксплуатации ОС.

! Износ не начисляется на законсервированные объекты, библиотечные фонды, продуктивный скот.

Малым предприятиям разрешено дополнительно списывать износ в размере 50% стоимости ОС срок службы которых более 3-х лет в первый год существования МП.

Д20 К02 - 50% стоимости объекта ОС Если МП воспользовавшееся этой льготой прекратило свою деятельность до года сумма списанного по льготе износа подлежит восстановлению - Д02 К80

Износ по объектам непроизводственного характера погашается за счет собственных средств предприятия Д81,88 К02

Пример: Рассчитать величину износа пресса поступившего в эксплуатацию 16.05.92 первоначальная стоимость 273 млн. годовая норма амортизации 8,6%. Дата начисления износа 10.06.92

273000000*8,6%=23478000

273478000:12=1956500

1) Поступили на предприятие объекты ОС как вклад в уставный капитал 25000000

2) Принято от поставщика оборудование требующее монтажа 32000000. НДС = 6400000

3) Оборудование передано в монтаж

4) Акцептован счет монтажной организации за монтаж оборудования 3000000 НДС=600000

5) Оборудование передано в эксплуатацию

1)  Д01 К75    25000000=

2)  Д07 К60    32000000=
 Д19 К60    6400000=

3)  Д08 К07    32000000=

4)  Д08 К60    3000000=
 Д19 К60    600000=

5)  Д01 К08    35000000=

1.06 Для приобретения оборудования получен кредит банка сроком на 2 года суммой = 50000000= под 125% годовых (ставка 128% ЦБ)

4.06 Акцептован счет поставщика за оборудование и требующее монтажа 45000000 НДС = 9000000=

6.06 Оплачен счет поставщика

с р/с оплачено транспортной организации за перевозку оборудования на основании полученного счета 2000000. НДС = 400000

10.06 Начислена з/пл по договору подряда наладчику оборудования за подготовку объекта к вводу в эксплуатацию - 1 млн.

1.07 Объект ОС передан в эксплуатацию

 

Выбытие ОС

Все операции по выбытию ОС отраж. на счете 47

1. Списание ОС

а) полностью самортизированных по причине невозможности дальнейшей эксплуатации

Дебет

счет 47

Кредит

Д47 К01 - списывается стоимость первоначальная
Д47 К76,70,69 - затраты по демонтажу

Д02 К47 - списывается износ
Д10,12 К47 - списываются отходы при ликвидации ОС по цене возможного использования
Д80 К47 - списывается убыток от ликвидации ОС

б) списывается объект недоамортизированный по причине невозможности дальнейшего использования

Дебет

счет 47

Кредит

Д47 К01 списывается объект ОС
Д47 К76,70,69 - затраты по демонтажу

Д02 К47 - списывается износ
Д81 К47 - списывается недоамортизированная стоимость
Д87/2,3 К47 - см. далее
Д80 К47 - списывается убыток от ликвидации ОС

       

 

в) списание объекта ОС в результате морального износа

Дебет

счет 47

Кредит

Д47 К01- списывается первоначальная стоимость

Д02 К47 - списывается износ
Д80 К47 - списывается на убытки недоамортизированная стоимость объекта
Д87/1 К47 - списывается недоамортизированная стоимость объекта в пределах сумм дооценки (или по результатам переоценки по К87/1 была отражена сумма достаточная для покрытия этого убытка)

       

** Убыток полученный в результате списания ОС по причине морального износа в части недоамортизированного имущества не учитывается при расчете налогооблагаемой прибыли.

 

2. Передача ОС как вклад в уставный капитал

Осуществляется на основе протокола о намерениях по цене соглашения

Д06 К47 - отражается стоимость соглашения

Д47 К01 - списывается переданный объект по первоначальной стоимости

Д02 К47 - на сумму износа

Д47 К83 - списывается разница между ценой соглашения и остаточной стоимостью

По мере получения доходов по вкладу в уставный капитал сумма отраженная по кредиту счета 83 списывается равными долями Д83 К80.

 

3. Безвозмездная передача

Д47 К01 - списывается ОС первоначальная стоимость

Д02 У47 - списывается износ

Д47 К68 - списывается НДС подлежащий уплате в бюджет согласно расчету бухгалтерии исходя из рыночной стоимости объекта.

