Рабочая программа учебной дисциплины: компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа учебной дисциплины: компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях

IT in Journalism and Research

 

Язык (и) обучения

русский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 4

 

Регистрационный номер рабочей программы: 005350

 

 

 

Санкт-Петербург

2019

 

Раздел 1.  Характеристики учебных занятий

 

Цели и задачи учебных занятий


Основная цель изучения дисциплины – сформировать у студентов четкое представление о возможностях применения компьютерных технологий в научных исследованиях и их роли в современной журналистике.
 Достижение цели подразумевает выполнение следующих задач:
   ознакомить студентов с основными программно-аппаратными средствами, широко используемыми в научно-исследовательской работе, особенно - в медиаисследованиях;
   представить студентам систему программных средств, обеспечивающих сбор и аналитическую обработку научных данных, ознакомить с методами визуализации результатов анализа;
   выработать у студентов навыки практического применения специального программного обеспечения в исследовательской работе.
Результаты изучения дисциплины выражены в профессиональных компетенциях, формируемых по результатам данного курса (см. п. 1.4).

 

 

Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Обучающийся должен обладать знаниями и навыками в объеме первой ступени профессионального образования (бакалавриат, специалитет).

 

Перечень результатов обучения (learning outcomes)

Студент, обучившийся по данной дисциплине, должен:
   знать содержание дисциплины «Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях», методы и принципы, обеспечивающие эффективное применение программно-аппаратных средств для сбора, анализа и интерпретации данных в научных исследованиях;
   знать особенности и возможности компьютерного обеспечения для производства журналистских материалов, их трансляции в массовую аудиторию, учета и контроля;
   приобрести практические навыки использования компьютерных технологий в журналистикой работе.
ОПК-6 Способен отбирать и внедрять в процесс медиапроизводства современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии.

ПКП-4 Способен использовать в работе современные технические средства коммуникации.

УКМ-3 Способен использовать методы получения и работы с информацией в профессиональной сфере с учетом современных технологий цифровой экономики и информационной безопасности

Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

В процессе изучения курса применяются следующие активные и интерактивные методы обучения:
   При создании презентаций в рамках практических занятий используется групповой метод.
   На практических занятиях применяются кейсовые методики.

 

 

 

Раздел 2.  Организация, структура и содержание учебных занятий

Организация учебных занятий

 

 

2.1.1 Основной курс

 

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины,

 практики и т.п.

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных 

форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя сам. раб. с использованием методических материалов текущий контроль (сам.раб.) промежуточная аттестация (сам.раб.) итоговая аттестация (сам.раб.)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Форма обучения: очная

Семестр 1       18         2       74   14   18 3
        10-30         10-80       1-1   1-1      
Семестр 2       12         4       9   11   12 1
        10-30         10-80       1-1   1-1      
ИТОГО       30         6       83   25   30 4

 

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

Формы

Сроки

Виды

Сроки

Виды Сроки

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Форма обучения очная

Семестр 1

 

 

зачёт, устно, традиционная форма

по графику промежуточной аттестации

   
Семестр 2

 

 

зачёт, устно, традиционная форма

по графику промежуточной аттестации

   

 

 

 

 

 

2.2. Структура и содержание учебных занятий

C1. Современные информационные технологии в индустрии СМИ; 18ч., ПЗ

Практические занятия

Занятие 1. Компьютерные технологии и их роль в современной журналистике (2 часа).

Занятие 2. Виды программных средств, широко используемых в сфере СМИ
(2 часа).

Занятие 3. Аппаратные средства и программное обеспечение, используемые в научных исследованиях (2 часа).

Занятие 4. Аппаратные средства и программное обеспечение, используемое в медиаисследованиях (2 часа).

Занятие 5. Медиаметрия как направление использования компьютерных технологий в медиаисследованиях (2 часа).

Занятие 6. Технологии сетевых баз данных в сфере СМИ (2 часа).

Занятие 7. Возможности программного пакета MicrosoftExcel в практике медиаисследований (2 часа).

