Двигатели постоянного тока в системах электропривода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двигатели постоянного тока в системах электропривода



ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД

 

Методические указания

 

Омск

Издательство ОмГТУ

2010

Составители: Мирошник Анатолий Иванович, канд. техн. наук, доцент;

                   Лысенко Олег Александрович, старший преподаватель

 

 

Данные методические указания содержат краткие теоретические сведения и методику выполнения студентами расчетно-графической работы по дисциплине «Электрический привод». Предназначены для студентов специальности 140610 «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений» и по направлению подготовки бакалавриата 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» дневной и дистанционной форм обучения, а также для студентов специальности 080801Э «Прикладная информатика в электрооборудовании и электрохозяйстве предприятий, организаций и учреждений» дневной формы обучения.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

 

 

© ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2010

 

Введение

 


При изучении дисциплины «Электрический привод» студент должен выполнить расчетно-графическую работу, состоящую из двух частей. В заданиях указаны темы и изложена методика по выполнению минимально необходимых расчетов, а также сведения применительно к электродвигателям постоянного и переменного тока в системах электропривода.

Основное назначение методических указаний – закрепление теоретического материала и выработка навыков его практического применения.

В методических указаниях изложен теоретический материал, необходимый для выполнения данной расчетно-графической работы, он не может быть достаточным для глубокого изучения дисциплины «Электрический привод». Для этой цели следует воспользоваться рекомендованной литературой.

Расчетно-графическая работа содержит 50 вариантов. Номер выполнения задания каждому студенту выдает преподаватель, при необходимости содержание заданий может быть видоизменено без сокращения общего объема работы.

Расчетно-графическая работа выполняется студентом самостоятельно с использованием консультаций преподавателя.

Пояснительная записка к расчетно-графической работе должна содержать все нужные записи, расчеты, схемы, таблицы, графики и выводы.

 

Авторы выражают благодарность инженеру Н.И. Скарбич за техническую помощь в подготовке рукописи к печати.


Определение мощности и типа асинхронного электродвигателя

С фазным ротором

 

Определение мощности и типа электродвигателя для работы в системах электропривода представляет собой важную и сложную задачу. От того, насколько правильно она будет решена, зависят технико-экономические показатели работы системы: исполнительный орган рабочей машины – электропривод.

Выбор серийных электродвигателей производится с учетом следующих основных показателей: рода тока, значения скорости, конструктивного исполнения, способа вентиляции и защиты от действия окружающей среды, величины нагрузки. Основным требованием при выборе электродвигателя является соответствие его мощности условиям технологического процесса рабочей машины.

Установка электродвигателя завышенной мощности нецелесообразна. При этом неоправданно возрастают габариты электродвигателя, его вес и первоначальная стоимость, увеличиваются непроизводительные потери энергии за счет снижения его КПД и коэффициента мощности, удорожается эксплуатация установки.

Применение электродвигателя недостаточной мощности может привести к нарушению заданного технологического цикла работы, снижению производительности рабочей машины. При недостаточной мощности электродвигателя будут иметь место повышенный нагрев, ускорение старения изоляции и выход электродвигателя из строя, что вызывает прекращение работы производственной машины (или исполнительного органа) и экономические потери.

Правильно выбранный электродвигатель при его работе не должен перегреваться сверх допустимых пределов. Кроме этого его перегрузочная способность и пусковой момент должны обеспечить преодоление кратковременных перегрузок и требуемые условия пуска.

Электроприводы могут работать в длительном, кратковременном и повторно-кратковременном режимах. Большинство электроприводов работают в длительном режиме с переменной нагрузкой. В этом случае основой для расчета мощности предварительно выбираемого электродвигателя может служить нагрузочная диаграмма  электропривода, представленная в качестве примера на рис. 2.1 при условии, что динамические усилия в электроприводе относительно малы.

 

 

Рис. 2.1. Нагрузочная диаграмма электропривода

 

Тогда этот многоступенчатый график нагрузки можно привести к равномерному, воспользовавшись понятием эквивалентной (среднеквадратичной) мощности:

,                               (2.1)

где n – число ступеней нагрузки;

– соответственно мощность (кВт) и продолжительность нагрузки (мин) каждой ступени графика, включая паузу ;

= tц – время технологического цикла, мин.

