Формирование слоговой структуры слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование слоговой структуры слова



Логопедические задания

Научный редактор О.Е. Громова

Редактор КС. Шиловских

Корректоры Т.Э. Балоунова, Л.Б. Успенская

Художник обложки Е.В. Куапарова

Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.001909.03.09 от 02.03.2009 г.

Подписано в печать 04.06.09. Формат 60x90'/,<■,. Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 6. Доп. тираж 4000 экз. Заказ № 1969.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18. корп. 3.

Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05

педы испытывают и трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщен­ностью.

А,К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова.

♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (на­пример, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-ЦИЧКа» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персевОтпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак почета»

«Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

ISBN 978-5-891.44-801-8                                        © ООО «ТЦ Сфера», 2007

 

 

ВВЕДЕНИЕ

данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логоерация пер­вого слога, поскольку может перерасти в заикание.

♦ Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).

♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).

♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет).

В настоящем пособии предлагается тщательно подобранный речевой материал с учетом классификации продуктивных клас­сов, разработанный А.К. Марковой, с некоторыми изменениями:

— звукоподражания;

— двухсложные слова из открытых слогов;

— трехсложные слова из открытых слогов;

— односложные слова из закрытых слогов;

— двухсложные слова из закрытых слогов;

- двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в середине слов и закрытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в начале слои и закрытым слогом;

— трехсложные слова с закрытым слогом;

— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;

— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;

— односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;

— двухсложные слова с двумя стечениями;

— трехсложные слова с двумя стечениями;

— четырехсложные слова из открытых слогов;

— пятисложные слова из открытых слогов;

— четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечени­ями;

— пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечения­ми;

— слова со сложным стечением (более трех согласных ря­дом).

Работу по формированию слоговой структуры слова у негово­рящего ребенка следует начинать с отработки звукоподражания.!

Если у ребенка нарушены все группы звуков и не велось формирование фонетической стороны речи, то рекомендуем ис­пользовать в работе над слоговой структурой речи материал первых абзацев из каждого раздела. Разделы расположены та­ким образом, что их последовательное использование предпо­лагает соблюдение структуры занятий по формированию сло­говой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи. Посо­бие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание».

В случае, если параллельно с работой над слоговой структурой слова вы автоматизируете какой-либо звук, рекомендуем исполь­зовать соответствующий речевой материал. Он подобран таким образом, что исключает наличие в словах других, трудных для де­тей звуков. Например: материал на звук [ш] не содержит таких звуков, как [ж], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [р], [р']

Материал на звук Л не содержит таких звуков, как [ш], [ж], [с], [с'], [з], [з'], [р], [р'], но

начинать  работу все же следует с первых абзацев.

 Чистоговорки так же содержат только простые предлоги, типа на и у.

Каждый словарный блок также соблюдает систематизацию: существительные единственного и множественного числа, нарицательные существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

Материал, содержащий четырехсложные и пятисложные слова, как и последние предложения, является заключительным этапом  по формированию слоговой структуры слова, но он будет

не лишним  и в работе по развитию речевых навыков у детей, не имеющих тяжелых нарушений. Следует учесть, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирова­на Активизация различных анализаторов во время занятий с ис­пользованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Ре­комендуем использовать преимущественно игровую форму заня­тий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать (эмоциональность воздействия и способствовать развитию рече­вого подражания.

Содержание и технология работы по данному разделу прошли успешную апробацию в ДОУ № 32 Первомайского округа и ДОУ № 92 Ленинского округа г. Мурманска.

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ОСОБЕННОСТИ

НЕСфОРМИРОВАННОСТИ

СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБЩЕГО

НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Несформированность слоговой структуры слова у детей с об­щим недоразвитием речи имеет различную характеристику на раз­ных уровнях развития речи.

На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (ма вместо мама, па вместо папа, ав — собака, би-би — машина и т.д.). У неговорящих детей, как правило, нет потребности подражать слову взрослого, а при наличии подражательной деятельности она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех пло­хо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5—10 до 25—27 слов.

На втором уровне речевого развития отчетливо выявляются за­труднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях — двух­сложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие за­труднения вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трехсложных. Многосложные структуры часто редуцируются. Все названные искажения слого­вой структуры наиболее отчетливо проявляются в самостоятель­ной фразовой речи. Количественный запас слов и объем аморф­ных предложений может быть разным, но характерная черта этого уровня — полное или частичное отсутствие способности к слово­изменению. Иначе говоря, в своей речи дети используют слова только

и той форме, которая была ими усвоена от окружающих. Например, форма именительного падежа единственного числа употребляется на месте всех других падежных форм. У более развитых детей мож­но выявить две формы одного и того же слова.

На третьем уровне развития речи зачастую происходит смеше­ние звуков, близких по артикуляционным и акустическим при­знакам. Развивается умение пользоваться словами со сложной сло­говой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свиде­тельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов.

МЕТОДИКА РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ

СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направ­лениям:

— развитие имитационной способности, т.е. формирование уме­ний к отраженному воспроизведению слогового контура;

— постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова.

Следует также помнить, что к более сложному слоговому клас­су рекомендуется переходить после отработки слов изучаемого продуктивного слогового класса во фразовой речи.

Непосредственно методика работы по данному разделу вклю­чает в себя пропедевтический и основной этапы.

Ведущим на пропедевтическом этапе является обучение:

— восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.);

— различению на слух длинных и коротких слов;

— различению на слух слоговых контуров по длине. Главная задача основного этапа — формирование навыка пра­вильного произнесения слов продуктивных классов.

Пропедевтический этап

Вначале логопед не требует от ребенка осознанного отноше­ния к слогу как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, и эта работа основывается на четком послоговом проговаривании слова взрослым. Н.С. Жукова предлагает это проговаривание связывать с ритмичными движениями правой руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов проговариваемых в слове. Таким образом, количество слогов

ритмично сочетается с одновременными движениями вниз-ввер: правой руки. Кроме того, ребенку дается зрительная опора слога виде каких-либо предметов (фишек, кругов, карточек), разложенных друг за другом на столе. Логопед объясняет ребенку, что слово можно «простучать по карточкам», что слова бывают длинные (показывает разложенные друг за другом три карточки) и корот­кие (убирает две карточки, оставляя одну, лежащую слева). Прого­варивая слово по слогам, логопед одновременно отхлопывает по разложенным листкам бумаги или фишкам так, чтобы слог при­ходился на отдельную карточку. Затем логопед предлагает ребен­ку определить, длинное это слово или короткое. Для сравнения даются одно- и трех-, четырехсложные слова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.019 с.)