Занятие 8. Статистические возможности программного пакета Excel
(2 часа).

Занятие 9. Компьютерный анализ аудитории и его использование в практике СМИ (2 часа).

С2. Методы статистической обработки информации в современныхмедиаисследованиях; 12ч., ПЗ

1 занятие. Определения понятия «информация» (2 часа).

2, 3 занятие. Особенности Интернета как коммуникативной среды (4 часа).

4 занятие. Языковой знак (2 часа).

5 занятие. Герменевтика как искусство понимания (2 часа).

6 занятие. Методики изучения коммуникации в Интернете (2 часа).

 

 

 

Методическое обеспечение

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

При проведении занятий используются учебно-методические материалы, размещенные на официальном сайте. Успешное освоение программы дисциплины предполагает активную работу в аудитории под руководством преподавателя и закрепление полученных знаний во время самоподготовки.

 

 

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

УММ, размещенный на сайте - http://jf.spbu.ru/stu/3604/3606-1131.html (5 к., 1 сем.),
http://jf.spbu.ru/stu/4204/4206-1561.html (5 к., 2 сем.)
1.   Учебно-методический комплекс по дисциплине
2.   Ридер по курсу (не менее 150 страниц)
3.   Список дополнительной литературы (см. ниже).

 

 

Критерии оценивания

Форма проведения коллоквиума – собеседование по вопросам, обозначенным в билете. Все вопросы соответствуют списку, предполагаемому программой. Студенту предоставляется возможность произвольного выбора билета, на подготовку ответа студенту дается 45 мин, на сам ответ – 15-20 мин.

Оценка «Отлично» ставится, если студент демонстрирует уровень теоретических знаний и практических навыков, полностью соответствующий содержанию темы. Оценка «Хорошо» ставится, если студент испытывает затруднения при ответе на один из вопросов, но в состоянии представить общее понимание стоящей за ним проблемы или уверенно отвечает на вопрос дополнительный. «Удовлетворительно» ставится в случае, если студент способен детально осветить один из вопросов, однако очень слабо ориентируется во втором; при этом способен ответить на два дополнительных вопроса. 

Предполагаемая продолжительность проведения коллоквиума – в расчете 1 час на одного человека.

С2. Методы статистической обработки информации в современныхмедиаисследованиях

Критерии оценивания

Форма проведения зачета - устная беседа со студентом, ответы на вопросы по материалам лекций.

На подготовку ответа студенту дается 25 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если развернутый ответ дан по двум из трех заданных вопросов.

Оценка «Незачет» ставится, если ответ не удовлетворяет критериям, по которым ставится оценка «Зачет».

Предполагаемая продолжительность проведения зачета - 90 минут.

 

 

3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)

Вопросы к коллоквиуму

1. Виды программного обеспечения для вёрстки печатных и Интернет-изданий.

2. Программные средства для подготовки графических материалов в печатных СМИ.

3. Программные средства подготовки новостных выпусков на радио и телевидении.

4. Программные средства для верстки программы передач на музыкальном радио.

5. Компьютерные системы поддержки опросов и программы анализа статистических данных (обзор).

6. Программы для реализации контент-анализа.

7. Аппаратные средства и программное обеспечение, используемое в медиаисследованиях: анализ теле-радиовещательной сети.

8. Системы фиксации вещательного контента.

9. Медиаметрия как направление использования компьютерных технологий в медиаисследованиях.

10. Технологии сетевых баз данных в сфере СМИ.

11. Excel как основной инструмент анализа цифровой информации на медиапредприятиях.

12. Элементы статистического анализа и их реализация в сфере медиаисследований с помощью программы Excel.

13. Корреляционный анализ и его использование для анализа данных.

14. Компьютерный анализ аудитории и его использование в практике СМИ.

15. Принципы компьютерного прогнозирования аудитории электронных СМИ. Построение простейших прогнозных моделей поведения аудитории.

 

Вопросы к зачету

1. Сформулировать особенности Интернета как коммуникативной среды.

2. Обозначить роль социальной информации в современном обществе.