По найденной эквивалентной мощности определяется номинальная мощность предварительно выбираемого электродвигателя при условии

,                                                      (2.2)

При этом необходимо учитывать заданную  синхронную скорость двигателя. В настоящее время наиболее массовой серией асинхронных двигателей является серия 4А. Для выполнения данной работы можно воспользоваться любыми каталогами на АД с фазным ротором или техническими данными приложения № 2.

 

2.2. Проверка предварительно выбранного электродвигателя
по нагреву

Выбор АД по условию (2.2) гарантирует, что данный двигатель при заданной нагрузочной диаграмме удовлетворяет требованиям по нагреву. Тем не менее такую проверку целесообразно провести.

Проверка производится по методу средних потерь мощности . Для этого вначале определяются потери в номинальном режиме по данным каталога:

,                                         (2.3)

где – номинальная мощность предварительно выбранного АД, кВт;

– КПД АД в номинальном режиме.

Потери мощности являются суммой потерь в меди обмоток статора, потерь в стали, механических и дополнительных потерь. Будем считать в первом приближении, что механические и дополнительные потери остаются постоянными при незначительном изменении скорости вращения. В этом случае сумму потерь можно разделить на две группы: постоянные потери или потери , включающие в себя потери в стали, механические и дополнительные; переменные потери в обмотках, изменяющиеся с изменением нагрузки.

В большинстве случаев соблюдаются следующие условия при работе АД в номинальном режиме

                                                    (2.4)

,                               (2.5)

где – потери мощности в меди обмоток, кВт;

– потери мощности  (постоянные потери), кВт;

– потери мощности в стали, кВт;

– механические потери, кВт;

– дополнительные потери мощности, кВт;

Потери  пропорциональны квадрату коэффициента нагрузки . Исходя из этого потери мощности в электродвигателе для каждой ступени графика нагрузок (нагрузочной диаграммы) можно определить по выражению

,                                              (2.6)

где - коэффициент  ступени нагрузки, о.е;

– мощность  ступени нагрузки, кВт;

– номинальная мощность электродвигателя, кВт;

тогда            ;    ;   ;   ;    .

Проверка предварительно выбранного электродвигателя по нагреву заключается в проверке условия

,                                                  (2.7)

где – средние потери мощности в электродвигателе за технологический цикл его работы, кВт;

– потери мощности в электродвигателе, работающем в номинальном ре­жи­ме, кВт.

При расчете средних потерь мощности нужно учитывать, что в течение паузы электродвигатель работает в режиме , не отключаясь от сети.

Тогда средние потери мощности за технологический цикл работы электродвигателя можно определить по формуле

,                      (2.8)

где  – число ступеней нагрузки;

– потери мощности в электродвигателе для каждой ступени графика нагрузок, кВт;

– время работы электродвигателя на каждой ступени графика нагрузок, мин.

Если условие (2.7) выполняется, то предварительно выбранный АД проходит по нагреву. В противном случае электродвигатель в процессе эксплуатации будет перегреваться. В этом случае следует выбрать другой электродвигатель большей мощности и повторить расчет.

Средние потери не должны быть и значительно меньше номинальных потерь, так как электродвигатель будет недоиспользован по мощности, что приведет к понижению экономической эффективности электропривода.

2.3. Проверка предварительно выбранного двигателя на перегрузочную способность по моменту при снижении напряжения

 

При пуске электродвигателя в заводских электрических сетях допускается снижение напряжения на 10 % по отношению к номинальному. Тогда максимальный пусковой момент электродвигателя можно определить по выражению

,                                         (2.9)

где – критический момент электродвигателя по каталогу, н.м.

Во время пуска, вследствие появления динамического момента (), на валу электродвигателя появляется увеличенный момент сопротивления. Для его продления должно соблюдаться условие

.                                                 (2.10)

В данном задании динамический момент (с целью упрощения расчетов) не учитывается, тогда можно принять, что номинальный момент сопротивления равен номинальному моменту электродвигателя (), и проверить условие:

                                               (2.11)

Номинальный момент электродвигателя можно определить по выражению:

,                                             (2.12)

где – номинальная мощность АД, кВт:

  – номинальная скорость АД, рад/с;

– номинальная (каталожная) скорость АД, об/мин.

Если условие (2.11) выполняется, то электродвигатель проходит на перегрузочную способность и не теряет работоспособность.

Для выбора типа и мощности электродвигателя следует построить нагрузочную диаграмму (см. рис.2.1).

Для этого повариантно в таблице 2.1 заданы длительности ступеней нагрузки, а в таблице 2.2 – мощности на ступенях нагрузки и синхронная скорость вращения АД.

