Курдвановская Наталья Викторовна Ванюкова Любовь Сергеевна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курдвановская Наталья Викторовна Ванюкова Любовь Сергеевна



Курдвановская Наталья Викторовна Ванюкова Любовь Сергеевна

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Логопедические задания

Научный редактор О.Е. Громова

Редактор КС. Шиловских

Корректоры Т.Э. Балоунова, Л.Б. Успенская

Художник обложки Е.В. Куапарова

Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.001909.03.09 от 02.03.2009 г.

Подписано в печать 04.06.09. Формат 60x90'/,<■,. Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 6. Доп. тираж 4000 экз. Заказ № 1969.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18. корп. 3.

Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05

педы испытывают и трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщен­ностью.

А,К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова.

♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (на­пример, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-ЦИЧКа» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персевОтпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак почета»

«Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

ISBN 978-5-891.44-801-8                                        © ООО «ТЦ Сфера», 2007

 

 

ВВЕДЕНИЕ

данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логоерация пер­вого слога, поскольку может перерасти в заикание.

♦ Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).

♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).

♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет).

В настоящем пособии предлагается тщательно подобранный речевой материал с учетом классификации продуктивных клас­сов, разработанный А.К. Марковой, с некоторыми изменениями:

— звукоподражания;

— двухсложные слова из открытых слогов;

— трехсложные слова из открытых слогов;

— односложные слова из закрытых слогов;

— двухсложные слова из закрытых слогов;

- двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в середине слов и закрытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в начале слои и закрытым слогом;

— трехсложные слова с закрытым слогом;

— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;

— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;

— односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;

— двухсложные слова с двумя стечениями;

— трехсложные слова с двумя стечениями;

— четырехсложные слова из открытых слогов;

— пятисложные слова из открытых слогов;

— четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечени­ями;

— пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечения­ми;

— слова со сложным стечением (более трех согласных ря­дом).

Работу по формированию слоговой структуры слова у негово­рящего ребенка следует начинать с отработки звукоподражания.!

Если у ребенка нарушены все группы звуков и не велось формирование фонетической стороны речи, то рекомендуем ис­пользовать в работе над слоговой структурой речи материал первых абзацев из каждого раздела. Разделы расположены та­ким образом, что их последовательное использование предпо­лагает соблюдение структуры занятий по формированию сло­говой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи. Посо­бие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание».

В случае, если параллельно с работой над слоговой структурой слова вы автоматизируете какой-либо звук, рекомендуем исполь­зовать соответствующий речевой материал. Он подобран таким образом, что исключает наличие в словах других, трудных для де­тей звуков. Например: материал на звук [ш] не содержит таких звуков, как [ж], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [р], [р']

Материал на звук Л не содержит таких звуков, как [ш], [ж], [с], [с'], [з], [з'], [р], [р'], но

начинать  работу все же следует с первых абзацев.

 Чистоговорки так же содержат только простые предлоги, типа на и у.

Каждый словарный блок также соблюдает систематизацию: существительные единственного и множественного числа, нарицательные существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

Материал, содержащий четырехсложные и пятисложные слова, как и последние предложения, является заключительным этапом  по формированию слоговой структуры слова, но он будет

не лишним  и в работе по развитию речевых навыков у детей, не имеющих тяжелых нарушений. Следует учесть, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирова­на Активизация различных анализаторов во время занятий с ис­пользованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Ре­комендуем использовать преимущественно игровую форму заня­тий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать (эмоциональность воздействия и способствовать развитию рече­вого подражания.

Содержание и технология работы по данному разделу прошли успешную апробацию в ДОУ № 32 Первомайского округа и ДОУ № 92 Ленинского округа г. Мурманска.

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ОСОБЕННОСТИ

НЕСфОРМИРОВАННОСТИ

СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБЩЕГО

НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Несформированность слоговой структуры слова у детей с об­щим недоразвитием речи имеет различную характеристику на раз­ных уровнях развития речи.

На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (ма вместо мама, па вместо папа, ав — собака, би-би — машина и т.д.). У неговорящих детей, как правило, нет потребности подражать слову взрослого, а при наличии подражательной деятельности она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех пло­хо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5—10 до 25—27 слов.