3. Раскрыть модели систем связи.

4. Перечислить основные типы коммуникации.

5. Привести примеры интеллектуальной коммуникации в современном обществе.

6. Привести примеры модели вербальной коммуникации.

7. Привести примеры эмоционально обедненной коммуникации.

8. Привести примеры технически нестабильной коммуникации.

9. Сформулировать концепцию общества по Н. Луману.

10. Раскрыть понятие языкового знака.

11. Привести примеры медиаторов в материалах СМИ.

12. Эвристическая функция медиаторов.

13. Cформулировать основное значение теории обоснования интерпретации ЭдвардаХирша.

14. Понятие «Языковой знак»

15. Привести примеры для теории обоснования интерпретаций из текстов СМИ.

16. Сформулировать методики изучения коммуникации в Интернете.

17. Способы выявления стоимостной оценки продолжительной коммуникации.

18. Привести пример работы со специфическими целевыми группами.

19. Привести примеры мониторинга и способов исследования эффективности коммуникации.

20. Каким образом провести оценку скорости получения отклика.

 

 

 

Вопросы к коллоквиуму

21. Виды программного обеспечения для вёрстки печатных и Интернет-изданий.

22. Программные средства для подготовки графических материалов в печатных СМИ.

23. Программные средства подготовки новостных выпусков на радио и телевидении.

24. Программные средства для верстки программы передач на музыкальном радио.

25. Компьютерные системы поддержки опросов и программы анализа статистических данных (обзор).

26. Программы для реализации контент-анализа.

27. Аппаратные средства и программное обеспечение, используемое в медиаисследованиях: анализ теле-радиовещательной сети.

28. Системы фиксации вещательного контента.

29. Медиаметрия как направление использования компьютерных технологий в медиаисследованиях.

30. Технологии сетевых баз данных в сфере СМИ.

31. Excel как основной инструмент анализа цифровой информации на медиапредприятиях.

32. Элементы статистического анализа и их реализация в сфере медиаисследований с помощью программы Excel.

33. Корреляционный анализ и его использование для анализа данных.

34. Компьютерный анализ аудитории и его использование в практике СМИ.

35. Принципы компьютерного прогнозирования аудитории электронных СМИ. Построение простейших прогнозных моделей поведения аудитории.

 

Вопросы к зачету

36. Сформулировать особенности Интернета как коммуникативной среды.

37. Обозначить роль социальной информации в современном обществе.

38. Раскрыть модели систем связи.

39. Перечислить основные типы коммуникации.

40. Привести примеры интеллектуальной коммуникации в современном обществе.

41. Привести примеры модели вербальной коммуникации.

42. Привести примеры эмоционально обедненной коммуникации.

43. Привести примеры технически нестабильной коммуникации.

44. Сформулировать концепцию общества по Н. Луману.

45. Раскрыть понятие языкового знака.

46. Привести примеры медиаторов в материалах СМИ.

47. Эвристическая функция медиаторов.

48. Cформулировать основное значение теории обоснования интерпретации ЭдвардаХирша.

49. Понятие «Языковой знак»

50. Привести примеры для теории обоснования интерпретаций из текстов СМИ.

51. Сформулировать методики изучения коммуникации в Интернете.

52. Способы выявления стоимостной оценки продолжительной коммуникации.

53. Привести пример работы со специфическими целевыми группами.

54. Привести примеры мониторинга и способов исследования эффективности коммуникации.

55. Каким образом провести оценку скорости получения отклика.

 

 

Кадровое обеспечение

Образование и (или) квалификация штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

К преподаванию данной дисциплины могут быть допущены преподаватели профессионального цикла, имеющие ученую степень кандидата, доктора наук и (или) опыт преподавания профессиональных дисциплин, а также сотрудничающие в средствах массовой информации.

 

Информационное обеспечение

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях

IT in Journalism and Research

 

Язык (и) обучения

русский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 4

 

Регистрационный номер рабочей программы: 005350

 

 

 

Санкт-Петербург

2019

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.071 с.)