При выполнении данного задания напряжение питающей сети принять в зависимости от мощности электродвигателя:

от 22 до 75 квт – 380В;

от 22 до 110 квт – 660В;

 

 

Постоянного тока серии 2П

Номера вариантов Номинальная мощность, кВт Номинальное напряжение, В Номинальная скорость вращения, об/мин Номинальный КПД, % Момент инерции, Jдв, кг·м2

Тип 2ПН 160 МУХЛ 4

 
1 3 110 750 75,5 0,083
2 3 220 750 76,5 0,083
3 3 440 750 76 0,083
4 4,5 110 950 78,5 0,083
5 4,5 220 1000 79,5 0,083
6 4,5 440 950 79 0,083
7 7,5 110 1600 83 0,083
8 7,5 220 1500 83 0,083
9 7,5 440 1500 84 0,083
10 13 220 2120 85,5 0,083
11 13 440 2360 86,5 0,083
12 18 220 3150 87 0,083
13 18 440 3150 87,5 0,083

Тип 2ПН 160 L УХЛ 4

 
14 4 110 750 77,5 0,1
15 4 220 800 78,5 0,1
16 4 440 750 78,5 0,1
17 6,3 110 1000 80,5 0,1
18 6,3 220 1000 81,5 0,1
19 6,3 440 1060 82 0,1
20 11 220 1500 85,5 0,1
21 11 440 1600 85,5 0,1
22 16 220 2360 86,5 0,1
23 16 440 2360 87,5 0,1
24 24 220 3150 88 0,1
25 24 440 3150 89 0,1

Тип 2ПН 180 МУХЛ 4

 
26 5,6 110 750 78,5 0,2
27 5,6 220 750 79 0,2
28 5,6 440 750 79,5 0,2
29 8 110 1000 81,5 0,2
30 8 220 1060 83 0,2
31 8 440 1000 82 0,2
32 15 110 1500 85,5 0,2
33

15

15

220 1500 85,5 0,2
34 440 1500 86 0,2
35 26 220 2240 88 0,2
36 26 440 2240 89 0,2
37 26 220 3000 89,5 0,2
38 37 440 3150 79,5 0,2

 

Номера вариантов Номинальная мощность, кВт Номинальное напряжение, В Номинальная ско- рость вращения, об/мин Номинальный КПД, % Момент инерции, Jдв, кг·м2

Тип 2ПО 180 МУХЛ 4

 
39 4,5 110 750 79 0,23
40 4,5 220 750 79,5 0,23
41 4,5 440 750 80 0,23
42 6,3 110 1000 82 0,23
43 6,3 220 1000 82,5 0,23
44 6,3 440 1060 83,5 0,23
45 10 110 1500 85,5 0,23
46 10 220 1500 86,5 0,23
47 14 220 2120 89 0,23
48 14 440 2120 89 0,23
49 17 220 3000 89 0,23
50 17 440 3000 90 0,23

 


Таблица 2.1

T, мин

Номера вариантов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
t1 10 12 13 14 5 6 7 8 9 11
t2 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
t3 15 7 8 9 10 11 12 13 14 15
t4 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
t5 6 7 4 5 8 9 5 6 7 8
t , мин 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
t1 11 13 14 15 6 7 8 9 10 11
t2 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
t3 16 8 9 10 11 12 13 14 15 16
t4 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
t5 7 8 5 6 9 10 6 7 8 9
t, мин 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
t1 9 11 12 13 4 5 6 7 8 9
t2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
t3 14 6 7 8 9 10 11 12 13 14
t4 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
t5 5 6 3 4 7 8 4 5 6 7
t, мин 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
t1 12 14 15 16 7 8 9 10 11 12
t2 17 9 10 11 12 13 14 15 16 17
t3 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
t4 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
t5 8 9 6 7 10 11 7 8 9 10
t, мин 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
t1 13 15 16 17 8 9 10 11 12 13
t2 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
t3 18 10 11 12 13 14 15 16 17 18
t4 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
t5 9 10 7 8 11 12 8 9 10 11

 

Таблица 2.2

Номера

вариантов

Мощность на ступенях нагрузки, квт

Синхронная скорость

вращения АД об/мин

Р1 Р2 Р3 Р4
1-5 3 6 8 5 750
6-10 6 12 10 17 750
11-15 16 11 32 20 750
16-20 14 7 11 6 1000
21-25 19 20 9 11 1000
26-30 21 31 38 24 1000
31-35 9 15 6 17 1000
35-40 25 13 14 10 1500
41-45 26 34 45 11 1500
45-50 44 28 39 50 1500

 

Приложение 2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Чиликин М.Г. Общий курс электропривода / М.Г. Чиликин, А.С. Сандлер. М.: Энергоиздат, 1981. 576 с.