На втором уровне речевого развития отчетливо выявляются за­труднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях — двух­сложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие за­труднения вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трехсложных. Многосложные структуры часто редуцируются. Все названные искажения слого­вой структуры наиболее отчетливо проявляются в самостоятель­ной фразовой речи. Количественный запас слов и объем аморф­ных предложений может быть разным, но характерная черта этого уровня — полное или частичное отсутствие способности к слово­изменению. Иначе говоря, в своей речи дети используют слова только

и той форме, которая была ими усвоена от окружающих. Например, форма именительного падежа единственного числа употребляется на месте всех других падежных форм. У более развитых детей мож­но выявить две формы одного и того же слова.

На третьем уровне развития речи зачастую происходит смеше­ние звуков, близких по артикуляционным и акустическим при­знакам. Развивается умение пользоваться словами со сложной сло­говой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свиде­тельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов.

МЕТОДИКА РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ

СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направ­лениям:

— развитие имитационной способности, т.е. формирование уме­ний к отраженному воспроизведению слогового контура;

— постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова.

Следует также помнить, что к более сложному слоговому клас­су рекомендуется переходить после отработки слов изучаемого продуктивного слогового класса во фразовой речи.

Непосредственно методика работы по данному разделу вклю­чает в себя пропедевтический и основной этапы.

Ведущим на пропедевтическом этапе является обучение:

— восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.);

— различению на слух длинных и коротких слов;

— различению на слух слоговых контуров по длине. Главная задача основного этапа — формирование навыка пра­вильного произнесения слов продуктивных классов.

Пропедевтический этап

Вначале логопед не требует от ребенка осознанного отноше­ния к слогу как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, и эта работа основывается на четком послоговом проговаривании слова взрослым. Н.С. Жукова предлагает это проговаривание связывать с ритмичными движениями правой руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов проговариваемых в слове. Таким образом, количество слогов

ритмично сочетается с одновременными движениями вниз-ввер: правой руки. Кроме того, ребенку дается зрительная опора слога виде каких-либо предметов (фишек, кругов, карточек), разложенных друг за другом на столе. Логопед объясняет ребенку, что слово можно «простучать по карточкам», что слова бывают длинные (показывает разложенные друг за другом три карточки) и корот­кие (убирает две карточки, оставляя одну, лежащую слева). Прого­варивая слово по слогам, логопед одновременно отхлопывает по разложенным листкам бумаги или фишкам так, чтобы слог при­ходился на отдельную карточку. Затем логопед предлагает ребен­ку определить, длинное это слово или короткое. Для сравнения даются одно- и трех-, четырехсложные слова.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ

Предметные:

уа — младенец;

иа — ослик;

бе-е-е — овечка;

ме-е-е — козленок;

му-у-у — корова;

га-га-га — гуси;

ко-ко-ко — курица;

пи-пи-пи — мышка;

би-би — машина;

жу-жу — жук;

чу-чу-чу — поезд;

агу — малыш;

ути-ути — утята;

гули-гули — голуби;

мяу-мяу — кошка (котенок);

и-го-го — лошадка;

ав-ав-ав — щенок;

у-ух — сова;

тук-тук — дятел;

тик-так — часы; гав-гав — собака;

чух-чух — паровоз;

чив-чив (чиф-чиф) — птицы;

цып-цып — цыплята;

мур — кошка;

кар — ворона;

динь-дон — колокольчик;

чирик — воробьи;

ку-ка-ре-ку — петушок;

ква-ква — лягушка;

кря-кря — утка;

хрю-хрю — свинья (поросята);

дзинъ — телефон;

фьюить — щегол (соловей);

ежик — пчелка.

 

Ситуативные:

ау -крик в лесу;

ха-ха-ха - смех;

хи-хи-хи - хихиканье;

фи - наморщить нос;

 ду- ду-ду — играть на дудочке;

ля-ля пение;

  ам- ребенок ест;

ай- занозить палец;

ох- болят зубы;

ой- уронить предмет;

ух- грозить кулаком;

эх-махнуть рукой;

бах - лопнул шарик;

  бух — ребенок упал;

бум — ударить в барабан;

фас -— команда собаке.

 

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА

СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ

Бабка, дедка, банка, банька, юбка, папка, ветка, майка, гайка, ватка утка, дымка, кепка, тыква, будка, гонка, койка, тумба, копье, окно кофта, банда, битва, манго, война, мойва, тайна, яхта, ямка, чайка печка, дочка, тучка, бочка, почка, точка, кочка, кухня, качка, очки буквы, нитки, тапки, ногти, когти, факты, одни, видно, вечно, модно, мутно, давно, дивно, помни, найду, пойду, Димка.