В87,81,88 К47 - списывается убыток от безвозмездной передачи ОС производственного назначения

Д81,88/2,88/4, К47 - списывается убыток от безвозмездной передачи ОС непроизводственного назначения.

 

4. Реализация ОС

Дебет

счет 47

Кредит

Д47 К01 - первоначальная стоимость
Д47 К68 - списывается НДС подлежащий уплате в бюджет (от цены реализации)
Д47 К80 - прибыль от реализации объекта ОС

Д62,51 К47 - продажная цена

При определении прибыли от реализации ОС и другого имущества для целей налогообложения учитывается разница между ценой реализации и остаточной стоимостью увеличенной на индекс-дефлятор (индекс инфляции)

 

 

 

I квартал 96 г. 113,8%

II квартал 96 г. 108,3%

III квартал 96 г. 105,2%

       

Пример: Продано ОС за 120000000 включая НДС. Первоначальная стоимость 80000000 Износ 30000000. Период продажи III квартал 96 г.

1. Определить остаточную стоимость имущества увеличенную на индекс-дефлятор.
(80 млн. - 30 млн.)*113,8%*108,3%*105,2%=64,8 млн.

2. Определить разницу между продажной и остаточной стоимостью увеличенную на индекс дефляции учитываемую для целей налогообложения
100 млн. - 64.8 млн. = 35,2 млн.

 

5. Ремонт ОС

 

1. На предприятиях, имеющих большой парк ОС целесообразно создавать резерв (фонд) на проведение дорогостоящих капитальных ремонтов путем ежемесячного включения в затраты сумм на создание резерва
Д26,20,25 К89/рем. фонд

Затем затраты на проведение ремонта погашаются за счет резерва

    Д89 К60,76,23

Счет 23 используется для накопления затрат по ремонту хоз. способом

    Д23 К10,70,69,76

Или просто для накопления затрат в течении разных отчетных периодов

    Д23 К60,76

С последующим списанием всей суммы затрат за счет резерва: Д89 К23

 

2. Затраты по ремонту ОС производственного назначения списываются на издержки обращения по мере возникновения
Д20,23,25,26,44 К60,76,10,70,69

3. Ремонт ОС непроизводственного назначения покрывается за счет чистой прибыли
Д81,88/4 К10,70,69,60,76

Пример: Акцептован счет ремонтной организации за ремонт станка:

а) с использованием резерва на ремонт.

Д89/рем. ОС  200000

Д19                 40000

К60                 240000

б) без создания резерва

Д26       200000

Д19       40000

К60       240000

 

Аренда ОС

1. Текущая аренда

Объект аренды числится в составе ОС арендодателя

Операции Арендодатель (предприятие) Арендатор
  открыв. субсчет  
1. Договор аренды; Объект ОС сдан в аренду (производ-ого назнач.) Д01/ сданные К01 в аренду Д001 (забалансовый счет)
2. Начислен износ по ОС, сданным в аренду Д80 К02 -
3. Расчеты по арендной плате;    
I а) Начислена арендная плата по условиям договора за месяц Д76/аренд К80 Д20, 26 К76
б) Перечислено в оплату Д51 К76 Д76 К51
II а) Поступила арендная плата за отчетный месяц Д51 К83 Д31 К51
б) Списывается арендная плата за отчетный месяц Д83 К80 Д26,20 К31
4. Затраты на ремонт    
а) за счет арендодателя Д80, К76,10 -
б) за счет уменьшения арендной платы средствами арендатора Д76 К23 или Д76/ар.пл. К76/сч.за рем. Д76 К23 (согласно протоколу)

 

Документы по аренде ОС:

1)  Письмо МинФина №16-26-61 от 16.10.92
О включении в себестоимость продукции арендной платы

2)  Письмо ГНС об арендной плате в случае аренды ОС

3)  Гражданский кодекс

4)  Положение о составе затрат и др.

Аренда ОС производ. назначения у юр. лица и предпринимателя относится на затраты. У физического лица - либо за счет чистой прибыли либо по статье оплаты труда.