2. Москаленко В.В. Атоматизированный электропривод: учебник для вузов / В.В. Москаленко. М.: Энергоиздат, 1986. 416 с.

3. Онищенко Т.Б. Электрический привод: учебник для вузов / Т.Б. Онищенко. М.: РАСХН, 2003. 320 с.

4. Москаленко В.В. Электрический привод: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Москаленко. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.

 

Редактор Л. И. Чигвинцева

 

Компьютерная верстка – А. В. Отраднова

 

ИД № 06039 от 12.10.2001

Свод. темплан 2010 г.

Подписано в печать 25.05.10. Формат 60х84 1/16. Отпечатано на дупликаторе.

Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,75. Уч.-изд. л. 1,75.

Тираж 100 экз. Заказ 379.   

 


Издательство ОмГТУ. Омск, пр. Мира, 11. Т. 23-02-12

Типография ОмГТУ

 

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД

 

Методические указания

 

Омск

Издательство ОмГТУ

2010

Составители: Мирошник Анатолий Иванович, канд. техн. наук, доцент;

                   Лысенко Олег Александрович, старший преподаватель

 

 

Данные методические указания содержат краткие теоретические сведения и методику выполнения студентами расчетно-графической работы по дисциплине «Электрический привод». Предназначены для студентов специальности 140610 «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений» и по направлению подготовки бакалавриата 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» дневной и дистанционной форм обучения, а также для студентов специальности 080801Э «Прикладная информатика в электрооборудовании и электрохозяйстве предприятий, организаций и учреждений» дневной формы обучения.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

 

 

© ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2010

 

Введение

 


При изучении дисциплины «Электрический привод» студент должен выполнить расчетно-графическую работу, состоящую из двух частей. В заданиях указаны темы и изложена методика по выполнению минимально необходимых расчетов, а также сведения применительно к электродвигателям постоянного и переменного тока в системах электропривода.

Основное назначение методических указаний – закрепление теоретического материала и выработка навыков его практического применения.

В методических указаниях изложен теоретический материал, необходимый для выполнения данной расчетно-графической работы, он не может быть достаточным для глубокого изучения дисциплины «Электрический привод». Для этой цели следует воспользоваться рекомендованной литературой.

Расчетно-графическая работа содержит 50 вариантов. Номер выполнения задания каждому студенту выдает преподаватель, при необходимости содержание заданий может быть видоизменено без сокращения общего объема работы.

Расчетно-графическая работа выполняется студентом самостоятельно с использованием консультаций преподавателя.

Пояснительная записка к расчетно-графической работе должна содержать все нужные записи, расчеты, схемы, таблицы, графики и выводы.

 

Авторы выражают благодарность инженеру Н.И. Скарбич за техническую помощь в подготовке рукописи к печати.


Двигатели постоянного тока в системах электропривода

 

Задание 1.Для двигателя постоянного тока независимого (параллельного) возбуждения выполнить расчет и построить естественные электромеханическую и механическую характеристики, определить сопротивления секций пускового реостата и построить пусковую диаграмму, выполнить расчет механических переходных процессов и построить кривые зависимостей а также произвести расчет режима динамического торможения и построить механическую тормозную характеристику.

Номер варианта задания определяется преподавателем. Основные технические (каталожные) параметры электродвигателей постоянного тока приведены в приложении № 1.

   

1.1. Расчет и построение электромеханических и механических
характеристик, а также определение сопротивлений секций
пускового реостата электродвигателя

 

Электромеханической характеристикой называется зависимость угловой скорости двигателя от тока главной цепи, т.е. .

Механической характеристикой называется зависимость угловой скорости двигателя от развиваемого им момента на валу, т.е.

Для двигателя постоянного тока независимого (параллельного возбуждения) уравнение естественной электромеханической характеристики имеет следующий вид:       

.                                      (1.1)

где w – угловая скорость вращения электродвигателя, рад/с;

Uян – номинальное  напряжение, подведенное к якорю двигателя, В;

Фн – номинальный магнитный поток, Вб;

Rя – полное (внутреннее) сопротивление цепи якоря, Ом;

Iя – ток в цепи якоря, А;

К – постоянный коэффициент, зависящий от конструкции двигателя.