Но-но-но — вот окно.

Ны-ны-ны — дома видны.

  Не-не-не — банка на окне.

Ет-ет-ет — я модно одет.

Ш

Кошка, башня, вешка, вышка, пушка, мышка, кашка, шайба, шай­ка, мишка, мошка, мушка, шапка, шубка, шутка, шишка, тушка, виш­ня, яшма, нож(ш)ка, ушки, шаньги, Шавка, Бишка, Кешка, шумно, душно.

Ит-ит-ит — Бишка шумит.

Ит-ит-ит — кошка шипит.

Ушка-ушка — на вышке пушка.

Апка-апка — на Кешке шапка.

Ишка-ишка — у Мишки шишка.

Ж

Жатва, дожди, можно, нужно, нежно, между, важно, жутко, Жанна, пожми, выжми.

Ди-ди-ди — идут дожди. Ди-ди-ди — дожди не жди. Ми-ми-ми — на жука нежно нажми. Ожно-ожно — Жене бежать можно.

С

Сайка, сумка, самбо, сукно, судно, паста, место, тесто, маска, кас­ка, сосна, сойка, судья, весна, десна, соска, сопка, миска, тоска, пески, санки, носки, сутки, кусты, мосты, ясно, тесно, густо, сытно, Санта.

На-на-на — идет весна.

  Ки-ки-ки — неси носки.

Но-но-но — купи сукно.

Иа-на-на — на сопке сосна.

Ты-ты-ты — у сосны кусты.

С

Такси, семга, сетка, письмо, семья, кости, гости, вести, басни, пес­ни, Настя, Костя, Васька, нести, пусти.

Си-си-си — едет такси.

Си-си-си — письмо неси.

Ти-ти-ти — домой Костю пусти.

  Астя-астя — поет песни Настя.

Етка-етка — у Васьки сетка.

 

З

Зайка, езда, зонты, замки, зубки, мозги, зыбко.

Ты-ты-ты — купи зонты.

Ги-ги-ги — у Зойки мозги.

3'

Возня, кузня, ниндзя, везде, зябко, Кузьма, Зинка, возьми.

Де-де-де — нитки везде.  

Ми-ми-ми — тапки возьми.

Ма-ма-ма — идет Кузьма.

Л

Булка, балка, лавка, лампа, лайка, лапка, лодка, полка, палка, вил­ка, салки, лунка, холка, халва, елка, галка, колпак, челка, белка, лапта, метла, вобла, мелки, волки, углы, локти, волны, колко, мелко, тепло.

Елка-елка — на дубе белка.

  Алка-алка — на ветке галка.

Олка-олка — папина полка.

Ампа-ампа — мамина лампа.

Л'

Лента, лямка, капля, суфле, лейка, галька, пулька, долька, колье, колья, вопли, вафли, кегли, туфли, бульки, Ольга, Линда, Литва, люблю.

Пи-пи-пи — лейку купи.

  Ле-ле-ле — ем суфле.

Ли-ли-ли — дольки дели.

Лю-лю-лю — Ленку люблю.

  Инды-инды — туфли у Линды.

Ента-ента — у Ольги лента.

Р

Ручка, парта, марка, карта, корка, морда, горка, дырка, терка, бурка, метро, утро, выдра, пудра, игра, икра, ведро, бедро, кобра, арфа, хурма, метры, ветры, бобры, ковры, тигры, негры, кедры, кадры, багры, Мурка, Ирма, Ирка, Барби, верно, бодро, гордо, мудро, бурно.

Ра-ра-ра — начата игра.

Ро-ро-ро — у Коры ведро.

  Ры-ры-ры — у Иры ковры.

Ат-ат-ат — тигры рычат.

Орда-орда — у выдры морда.

Учка-учка — на парте ручка.

Р'

Редька, речка, рейка, рюмка, борьба, кудри, перья, горько, Борьк; Зорька.

Ба-ба-ба — идет борьба.

  Ре-ре-ре — Зорька на горе.

Ра-ра-ра — Борька у ведра.

Ата-ата — на речке ребята.

Удри-удри — у Борьки кудри.

 

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА

СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ

СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ

Птаха, книга, вьюга, кнуты, твоя, много, квиты.

Ты-ты-ты — купи кнуты.

  Аха-аха — у Пети птаха.

Ого-ого — меда много.

Ш

Штука, шпага, швея, шхуна, штаны, шведы.