 

Аренда автомобиля

а) Аренда автомобиля у физического лица относится на чистую прибыль

б) Аренда автомобиля у юридического лица. Если налоговому инспектору сможете доказать, что автомобиль используется в производственных целях (а не возить директора), то можно отнести на затраты (в противном случае - за счет чистой прибыли)

в) Ремонт автомобиля за счет чистой прибыли. Налог на приобрет. автомобиля относится на Д08 и списывается при начислении износа.

 

Переоценка ОС

 

Постановление Правительства РФ от 7.12.96 №1442 "О переоценке ОС в 1997 г."

"Порядок проведения переоценки ОС на 01.01.97" от 18.02.97 № ВД-1-24/336 Госкомстат. Минфин

 

Переоценка производится по состоянию на 01.01.97 в течении 1997г. Переоценке подлежат: объекты ОС действующие, законсервированные, подготовленные к списанию, оборудование к установке.

Для переоценки (довед. стоимости объекта на уровень действующих цен) используются методы:

а) метод индексации по индексам госкомстата

б) метод прямого счета с учетом рыночных цен

 

Увеличение балансовой стоимости ОС

по переоценке Д01 К87 на сумму увеличения стоимости ОС производственного назначения

Д87/1 К02 - увеличение суммы износа ОС производственного назначения

Д01 К88/4 - увеличение стоимости ОС непроизводственного назначения

Д88/4 К02 - увеличение износа ОС непроизводственного назначения

Д87/1 К01 - Уменьшение стоимости ОС, выданных до 01.01.97 (производственного назначения)

Д02 К87/1 - уменьшение износа (произ. назн.)

 

Д88/4 К01 - Уменьшение стоимости ОС и износа ОС

Д02 К88/4 непроизводственного назначения

 

Д07 К87/1 - переоценка оборудования к установ.

Д07 К88/4

 

Д08 К87/1 - переоценка капитальных вложений

Д08 К88/4 (без износа)

 

Инвентаризация ОС

Приказ Минфина "Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" №49 от 13.06.95

Инвентаризация ОС производится 1 раз в три года, библиотечные фонды 1 раз в пять лет (это плановая), а также при смене материально ответственных лиц, кражах, стихийных бедствиях и др.

Цель инвентаризации ОС - выявление неучтенных объектов которые приходуются как б/у и безвозмездно поступившие по рыночной стоимости с учетом износа.

Д01 К87/3 - производственного назначения

Д01 К88/4 - непроизводственного назначения (соц. сферы) и присоединения к налогооблагаемой прибыли (Д01 К80)

 

Учет нематериальных активов

Основные характеристики нематериальных активов:

- срок использования больше 1 года;

- должны приносить доход

 

1) Поступление НА отражается аналогично поступлению ОС,
через счет 08

Д08 К60

 19

Д08 К76 - доведенная НА до возможности эксплуатации

 19

Д04 К08 - оприходован объект на
(вместо 01 счета пишем 04)

 

2) Выбытие НА

- реализация НА через счет 48

- списание НДС как по ОС (Д68 К19)

 

3) Износ НА

I группа НА (программные продукты)

для отражения износа используется счет 05 "Износ НА"

Нормы амортизации НА рассчитываются предприятием исходя из первоначальной стоимости и срока полезного действия.

Если срок полезного действия установить нельзя он принимается равным 10 лет

Сумма ежемесяч   = Первоначальная стоимость   :   12 месяцев
-ного износа НА   Срок полезн. службы (в годах)    

Д20 К05 - начислен износ НА

 26

Программный продукт, приобретенный вместе с ПЭВМ включается в стоимость ПЭВМ (через счет 08 на счет 01)

 

II группа НА

Отражается разница между покупной ценой и оценочной стоимостью приватизир. предприятий

Д20 К04

 

III группа НА

Нематериальные активы по которым амортизация не начисляется - объекты, стоимость которых во времени не уменьшается (know how; товарные знаки; бессрочное право пользования; право на объекты интеллектуальной собственности; организационные расходы)

 

Организационные расходы:

1. Организационные расходы учитываются в составе НА как вклад в уставной капитал по сумме затрат на регистрацию предприятия кем-либо из учредителей только по вновь создаваемым предприятиям

Д75 К85 - на сумму вклада в уставной капитал

Д04 К75 - оприходованы по смете затрат организационные расходы по регистрации предприятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.189.102 (0.25 с.)