Выражение для естественной механической характеристики можно представить в следующем виде:

,                                            (1.2)

Так как уравнения электромеханической и механической характеристик представляют прямые линии, то их можно построить по двум точкам:

1. ; ; .   

2. ; ,

 – номинальная угловая скорость двигателя, рад/с.

По паспортным данным двигателя определяется произведение  по выражению:

.                                               (1.3)

При  или  скорость вращения двигателя равна скорости вращения идеального холостого хода

,                                              (1.4)

Внутреннее сопротивление якорной цепи можно определить по формуле

,                                               (1.5)

где – номинальный КПД электродвигателя.

Номинальный момент двигателя находим по одной из двух формул:

;                                 (1.6)

здесь – номинальный ток якоря двигателя, А;

– номинальная мощность двигателя, кВт.         

При пуске двигателя постоянного тока необходимо выполнить два условия: не допускать чрезмерно большого пускового тока, опасного для обмотки якоря, щеточных контактов и коллектора; обеспечить пусковой момент, необходимый для разгона двигателя с исполнительным органом. Эти условия обеспечиваются надлежащим выбором пускового реостата.

Ток в цепи якоря при пуске двигателя ограничивают включением в цепь якоря пускового реостата. По мере увеличения скорости вращения якоря сопротивление пускового реостата следует уменьшать, шунтируя его секции. Снижением сопротивления реостата при пуске, а также надлежащим выбором его значения  и количества секций добиваются того, что пусковой ток и момент двигателя за время пуска колеблются в заданных пределах, обеспечивая требуемые условия разгона исполнительного органа.

Рассчитывают сопротивления секций пускового реостата двумя методами:графическим и аналитическим.

При графическом методе строят пусковую диаграмму (рис. 1.1).

Величина пускового тока ДПТ обычно колеблется в пределах:

,                                          (1.7)  

,

где – максимальный допустимый пусковой ток, А; – ток переключения контакторов, А; – номинальный ток якоря, А.

 

 

В таких же пределах колеблется и величина пускового момента.

 

 

Рис.1.1. Пусковая диаграмма электродвигателя

 

При выполнении данной работы рекомендуется задаться током переключения , тогда при известном числе ступеней пускового реостата m максимальный пусковой ток определяется по формуле:

 .                                        (1.8)     

Необходимо помнить, что число пусковых ступеней ускорения для двигателей малой мощности (до 10 кВт) равно 1–2, для двигателей средней мощности (до 50кВт) – 2–3, а для двигателей большой мощности – 3–4.

Если в результате расчета ток окажется больше допустимого по (1.8), следует либо уменьшить число ступеней, либо уменьшить ток переключения не выходя, однако, из указанных выше пределов.

Можно задаться и максимальным током , а ток переключения найти по формуле:

.                                             (1.9)

Пусковые характеристики (пусковую диаграмму) можно построить в абсолютных и относительных единицах, первый вариант показан на рис. 1.1.

Построение начинается с естественной характеристики (прямая А), которая проводится через точку  и точку номинального режима (  ). Затем строится характеристика К через точки  и . Дальнейшие построения хорошо видны и показаны на рис. 1.1. Критерием правильности расчетов и построений искусственных характеристик является совпадение точки d с естественной характеристикой.

Для расчета сопротивлений секций пускового реостата необходимо измерить отрезки ав, вс, с d, d е и определить масштаб сопротивления якоря ДПТ по выражению

, Ом/мм,                                         (1.10)                                                                            

Сопротивления секций, Ом, определяются по следующим формулам:

, , .                 (1.11)

Суммарное сопротивление секций пускового реостата

                                          (1.12)     

Сопротивление ступеней пускового реостата (см. рис. 1.2), Ом, определяется по формулам:

,

,                                   (1.13)

.

                             

Рис.1.2. Схема включения электродвигателя

 

Аналитический метод определения сопротивлений секций пускового реостата заключается в следующем, если число ступеней пускового реостата не известно, то их можно определить по формуле

,                                                   (1.14)   

где – отношение пускового тока к току переключения.

Если число ступеней пускового реостата известно, то отношение l можно определить по формулам:

– для нормального режима пуска (при редких пусках) задаемся током переключения  и определяем  

;                                                (1.15)     



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.166 с.)