Ны-ны-ны — купите Мишке штаны.

Я-я — у мамы швея.

Ага-ага — твоя шпага.

Уна-уна — на воде шхуна.

Еды-еды — едут шведы.

Ж

Ждите, Дженни, Джуди, Джеки.

Ите-ите — Женю ждите.

С

Спина, стена, смена, стадо, стая, скука, смета, смута, ступа, свита, юна, свеча, схема, сваха, стуки, скаты, стоны, счета, Света, стоя, сту-1И, студи, свети, смыто, снято.

Ны-ны-ны — стадо у стены.

Не-не-не — не стучи по стене.  

Та-та-та — на схеме счета.

Ти-ти-ти — свеча, свети.

Ета-ета — у Светы смета.

С

Стихи, всюду, свои.

Хи-хи-хи — у меня свои стихи.

Ети-ети — всюду дети.

3

Змея, знамя, звено, знаки, звуки, звони.

Амя-амя — на доме знамя.

Аки-аки — у Зака знаки.

Ачу-ачу — дай Заку с(з)дачу.

Я-я-я — у Зои змея.

3'

Дзюдо, взята.

Та-та-та — книга взята.

  До-до-до — иду на дзюдо.

л

Плата, пчелы, клады, плоты, плохо, глухо, глупо, Клава, плыла, пула, пнула, клала.

Олы-олы — летят пчелы.

  Ава-ава — у Клуни Клава.

  Ула-ула — Клава мячик пнула.

Л'

Глина, плита, блюдо, племя, блины, плечи, плети, львята, плела.

Ла-ла-ла — Лада венок плела.

Та-та-та — на кухне плита.

Ны-ны-ны — печем блины.

Удо-удо — надо блюдо.

Ята-ята — у львицы львята.

Р

Драка, крупа, тропа, труба, трава, дрова, пруды, брови, пруты, пра­ва, вчера, хмуро, браво, круто, Прага.

Ба-ба-ба — труби труба.

Па-па-па — у пруда тропа.

Ва-ва-ва — руби дрова.

  Ве-ве-ве — дрова на траве.

Ови-ови — у Прони брови.

Ага-ага — город Прага.

Р'

Время, грива, пряха, дрема, прима, двери, брюки, прямо, криво.

Ги-ги-ги — время береги.

Ива-ива — у коня грива.

Ери-ери — гири у двери.

Юки-юки — на Юре брюки.

 

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА

СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ

Фонтан, медведь, магнит, индюк, бантик, винтик, бинтик, фан­тик, обман, ответ, водник, капкан, чайник, обмен, чепчик, печник, конвой, фунтик, кантик, меткий, медный, модный, умный, мягкий, бедный, потный, годный, ветхий, гадкий, мутный, томный, тучный, ватный, мигнуть, пугнуть, икнуть, махнуть, отдать, отбыть, отмыть, подбить, поднять, отнять, выгнать, Гудвин.

 

Ит-ит-ит — чайник кипит.

Ук-ук-ук — идет индюк.

Ан-ан-ан — поет фонтан.

Ит-ит-ит — мой магнит.

У ть-уть — надо маме махнуть.

  Ать-атъ-атъ — папе винтик отдать.

  Овы-овы — медный чайник у Вовы.

  Ани-ани — модный бантик у Тани.

 

Ш

Кувшин, каштан, вешний, шумный, пушной, шаткий, кошкин (дом), Пушкин.

 

Ом-ом-ом — надо вымыть кошкин дом.

Ан-ан-ан — шумит каштан. Ын-ын-ын — надо отдать кувшин.

Ень-енъ — вешний день.

Ень-ень — шаткий пень.

 

Ж

  Дождик, манжет, жемчуг, бюджет, жуткий, каждый, важный, нежный, нужный, жадный, жидкий, жуткий, ножной, выждать.

 

Эт-эт-эт — у Жени манжет.

Дождик, дождик — не дожди,

Дождик, дождик — подожди.

 

С

Поднос, сундук, кактус, космос, сустав, состав, компас, каскад, восток, уксус, пастух, испуг, успех, мускат, фитнес, пятьсот, семьсот, кислый, уз(с)кий, низ(с)кий, мясной, сочный, успеть, остыть, ис­печь, Самсон, Кавказ(с).

 

Ос-ос-ос — несу поднос.

  Ух-ух-ух — идет пастух.

Ук-ук-ук — у Саньки сундук.

 

С,

Костюм, мопсик, кексик, кустик, мостик, Максим, пустит, гос­тит.

Ум-ум-ум — у Кости костюм.

Им-им-им — его купит Максим.

 

3

Зонтик, воздух, ездок, узбек, захват, возчик, зайчик, задний, зубной, позвать, назвать, узнать, мазнуть, затмить.

 

Ок-ок-ок — зайчик ездок.

Эк-эк-эк — возчик узбек.

Ать-ать-ать — надо Зайку позвать.

Ойки-ойки — зонтик у Зойки.

 

3'

Бензин, зимний, зябнуть, казнить, зевнуть.

Ин-ин-ин — купи Зине бензин.

Уть-уть-уть — хочу зевнуть.

Ень-ень — зимний день.

Ой-ой-ой — буду зябнуть зимой.

 

Л

Футбол, каблук, балкон, толчок, болтун, алтын, уклон, наклон, вулкан, вымпел, поклон, теплый, полный, ладный, долгий, колкий, Бай кал, Лондон, махнул, метнул, отдал, поднял, подвел.

 

Ук-ук-ук — у Ланы белый каблук.

Ул-ул-ул — Володя Ладе махнул.

Ол-ол-ол — иду на футбол.

Он-он-он — на доме балкон.

Ал-ал-ал — еду я на Байкал.

 

Л'

Павлин, бублик, лентяй, альбом, бульдог, бульон, мальчик, дельфин, куплет, буклет, гоблин, пальчик, омлет, дуплет, летний, Гамлет, выльет.

 

Ин-ин-ин — идет павлин.

Ом-ом-ом — летний дом.

Ок-ок-ок — лает бульдог.

Ол-ол-ол — иду на футбол.

Ом-ом-ом — надо Алику альбом.

Ет-ет-ет — купи бублик и омлет.

 

Р

Бархан, карман, картон, гармонь, морковь, гарнир, монтер, актер, ворчун, кирпич, тетрадь, фартук, червяк, обрыв, отрыв, формат, овраг, кортик, паркет, архив, бардак, округ, батрак, подбор, маркер, вампир, бампер, тортик, черный, мудрый, мирный, первый, маркий, гордый, мерный, рыбный, верный, бурный, утром, Артек, Артем, Артур, Гер­ман, портить, кормить, бурчать, подрыть, отрыть, вырвать, порвать.

Ать-ать — купи Марку тетрадь.

Офь-офь — потру Ромке морковь.

Ан-ан-ан — это мой карман.

Ак-ак-ак — у дороги овраг(к).

Он-он-он — подай черный картон.

 

Р '

Букварь, бунтарь, коврик, январь, горький, редкий, Харьков, подряд, мудрить, бодрить.

 

Арь-арь-арь — хочу букварь.

Яд-яд — читаю подряд.

Иты-иты — мягкий коврик у Риты.

Ить-ить-ить — не надо мудрить.

 

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА

СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ

 

Внучок, гномик, квиток, гнутый, втыкать, хватать, хныкать, квакать, вдыхать, вбивать, двигать.

 

Атъ-атъ — не надо хватать.

Адо-адо — и хныкать не надо.

Акать-акать — будем квакать.

 

Ш

Шпагат, штатив.

 

Ат-ат-ат — купи Паше шпагат.

Ив-ив-ив — дай папе штатив.

 

Ж

Движок, жгучий, множить.

 

Ок-ок-ок — почини движок.

С

Скачок, свиток, стакан, студень, статус, свиной, святой, спитый, спетый, стынуть, стучать, стонать, смекать, сменить, светить, снимать, скатить, студить, стоять, скакать, скатать, свисать, скучать, ставить, свесить.

 

Ан-ан-ан — стоит стакан.

Ать-атъ-ать — будем снимать.

Ить-ить-ить — надо Свете светить.

 

С,

 

Степан, свесить, квасить, мчитесь.

 

Ан-ан-ан — по степи идет Степан.

Атъ-ать-ать — он не будет скучать.

Итесь-итесь — куда мчитесь.

 

З

Звонок, с(з)битый, звенеть, звякать, звонить, знобит, звучит, с(з)би вать, с(з)бавить.

 

Ок-ок-ок — звенит звонок.

 

3'

(Много) взяток.

 

Л

Клубок, клоун, клубень, флакон, платок, плакат, глупый, плохой, глухой, гнилой, Владик, Платон, Плутон, плакать, плавать, гладить.

 

Ок-ок-ок — у Клавы клубок.

Ок-ок-ок — у Влада платок.

Он-он-он — на полке флакон.

 

 

Л'

Ключик, плевок, львиный, длинный, плевать, хвалить, клеить, клюет, блеет, млеет, плетет.

 

Оли-оли — ключик у Коли.

Итъ-ить-ить — меня надо хвалить.

Ёт-ёт — улов клюет. Ечка-ечка — блеет овечка.

Ом-ом-ом — у льва львиный дом.

 

Р

Кровать, драчун, провод, творог, графин, грохот, вратарь, дракон, братик, прутик, прадед, прорыв, хмурый, крутой, грубый, хромой, грубить, грабить, крутить, творить, прыгать, править.

 

Ун-ун-ун — братик драчун.

Ок-ок-ок — прадед купит творог.

Итъ-ить-ить — не надо грубить.

Арь-арь-арь — у ворот вратарь.

Ин-ин-ин — у кровати графин.

Ро-ро-ро — будем творить добро.

 

Р'

Крючок, грибок, пряник, гребень, припев, брикет, кремень, кредит, кривой, прямой, третий, вперед, прятать, крякать, хрюкать, бредить, дремать, кричать, прибить, привить, принять.

 

Ит-ит-ит — дайте кредит.

Ой-ой-ой — путь прямой.

Чок-чок — на двери крючок.

Ать-атъ — будем дремать.

 

 

С'

Гусиный, висячий, укусить, Енисей.

Сей-сей — иду я на Енисей.

 

3

Зодиак, пузатый, заячий, занозить, помазать, загадать, запивать, запевать, заменить, заметить, закипеть, замучить, заводить, заказать, наказать, завязать, замазать.

 

Ать-ать-ать — чемодан заказать.

Уза-уза — в воде медуза.

 

3'

Магазин, хозяин, каземат, зимует.

 

Ин-ин-ин — у дома новый магазин.

Аин-аин — пузатый хозяин.

 

Л

Холодок, колокол, молоток, человек, логопед, балаган, котелок, колобок, потолок, балабол, мукомол, кулачок, бывалый, удалой, молодой, голубой, Михаил, убедил, победил, получил, научил, выучил, надавил, лукавил, увидал, лакает, балует.

 

Ил-ил-ил — Михаил победил.

Ил-ил-ил — логопед научил.

Ил-ил-ил — «холодок» я купил.

Ал-ал-ал — молоток увидал.

Ок-ок-ок — я пеку колобок.

Ек-ек — идет человек.

Ел-ел — колокол гудел.

 

Л,

Читатель, телефон, теленок, ванилин, великан, хулиган, ледоход, ледокол, любимый, ленивый, беличий, колючий, великий, лелеет, болеет, мелеет, лягает, летает, полюбил, Виталик.

 

Он-он-он — у Лены новый телефон.

Ан-ан-ан — дядя Леня великан.

Ан- ан-ан — Виталик хулиган.

Ин-ин-ин — Лида любит ванилин.

Онок-онок — болеет теленок.

Онок -онок — нам не надо пеленок.

Р

Ветерок, вечерок, караван, подарок, аромат, договор, пароход, катерок, огарок, барабан, коробок, хуторок, городок, ураган, воробей, муравей, мухомор, огород, помидор, рубанок, пионер, монитор, медовар, румяный, мировой, дорогой, нарывать, вытирать, выбирать, воровать, работать.

 

Ок- ок-ок — дует ветер-ветерок.

Ок-ок-ок — на реке катерок.

Ан-ан-ан — у Романа барабан.

От-от-от — мы идем на огород.

От-от-от — на море пароход.

Ор-ор-ор — купим новый монитор.

Р,

Ребенок, порядок, коридор, габарит, реферат, раритет, морячок, корявый, дырявый, куриный, поверит, говорит, редеет, покорять, Игорек.

 

Ре-ре-ре — ребенок на горе.

Ав-ав-ав — дырявый рукав.

Ит-ит-ит — горит габарит.

Иты-иты — порядок у Риты.

Ить-ить-ить — мама учит говорить.

Ина-ина — поверит Дане Марина.

Чок-чок — Игорек морячок.

 

И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ

 

Комната, покупка, ботинки, удочка, мамочка, девочка, водичка, веточка, пяточка, бабочка, печенка, поганка, копейка, начинка, тех­ника, буханка, тянучка, находка, ветчина, ангина, анкета, девятка, походка, находка, догадка, побудка, впадина, отмена, кокетка, помывка, аптека, бандиты, пятачки, кабачки, ноготки, коготки, бантики, конфеты, агенты, Анечка, Ниночка, Вовочка, Петенька, Ванечка, Димочка, Индия, медная, модная, гибкая, умная, дивная, томная, мутная, водная, бедная, мягкая, ветхая, недавно, добавьте, допейте, дойдите, думайте, пугайте, давайте.

 

Ш

Кукушка, пушинка, ошибка, мишутка, башенка, подушка, бабушка, дедушка, букашка, кумушка, подошва, машинка, катушка, окошко, девушка, пушнина, тушенка, кубышка, шумовка, душенька, вытяж(ш)ка, тошнота, детишки, шахматы, камушки, катышки, петушки, пушная, душная, шаткая, шумная, вешняя, кошачья, шагайте, мешайте, кушайте, Катюшка, Ванюшка, Ивашка, Наташка, Дашенька, Машенька, Мишенька, Яшенька, Танюшка.

 

Ж

Мужички, жидкая, жуткая, говяжья, важная, жгучая, нужная, нежная, каждая, надежно.

 

С

Истина, пустыня, пустота, капуста, косынка, сумочка, сметана, смехота, статика, дискета, осанка, досочка, посадка, высадка, собачка, кусачки, саночки, ступени, аисты, киоски, комиксы, сыновья, суставы, сегодня, Сонечка, Санечка, мясная, свиная, собачья, низ(с)кая, сведите, сманите.

 

С,

Система, косичка, семечко, синичка, тесемка, беседка, наседка, десятка, новости, спасибо, Сенечка, Мексика, спасите.

 

 

З

Азбука, загадка, здание, козочка, западня, вязанка, заметка, запевка, закатка, заточка, знания, поезда, зайчата, звонкая, задняя, зубная, заячья, безумно, Зоечка, звоните, зайдите.

 

3'

Визитка, поземка, хозяйка, козявка, зимовка, зимовье, взятие, Зиночка.

 

Л

Палатка, голубка, фиалка, повидло, бутылка, каланча, иголка, белочка, метелка, камбала, молния, облава, яблоко, облако, поломка, блокада, поилка, гадалка, молотки, кулачки, волчата, глубоко, холодно, глупая, глухая, плохая, ловкая, теплая, мелкая, махнула, икнула, мотнула, лакайте, балуйте, лукавьте, Латвия, Милочка, Галочка.

 

Л'

Линейка, колючка, улитка, пеленка, котлета, куплеты, Библия, молитва, капелька, моделька, поленья, дельфины, атлеты, буклеты, бельчата, валенки, колядки, Наталья, Аленка, Оленька, Валечка, Ульяна, Бельгия, львиная, беличья, легкая, лелейте, болейте, налейте, летайте.

 

Р

Армия, крапива, пятерка, граната, подруга, ракетка, хроника, рав­нина, кенгуру, уборка, черника, кухарка, трудяга, управа, фактура, партия, Юрочка, горочка, курочка, карманы, тетради, театры, провода, подар­ки, городки, рубанки, черная, мирная, рыбная, другая, мерная, крутая, первая, хмурая, Верочка, Европа, порвите, кормите, нарвите, крутите.

 

Р'

Веревка, природа, бригада, гречиха, премия, тревога, трибуна, кутерьма, тигрята, приметы, порядки, морячки, приходы, ремонты, Буренка, Африка, прямая, кривая, поверьте, дырявьте, кривите, гремите, бредите.

 

И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ

 

Автомат, ягненок, памятник, охотник, кофейник, комбинат, виновник, Бетховен, нефтяной, тканевый, танковый, винтовой, мохнатый, томатный, гоночный, двоякий, выходной, хватает, квакает, подходит, чавкает, кудахчет, отменить, двигает.

 

Ш

Шиповник, шпагатик, вишневый, шпыняет, отшуметь.

 

Ж

Художник, багажник, бумажник, багажный, бумажный, одежный, медвежий, таежный, надежный, убеждать, подождать.

 

С

Советник, автобус, стадион, пианист, снегоход, снегопад, снеговик, снегокат, дисковод, кудесник, девятьсот, постовой, гостевой, студеный, сыновний, пусковой, восковой, постовой, посудный, остынуть, отсудить, остудить.

 

С,

Восемьсот.

 

3

Позвонок, вездеход, везунчик, змеевик, зайчонок, атавизм, пузанчик, знакомый, заводной, заметный, заветный, занудный.

 

3'

Газетный, неземной.

 

Л

Половник, алфавит, волчонок, галчонок, холодный, голодный, молочный, головной, глубокий, волнует, наклонить.

 

Л'

Медальон, будильник, начальник, бельчонок, анальгин, купальник, мобильный, локальный, маленький, пчелиный, Айболит.

 

Р

Виноград, бурундук, характер, проулок, георгин, карантин, командир, романтик, фотограф, барометр, бумеранг, Аркадий, упорный, торфяной, каркает, бормочет, хромает, играет, прыгает, порхает моргает.

 

Р'

Директор, бригадир, мандарин, пригород, курятник, подогрев, агрегат, приветик, кудрявый, упрямый, нарядный, передний, тигриный, прибирать, прибивать, приходить, придумать, припевать, хрюкает, крякает.

 

ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

Пианино, паутина, комедия, механика, методика, питание, дыхание, мычание, гонение, гадание, купание, качание, катание, течение, мучение, генетика, махание, метание, именины, ведение, гигиена, боковина, апатия, витамины, бегемоты, химикаты, букетики, водопады, атаманы, попугаи, капитаны, комитеты, чемоданы, океаны, ученики, Япония, дубовая, боевая, утиная, единая, беговая, могучая, пахучая, готовая, одетая, надутая, богатая, водяная, виноваты, убегаю, думаете, обидете, имеете, бываете, кукуете, гогочете, витаете, утомите, удивите, победите, уведите, катаете, пугаете, читаете, копаете, гадаете, икаете, мигаете, нюхаете, ночуете, кочуете, кидаете, купаете, аудио.

Ш

Тушение, гашение, ношение, шатание, шагание, кукушата, дешевая.

Ж

Нажатие, жужжание, ежевика, докажите, намажете, накажите, ука­жите, поживете, ежиная.

С

Касание, пособие, суматоха, водоносы, медоносы, самокаты, ана­насы, сотовая, высокая, кусачая, носатая.

С

Осетины, несение, гусиная, висячая, донесите, унесите, укусите.

3

Занятие, вязание, задание, мозаика, везучая, пузатая, забодаю, за­ходите, заводите, замените, заметите, закипите, задавите.

3'

Везение, озимые, магазины.

 

 

Л

Мелодия,  одеяло, голубика, половина, каникулы, выкинула, ко­локола, логопеды, балаганы, бывалые, голубая, маловато, выбивала, накидала, выточила, получила, надавила, наловила, выудила, коло­тила.

Л'

Деление, наличие, лечение, величина, бакалея, фамилия, оленята, читатели, учителя, телефоны, великаны, хулиганы, ледоколы, люби­мая, великая, ленивая, колючая, лиловая, ледовая, полетели, убедили, победили, вылепили, научили, выделили, увидали, выводили, выки­нули, намылили, поливали, Италия.

Р

Керамика, раковина, пирамида, ранение, пионеры, воронята, ка­раваны, пароходы, барабаны, ураганы, мухоморы, огороды, помидо­ры, мониторы, рабочие, медовары, пивовары, ветераны, румяная, мировая, дорогая, паровая, роковая, Буратино, Румыния.

Р'

Горение, бурение, батарея, черепаха, материя, черемуха, авария, коридоры, габариты, рефераты, раритеты, куриная, дырявая, кука­реку, Америка, Бавария, поверите, говорите, редеете.

ц

Чечевица, ученица, пуговица, единица медицина
Балерина  
Василиса кукуруза
вереница лягушата
водолазы молодица
вырулила написала
голубица перепела
горошина пигалица
гусеница пишущая
желание половица
жеребята посолила
забивала решение
забодала росомаха
завесила рукавицы
закивала рулевая
закипела рулетики
захотела рыболовы
золотая сумятица
королева сыровары
  Ящерица  

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО

* * *

У меня ученый пес —

 Круглой пуговкою нос.

 Если в чем-то я не прав,

 Громко лает он... (гав-гав)\

Только вишня расцвела —

Прилетела в сад пчела

Я давно за ней слежу,

 Ищет мед она... (жу-жу)\

Кот усатый, как разбойник,

Перепрыгнул подоконник,

 Распугал соседских кур

И мурлыкает... (мур-мур)\

Хороша ворона-птица,

Да в певицы не годится.

Как откроет рот — кошмар,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.423 с.)